05bludni_sin_640

На фото: "Возвращение блудного сына", художник Б. Э. Мурильо.

Нередко светские люди говорят: как у вас, христиан, всё просто: нагрешил, потом пошёл, сказал священнику и как будто ничего не было. Нередко и лукавый нашёптывает нам во время искушения: поддайся, согреши сейчас, потом ведь сможешь на исповеди покаяться.

Но не всё так просто. Действительно, при искреннем раскаянии, подтверждённом изменением жизни, Бог прощает нам грех, но это не значит, что мы возвращаемся к тому, какими были до совершения греха. Приведу пример. Представьте, что некий мужчина страдал грехом пьянства. В таком состоянии однажды он заснул пьяным на холоде, отморозил пальцы, которые ему пришлось ампутировать. После этого он взялся за ум, покаялся, прекратил пить. Принял ли Господь его раскаяние? Да. Простил ли ему грех пьянства? Да. А выросли ли у этого человека пальцы? Нет.

Каждый грех уродует нашу душу и эти последствия остаются с нами. После некоторых грехов приходится расхлёбывать последствия всю оставшуюся жизнь. Но даже сравнительно мелкие грехи, совершённые неоднократно, превращаются в греховные привычки, страсти, которые поселяются в нас, как паразит, постепенно отравляющий нас изнутри. Эти греховные страсти - всё равно что ошейник, поводок от которого мы вручаем бесам, а им уже остаётся только дёргать его и тащить нас на те грехи, которые мы уже давно не хотим совершать и от которых никакого удовольствия не получаем. Совершая грех, мы открываем душу для этой заразы, которая уродует, ослабляет и порабощает нас.

Конечно, нужно каяться. Покаяние - единственное лекарство для больной души и без него мы не сможем сорвать с себя этот ошейник, освободиться от греха. Но даже искренне покаявшись мы уже никогда не будем такими, какими бы стали, если бы не совершали тот грех, то падение. Так что не всё так просто и исповедь - это отнюдь не повод снисходительно относиться к греху.

У святых отцов мы можем найти много практических советов о том, как победить греховные страсти, а в таинстве Причащения Господь дает нам силы для победы. И это возможно, и в наше время есть православные христиане, которые побеждают свои страсти, освобождаются от них.

Может быть, кто-то скажет: я слишком слаб и не чувствую в себе сил победить. Что ж, по крайней мере борись, не сдавайся греху, не опускай руки. Если и сто раз пал, сто раз вставай и продолжай бороться. Преподобный Амвросий Оптинский говорит, что даже если мы и не победим страсть, но не прекратим бороться с ней, и в этом состоянии умрём, Господь примет нас в Своё Царствие. Потому что, хотя мы и не предстали перед Ним победителями в духовной брани, но мы и не предстали сдавшимися.

Итак, будем непримиримы в борьбе со старыми грехами и оберегать себя от новых. Не будем бояться и унывать, как будто мы оставлены одни в этой борьбе - ведь мы "сограждане святым и свои Богу" (Еф. 2:19), а Бог своих не бросает.

04hristos_v_pustine_640

На фото: "Христос в пустыне" (фрагмент), художник И. Крамской.

Братья и сестры, сейчас мы слышали слова Господа: "Царствие Небесное силою берётся и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11:12). Эти слова стоит выписать и повесить на видное место, потому что в какое бы время мы ни взглянули на них, они будут кстати.

Современный человек хочет всё получать без усилий. Мир убеждает: расслабляйся и развлекайся! Неудивительно, что у тех, кто к этому стремится, Церковь непопулярна - ведь она определённо не из тех мест, где расслабляются и развлекаются. Но и мы, пришедшие в храм, нередко строим свою духовную жизнь по принципу "поменьше усилий". Так и превращается наша духовная жизнь в болото, потому что без усилия над собой, понуждения себя, преодоления себя ради Господа правильной духовной жизни быть не может.

И речь не о маленьких усилиях. Дословно в Евангелии сказано: "захватывают Царствие Небесное". Как воины, которые штурмом берут город. Невозможно захватить город, пребывая в расслаблении или даже действуя вполсилы. Это предполагает полное напряжение сил и самоотдачу. То же предполагает и жизнь христианина.

Молиться, держать пост, ходить в храм, читать духовные книги - всё это требует усилий. Бороться с грехом в себе, исполнять заповеди - ещё больше предполагает усилий. В физическом мире нужны усилия, когда ты что-то делаешь, а в духовной жизни усилия нужны даже для того, чтобы не делать чего-то. Например, чтобы копать нужны усилия, а чтобы не копать никаких усилий не надо. А в духовной жизни наоборот - чтобы роптать усилий не надо, а чтобы не роптать в момент искушения и скорби усилия нужны. Чтобы осуждать не надо особых усилий, а вот чтобы не осуждать нужны порой колоссальные усилия.

И этим не надо тяготиться, не надо унывать, если мы видим, что у нас не идёт что-то само собой, и приходится понуждать себя. Это хорошо! Ведь именно когда мы преодолеваем себя в чём-то ради Господа, мы тем самым свидетельствуем Богу, что любим Его больше, чем себя. И значит, мы на правильном пути, который ведет в Царствие Небесное.

03hristos_640

На фото: Виктор Михайлович Васнецов "Распятый Иисус Христос" (фрагмент)

Братья и сестры, мы слышали сейчас, как Господь сказал в Евангелии: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Лк. 9:23). А куда же мы можем следовать за Господом, неся крест - на Голгофу? Значит у каждого христианина есть своя Голгофа, где, как говорит апостол: "Те, которые Христовы, распяли плоть свою со страстьми и похотьми" (Гал. 5:24). Пусть не обманывает никто себя, выдумывая какое-то комфортное христианство - без самопожертвования и преодоления себя нет христианства. Господь взошёл на Голгофу, чтобы Своей добровольной жертвой открыть путь к спасению для человечества, мы же на нашей Голгофе должны сделать себя пригодными для восприятия этого дара. А для того нужно отвергнуть грех и свою поражённую волю согласовать с волей Божией. Это больно - вырывать из себя годами укоренившиеся греховные страсти. Но если Господь на кресте был один, то мы на нашей персональной Голгофе никогда не одни, - Христос всегда рядом, помогает, направляет и утешает нас. И если мы, следуя за Христом и неся свой крест, оказались на Голгофе, то это не повод унывать и бояться. Потому что Господь показал нам - после Голгофы следует воскресение. И если мы оказались на Голгофе, нещадно борясь в себе с грехом и отказываясь от всего, что может разлучить нас с Богом, не боясь и страдать за это, то значит - воскресение души нашей близко.

Братья и сёстры, мы слышали в евангельском чтении, как на каверзный вопрос саддукеев о женщине, которая была семь раз замужем, Господь ответил: "чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят" (Лк. 20:34-35). Иногда спрашивают: означает ли это, что даже венчанный брак имеет значение только здесь, на земле, а в вечности он продолжения не получит?
_
Если мы посмотрим на то, что говорили об этом святые отцы, то увидим, что некоторые отвечали утвердительно, а некоторые отрицательно. Такое различие вызвано тем, что существует два понимания брака. В первом понимании - брак это социальный институт, ориентированный на рождение и воспитание детей, совместное хозяйство, имущественные вопросы и т. д. В таком понимании, которое и имели в виду саддукеи, брака не будет в Царствии Небесном. Как и сказал Господь. Согласно второму пониманию - брак это любовь между мужем и женой, освящённая благословением Божиим и скрепленная их общей любовью ко Христу. А вот это со смертью не прекратится, потому что, как говорит Писание, "Любовь никогда не перестаёт" (1Кор. 13:8).
_
Если мы будем стремиться обрести и сохранить это, то и в Царствии Небесном окажемся вместе со своими любимыми. Это стоит беречь и за это стоит бороться. И беречь будет легче, если мы понимаем, что брак это не "место, где меня любят", а "место, где я люблю", это школа самоотречения и любви. Господь да сохранит всех всех нас в любви и да приведет ко спасению!

02ioanniki640

На фото: икона преп. Иоанникия Великого

Дорогие братья и сестры, сегодня святая Церковь чтит память преподобного Иоанникия Великого. Его молодость пришлась на время правления императоров-иконоборцев и он сам был иконоборцем, поскольку вырос в этой среде. Он успешно проходил воинскую службу. Уже тогда он был отмечен многими добродетелями, был набожным и вел жизнь чистую. Но оставался еретиком. Однажды на пути он повстречал прозорливого старца, который сказал: "Чадо Иоанникий! Если ты называешься христианином, то почему презираешь икону Христа? Все твои подвиги в добродетельной жизни напрасны, если ты не имеешь правильной веры!" После этого воин раскаялся и принял Православие. Впоследствии он стал монахом и великим подвижником. Этот пример жизни преподобного Иоанникия напоминает нам о том, что как одна истинная вера без добрых дел не спасает (когда кто-то, веря правильно, живет во грехе), так и добрые дела без истинной веры не спасут. Будем же благодарить Господа за то, что Он дал нам познать сокровище истинной православной веры и войти в спасительный ковчег Его Церкви. По молитвам святого Иоанникия и всех святых да сподобит нас Господь и вести жизнь, достойную этого дара!