На фото: преподобный Сергий Радонежский. По Руси. Художник С. Ефошкин
Более 500 лет тому назад благочестивый отрок Варфоломей, впоследствии святой игумен этой лавры, услышал в душе своей голос зовущего Господа: «иди по Мне». Услышал и не стал совещаться с плотью и кровью: роздал имение, оставил мир и пошёл за Зовущим. Тяжело доставалась тогда русским людям жизнь в мире, особенно в этом, тогда только заселяемом, безлюдном Радонежском уделе. Но ещё тяжелее было жить в пустыне, которую избрал Преподобный местом своих подвигов. Вчера за всенощным бдением мы слышали проповедь отца Благочинного о житии Сергия в пустыне, слышали об измождении плоти, о борьбе со зверями и злыми людьми, о служении братии, о трудах неимоверных, о нужде телесной, о тяжести духовной брани со страстями и помыслами, со страхами и унынием. Нелегко даётся чистота сердца. „Кто исповест труды твоя и болезни, или кий язык изречет жестокое твое житие, бдение же и сухоядение, и еже на земли легаше, чистоту душевную и телесную, устнами и умом совершенное безмолвие, смирение же нелицемерное, молитвы непрестанные, и рассуждение доброрассудное, скудость ризную и память смертную?". Так прославляется преподобный Сергий в церковных песнях.
Его отдалённый преемник по управлению лаврой, уже в то время, когда она блистала величественными храмами и стала богата дарами набожного народа, митрополит Филарет прекрасно рисует нам обстановку „жестокого жития" преподобного Сергия и вместе с тем высоту его подвигов и добродетелей.
Разве это не чудо: пустынник, отрешившийся от миpa, делается ловцом людей и покоряет себе мир. Ещё при жизни преподобного все от простолюдина до князя были проникнуты великим к нему уважением, и слово его было властно над душами и сердцами. Десятки его учеников и сподвижников, которых он учил более примером жизни, чем словом, причислены к лику святых. Около ста других учеников являются основателями новых обителей, насадителями христианской жизни на диком севере. К нему, к монаху, подвижнику, пустыннику, идёт князь и за благословением на роковую битву с народом поработителем, и для примирения с вероломным князем-родичем, и для укрепления нового порядка престолонаследия в царстве. К нему несёт своё горе простолюдин, надеясь на помощь в нужде, ищет исцеления болезни, просит рассудить его с соседом. Патриарх из далёкого Царьграда шлёт ему благословение и дары и поручает церковное дело устроения иноческого чина; святой митрополит всея Руси считает его своим другом, ищет его совета...
Цари и воеводы склонялись пред ракою его мощей и просили благословения на царство, семейного счастья, помощи пред началом брани, успеха в делах правления. К нему, к великому „игумену русской земли", и пастыри, и пасомые, и юные, и старые,— люди всех званий и состояний во все двенадцать месяцев в году приходят молиться, просят благословения и совета в своих делах.
Дикая пустыня превращается в цветущую вековую обитель; бесплодная пустыня даёт приют многолюдному селению; пустынная обитель стоит непоколебимо против устремления врагов, уже низложивших столицу, становится щитом уже погибающего царства и источником его спасения, — и всё это от одного пустынножителя! – пишет митр. Филарет Московский.
Отчего это так? Отчего святой совершает подвиги для личного, для своего собственного спасения, бежит в пустыню, становится совершенно чужд мира и общества, а между тем оказывает на жизнь его такое глубокое и долговременное влияние? Эта тайна раскрывается словами Св. Писания: святые будут судить мир (1 Кор. 6, 1). Суд их, конечно, во всей полноте откроется, на всеобщем суде Божьем, но начинается он гораздо раньше, и даже ещё при жизни святых на земле. Многообразен этот суд. Пример святого вдохновляет тех, кто чает Бога, спасающего их от малодушия и от бури. Его сродство с нами показывает, что между ним и нами нет различия в условиях и средствах спасения. Грозным укором и обличением лукавства стоит образ святого пред теми, кто любит „непщевати вины о гресех", т. е. выдумывать извинения за свои грехи, или перекладывать их на кого-то,— занятие сегодня широко распространенное... Если, к сожалению, заразительно зло, то, к счастью, и добро имеет неотразимую и покоряющую силу духовной красоты, притягивает к себе сердца человеческие, находит людей, ищущих поклонения ему, поклонения вольного и любовного. Святость побеждает нас, обезоруживает диких людей и даже зверей, покоряет себе грубую силу. Вот откуда этот беспрерывный поток поклонников у гроба преподобного Сергия. От богатых особняков, от обольщения власти, от цепей наживы, от славы мира, от великолепия и роскоши, так же, как и от нищеты, горя, бедствий и страданий, от ежедневных лишений и слёз, от труда без отдыха и без просвета,— неудержимо тянет на поклонение тому, кто стал выше всего этого, кто указал путь жизни в беспечальности относительно житейских нужд и удобств, в вечно радостной настроенности души, уповающей на Бога; неудержимо тянет на поклонение к тому, кто был и стал неуязвим для мира, восторжествовал над ним, победив и его обольстительные соблазны, и его удручающие удары... Воистину блажен преподобный отче наш Cepгиe, наставниче монахов и собеседниче ангелов! Аминь.