Братья и сестры, в апостольском чтении мы слышали слова, которые достойны того, чтобы выписать их и повесить на стену, чтобы всегда держать перед глазами: "Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу" (Фил. 2:21). Это - ответ на многие вопросы современности.

Отчего такое развращение и падение нравов в обществе, оскудение любви? Оттого, что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. Почему даже браки верующих христиан так часто распадаются? Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу

Христу. Почему мы столь слабы, не чувствуем в себе радости духовной жизни и силы бороться с грехом, почему уступаем не то что святым, но даже своим предкам двухсотлетней давности? Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. В этом корень и общественных и семейных и личных бед и болезней. Из-за саможаления не хотим ни трудиться, ни бороться, ни жертвовать собой, из-за самовлюбленности ставим свои идеи, желания, чувства, прихоти и похоти выше того, что угодно Иисусу Христу.

Но в этих словах апостола заключено не только обличение. В них указан и выход из всех упомянутых тупиков, - научиться искать того, что угодно Иисусу Христу. Как это сделать? Очень просто - каждое наше дело, желание, чувство и идею рассматривать через призму вопроса: угодно ли это Иисусу Христу? И если видим, что нет - выбрасывать это из нашей жизни, как тот же апостол, который сказал: "все почитаю за сор ради того, чтобы приобрести Иисуса Христа" (Фил. 3:8). Да поможет нам Господь по молитвам святых Своих научиться искать не своего, а того, что угодно Ему.

preobragenie_Gospodne1_640

На фото: икона Преображения Господня

В наше время мы знаем о Фаворском чуде почти всё. Знаем даже и то, что Преображение Господне есть образ нашего преображения. Что же производит в нас это знание? Располагает ли оно сколько-нибудь к тому, чтобы достигать преображения, нам предназначенного? Слушаем ли Того, Кого глас Божий из облака повелевает слушать? Его ли одного слушаем? Не избираем ли себе других учителей? Не ищем ли других спасителей?

Кто слушает Сына Божьего, тот желает только угодного Ему, творит только Его волю, услаждается Его обетованиями и любовью: для того Иисус есть всё, и путь, и истина, и жизнь, и премудрость, и правда, и избавление. Тем ли является Господь наш для нас? Даже плотской человек видит, как хорошо быть с Иисусом. Где столько жизни, света и блаженства, как у Него? Сам Спаситель наш, хочет, чтобы нам было хорошо: для этого Он оставил небо, жил на земле, страдал и умер. Что же производит в нас вера во все это? Готовимся ли мы к обитанию на небе? К вечному преображению со Христом? Не творим ли, напротив, вечных кущей на земле? Сколько бы мы не воздвигали здесь кущей, сколько бы ни прилагали сердец своих к земле, мы не избежим определения свыше: рано иди поздно нас ожидает исход из этого мира (Лк. 9, 31). Благо нам, если он будет в Иеруса-лим небесный. А что, если мы придем туда, откуда не выхо-дят, пока не отдадут последнего кодранта (Мф. 5, 26)? А ведь придём, если не перестанем быть христианами по одному имени, не воспрянем от сна греховного. Что мешает нам сделать это? Не всё ли требует того? Закон и Пророки, как Моисей и Илья, - над главою нашею, а мы - спим! Господь преображается во славе Промысла пред нами, то одаривая нас неожиданною милостью, то поражая внезапными лишениями, то вразумляя, то трогая сердце, а мы - спим! Наступил уже час пробудиться нам от сна. Довольно, что мы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению, - говорит апостол Пётр, и прибавляет: пора остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божьей (1 Петр. 4, 2-3 ). Аминь.

prp_sergy_640

На фото: преподобный Сергий Радонежский. По Руси. Художник С. Ефошкин

Более 500 лет тому назад благочестивый отрок Варфоломей, впоследствии святой игумен этой лавры, услышал в душе своей голос зовущего Господа: «иди по Мне». Услышал и не стал совещаться с плотью и кровью: роздал имение, оставил мир и пошёл за Зовущим. Тяжело доставалась тогда русским людям жизнь в мире, особенно в этом, тогда только заселяемом, безлюдном Радонежском уделе. Но ещё тяжелее было жить в пустыне, которую избрал Преподобный местом своих подвигов. Вчера за всенощным бдением мы слышали проповедь отца Благочинного о житии Сергия в пустыне, слышали об измождении плоти, о борьбе со зверями и злыми людьми, о служении братии, о трудах неимоверных, о нужде телесной, о тяжести духовной брани со страстями и помыслами, со страхами и унынием. Нелегко даётся чистота сердца. „Кто исповест труды твоя и болезни, или кий язык изречет жестокое твое житие, бдение же и сухоядение, и еже на земли легаше, чистоту душевную и телесную, устнами и умом совершенное безмолвие, смирение же нелицемерное, молитвы непрестанные, и рассуждение доброрассудное, скудость ризную и память смертную?". Так прославляется преподобный Сергий в церковных песнях.

Его отдалённый преемник по управлению лаврой, уже в то время, когда она блистала величественными храмами и стала богата дарами набожного народа, митрополит Филарет прекрасно рисует нам обстановку „жестокого жития" преподобного Сергия и вместе с тем высоту его подвигов и добродетелей.

Разве это не чудо: пустынник, отрешившийся от миpa, делается ловцом людей и покоряет себе мир. Ещё при жизни преподобного все от простолюдина до князя были проникнуты великим к нему уважением, и слово его было властно над душами и сердцами. Десятки его учеников и сподвижников, которых он учил более примером жизни, чем словом, причислены к лику святых. Около ста других учеников являются основателями новых обителей, насадителями христианской жизни на диком севере. К нему, к монаху, подвижнику, пустыннику, идёт князь и за благословением на роковую битву с народом поработителем, и для примирения с вероломным князем-родичем, и для укрепления нового порядка престолонаследия в царстве. К нему несёт своё горе простолюдин, надеясь на помощь в нужде, ищет исцеления болезни, просит рассудить его с соседом. Патриарх из далёкого Царьграда шлёт ему благословение и дары и поручает церковное дело устроения иноческого чина; святой митрополит всея Руси считает его своим другом, ищет его совета...

Цари и воеводы склонялись пред ракою его мощей и просили благословения на царство, семейного счастья, помощи пред началом брани, успеха в делах правления. К нему, к великому „игумену русской земли", и пастыри, и пасомые, и юные, и старые,— люди всех званий и состояний во все двенадцать месяцев в году приходят молиться, просят благословения и совета в своих делах.

Дикая пустыня превращается в цветущую вековую обитель; бесплодная пустыня даёт приют многолюдному селению; пустынная обитель стоит непоколебимо против устремления врагов, уже низложивших столицу, становится щитом уже погибающего царства и источником его спасения, — и всё это от одного пустынножителя! – пишет митр. Филарет Московский.

Отчего это так? Отчего святой совершает подвиги для личного, для своего собственного спасения, бежит в пустыню, становится совершенно чужд мира и общества, а между тем оказывает на жизнь его такое глубокое и долговременное влияние? Эта тайна раскрывается словами Св. Писания: святые будут судить мир (1 Кор. 6, 1). Суд их, конечно, во всей полноте откроется, на всеобщем суде Божьем, но начинается он гораздо раньше, и даже ещё при жизни святых на земле. Многообразен этот суд. Пример святого вдохновляет тех, кто чает Бога, спасающего их от малодушия и от бури. Его сродство с нами показывает, что между ним и нами нет различия в условиях и средствах спасения. Грозным укором и обличением лукавства стоит образ святого пред теми, кто любит „непщевати вины о гресех", т. е. выдумывать извинения за свои грехи, или перекладывать их на кого-то,— занятие сегодня широко распространенное... Если, к сожалению, заразительно зло, то, к счастью, и добро имеет неотразимую и покоряющую силу духовной красоты, притягивает к себе сердца человеческие, находит людей, ищущих поклонения ему, поклонения вольного и любовного. Святость побеждает нас, обезоруживает диких людей и даже зверей, покоряет себе грубую силу. Вот откуда этот беспрерывный поток поклонников у гроба преподобного Сергия. От богатых особняков, от обольщения власти, от цепей наживы, от славы мира, от великолепия и роскоши, так же, как и от нищеты, горя, бедствий и страданий, от ежедневных лишений и слёз, от труда без отдыха и без просвета,— неудержимо тянет на поклонение тому, кто стал выше всего этого, кто указал путь жизни в беспечальности относительно житейских нужд и удобств, в вечно радостной настроенности души, уповающей на Бога; неудержимо тянет на поклонение к тому, кто был и стал неуязвим для мира, восторжествовал над ним, победив и его обольстительные соблазны, и его удручающие удары... Воистину блажен преподобный отче наш Cepгиe, наставниче монахов и собеседниче ангелов! Аминь.