02pavel

Источник изображения - obodrenie.info

В дневном апостольском чтении Послания к Евреям ап. Павел утверждает, что невозможно жертвенной кровью животных достичь полного очищения, в котором нуждается человек (10, 4). Апостолом отвергается не только вся старозаветная система жертвоприношения как неспособная дать полное очищение, но выносится приговор любой другой религиозной системе как пути к прощению и спасению. Здесь мы оказались предстоящими перед сложной темой, затрагивающей сокровенные религиозные чувства иноверцев и касающейся вопроса их спасения в вечности. Что может сказать Послание к Евреям современному миру, в котором перемешаны многообразные и соперничающие религиозные движения? Ислам уже становится второй крупнейшей религией нашей страны. Другие религии наступают очень активно, и в большинстве случаев эффективно. Как быть в такой ситуации христианину? Как совместить бескомпромиссность христианской истины с претензиями представителей других религий?

Надо сказать, что христианин, желающий свидетельствовать верующим других религий о своей вере, должен быть сам, прежде всего, внимательным слушателем. Он не должен врываться в чужую веру со своим поспешным судом и оскорблять религиозные чувства других людей, типа того: «Бог не выдаст, ислам не съест». Он постарается понять и уважать убеждения того, в ком он видит друга, а не объект для обращения в свою веру. Если нами руководит любовь, мы захотим познакомиться с доктринами иудаизма, ислама, буддизма, индуизма так, чтобы понять их правильно. Одобрение позитивного содержания другой веры не может скомпрометировать ясные и бескомпромиссные истины христианства. Мы убедились, что апостол Павел с большой симпатией относится к иудаизму, хотя и не призна-ет его как путь ко спасению. Ветхозаветные законы разоблачают грех (10, 2); в истории евреев отражены все превратности нашего пути веры (3, 4); библейские герои показывают нам примеры истинной веры. В Послании к Евреям читаем: Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Верою и сама Сарра (будучи не плодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом (Евр. 11, 16).

14hristos

Братья и сестры, сейчас мы слышали слова апостола Павла: "Если законом оправдание, то Христос напрасно умер" (Гал. 2:21). Про какой закон он говорит? Про закон, данный Богом в Ветхом Завете. Про какое оправдание? Про оправдание перед Богом, что означает избавление от наказания за грех, то есть, спасение. Почему же он сказал, что тот, кто думает оправдаться исполнением закона, объявляет напрасными страдания и смерть Христову? Потому что именно Христос - единственный Спаситель человечества, и дело нашего спасения Он устроил именно через Свою смерть на кресте. Апостолы ясно говорили, что кроме Иисуса Христа "нет ни в ком ином спасения" (Деян. 4:11). Если можно было как-то иначе оправдаться перед Богом и спастись, то это означало бы, что Христу не надо было умирать ради нас, и, получается, Его жертва была напрасной.

Для чего же, спросите, был дан тогда Ветхозаветный закон? Для того, чтобы подготовить людей к пришествию Спасителя, но сам закон Спасителем не был. Поэтому даже величайшие праведники Ветхого завета после смерти сходили во ад, откуда их вывел Иисус Христос перед Своим воскресением. Но если даже данный Богом через Откровение ветхий закон не мог спасти людей, то как можем мы допустить, что люди, не знающие даже этого закона, могут спастись, будучи иноверцами или атеистами? Сколь многие христиане сейчас думают, будто люди спасаются своими добрыми делами по закону совести, как будто закон совести может дать то, чего не мог дать закон Откровения. И над всеми таковыми звучат слова апостола: "Если законом оправдание, то Христос напрасно умер".

Ведь люди делали добрые дела и до пришествия Христа, и закон совести действовал в людях задолго до Рождества Христова. Если этого достаточно для спасения, то, получается, Христу необязательно было приходить, и необязательно было умирать ради нас. А знаете ли вы, что значит сказать Христу: "Ты напрасно умер?" Это значит не только отвергнуть, но и похулить Его величайший дар. Поэтому-то святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что те, кто считает, будто можно спастись без Христа, отрекаются от Христа и впадают в грех богохульства. Да убережёт нас Господь от такого греха! Будем твёрдо хранить апостольскую веру, будем благодарны Господу Иисусу Христу за наше спасение, и будем заботиться о спасении наших неверующих близких, насколько это для нас возможно.

15chorasin

Источник изображения - foma.ru

Братья и сестры, сейчас мы слышали слова Господа, обращённые к жителям тех населённых пунктов, где много было совершено Им чудес: «Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам» (Лк. 10:13-14).

Эти слова показывают, что всеведение Господа охватывает не только то, что случилось в прошлом, настоящем и будущем, но и то, что могло бы случиться, если ход истории пошёл бы иначе. И возникает вопрос: а почему же Господь Иисус Христос не явил Свои силы в Тире и Сидоне, чтобы жители их покаялись бы и спаслись? Ведь Бог «всем хочет спастись и прийти в познание истины» (1Тим. 2:4), а значит, и жителям Тира и Сидона. Один из святых отцов, отвечая на этот вопрос, сказал: хотя они и покаялись бы при виде чудес Спасителя, но впоследствии злая направленность их воли взяла бы своё и они вернулись бы на путь греха, и в таком случае, их наказание на грядущем суде было бы гораздо тяжелее. Кто-то, возможно, усомнится, что свидетель явного чуда может так поступить, но мне доводилось видеть это своими глазами. Один человек на последней стадии рака, когда уже и врачи сказали ему готовиться к смерти, чудесно был спасён Богом, - после молитвы огромная опухоль просто вдруг исчезла из его организма. Даже лечащий врач признал, что это чудо. Исцелённый пребывал под огромным впечатлением, обещал, что оставшуюся жизнь посвятит Богу, уйдёт в монастырь. Однако, когда я его встретил несколько месяцев спустя, он жил в блуде, и было очень печально видеть, как распорядился этот человек подаренной ему жизнью.

Почему же тогда Господь ставит в пример жителей Тира и Сидона? Потому что они хотя бы на время покаялись и явили бы должное почтение к Господу, а жители Вифсаиды и Харозина даже наблюдая явные чудеса своими глазами, оставались равнодушны, и тем самым показывали гораздо большее жестокосердие. Потому, по суду Божию, они и приговорены к большему наказанию, чем жители Тира и Сидона, ещё через ветхозаветных пророков за своё нечестие приговорённые Богом к суровому наказанию.

Почему же слова, адресованные к давно умершим жителям двух иудейских поселений, оказались записаны в Евангелиии и, таким образом, стали чтением для последующих поколений христиан? Потому что и нам тоже явлены силы Господа Иисуса Христа. Может быть, не все из нас, стоящих на службе, видели явные чудеса, но опыт помощи Божией и утешения свыше мы имеем. И если после этого возвращаемся ко греху, как ни в чём не бывало, то подпадаем под эти слова, обращённые к Вифсаиде и Хоразину, от чего да сохранит нас Господь!

13len

Источник изображения - uduba.com

Братья и сестры, сегодня я хотел бы поговорить о грехе ленности. Весьма многие, если не все, сталкиваются с нападениями этой страсти. Не всеми она овладевает, но в наше время достаточно тех, кто поддаётся лени надолго и всерьёз. Человеку кажется: никто ведь не умрёт, если я заброшу дела и просто поваляюсь на диване, ничего страшного. Однако Церковь включает ленность в число грехов тяжких, смертных. В книге Притч чуть ли не в каждой главе обличается этот грех. Он отнимает у нас время, которое Бог нам дал на подготовку к вечности, а также расслабляет душу, парализует волю, меняет нас самих. Один раз поленился, два, три - и вот уже то, что совсем недавно было легко, становится тяжёлым и непосильным. Всё меньше в нашей жизни времени, проведённого со смыслом и всё больше времени, растраченного впустую. А жалко будет этого времени, когда наступит час смертный и ещё жальче будет на Страшном суде!

Как бороться с ленностью? Святые отцы говорят, что её помогает одолеть страх Божий. А страх Божий они советуют взращивать в себе через напоминание о муке вечной, которая ожидает всякого «раба ленивого» (Мф. 25:26). Но, увы, для современного христианина этот совет не приносит такой пользы, как для христиан минувших веков. Потому что очень многие современные христиане внутри имеют убеждение: «уж меня-то Господь точно спасёт! Да, я, конечно, грешный, плохой и всё такое, но в раю буду однозначно. Или за православную веру мою Господь спасёт или просто потому, что Он – «любовь и только любовь», как говорят некоторые профессора, а значит, работа у Него такая». Мало кто это скажет вслух, но подспудно мы убеждены, что будем в Царстве Небесном, а значит, нам не о чем беспокоиться. А при таком настроении какой уж может быть страх Божий?

Братия и сестры, гоните прочь такой самообман! Слыша или читая слова Писания и святых отцов о муке вечной, помните, что это не просто какие-то древние фразы, это предупреждение о реальной опасности, угрожающей каждому из нас. Это не про кого-то другого – это про тебя! Если наша вера этим словам будет хотя бы размером с «горчишное зерно», то ощутим страх Божий и силы побороть ленность. Тем более что эта страсть, как правило, изгоняется намного легче, чем остальные. Так что не будем относиться с небрежением к греху ленности и не позволим ему погубить нашу жизнь, ведь, как сказано в Писании, «путь ленивого – как терновый плетень, а путь праведных – гладкий» (Притч. 15:19).