02pavel

Источник изображения - obodrenie.info

В дневном апостольском чтении Послания к Евреям ап. Павел утверждает, что невозможно жертвенной кровью животных достичь полного очищения, в котором нуждается человек (10, 4). Апостолом отвергается не только вся старозаветная система жертвоприношения как неспособная дать полное очищение, но выносится приговор любой другой религиозной системе как пути к прощению и спасению. Здесь мы оказались предстоящими перед сложной темой, затрагивающей сокровенные религиозные чувства иноверцев и касающейся вопроса их спасения в вечности. Что может сказать Послание к Евреям современному миру, в котором перемешаны многообразные и соперничающие религиозные движения? Ислам уже становится второй крупнейшей религией нашей страны. Другие религии наступают очень активно, и в большинстве случаев эффективно. Как быть в такой ситуации христианину? Как совместить бескомпромиссность христианской истины с претензиями представителей других религий?

Надо сказать, что христианин, желающий свидетельствовать верующим других религий о своей вере, должен быть сам, прежде всего, внимательным слушателем. Он не должен врываться в чужую веру со своим поспешным судом и оскорблять религиозные чувства других людей, типа того: «Бог не выдаст, ислам не съест». Он постарается понять и уважать убеждения того, в ком он видит друга, а не объект для обращения в свою веру. Если нами руководит любовь, мы захотим познакомиться с доктринами иудаизма, ислама, буддизма, индуизма так, чтобы понять их правильно. Одобрение позитивного содержания другой веры не может скомпрометировать ясные и бескомпромиссные истины христианства. Мы убедились, что апостол Павел с большой симпатией относится к иудаизму, хотя и не призна-ет его как путь ко спасению. Ветхозаветные законы разоблачают грех (10, 2); в истории евреев отражены все превратности нашего пути веры (3, 4); библейские герои показывают нам примеры истинной веры. В Послании к Евреям читаем: Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Верою и сама Сарра (будучи не плодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом (Евр. 11, 16).

15chorasin

Источник изображения - foma.ru

Братья и сестры, сейчас мы слышали слова Господа, обращённые к жителям тех населённых пунктов, где много было совершено Им чудес: «Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам» (Лк. 10:13-14).

Эти слова показывают, что всеведение Господа охватывает не только то, что случилось в прошлом, настоящем и будущем, но и то, что могло бы случиться, если ход истории пошёл бы иначе. И возникает вопрос: а почему же Господь Иисус Христос не явил Свои силы в Тире и Сидоне, чтобы жители их покаялись бы и спаслись? Ведь Бог «всем хочет спастись и прийти в познание истины» (1Тим. 2:4), а значит, и жителям Тира и Сидона. Один из святых отцов, отвечая на этот вопрос, сказал: хотя они и покаялись бы при виде чудес Спасителя, но впоследствии злая направленность их воли взяла бы своё и они вернулись бы на путь греха, и в таком случае, их наказание на грядущем суде было бы гораздо тяжелее. Кто-то, возможно, усомнится, что свидетель явного чуда может так поступить, но мне доводилось видеть это своими глазами. Один человек на последней стадии рака, когда уже и врачи сказали ему готовиться к смерти, чудесно был спасён Богом, - после молитвы огромная опухоль просто вдруг исчезла из его организма. Даже лечащий врач признал, что это чудо. Исцелённый пребывал под огромным впечатлением, обещал, что оставшуюся жизнь посвятит Богу, уйдёт в монастырь. Однако, когда я его встретил несколько месяцев спустя, он жил в блуде, и было очень печально видеть, как распорядился этот человек подаренной ему жизнью.

Почему же тогда Господь ставит в пример жителей Тира и Сидона? Потому что они хотя бы на время покаялись и явили бы должное почтение к Господу, а жители Вифсаиды и Харозина даже наблюдая явные чудеса своими глазами, оставались равнодушны, и тем самым показывали гораздо большее жестокосердие. Потому, по суду Божию, они и приговорены к большему наказанию, чем жители Тира и Сидона, ещё через ветхозаветных пророков за своё нечестие приговорённые Богом к суровому наказанию.

Почему же слова, адресованные к давно умершим жителям двух иудейских поселений, оказались записаны в Евангелиии и, таким образом, стали чтением для последующих поколений христиан? Потому что и нам тоже явлены силы Господа Иисуса Христа. Может быть, не все из нас, стоящих на службе, видели явные чудеса, но опыт помощи Божией и утешения свыше мы имеем. И если после этого возвращаемся ко греху, как ни в чём не бывало, то подпадаем под эти слова, обращённые к Вифсаиде и Хоразину, от чего да сохранит нас Господь!