- Информация о материале
- Категория: Проповеди
- Просмотров: 2543
Источник изображения - stihi.ru
Воскресное евангельское чтение сегодня началось со слов Христа-Спасистеля: Отче! пришёл час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,.. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Ин. 17, 1-13).
Опираясь на этот евангельский текст, мне хотелось бы посвятить сегодняшнее слово необходимости прославления Бога. Не только прочитанное Евангелие, но и множество других священных текстов нас призывают к этому. И прежде всего любимая многими Псалтырь. На каждом вечернем богослужении мы читаем 91 псалом: Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему Вышний: возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь...
С одной стороны, хвала должна быть обращена только к Богу, сущему на небесах, и мы должны постоянно прославлять Его, с другой стороны, они указывают на то, что хвала должна быть разнообразной. О милости Бога пели в одно время, а о Его верности - в другое. Хотелось бы, чтобы мы больше внимания уделяли той хвале, которую, как нам кажется, мы прославляем Бога. Во-первых, бывает, что наши хвалебные песни, которые мы возносим к Богу сами по себе и вместе с хором церковным, мы поём бездумно. Это видно, например, из того, что темп песни при её исполнении становится торопливым, именно потому, что мы не думаем, о чём поем. То вдруг пение почему-то становится медленным, словно оно утомило нас и наскучило нам. И нередко, славословия поются механически: мелодия овладевает нами, а не мы – мелодией, и поэтому настроение, с которым мы поём, не соответствует словам. Порой даже осанка некоторых людей показывает, что они тянут песню, но песня не притягивает их к себе, им не важно, слышит её Бог или нет. Для нас не должно иметь значения, в какой позе стоит человек, но когда эта поза указывает на отсутствие искренности, а особенно это касается певчих, то это не может не огорчать прихожан. Музыка нашего богослужения прекрасна для Господа только в той мере, в какой наше сердце наполнено любовью к Нему. Можно замечательно петь самые сложные музыкальные произведения, но эта музыка – будет не для Бога, если в неё не вложено сердце. И пока весь человек не будет охвачен желанием славить Бога, пение будет бессердечным и бездушным.
Вернёмся к словам 91 псалма: возвещати заутра милость Твою. Трудно себе представить более подходящее время для прославления Бога, чем утро. Все располагает к этому. Каждая травинка блестит каплей росы, деревья окрашиваются светом восходящего солнца, тысячи птиц пробуждаются для прославления своего Творца и вкладывают в свой щебет всю энергию своего маленького тельца, и, кажется, что только хвалой можно начать утро и только с благодарностью можно, открыв глаза, смотреть на Божий мир. Говоря об утреннем славословии, неплохо бы вспомнить, что утро бывает не только в начале дня, но и в начале жизни. Молодые люди, могут не сомневаться в том, что самое большое благословение для человека – уверовать во Христа с юности. Если бы первый порыв нашей любви был обращён к Спасителю, возлюбившему нас и предавшему Себя за нас, то эта радость согревала бы нас все годы нашей жизни.
Возможно, чья-то жизнь настолько тяжела, что пасмурных дней в ней больше, чем солнечных. Но многие едва ли могут согласиться с такой оценкой своей жизни. Дней радости и веселья было очень много в нашей жизни. И когда наступают дни радости, мы должны посвящать их Богу, возвещая Его милость! Не будем поступать так, как поступают некоторые люди, упорно не желающие замечать тех дней, когда к ним приходит успех. Если они, например, смогли заработать деньги, то говорят: «Неплохо». Это ли – благодарность?! Было время, когда они прыгали бы от радости, если бы смогли заработать хотя бы половину этой суммы. Как часто труженики, которые вырастили самый большой урожай, который могло дать их участок, говорят: «Нынче урожайный год!» И это все, что они могут сказать! Такие люди обворовывают Бога! Люди постоянно приуменьшают Божью помощь во всех областях жизни, и это плохо. Когда в нашей жизни наступает затяжной период радости и покоя, то вместо того, чтобы признать это, мы говорим, что в целом Бог к нам милостив, но ничего конкретного Он не сделал. Мне вспоминается надпись на надгробном памятнике, которая как-то давно меня приятно поразила. Умершей женщине было восемьдесят лет, и о ней было написано, что она «умерла после счастливой и радостной жизни». Именно так мы должны говорить о себе. Но мы обычно стремимся вызвать жалость к себе, словно мы червяки на дороге после дождя, которых вот-вот кто-то раздавит. Мы хнычем, словно наша жизнь – сплошное мучение, и каждый вздох – боль. Но ведь это не так! Это клевета на благого Господа. Наша жизнь полна бесчисленных милостей, и несмотря на все скорби и трудности, радости и Божьих благодеяний в ней намного больше.
Давайте говорить не только о своих бедах. Один священник часто причащал несчастную женщину, прикованную к постели, которая, конечно, каждый раз рассказывала ему о своих болезнях. Он знал о её ревматизме всё, он слышал один и тот же рассказ не меньше пятидесяти раз и, наконец, сказал: «Моя дорогая, мне очень жаль, что вы попали в такую беду, я не устаю слушать о ваших трудностях, но не могли бы вы иногда рассказывать мне о том, что делает для вас Господь: даёт ли Он вам радость, помогает ли, когда вам больно?» Замечание было сделано очень деликатно. Но с тех пор женщина стала больше говорить о Божьих благодеяниях и меньше о своих болезнях.
Итак, мы с вами говорили о времени, когда надо прославлять Бога, о том, каким может быть содержание прославления. Каждый христианин должен возвещать милость Бога в первую очередь наедине с собой. Он должен выразить благодарность за благодать, данную ему в прошедшие день и ночь, и за благодеяния Божьи в его жизни в целом. Затем пусть он, если это возможно, возвестит её в своей семье. Когда христианин покидает дом, уходя в мир, пусть он продолжает возвещать милость Господа. Мы не призываем говорить о ней с каждым встречным и бросать жемчуг перед свиньями. Но пусть о милости Божьей свидетельствуют слова христианина, его жесты и его взгляд. Христиане должны быть самыми жизнерадостными людьми. Пусть окружающие зададутся вопросом: «Почему они так счастливы? Ведь они не богаты, не всегда здоровы, у них есть свои проблемы, но они так прекрасно со всем справляются и буквально летят по дороге жизни». Своим жизнеутверждающим поведением мы должны возвещать милость Бога. «Но что делать, – скажете вы, – когда на душе тяжело?» Не надо показывать этого, если можем. Будем поступать по заповеди своего Господа: не являйтесь перед людьми постящимися. Не думайте, что печальное выражение лица свидетельствует о святости, скорее, оно говорит о лицемерии. Скрыть своё горе ради ободрения ближнего есть признак самоотверженности и умения сострадать людям, а это одно из высочайших достижений христианской веры.
Есть два очень хороших правила: не встречаться утром ни с одним человеком, пока мы не встретились с Богом, и не браться за земные дела, пока мы не взялись за дела небесные. Но мы или слишком спешим, или слишком поздно встаём. Не можем ли мы вставать раньше? Если мы можем похитить хоть несколько минут у сна, то эти минуты окажут влияние на весь день. Отправляясь в путь, опытный водитель всегда проверяет давление в колёсах, уровень масла в моторе, достаточность бензина, иначе в дороге сэкономленные минуты обернутся часами простоя. Так и мы должны относиться к утру серьёзно, если для вас важно время всего дня.
Псалмопевец говорит: возвещати... и истину Твою на всяку нощь. Для восхваления Божьей истины, или в другом переводе – верности лучше всего подходит вечер. Мы смотрим на день и видим, что Бог исполнил Свои обещания. Он дал нам хлеб насущный. Обещал дать - и дал. Он защитил нас от множества опасностей, о которых мы даже не подозревали. Он вёл нас, и мы не уклонились с пути, хотя надо было принимать ответственные решения. Нам были даны ответы на важные вопросы, нам было послано утешение в часы уныния, нам была дарована сила перед лицом искушения. Бог многим облагодетельствовал нас сегодня. Даже если Он что-то отнял, всё равно будем прославлять Его имя. Он имел на это право, потому что взял то, что Сам дал. Вспомним прожитый день, и мы увидим, что Бог поступал по отношению к нам именно так, как обещал. У нас были неприятности в течение дня, но разве Господь не сказал: «В мире будете иметь скорбь»? Не предупреждал ли Он о том, что временное наказание будет знаком истинности заключённого завета? Хорошая традиция – заканчивать день, стараясь вспомнить полученные благодеяния. Очень часто мы позволяем дням проходить мимо нас, не обращая внимания на маленькие чудеса и великие благодеяния Божьи, тем самым в известной мере лишаем себя радости. Так грубый человек может не понять красоту полевых цветов. Давайте будем больше думать о том, что делает Бог, и тогда каждый вечер мы сможем благодарить его за истинность и верность.
Ночь темна, но и об этом было сказано в Его завете: дни должны сменяться ночами. Допустим, что не было бы ни зимы, ни ночи, чтобы бы мы тогда сказали о завете, который Бог заключил с землёй? Но перемена времён года и наступление вечернего сумрака говорят о верности Бога. Если сейчас мы исполнены радости, то мы можем рассказать о верности Бога, который даровал нам Свою любовь и милость, а если, напротив, нам сейчас трудно, возвестим верность Божию, потому что пришло время испытать её, доказать её неизменность. Бог не оставит и не покинет нас.
Чем старше мы становимся, тем ближе вечер жизни. И мы, как никто другой, способны возвестить верность Господа. Молодые люди могут рассказать о Его милости, а пожилые больше о Его истинности и верности. Ведь мы можем рассказать о том, как Бог давал нам благодать в течение многих десятков лет, и подтвердить, что ни разу Он не подвёл нас. Он не нарушил ни одного сказанного Им слова. Поэтому не надо молчать о том, что мы знаем. Для пожилых христиан молчание поистине есть грех, ведь в будущем у нас не будет возможности засвидетельствовать в этом мире о верности Бога. Будем свидетельствовать сейчас, пока смерть не закрыла наши глаза!
Именно верность Бога сатана пытается больше всего очернить в умах тех, кого постигает искушение, и поэтому мы должны укрепить их своим свидетельством, чтобы христиане, проходящие через испытания, знали, что Бог никогда не оставляет своих детей.
История нашего храма удивительна. Когда приход был маленький, и денег было мало, прихожане усиленно молились, что бы появились средства восстановить храм. И чем сильнее была молитва, тем больше Господь помогал нам. Прошло уже двадцать пять лет непрекращающейся помощи свыше. Мы уверенно двигались вперёд. Нам сопутствовал постоянный успех. Созданы взрослая и детская воскресные школы, швейная мастерская, просфорня, образованы левый и правые хоры, в храме четыре священника; мы написали и издали акафист чтимой нами Молченской иконе Божьей Матери, поставили иконостас, построили колокольню, приобрели 9 колоколов, обучили звонарей, построили ограду, с церковной территории вывезли сотни тонн мусора, сделали дороги и площадь из брусчатки, большую православную лавку, кафе с натуральными сельхоз продуктами, и т.д. До сегодняшнего дня Бог не перестал слышать наши молитвы и отвечать на них. Само здание храма – ответ на молитву. Если мы продолжим также серьёзно молиться, как до сих пор, мы сможем увидеть, если угодно будет Богу, ещё десять лет такого же или даже большего успеха. На земле есть место, где особенно надо славить истинность и верность Бога, и это – то самое место, где мы сейчас стоим.
Каждый из нас может сказать, что Бог был верен нам и нашей церкви. Надо рассказать об этом своим детям. Рассказать им о том, что Бог спасает грешника, пришедшего к Нему, как Он спасает нас. Рассказать об этом своим соседям. Скажите им, что Бог верен и истинен, и простит нам наши грехи, если мы исповедуем их Ему. Каждому человеку, кто боится встречи с Богом, расскажем о том, что Спаситель не изгонит никого, кто придёт к Нему. Скажем ищущим, что они найдут, если будут искать, стучащим – что им будет отворена дверь милости. Скажем тем, кто унывает и отчаивается, что Господь Иисус Христос пришёл в мир спасти грешников, даже самых больших. Будем возвещати... истину Божью на всяку нощь. А когда наступит наш последний вечер, и мы ляжем на одр свой, пусть наше последнее свидетельство будет о верности Господа. Будем молиться, что бы Господь всем нам дал познать Его милость и верность. Аминь.
- Информация о материале
- Категория: Проповеди
- Просмотров: 2494
Источник изображения - tatmitropolia.ru
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сёстры, поздравляю вас с воскресным днём, который располагается между двумя двунадесятыми праздниками – Вознесением Господним и Днём Святой Троицы, когда Господь, возносясь на небо, заповедал своим ученикам, находившись в Иерусалиме, ждать Божественного Утешителя, Духа Святого.
И сегодня, когда мы вновь собрались под сводами святого храма, мы слышали евангельское чтение, в котором говорится: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Здесь, в Евангелии, говорится о том, что есть жизнь вечная. Жизнь вечная - это познание Единого Истинного Бога, который послал нам Иисуса Христа. Эта истина лежит в основе всей христианской жизни. Без познания Бога и без веры в Него нельзя спастись. И если мы посмотрим на окружающий нас мир, то увидим, что многие показывают абсолютное непонимание, незнание этого. Многие стараются жить не для жизни вечной, о которой говорил Господь, а для жизни временной, здешней. Человек изначально был создан иначе, Господь создал его по Своему образу и подобию, и даровал ему свободную волю. Причем, создал его в конкретном месте обитания - в раю. Господь хочет, чтобы человек блаженствовал в раю, чтобы добровольно и свободно пребывал рядом с Ним. Но человек согрешил, использовал свою свободную волю и отпал от Бога. За это он лишился рая.
Но и после этого Господь не отвернулся от человека, мы видим, что Он продолжает совершать спасение человека. Он посылает Сына Своего Единородного и нисходит до того, что Сын Его Единородный страдает, умирает на Кресте и воскресает, чтобы Воскресением победить вечную смерть, которая господствовала над всеми людьми вследствие грехопадения. Мы видим, что Бог хочет вернуть человека в рай. Хочет, чтобы человек был там, в Небесном Отечестве рядом со своим Отцом Небесным.
Бог Отец через Сына посылает Духа Своего Святого на апостолов, а через них и на всех нас. В этом мы видим еще одно действие Бога для утверждения веры на земле, чтобы людям были открыты тайны Царствия Божия, чтобы была создана на земле Церковь Христова. Это еще один шаг к тому, чтобы вернуть людей в рай. Бог не остался безучастным к нашему поведению и состоянию. Он ниспослал Духа Святого, создав на земле Церковь, даровав нам понятие тайн Царствия Божия, и через святого апостола Павла говорит: «Наше же жительство - на небесах» (Флп. 3:20). Вот к чему апостолы призывают своих последователей и первых верующих - не к исканию земного блаженства, земного рая, что невозможно, и не к стремлению оказаться в аду, с дьяволом. Нет, все возвращается к строкам: «Наше жительство на небесах», откуда мы и ожидаем пришествия Господа Иисуса Христа, который лишь на короткое время вознёсся на небо, чтобы приготовить нам обители в раю и опять придти на землю за нами, чтобы после праведного суда праведники могли наследовать эти райские обители.
Нам, братья и сёстры, предстоит на земле получить опыт богообщения. Мы должны начать жить с Богом. Если это не начнётся здесь, то после смерти тоже ничего не произойдёт. И путь к этому лежит через познание Бога, через следование за Христом по тому пути, который Он указал нам, придя в этот мир. Против этой истины от начала создания Церкви восставал враг рода человеческого, пытаясь всячески увести с этого пути каждого, кто избрал этот путь. В первые три века существования Церкви, дьявол пытался через воздвигнутые на христиан гонения, полностью уничтожить Церковь и проповедываемую Ею истину. Но Церковь устояла и даже умножилась, благодаря подвигу мучеников и исповедников, которые своею жизнью и смертью засвидетельствовали верность Христу и Его Церкви. И тогда враг рода человеческого начал бороться с Церковью не извне, а изнутри, через ереси, через лжеучения и искажения христианских истин. И против этого Церковь начала созывать Вселенские Соборы, на которые собиралось множество иерархов Церкви и совместно боролись против появившихся ересей и искажений христианского учения. Вот и сегодня мы вспоминаем память отцов первого Вселенского Собора, который был созван в 325 году в городе Никея, против появившейся арианской ереси. Арий, прародитель этой ереси, был священником Александрии. Он начал утверждать, что Господь наш Иисус Христос не является истинным Богом, Единосущным Богу Отцу, что Бог отец сотворил Его прежде сотворения мира. Это искажение истины полностью меняло и разрушало христианскую веру. И вот на первом Вселенском Соборе собралось более трёхсот отцов, среди которых было много святых и исповедников, пострадавших от недавних гонений. Это было славное собрание святых людей, таких как святители Николай Мирликийский, Спиридон Тримифутскиий, Афанасий Александрийский. И благодаря их твёрдости, их вере и молитве победило Православие, и эту ересь предали анафеме. И на протяжении последующих столетий Церковь продолжала бороться и противостоять ересям, лжеучениям и искажениям Православного учения, утверждая правильное представление о Боге, о Церкви, без чего невозможно достичь спасения. Потому что, если наше представление о Боге будет искажённым, мы не сможем достичь единства с Ним.
Ересь как змея ядовитая, от укуса которой человек может пострадать и погибнуть для жизни вечной. Помня это, мы должны твёрдо держаться своей православной веры, держаться своей Церкви, ибо только в Ней есть спасение. И только идя таким путём, стремясь познать Бога, через Господа нашего Иисуса Христа, через участие в Таинствах Церкви, мы получим возможность достигнуть Царствия Небесного и вселиться в его обителях. Аминь.
- Информация о материале
- Категория: Проповеди
- Просмотров: 2525
Источник изображения - pravoslavie.ru
Сегодня Св. Церковь прославляет память св. ап. Фомы, того самого, о котором принято говорить: Фома – неверующий. Получается немысленное сочетание: св. неверующий апостол Фома. Это говорит о том, что «верующий, не-верующий» - всего лишь отвлечённые слова! И верующий иногда впадает в неверие, и неверующий иногда чувствует, что «нечто» есть. В известной всем Евангельской истории отец больного ребёнка бросается ко Христу со словами: "Верую, Господи! Помоги моему неверию" (Мк. 9, 24), - в этих словах больше правды о человеке, чем во всех отвлечённых спорах о вере и неверии. В саду у первосвященника трижды отрекается от Христа апостол Петр. Когда Христос взглянул на него, Пётр вспомнил, как обещал он Христу умереть за Него, и сказано про него, что он вышел вон и плакал горько (Мф. 26, 75). И, наконец, сам Христос в предсмертной муке обращает к Богу страшные слова: "Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?" (Мф. 27, 46).
Верующий как нечто само собою разумеющееся доказывает свою веру. Не-верующий так же снисходительно, как само собою разумеющееся доказывает правду своего неверия. Но верующий, если только он правдив сам с собою, знает, что он слишком часто живет так, как если бы не было никакого Бога, часто в суматохе и шуме жизни как бы где-то теряет, растрачивает свою веру. А в ином неверующем больше печали по Боге, больше тоски по Свету и Истине, чем в ином самодовольном фарисее-верующем. Поэтому так пусты, и так беспредметны все споры о вере и неверии. Еще и ни в ком не родилась вера от доказательств и аргументов, не родилась даже и от чудес.
Евангелие полно рассказов о чудесах Христа, но как же вышло так, что перед Его смертью все оставили, все бросили и все предали Его? А вот когда не было никакого чуда, когда, всеми брошенный, Он умер на кресте, воскликнул сотник, распинавший Его: "Воистину Человек сей Божий Сын" (Мф. 27, 54).
Читая Библию, жития святых, узнаёшь, что не только Христос, но и многие праведники страдали, как ветхозаветные, так и новозаветные. Для кого-то эти страдания были добровольными, но для большинства – нет. Надо сказать, что людей больше волнует не то, за что страдают угодники Божьи, а то, в чём состоит вера праведников, почему они служат Богу? В библейской книге Иова сатана заявляет, что Иов богобоязнен, потому что надеется получить от Господа награду. На таких условиях, говорит дьявол, всякий согласился бы поклониться Богу. Но урежь доходы Иова, и он отречётся от Господа. Даром Бога никто не славит, - утверждает дьявол. И каждый верующий, раньше, или позже задаётся вопросом: Почему я славлю Бога? Потому ли, что Он посылает мне Свои блага? А что если блага прекратятся? Что если Он заберёт даже то, что когда-то даровал? Легко быть добрыми, когда у нас много добра.
Один мой знакомый, деятельный священник, призывая своих прихожан-предпринимателей добросовестно отчислять десятину на новое церковное строительство, уверял их, что Господь обязательно благословит их. Он сделает так, что оставшиеся девяносто процентов дохода послужат им лучше, чем первоначальные сто. Но случилось так, что доход их не увеличился, а даже уменьшился. Они так обиделись на Бога, и на священника, что вообще перестали ходить в церковь. Не так давно на состоятельных россиян обрушилось испытание веры: вышло новое налоговое законодательство, отменяющее льготы церковным благотворителям. Если раньше, деньги, отданные на восстановление храма засчитывались как отданные государству, то теперь положенные отчисления государству необходимо отдавать полностью, а пожертвования на храм предлагается платить из личного дохода. И почти все благотворители сразу куда-то исчезли. Так что за коварным утверждением сатаны, что даром Богу никто служить не будет, кроется более широкий, более принципиальный вопрос: а возможны ли вообще истинная вера, истинная набожность? Возможна ли полная и беззаветная преданность человека Богу, без всяких условий, типа: Ты - мне, я - Тебе, без всяких соглашений и договоров? Может ли кто-нибудь служить Богу, когда жизнь его рассыпается в прах? Да, может, учит нас праведный Иов, и чтимый сегодня апостол Фома. С дьяволом мы можем согласиться лишь в том, что вера, основанная на благополучии – неглубока и неискренна.
Все мы чувствуем себя виноватыми, когда у нас случаются неприятности. Мать, стоящая у постели больного ребёнка, шепчет в отчаянии: «Это Бог меня наказывает!» Она точно не знает за что, но наверняка есть причины. Обанкротившийся предприниматель, вздыхая по утраченным капиталам, размышляет, какой грех он совершил. Каждый из нас испытывал нечто подобное в своей жизни. Возможно, это нормально – думать, что все наши страдания обусловлены совершенными нами прегрешениями. Очень многие разделяют эту точку зрения. Однако, такие люди становятся на сторону дьявола и трех приятелей Иова, когда советуют нам «веровать сильнее», или «исповедывать свой грех». Истинные христиане хранят свою веру и во дни благополучия, и во дни скорби. Вера не гарантирует человеку избавления от бед и несчастий.
Когда читаешь и слушаешь споры о религии, видишь как с обеих сторон несётся хвастовство о своих победах и торжествах, сила против силы, пропаганда против пропаганды, ненависть против ненависти, и в конечном итоге, зло против зла. Но всё христианство утверждает, что злом не разрушить зла, ненавистью не победить ненависти – всё это мир сей, про который давно сказано, что он «во зле лежит» (1 Ин 5, 19).
Не пора ли нам, называющим себя верующими, вспомнить этот главный парадокс христианства – что побеждает в нём только Крест, его непобедимая, непостижимая сила. Не пришёл Христос спасти нас ни силой, ни внешней победой, но заповедал нам, чтоб мы знали, какого мы духа, чтоб была в нас сила крестная. И вот поразительно, что и сейчас, там, где идёт борьба с религией, там побеждают те, кто силе противопоставляют правду, ненависти – любовь и жертву, шуму и грохоту пропаганды – тишину и свет подлинной веры. И вот над шумом слышен только их голос, во тьме светит только их свет, действительно, этого света тьме не объять.
Слабость христиан почти всегда в том, что они сами не верят в своё добро и, когда приходит час борьбы со злом, противопоставляют ему такое же зло, такую же ненависть и тот же страх. Пора нам оправдать добро, снова поверить в его силу, в его внутреннюю божественную непобедимость. Пора миру, лежащему во зле, противопоставить не чудо, не силу, не авторитет и не хлеб, а тот ликующий облик добра, любви, надежды и веры, от отсутствия которых задыхается человечество. И только тогда, когда мы в самих себе оправдаем добро и поверим в него, мы начнём снова побеждать.
В эти послепасхальные дни всё ещё поется в Церкви: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Смертию – смерть, ведь до воскресения Он самое страшное из всех зол – смерть, разрушение – наполняет добром, любовью, жертвой, самоотдачей. Саму смерть наполняет Жизнью, и когда разрушает Он смерть, тогда наступает светоносное утро воскресения. Тогда, и только тогда, тем, кто отдают ему свою земную любовь и идут, ни на что не надеясь, ко гробу, чтобы помазать Его тело, Он говорит единственное из всех слов: «Радуйтесь!» (Мф. 28, 9). Так начинается христианство. Аминь.