Святые праотцы Авраам, Исаак и Иаков, источник изображения - pravoslavie.ru
Сегодня – Неделя святых праотцов. В это воскресенье за богослужением Православная Церковь воспоминает всех древних родоначальников (по-гречески патриархов) богоизбранного народа и их потомков – от Адама до Иосифа Обручника, мнимого отца Мессии. Кто такие праотцы, и чем они отличаются от святых отец, память которых будет совершаться в следующее воскресенье? Отличие такое: под святыми отцами, как это видно будет из богослужения следующего воскресенья, Церковь имеет в виду не всех вообще тех, кого мы называем святыми отцами, а тех людей, которые жили до воплощения Христа и были Его предками по плоти. А вот сегодня празднуются святые праотцы. Это более широкое понятие. Это те, кто тоже жили до Христа и подготовили Его Рождество - но не обязательно тем, что были Его предками по плоти, а вообще это все праведные люди, которые жили в ветхозаветные времена.
Бытует мнение, что столько безобразий происходило во времена Ветхого Завета, что это Писание нельзя назвать святым, а злого иудейского бога – нашим Богом. Такое мнение святыми отцами называется ересью. Эта ересь была осуждена св. отцами 2-го Вселенского собора (7 правило 1,7) и 6-го Вселенского собора (правило 95). Библия представляет собой собрание разных книг, не только вероучительных, но и исторических, и других. Те соблазнительные повествования в эти исторических книгах являются не недостатками Библии, а ее достоинством. В современных исторических книгах редко встретишь негативное описание недостатков своего народа, дурных наклонностях и его поражений. А если и встретишь, то объясняется это нашими добротой, простотой и доверчивостью. В Библии же все мерзости богоизбранного народа изображены во всей «красе», что вызывает у нас справедливое отвращение. Но вспомним, что в древнее время представляли собой другие народы. В цивилизованных греческих и римских обществах процветали содомия, свальный грех, педофилия, в храмах занимались развратом, младенцев приносили в жертву своим богам, к рабам относились как к говорящей вещи. И вот Библия показывает как из этой среды Бог выводит к праведной жизни избранный им народ, ставя ему в пример святых праотцев.
Св. праотцам уделяется в Ветхом Завете довольно много места. Немало глав посвящено Аврааму. В них говорится о вере. Далее, главы, рассказывающие историю Иакова, в которых содержится послание о том, как мы можем узнать Божию волю в своей жизни. Затем - последние главы книги Бытие, которые повествуют нам историю Иосифа. Остановим свое внимание на нём (Быт. 43, 26-31; 45, 1-16).
Иосиф - один из тех героев Писания, о которых можно сказать «чистые сердцем». Большинство из них имели свои плюсы и минусы, и рано или поздно их греховная природа обнаруживала себя, и мы видели их недостатки так же явно, как и достоинства. В связи с этим Иосиф покажется нам приятным исключением. Возможно, Иосиф - один из наиболее чистых людей в Писании. Именно рождение Иосифа, по-видимому, стало тем толчком, который побудил Иакова порвать отношения со своим дядей Лаваном и стать самостоятельным человеком. Иосиф был первенцем от Рахили - самой любимой из жен Иакова. Как только Рахиль родила, Иаков стал задумываться о том, как освободиться от притеснений дяди.
Итак, он идет к дяде Лавану и требует все, что ему причитается, таким образом, порывая отношения со своим тираном. Так как Иосиф был первородным от Рахили, Иаков откровенно оказывает ему особое расположение. И это заставило братьев Иосифа возненавидеть его. Они сговорились убить его, но затем, подумав, решили продать его работорговцам, направлявшимся с караваном в Египет.
Силою обстоятельств, ему неподвластных, Иосиф очутился в Египте, Вначале как раб, затем как узник. Но благодаря этим странным, Богом предопределенным событиям, Иосиф вскоре стал владычествовать над всем Египтом, уступая во власти лишь самому фараону. Жизнь Иосифа в Египте была поистине необычайна. И он ни капли не сомневался, что это Бог с определенной целью поместил его в Египет. Бог, конечно, знал заранее о приближавшемся голоде, способном стереть с лица земли тот избранный народ, через который Он собирался принести нам спасение. По этой причине мы можем назвать историю с Иосифом повествованием о провидении Господнем.
Но почему Библия уделяет столько места рассказу о каком-то человеке? Наверняка, потому, что здесь, в этой истории, содержится чрезвычайно важное послание к читающим Слово Божие. И суть этого послания прекрасно выражена в одном стихе Нового Завета. В Послании апостола Павла к римлянам в 8-й главе 28-м стихе говорится: знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. На протяжении многих веков этот стих служил и продолжает служить утешением и благословением для Божьего народа. Именно эту мысль Бог хочет донести до нас через историю жизни Иосифа.
Другой важный момент, который мы видим в этом послании, можно выразить единственным словом - благодать. Мы уже встречали это слово, когда читали историю жизни Иакова. «Благодать» означает милость и благословение от Бога, которые мы не можем ни заслужить, ни достигнуть каким-либо другим путем. Благодать дается нам как дар.
В истории с Иаковом мы узнаем, как Иаков в конце концов осознал причину благословений, которые Бог посылал ему. Иаков понял, что все благословения, духовные и физические, которые он получал, были не чем иным, как результатом Божьей благодати. А ведь долгое время Иаков полагал, что он приобретал все эти благословения благодаря своему уму и своей хитрости.
Величайший пример тому мы находим в месте Св. Писания, где Лаван соглашается отдать Иакову часть овец из стада в уплату за его многолетний труд. Итак, они договорились между собой, что все овцы с крапинами и в пятнах будут принадлежать Иакову. А остальные -Лавану. В этот же день Иаков собрал свежих прутьев и, сделав на них нарезки, положил в том месте, где скот зачинал. Вряд ли Иаков заканчивал сельскохозяйственную академию, и наверняка он не ходил на курсы по проведению спаривания животных. Возможно, он просто поверил, что его уловка поможет делу. Такой уж человек был этот Иаков. Он считал, будто его хитрость помогает приобретать благословения. Но в итоге Бог открывает ему глаза и говорит: «Иаков, ведь все это - действие Моей благодати». И после этого мы услышим, как Иаков при встрече с Исавом скажет: Бог милостиво поступил со мной. Когда я переходил Иордан, то не имел ничего, кроме посоха, а теперь у меня два стана. Бог поступил со мной по благодати.
История жизни Иосифа иллюстрирует ту же истину, но немного по-другому. Иосиф находится в очень трудных обстоятельствах. Его продают в рабство. Затем сажают в темницу. И опять-таки, он проходит через все эти трудности не потому, что он заслужил их, но чтобы Бог прославился через его жизнь. По благодати Своей Бог благословил Иакова, и по благодати же Бог призвал Иосифа прожить такую жизнь. Бог специально поместил его в такие условия, приготавливая и наставляя через испытания, чтобы в свое время сделать его человеком, способным спасти еврейский народ от голодной смерти. В конце повествования становится очевидным, что вся жизнь Иосифа была подготовкой к этому великому служению. Какие же практические уроки мы можем извлечь из истории Иосифа? Рассматривая отношения Иосифа с отцом и братьями, мы видим, что эти отношения далеко не идеальны,
Все мы знаем, что плохо делить своих детей на любимых и нелюбимых. А так как Иаков делает Иосифа своим любимчиком, то как отец он явно несправедлив по отношению к братьям Иосифа. Да и к самому Иосифу тоже, потому что причиной ненависти к нему братьев и всех последующих трудностей в жизни является его особое положение в семье.
__Урок, который мы можем извлечь для себя из этой истории, состоит в том, что ни у кого из нас нет совершенных родителей. И, появляясь на свет, мы не имеем возможности выбирать их, так же, как не выбираем братьев и сестёр. Но мы подвергаемся поразительно сильному влиянию со стороны и тех, и других. Сколько неудач, боли и горя было в нашей жизни из-за ошибок самых близких нам людей. И в истории жизни Иосифа Бог хочет, чтобы мы поняли следующее: хотя наши родители и несовершенны и, может быть, допускали ошибки по причине равнодушия или даже злобы, в любом случае нам нужно помолиться той молитвой, которой молился Иисус на кресте: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34).
__Иосиф своей жизнью говорит нам: Бог стоит за всеми событиями вашей жизни. Ему подвластно всё и вся, включая ваших родителей, братьев и сестёр. Богу подвластны все силы. Ему подвластны и обстоятельства нашей жизни. И если мы будем действовать в этих обстоятельствах с Божьей помощью, то Господь использует эти обстоятельства, чтобы приготовить нас к тому служению, которое Он хочет возложить на нас. Возможно, кому-то случалось, получив такую возможность нести служение, ощущать, что Бог готовил вас к нему с момента вашего рождения? Многие люди испытывают это чувство. Иногда на нас сваливаются такие несчастья, что мы удивляемся: «Почему я? Почему у меня такие трудности?» Но Писание говорит через Иосифа: Бог управляет всем. И когда Бог дарует вам благодать действовать в этих обстоятельствах под Его водительством, вы обнаружите, что именно эти события и эти люди являются движущими силами, которые Бог использует для вашего духовного роста. Это те инструменты, которыми Бог пользуется, чтобы однажды призвать вас на служение, согласно Его божественному замыслу.
__Вот как Иосиф говорит своим братьям в 45 главе Бытия: Но теперь не печальтесь, и не жалейте о том, что вы продали меня сюда; потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни. Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак, не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всём доме его, и владыкою во всей земле Египетской. Идите скорее к отцу моему, и скажите ему... Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли. Ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня (ст. 5-10). Как видим, Иосиф полностью убежден, что Бог управляет всеми событиями в его жизни, и поэтому он говорит братьям: Не вы послали меня в Египет. Вы думали, что вы это сделали. Вы думаете, что сделали мне зло. Но это не вы, а Бог послал меня в Египет.
В вернемся к тексту Писания. Бытие, глава 50, Иосиф и его братья снова вместе. Отец их умер, и братья боятся мести Иосифа. В стихах 19 и 20 запечатлен ответ Иосифа братьям: Не бойтесь, ибо я боюсь Бога. Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что есть: сохранить жизнь великому числу людей. Ответ Иосифа: Бог обратил зло в добро. Запомним это. Дети любят задавать вопрос: «Что делает Бог целый день?» Есть много ответов на этот вопрос. Один из них: «Бог целый день занимается тем, что обращает зло в добро». Аминь.