- Информация о материале
- Категория: Проповеди
- Просмотров: 1616
Источник изображения - pravoslavie.ru
Слышанная сегодня евангельская притча о богатом и Лазаре напоминает всем нам о том, что два состояния ожидают нас в будущей загробной жизни: светлая, небесная радость, блаженство т. е. рай или мрак, мука, тоска, ужас т.е. ад.
Но не можем ли мы и теперь здесь, на земле, испытывать некоторое предчувствие того и другого - и рая, и ада? Так именно учили святые отцы Церкви, говоря, что ад или рай начинаются ещё здесь, на земле, смотря по духовному настрою человека, а в будущей жизни лишь откроется полнота того, что приобрела душа в своей земной жизни.
Да, так, естественно, и должно быть на самом деле. Ведь что такое рай? Рай - это радость от жизни в Боге. Всё создано, всё содержится и живёт Господом Богом. Небо и земля полны Его разумом и славою. На всём мироздании лежит печать Божией мысли и неизреченной Божьей красоты. Вся Божья тварь разумная и неразумная призвана возвещать дивные чудеса Божии, и первоначальное блаженство людей до их падения состояло именно в этом упоении величием дел Божьих. Тогда человек был чист душою. В нём не было ни гордости, ни тёмного самолюбия, ни похоти. Ничто не заслоняло от его сердца Божественной светлости. Одна любовь к Создателю наполняла всё его существо. А ведь для человека нет ничего радостнее, блаженнее, как быть вместе с любимым существом, говорить с ним, слушать его, восхищаться его делами, радоваться при виде его красоты, посвящать ему свою жизнь. Когда мы любим кого-то, нам дорог не только сам любимый человек, но и всё, что принадлежит ему. Мы бережно храним даже малую вещицу, если она хоть чем-нибудь напоминает нам предмет нашей любви. То же самое было и с первыми людьми. Их неиспорченные грехом души умели любить Бога, своего Великого Божественного Творца и Промыслителя и восторгались всем, что возвещало им славу Божию: и мир, и вся тварь, и движение звёзд, и каждая былинка бытия, возводила их сердца к Божественной любви, потому что во всём они чувствовали милость и благость Божью. Мир для них был храмом Божьей славы, и они каждый миг наслаждались его созерцанием. Жизнь для них была раем, непрерывной духовной радостью в Боге.
Но вот человек отторгся от Бога, извратил Божью мысль о себе, стал полон всякой нечистоты, греха и беззакония. И через это он лишился радости, потому что прежде того лишился Бога! Он стал чужим для его души; человек стал избегать и страшиться Божьего присутствия, стал скрываться от света. Для живущего в нём греха стало невыносимо и мучительно от соприкосновения со святыней. Когда Бог обращался к беззаконным людям, они, подобно бесам при виде Христа, готовы были с ужасом воскликнуть: что пришёл ты мучить нас (Мф. 8, 29). Когда же по любви к ним воплотился от Девы Сам Сын Божий, они возненавидели Его, стали Его преследовать, и наконец не вынесли Его присутствия у себя, распяли своего Спасителя на Кресте. Но жизнь показала людям, что нельзя безнаказанно попирать Божьи уставы, вложенные в природу человека. С тех пор как человек отвернулся от своего Творца, ему стало непонятно и чуждо и всё Божье творение. То, что он прежде так любил, чем так жадно упивался, что наполняло его душу невообразимым восторгом, - на всё это он взглянул холодным оком. Люди явились для него уже не родными и добрыми братьями, детьми Единого, Великого Отца - Бога, а врагами, оспаривающими у него клочок земного счастья. Природа, когда-то несшая со всех своих концов один восторг в душу человека, видевшего в ней храм живого Бога, превратилась в его уме в бездушный, безжалостный, мёртвый, бесцельный механизм. Весь мир: и животные, и стихии, прежде бывшие для человека нежными объятиями Промыслителя, любящими его слугами, отказались повиноваться ему, грешнику, врагу Божию - и жизнь наполнилась борьбою, кровью, болезнями, сплошным страданием. В целом мире человек остался одиноким среди тысячей опасностей. В душе образовалась пустота, неудовлетворённость, непонятная ему тоска по истинной жизни, по любви, по радости. В душе человека воцарились мрак, хаос, мука, а иногда и отчаяние. Жизнь без Бога стала адом.
При вдумчивом внимательном наблюдении нельзя не заметить, что, чем более люди гасят в себе духовные, религиозные начала своей человеческой природы, погружаются целиком в плотскую жизнь, всё дальше уходят от Бога, тем более жизнь их становится безрадостнее, не смотря на размножающиеся в ужасных размерах забавы, развлечения и увеселения. Это особенно можно сказать о нашем времени; радости в жизни становиться всё меньше, веселие духовное, светлое благодушное настроение в людях всё убывает и убывает. На их месте воцарились чёрствость, сухость, своекорыстие, гордость и себялюбивая похоть. Жизнь становится всё менее и менее привлекательной. В нашей жизни много острых утех и наслаждений, но нет подлинной радости. Человек живёт лишь внешними чувствами: для глаз, для ушей, для вкуса открыты неисчерпаемые возможности. Но на этом пиршестве внешних чувств обделённой осталась наша душа, наше внутреннее духовное существо, полузадавленное в бешеном вихре и сутолоке особенно городской жизни. Забыта душа, угасла жизнь духа, а вместе с тем угасла и подлинная радость жизни, которая всё-таки была заметна у наших религиозных предков в старину. Хорошо, если современный человек, уставший от бессмысленной мирской суеты, пустоты жизни, от жизни одними внешними чувствами, обратился к забытой им душе, к забытому им Богу, к забытым им радостным религиозным переживанием. Но чаще бывает так: чтобы заполнить чем-нибудь душевную пустоту, люди кидаются в омут страстей, стараются испытать все виды порока, пьянство, разврат и т. п. Но душа нигде не обретает покоя и человек, измученный, исстрадавшийся нередко сам себя истребляет, оканчивает жизнь самоубийством. Так, потеряв из своей души Бога, человек потерял истинную, настоящую любовь. А с любовью потерял радость, а с радостью и вкус к самой жизни.
Что же нужно делать? Ведь все мы дети своего времени и невольно заражаемся тем общим духовным настроением, которое царит вокруг нас! Надо возвратиться к Богу. Надо не вспоминать только иногда о Боге, как поступаем мы, а надо жить и дышать Богом. Надо возлюбить всею силою своей души, счесть за счастье служить Ему; очистить свою совесть от нечистоты и беззакония. Тогда и радость вновь возвратится в нашу душу и веселие откроется пред нашими внутренними очами, и ощутим мы рай ещё здесь на земле, как ощущали и ощущают его блаженные души св. угодников Божиих.
Итак, на вопрос, который был предложен вначале сегодняшней проповеди: можем ли мы испытывать предчувствие ада или рая ещё здесь, на земле; как видите, надо ответить: можем. Пусть же каждый из нас даёт себе отчёт, спросит у своей совести: так ли он живёт, как Бог велит, любит ли Его всей душой, старается ли угодить Ему, или нет? Если «да», то убеждён, что у него, до некоторой степени, царят мир и радость в душе, значит, есть, хотя может быть и слабое предчувствие рая. Если же «нет», то совесть его не может быть мирна и покойна. Очевидно, душевное его настроение не похоже на предчувствие рая, а скорее на противоположное ему чувство. Не побудит ли это его серьёзно задуматься над своей жизнью и постараться стать на путь, ведущий не к мрачному, мучительному, а к райскому блаженному состоянию. Аминь.
- Информация о материале
- Категория: Проповеди
- Просмотров: 1804
Напоминаю вкратце содержание дневного Евангелия: И по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна , и возвёл на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними: одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Пётр сказал Иисусу: Равви! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что были в страхе. И явилось им облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте (Мк. 9, 1-8).
Трое евангелистов - Матфей, Марк и Лука говорят о времени этого события: По прошествии дней шести, то есть спустя шесть дней после того, как апостол Пётр исповедовал свою веру в Иисуса Христа как в Сына Божьего (Мф. 16, 16). Евангелист Лука называет другой срок - дней через восемь (Лк. 9, 28). Но в этом нет никаких противоречий: Лука в своём вычислении принял во внимание день свидетельства апостола Петра и день Преображения, и таким образом получилось восемь дней. К тому же нужно сказать, что евангелист Марк не придавал особого значения точности времени данного события. Он ограничился приблизительным подсчётом дней. Для него важно было показать связь между исповеданием апостола Петра и Преображением Иисуса Христа.
Спаситель взял с собой на гору троих учеников: Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их на гору высокую одних (Мф. 17, 1). Евангелие не указывает, где находилась эта высокая гора, но, принимая во внимание факт, что в это время Христос с учениками находился в Кесарии Филипповой (Мк. 8, 27), можно предположить, что эта высокая гора была одной из многих Ермонских гор на севере Палестины. Евангелист Марк не ставил перед собой задачу увековечить географические места, а хотел сказать о важном духовном событии Иисуса Христа и Его учеников.
Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвёл на гору высокую особо их одних. Это говорит о том, что благословение Господа принадлежит всем, но восхищают его те, кто более любит Спасителя. Наша любовь к Иисусу Христу доказывается исполнением Его заповедей, а не возгласами: "Господи! Господи!". Христос говорит: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14, 21). Исполнение заповедей Господних - единственный признак любви к Богу. Любящим Иисуса Христа и Господь дарует Свою любовь.
Говоря о Преображении Господнем, евангелист Лука пишет: Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошёл Он на гору помолиться (Лк. 9, 28). Спаситель постоянно нуждался в уединении для молитвы. Но перед особенно трудными и решающими моментами Он нуждался в усиленной молитве. И теперь такая нужда возникла вновь. Незадолго до этого ученики исповедовали Его Мессией. Это новое, более зрелое, духовное понимание позволило Спасителю сказать им о предстоящих Ему страданиях. Однако весть эта вызвала у них неверную реакцию. Пётр, отозвав Его, начал прекословить Ему, так что Иисус Христос был вынужден ответить ему строго: Отойди от меня, сатана! Ты мне соблазн, потому что думаешь не о том что Божие, но что человеческое (Мф. 16, 23).
Устими Петра сатана пришёл снова искушать Господа Иисуса Христа. Страшная картина будущих страданий снова встала перед Иисусом. Кроме того, отрицательное отношение учеников к Его словам о предстоящих страданиях принесло Ему новые заботы. Всё это вызвало потребность в усиленной молитве, поэтому, взяв с Собой троих учеников, Господь отправился с ними на гору. Можно полагать, что апостол Пётр был особенно обрадован тем, что Христос взял его с Собой, несмотря на то, что он только что услышал строгие слова от Него.
Итак, они отправились в путь и стали подниматься всё выше и выше. Очевидно, они пришли на гору только при наступлении ночи. Тот факт, что ученики вскоре по восхождении заснули, указывает на ночное время. Это же подтверждает и спуск с горы на следующих день (Лк. 9, 37).
Наступило время троим из апостолов, не вкусив ещё смерти, увидеть Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф. 16, 28). И преобразился перед ними, то есть Он явил ту славу Свою, которую имел на небе прежде бытия мира (Ин. 17, 5). Просияло лицо Его как солнце (Мф. 17, 2). Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег (Мк. 9, 3). Упоминание Марка о блистающих одеждах означает, что это не был какой-то световой эффект извне, а было внутреннее сияние. В Ветхом завете мы находим описание такого излучения, читая о Моисее, у которого лицо сияло, оттого, что с ним говорил Бог (Исх. 34, 29).
Новый завет повествует об архидиаконе Стефане, лицо которого сияло, как лицо Ангела (Деян 6, 15). Апостол Павел употребляет это же выражение и в отношении нас, христиан, когда говорит, что мы, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу (2 Кор., 3, 18).
И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. Почему именно Моисей и Илия? Моисей явился Христу как представитель Закона, а Илия - пророков. И так как Иисус Христос после преображения направлял путь в Иерусалим, где после явления Своей небесной славы должен был претерпеть величайшее унижение и бесславие, о чём предсказывали закон и пророки, - то и беседа Моисея и Илии с Ним на горе Преображения была посвящена исходу Его, Который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк. 9, 31).
От этого сияния проснулись отягчённые сном апостолы, и от этого чудесного зрелища апостол Пётр пришёл в такой восторг, что воскликнул: Равви! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.
Такое явление славы Христа повторяется и в нашей христианской жизни. Мы часто видим преображённого Иисуса Христа в наших богослужениях! Мы видели сияние Его славы в наших уединённых уголках молитвы, когда душа наша поднималась высоко над всем земным и не видела никого и ничего, кроме Иисуса Христа в наших богослужениях! Мы видели сияние Его славы в наших уединённых уголках молитвы, когда душа наша поднималась высоко над всем земным и не видела никого и ничего, кроме Иисуса Христа.
Но с гор преображения, с гор блаженства путь идёт к земле, с нашими повседневными обязанностями на ней, к исполнению воли Божьей и к служению людям. Так было с Самим Сыном Божьим. С горы Преображения, подкреплённый голосом Отца Своего, подкреплённый беседой с Моисеем и Илиёй, Он идёт исполнять волю Всевышнего: совершить для нашего вечного спасения трудный путь в Иерусалим, Гефсиманию и на Голгофу.
Так было и с апостолами: с горы Преображения они снова пошли на своё апостольское служение, на свой труд для Христа и человеческих душ, пошли в свои гефсимании, на свои голгофы. Но везде и всегда они видели Иисуса Христа в Его славе и всемогуществе перед собою, и это давало им силы преодолевать все острые тернии на их пути.
Далее, Евангелист свидетельствует: И явилось облако, осеняющее их. В иудейском мировоззрении присутствие Бога всегда тесно связано с облаком, ведь Моисей встретил Бога в облаке, в облаке Бог явился в скинию, облако наполнило храм при открытии его во времена Соломона. И иудеи мечтали, что, когда Мессия явится на землю, тогда облако Божьего присутствия вновь наполнит храм. Осеняющее облако - это знак того, что Мессия пришёл; всякий иудей понял бы эти слова именно так.
И, наконец, слова самого Бога: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте, явились как бы божественной печатью, заверяющей о страдающем Мессии. Если раньше апостол Пётр хотел, чтобы Спаситель его послушался, то теперь ему стало ясно, что он должен слушаться Господа Иисуса. Его слушайте - эти слова обращены ко всем ученикам Христовым, и в их исполнении состоит наша великая задача. Много голосов мы слышим вокруг нас и внутри себя, но наша задача - слушать Его голос везде и всегда. Он есть Альфа и Омега, Начало и Конец. Он - всё и во всём.
Евангелист продолжает: И внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса. По жизни мы больше смотрим на людей чем на Христа - и в результате возникает множество соблазнов, напрасных переживаний, обид, недовольства, осуждения ближних. Мы много занимаемся своим "я", слишком много внимания уделяем самим себе, своей персоне. Некоторые из нас особенно самолюбивы и себялюбивы, особенно сконцентрированы на самих себе. Наша великая задача - перечеркнуть своё "я" в своей жизни и написать вместо него "Он", то есть Иисус Христос.
Нам надо учиться великому искусству: на людей и на всё, нас окружающее, смотреть через Господа Иисуса Христа. Мы должны так построить свой внутренний мир, чтобы, прежде всего, видеть Христа, а потом всё остальное. Тогда и служение наше будет служением Спасителю: служением любви, сострадательности и справедливости. Да поможет нам в этом Господь! Аминь.
- Информация о материале
- Категория: Проповеди
- Просмотров: 2007
Источник фото - classpic.ru
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали притчу Господа о злых работниках в винограднике. Хозяин дома насадил виноградник, обнёс его оградой, выкопал в нём точило, устроил сторожевую башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда настало время собирания плодов, хозяин послал слуг своих, чтобы взять плоды, но виноградари слуг изгнали, иных били, иных убивали, и со следующими посланными хозяином слугами поступали так же. Когда же послал хозяин сына своего, думая, что постыдятся его, то виноградари, надеясь овладеть наследством, вывели сына, как наследника, из виноградника и убили. Оставалось хозяину наказать злодеев, виноградник же отдать другим, которые отдавали бы плоды во времена свои.
Мы видим, что хозяин этот, безусловно могущественный человек, если он в силах, в конце концов, предать злодеев «злой смерти». Но он и долготерпелив: посылает одних слуг, потом других. Видим, что он бесконечно верит в силу добра: хотя из предыдущих посланников кого били, а кого и убивали, он все же напоследок посылает сына; он надеется, он даже уверен (а иначе бы он сына не послал), что тут-то у них проснется совесть, и они «постыдятся сына моего». Мы видим, что и сын одного духа с отцом: он послушно идет туда, где неоднократно проливалась кровь. И лишь когда окончательно обнаруживается, что совесть у злодеев мертва, только тогда хозяин предает их злой смерти, а виноградник отдает другим.
Что же за люди эти виноградари? Чем можно объяснить их столь вызывающее поведение? Только одним: они не признавали за хозяином права собственности на виноградник. Как и другие евангельские завистливые работники, фактически не признававшие за хозяином права распоряжаться своим добром, и платить кому и сколько он считает нужным. И тем, и другим говорится: Друг!.. разве я не властен в своем делать, что хочу? (Мф. 20, 13-15), - то есть и платить кому и сколько хочу, и прощать кому и сколько хочу, но и требовать свое, сколько мне положено. Это - моё, и я никому не должен в нём отчитываться. Если же человек не признаёт за Богом права всемирного Собственника, то не будет он признавать и за братом своим права собственности. Такие люди не ценят милости Божьего прощения, т. к. не признают за Ним права уделять каждому, сколько Он считает нужным; и никогда такие люди не считают себя должниками, обязанными что-то давать Ему в своё время. Не случайно всякому насильственному переделу собственности обязательно сопутствует и борьба против Бога. Это значит, на пути к Богу надо научиться и уважать чужую собственность и даже считать право собственности - священным: не подсчитывать чужие доходы, не считать деньги в чужих карманах, не судить, как кто ими распоряжается; и не требовать, а смиренно просить и не обижаться, когда нам не считают нужным дать.
Слушавшие притчу иудейские старейшины поняли, что под злыми виноградарями Господь подразумевает их. Виноградник - Церковь Божия, ещё в Ветхом Завете насажденная на земле, как говорится в 79-м псалме (15-16), который читается при архиерейском богослужении: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей и утверди и, его же насади десница Твоя». С ветхозаветных дней Господь заботился о Своей Церкви: обнёс виноградник ограждением Своего спасительного закона, данного через Моисея. Соблюдая закон, народ находился как бы в спасительной ограде, куда не проникал грех и главный враг человека - дьявол. Точило, выкопанное в винограднике, - это жертвенник. Точило в Древней Палестине представляло собой яму, выложенную материалом, не пропускающим воду, в которой собирался виноградный сок, выжатый из плодов прессом, или выдавленный ногами. Красный сок напоминал о крови жертв. Сторожевая башня виноградника - ветхозаветные священники, «стражи дома Израилева», которые должны были охранять народ от нарушений закона и заботиться о принесении народом плодов веры и любви к Мессии, грядущему в мир. Но как же поступал народ и особенно вожди его? Пророков, которых посылал Бог, чтобы проповедовать им о Христе, гнали, побивали камнями, убивали. Самому последнему пророку, Иоанну, Предтече Господню, которого народ почитал за великого пророка, царь Ирод отсёк голову. Но ничто не остановило, не истощило бесконечной любви Божьей к роду человеческому. Казалось бы, уже после избиения первых посланников Своих, Бог должен был бы предать лютой казни беззаконников. Тем не менее Он продолжал посылать, звать к покаянию, наконец, не пощадил Сына Своего Единородного и Возлюбленного, чтобы хотя бы Его слову вняли. И повторились слова злых виноградарей: «Это наследник, пойдем, убьем его и завладеем наследством его» (Мф. 21,38). Однако Бог, провидя, как поступят с Его Единородным Сыном возлюбленным, не щадит Его ради спасения людей.
Можем ли мы, делатели нового виноградника, ограничиться только бесстрастным воспоминанием о временах, давно минувших, о злых виноградарях из народа еврейского? Можем ли мы утешиться тем, что Бог призвал нас к работе в винограднике Своём, как работников более достойных, приносящих плоды Христу неукоснительно? Мы должны в данном случае вспоминать слово великого апостола язычников Павла: Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: ветви отломились, чтобы мне привиться. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя...Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется (Рим. 11, 17- 26).
Не для безучастного воспоминания читается притча Господа о злых виноградарях, а для того, чтобы каждый приложил её к себе самому, извлекал должное духовное назидание. Ибо притча, относясь к иудейским старейшинам, не менее относится и к каждому из нас. Каждому из нас Господь даёт блага жизни, даёт виноградник и ждёт плодов. Многие из нас очень спокойно забывают о том, что мы всегда в ответе перед своей совестью и, главное, перед Хозяином - Богом. Мы бываем спокойны и, приходя на исповедь, наивно рассуждаем: я никого не убил, никого не обокрал, в чём мне, собственно, каяться? Уподобляясь злым виноградарям, мы забываем главное: что необходимо извлекать пользу из всех благодеяний Господних и воздавать Ему плоды хвалы и благодарения, плоды труда и добродетельной жизни.
В притче речь идёт о законе праведного воздаяния. Каждому из нас Господь воздаст по делам, как воздал Он в итоге злым виноградарям. И к нам Бог посылает ангелов-хранителей, наставляющих нас на всякое добро, внушающих нам творить волю Божию. Посылает и пророков, говорящих через Откровение, обличающих нас и научающих правде Божией. Мы отвергаем и ангелов, и пророков, не читаем слово Божие, не слушаемся Церкви, не внимаем совести, ищем только и прежде всего земного, забывая о небесном. Господь посылает к нам святых угодников и добрых людей, окружающих нас, но мы отвергаем и их пример святости и правды, не любим, когда нас поучают и наставляют, раздражаемся, когда нам делают замечания, злобствуем, когда кто-то из нашего окружения преуспевает в добре. Господь вещает нам через святую Церковь, воспитывает нас её учением и уставами, но мы бываем глухи и к Церкви, отвергая ее материнскую любовь.
Господь сделал для нас более, чем для иудеев. Он насадил для нас лучший виноградник, создал Церковь Свою новозаветную, окружив ее еще более любвеобильным попечением, чем ветхозаветную. Он через Крещение привил нас к Себе, как дикие ветви к доброй лозе, дал нам силы приносить плоды новой жизни, которая в Нем. Он обнёс виноградник Свой оградой нового закона евангельского, начертанного в сердцах людей живыми письменами любви. Самой лучшей оградой для своеволия является любовь. Она никогда не допустит чем-либо огорчить любимого. Без любви человек будет постоянно обходить закон, исполнять его внешне, из-за страха наказания или ожидания награды.
Ископал хозяин виноградника в нём и «точило», лучшее, чем ветхозаветное, источив на Кресте струи Своей искупительной Крови, установив совершать в Своё воспоминание до скончания века Бескровную Жертву, делая нас через вкушение Тела и Крови Своей едиными с Собой, причастниками Своей блаженной Божественной жизни.
Устроил Он в винограднике и сторожевую башню, поставив в Церкви Своей епископов и пресвитеров, заповедав им беречь и пасти стадо своё от расхищения, отыскивая рассеянных овец, заблудившихся в дебрях неверия, неведения и страстей. Однако, часто и христиане оскорбляли, изгоняли, били и убивали посылаемых Христом, попирали слова Христовы и апостольские! Вспомним сколько святых и Божьих угодников гнали и избивали и убивали на Руси: начиная с первых в Киеве христиан – варягов Феодора и Иоанна, страстотерпцев Бориса и Глеба, Сергия Радонежского, благоверного кн. Андрея Боголюбского, Серафима Саровского, митрополита Филиппа, священномученика париарха Ермогена, благоверных кнн. Петра и Февронии, св. патриарха Тихона, и тысячи и тысячи новомучеников. А сколько ещё христиан пострадали от миллионов доносов своих соседей, товарищей по работе, учебе, партийных работников и просто «доброжелателей».
Как часто христиане отсылают от себя Самого Христа, стоящего у дверей их сердец и ожидающего, не отворят ли для Него двери сердца (Апок. 3, 20). Отсылали Христа, приходящего к ним в виде нищей братии (Мф. 25, 40), всех просящих милости во имя Его! Как часто камень краеугольный - Христос, отвергается, жизнь строится совсем на других основаниях! Именующиеся христианами весь строй своей жизни подменяют языческим! А есть и немало снова распинающих в себе Сына Божия и надсмехающихся над Ним (Евр. 6, 6).
Если ушёл человек из-под наблюдающего его пути ока Церкви Христовой с её пастырями, то не уйти ему от бдительного стража, совести, от которой не укроется, как бы ни хотел того человек, ни одно худое помышление, постыдное, затаённое желание сердца.
Так самая душа человека является окружённой любвеобильным попечением виноградником Божиим, в котором есть и ограда, и «точило», и сторожевая башня, человек же является добрым или злым виноградарем. В совести нашей слышится непрестанный зов Божий, одинаковый с зовом евангельским. Заглушая веления совести, слышимые внутри, напоминаемые извне через людей и обстоятельства жизни, человек уподобляется оскорбляющему посланников Христовых, попирающему Самого Сына Божия.
Евангельская притча должна побуждать каждого внимать, прежде всего, голосу собственной совести, бояться малейшего отступления от её зова, как незаметно отступивший от дороги на несколько шагов заблуждается более и более. Внимая совести, человек полагает в основание жизни Христа, вечнозеленое древо, прививаясь к которому душа делается плодоносным виноградником Божьим, Раем сладости, потерянным человеком через грехопадением, и снова возвращённым ему Христом. Аминь.
- Информация о материале
- Категория: Проповеди
- Просмотров: 2042
Вспоним, кто был Пётр и откуда призван Павел. Из нас, из простых людей, из немощных... Пётр - бедный рыбак, Павел - ремесленник. Каким богатством они обладали? Пётр имел лодку и сети, Павел - сапожный нож и куски кожи. Ловец рыб стал ловцом людей, а кто владел сапожным ножом стал перекраивать человеческие души. Рыбак и ремесленник стали властителями всего мира! Напомню о их немощах. Пётр, призванный и обласканный Господом, видевший небо открытым, этот камень веры, на котором созидается здание Церкви и которому вручены ключи Царства Небесного, когда пришла опасность трижды отрёкся от Христа. А Павел? Он изнывал от немощей. Его постоянно мучили болезни. Бог возложил ему на плечи величайшую задачу - покорить мир. А что он из себя представлял? Не имевший ни знатного рода, ни богатства, одинокий, неизвестный, даже не обладавший телесной крепостью - он обходил вселенную и безоружный побеждал. Кругом были препятствия, одни скорби и жизненная теснота до смерти...
Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти... три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурениии, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11, 23, 25-27).
Разве это не сплошная человеческая скорбь? Разве это не сплетение всех тягот жизни? А на его плечах было попечение о всех Церквях, забота о всех душах! Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? (2Кор. 11, 29). Дети мои, - говорит апостол в одном из своих посланий, - для которых я снова в муках рождения... (Гал. 4, 19). Где взять силы перенести все бедствия, скорби, бичи, цепи, потопления, темницы, суды, козни? Откуда взять силы противостоять толпе, чужим, домашним, лжебратии? Надо ещё помочь изнемогающим, побороть недоверие чужих, ожесточение близких. Как всё это выдерживало его тело? Как выносила душа? Сил не хватало, изнемогала душа... Апостол припадал к Богу и просил: дай мне облегчение, сними с меня немощь, я изнемогаю. И не отвечал ему Бог. Снова взывал апостол: как я снесу все нужды и скорби? У меня одна душа, одно тело и те истомлены. Сними с меня немощь, облегчи меня! И опять молчал Бог. Третий раз Павел умолял Его: да отступит от меня немощь, этот ангел сатаны, чтобы быть мне сильным, а то я изнемогаю. Что же отвечает ему Господь: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2Кор. 12, 9). О чём ты просишь? Ты видишь столько бедствий и врагов, а про Меня забыл? Ты забыл, как Я отверзал двери темницы, извлекал из неминуемой гибели и каждый день спасаю тебя на каждом шагу? Ты изнемогаешь, но через тебя действует сила Духа, побеждающая козни. Разве этого ты не видишь? Или ты хочешь быть сильным своей силой и обойтись без Моей силы и Моей помощи? Выбирай, что же ты хочешь? Быть сильным и действовать по своей силе? Или остаться в немощи, чтоб действовала в тебе Моя сила? Конечно, апостол выбирает немощь. Так он и пишет во 2-м послании к Коринфянам: Я хочу быть в страданиях и хочу быть в немощи, только бы обитала во мне сила Христова (2 Кор. 12, 9).
Разве не близок нам апостол Пётр? Разве не дорог нам апостол Павел? Мы малодушествуем, мы забывали Христа - Пётр отрекался. Мы пребывали в унынии, жаловались - Павел изнывал. Мы в недостатках - Павел в наготе. Мы боимся врагов - Павел терпел от своих. Мы бываем в опасностях - Павел в бедствиях. Мы в скорби - Павел при смерти. Разве не близки они нам? Та же бедственная жизнь, то же угнетение немощи. Они - родные по человеческой немощи. Пусть они будут близкими по великости! А для этого надо выбирать, как было сказано св. Павлом. Что мы хотим? Оставаться ли с Богом при своих немощах или опереться на свою призрачную силу, на человеческую самость и уйти от Бога? Многие люди здесь стоящие уже имеют большой жизненный опыт, многие достаточно обтрепали крылья своей самости, не раз разочаровывались в людях и в себе, так что не должно быть больших колебаний. Вполне мы можем довериться Богу и просить Его поддержать нашу немощь и даровать Свою благодать для нашего укрепления и спасения. Скажем Христу, как св. Апостол Павел: Господи! Пусть останется скорбь и пусть гнетёт меня немощь лишь бы душа моя была всегда обращена к тебе, и действует в ней освящающая и всесильная благодать Твоя.
И когда мы окончательно сделаем такой выбор, тогда святые первоверховные апостолы Пётр и Павел станут нам ещё ближе, и их пример поможет нам ощутить в каждом шаге нашей жизни близость Бога и Его попечение о нас. Аминь.