Святой пропрок Божий Илия.
В Ильин день прошлого года наш рассказ о пророке Божьем Илье остановился на бегстве св. пророка от царицы Иезавели в Сарепту к благочестивой женщине. В третьей книге Царств, в 17-й главе, начиная с 17-го стиха, мы читаем: После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нём дыхания. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришёл ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего. И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял он его с рук её, и понёс его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель. И воззвал к Господу и сказал: Господи, Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына её? (3 Цар. 17, 17-20). И дальше мы читаем, что Господь услышал молитву пророка: мальчик ожил, и Илия возвратил его женщине. В последнем стихе этой главы говорится: И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно (3 Цар. 17, 24).
Св. пророк Илья пришёл к сарептской вдове, и был радушно принят, когда в её земле был повсеместный голод. С приходом пророка Господь восполнял её нужду в пище самым чудным образом! Её сердце преисполнилось благодарностью Богу за Его милость и щедрость. Но вдруг смерть сына бросила свою тень на её радость. И из уст убитой горем матери вырываются негодования, обиды и упрёки, обращённые к Илье: Что мне и тебе, человек Божий? ты пришёл ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего (3 Цар. 17, 18). В один миг забыты все прежние дары Божьи! Теперь тот, с которым они пришли в дом, виновен в смерти её единственного сына. Как часто бывает в жизни, что вслед за каким-нибудь особым даром Божьим следует и особое испытание. И человек, не подготовленный к этому, недоумевает. Он начинает негодовать, искать виновного. «Ты, человек Божий, виновен в смерти моего сына! Если бы ты не пришёл в наш дом, мой сын не умер бы!» - так отреагировала эта женщина на случившееся.
То, что произошло с женщиной из Сарепты Сидонской, многократно повторяется в жизни многих людей, которые вступили в соприкосновение с живым Богом. Почему-то человеку свойственно думать, что если он покаялся и старается жить по заповедям Божьим, то путь его обязательно должен быть усыпан цветами, и ему должна во всём сопутствовать удача, что он будет избавлен от всех тревог и испытаний. К такому выводу человек может прийти только по своему невежеству, по незнанию того, что говорит по этому поводу Слово Божье. Постигшее нас испытание не должно восприниматься как недопустимое для людей Божьих - оно должно приниматься как нормальное явление в жизни каждого христианина. В Писании говорится: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Так же и Апостол Пётр пишет: Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного (1 Пет. 4, 12).
«Огненные искушения» - даются нам во благо. Ни одно страдание не может нас постигнуть без позволения нашего Господа. Эти «страдания» допущены Им, они от Него, и они для нашего блага. А если они от Бога, то мы можем быть уверены в том, что Он допускает их в нашей жизни, потому что любит нас.
Вспомним, что ещё во время болезни Лазаря сёстры Марфа и Мария послали сказать Иисусу, что тот, кого Он любит, болен (Ин. 11, 3). Они как будто напоминают Господу, что если Он действительно любит их брата (а об этом Он не раз говорил), то теперь пусть докажет Свою любовь и поспешит исцелить его. Но вместо того, чтобы поспешить к ним на помощь Спаситель задерживается. Своим промедлением Он позволяет Лазарю умереть. Как это понять?
У Бога есть определённая цель - и цель эта благая. Мы с вами видим всё в настоящем. Наше зрение ограничено, поэтому мы часто в недоумении, когда нас постигают испытания. Мы делаем то же самое, что сделала вдова из Сарепты Сидонской. Мы ищем причины не там, где следует их искать, пытаемся кого-то обвинить в случившемся. И легче всего обвинить нашего Благодетеля, нашего Господа. Ты пришёл ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего, - так говорит пророку Илье женщина-вдова (3 Цар. 17, 18). Примерно такие же слова мы слышим и из уст Марфы: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой (Ин. 11, 21). Ты не пришёл, когда мы звали Тебя, а ведь Ты говорил: Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез неё Сын Божий (Ин. 11, 4), - но Лазарь умер. И теперь уже поздно. Ты не сдержал Своего слова.
Разве мы не произносили нечто подобное? Разве мы не обвиняли Бога? Нам известен исход этой истории с умершим Лазарем. Мы знаем, что Иисус сдержал Своё слово: хотя болезнь Лазаря и закончилась смертью, Христос воскресил его, и этим самым Бог был прославлен. Но почему же всё-таки Господь допустил им пройти через такое тяжёлое испытание? Как объяснить, что Иов, человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (Иов 1, 8), прошёл через «огненные испытания»? Ответ на этот вопрос даёт сам же многострадальный Иов, когда в конце своих испытаний он восклицает: Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя (Иов 42, 5).
Цель каждого постигающего нас испытания заключается в том, чтобы мы ближе и глубже познали нашего Господа, чтобы мы увидели Его глазами веры. Вот к такому близкому познанию Бога ведёт нас Дух Святой, и этот путь познания идёт через «огненные испытания». А препятствием на пути близкого общения с Господом является то, что мы не положили на алтарь нашего возлюбленного сына «Исаака», которого мы и не думали принести в жертву. Вне всякого сомнения, что для бедной вдовы самым большим сокровищем был её сын. Это был её «Исаак», её единственный сын. И вот теперь он безнадёжно болен: болезнь его была так сильна, что не осталось в нём дыхания (3 Цар. 17, 17). Удар провидения оказался слишком тяжёлым для этой бедной женщины. А, ведь она могла в этот момент сказать так, как сказал Иов: Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов 1, 21).
Сколько раз мы сожалели о словах обвинения, опрометчиво сказанных нами в момент страдания! Вместо того, чтобы верить, что Бог имеет о нас намерения во благо, а не на зло (Иер. 29, 11), мы огорчали Его нашими упрёками и вопросами: «Почему, Господи, ты допустил это?» Но Господь не обвиняет нас. Без слов укора Илия от имени Господа говорит вдове: Дай мне сына твоего (3 Цар. 17, 19). Бог даёт нам возможность вверить Ему наше горе. «Передай твоё горе в Мои руки», - говорит Господь. И когда мы передаем своё горе в Его руки, оно окажется не потерей для нас, а величайшим даром.
Совершённое чудо воскресения сына Сарептской вдовы было ответом на её веру. Если бы она не отдала умершего сына пророку Илии, то сын остался бы мёртвым. Так что, несмотря на гнев и горечь, несмотря на высказанные упрёки, Господь не обходит милостью женщину, которая доверила своего сына в Его руки. Он даёт возможность покаяться. Мать несёт своё горе тому, которого она только что обвиняла, и в этом действии проявляется её покаяние и вера.
Многие наши испытания допущены для того, чтобы через них был прославлен Сын Божий. Если мы сейчас сделаем первый шаг веры, то любящий нас Господь, Которого, возможно, мы не раз огорчали своими упрёками и своим недоверием, Сам отрёт слезу нашу (Отк. 21, 4), примет и простит нас и воскресит «нашего умершего сына». Он хочет проявить силу воскресения в том, что мы считаем уже полной потерей. Господь говорит: Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? (Ин. 11, 40). Даже если наша вера слаба, мала, и не больше чем горчичное зерно, все равно надо верить! Верить в то, что Он имеет по отношению к нам намерения во благо, а не на зло.
В лице пророка Илии мы имеем прекрасный прообраз нашего Спасителя. Точно так, как Илия, взяв мёртвого мальчика в свою горницу, простёрся над ним, воззвал к Господу, и мальчик ожил; так же и наш милосердный Господь взял нас, мёртвых по преступлениям и грехам (Еф. 2, 1), понёс на Голгофу, взял на Себя нашу вину и этим дал нам жизнь вечную. Разве это не милость? Всё, что мы могли дать Ему - это нашу греховную жизнь, которую Он вознёс на Голгофу, где Своей смертью спас нас, оправдал и дал нам новую жизнь. Кровь Иисуса Христа очистила нас от всякого греха (1 Ин. 1, 7). Аминь.