На фото: святой праведный Иоанн Кронштадтский.
В единственной автобиографии отца Иоанна говорится: «Я сын причетника села Сурского, Архангельской губернии. Дома, на шестом году, отец купил мне букварь, и мать стала преподавать азбуку. Тяжело давалась грамота. На десятом году меня повезли в Архангельское приходское училище...»
Родители определили Ивана на собственном содержании воспитанником в Архангельское приходское училище, тратя на его учебу последние гроши. Иван сильно расстраивался, что не может оправдать отцовских надежд и хотя бы выучиться как следует читать.
На меня напала тоска, - рассказывает Иоанн Кронштадтский в своей автобиографии. - Вот тут-то и обратился я за помощью к Вседержителю, и во мне произошла перемена. В короткое время я продвинулся вперед настолько, что уже перестал быть последним учеником». С ним произошло такое же чудо, как пять столетий назад с отроком Варфоломеем, ставшим великим святым Преподобным Сергием Радонежским. «И открыл мне Господь разум: я озарился светом Божиим - грамота стала мне ясна», - вспоминал об этом чуде отец Иоанн.
В 1851 году Иван Сергиев в числе лучших учеников Архангельской духовной семинарии был направлен за казённый счет на учёбу в Санкт-Петербургскую духовную академию. В том же году внезапно умер его отец в возрасте всего сорока восьми лет. Чтобы помогать матери и сёстрам, Иван на время учёбы устроился работать писарем в канцелярии академии за девять рублей ежемесячного жалования и весь свой заработок отправлял в Суру.
Вскоре, настоятель Кронштадтского храма, протоиерей Константин Несвицкий, собрался по старости выходить на пенсию. В храме освобождалось место священника, и настоятель надеялся принять на него того, кто возьмёт замуж его дочь. Иван Сергиев и Елизавета Несвицкая познакомились, а вскоре и обвенчались. Отец Иоанн был рукоположен в сан иерея, после чего он получил назначение в штат Кронштадтского Андреевского собора третьим священником.
Помимо пьяных матросов и женщин лёгкого поведения, в Кронштадте немало было и других сомнительных личностей. Остров являлся местом административной ссылки из северной столицы бродяг, нищих и «мелкостатейных» преступников.
После службы в храме молодой иерей Иоанн Сергиев шёл в бедные районы Кронштадта и делал то, что было в его силах: покупал на свои деньги лекарства и одежду, помогал определить детей бедняков в бесплатные школы, увещевал их отцов-пьяниц. Случалось, отец Иоанн отдавал нищему, которого встречал по дороге, свои сапоги, а сам возвращался домой босиком. Вера в Бога у отца Иоанна Кронштадтского была неразрывна с верой в человека, с неизбывной надеждой на лучшее в человеке.
«Встань, поднимись. Ты ещё не так плох, как о себе думаешь. Бог укрепит тебя, - помолимся вместе», - говорил отец Иоанн тому, кто давно на себя махнул рукой. И его вера, подвиг неустанного человеколюбия меняли судьбы людей.
Иерей из Андреевского собора быстро стал в Кронштадте местной достопримечательностью: его знали все полицейские, судебные приставы, чиновники городской управы - он вечно за кого-нибудь хлопотал и ходил по городу в окружении целой толпы нищих. Дошло до того, что по жалобе его супруги, церковное начальство стало выдавать его жалование ей в руки, иначе он мог раздать нищим всё до последней копейки. Вскоре выяснилась ещё одна из ряда вон выходящая подробность из жизни кронштадтского иерея Иоанна: он взял на себя подвиг девства и не имел с женой супружеских отношений (супруги воспитали как своих детей двух дочерей сестры матушки Елизаветы.
«Лиза! Счастливых семей и без нас с тобой довольно, - говорил отец Иоанн жене, - а мы отдадим себя всецело Богу и ближним».
Матушка Елизавета не сразу смирилась с этим решением, часто побивала о. Иоанна, и ему приходилось убегать в лес, пока она не успокоится. Она даже обращалась с жалобой к Петербургскому митрополиту Исидору (Никольскому), который не раз вызывал отца Иоанна к себе и по разным поводам строго отчитывал.
Отец Иоанн упоминает в дневнике о своих слезах после резкого приёма у митрополита, и прибавляет: «Ни разу за тридцать лет он меня не встретил по-отечески, добрым словом или взглядом, но всегда унизительно, со строгостью и суровостью».
Даже в церковном служении в глазах церковного начальства и старших сослуживцев иерей Иоанн Сергиев не был безупречен: слишком беспокоен и «неровен». Отец Иоанн призывал прихожан причащаться не раз в год Великим постом, как все обычно делали, а как можно чаще. Молился он тоже чересчур по-своему - одни слова во время богослужения шептал и говорил протяжно, другие вдруг выкрикивал или произносил скороговоркой. Создавалось впечатление, будто во время литургии он лично, один на один разговаривает с Богом, и кому-то из церковного начальства это казалось недопустимой дерзостью.
Со временем манера отца Иоанна вести богослужение стала ещё более эмоциональной. Вот как описывает один из прихожан, не слишком благоволивший к кронштадтскому пастырю: «Когда стал читать Евангелие, то голос его принял резкий и повелительный тон, а священные слова стали повторяться с каким-то истерическим выкриком: „Аще брат твой спросит хлеба, - восклицал он, - и дашь ему камень... камень дашь ему!.. Камень! И спросит рыбы, и дашь ему змею... змею дашь ему!.. Змею! Дашь ему камень и змею!“ Такое служение возбуждало не благоговение, а какое-то странное беспокойство, какое-то тревожное чувство, которое сообщалось от одних другим».
Вокруг неугомонного отца Иоанна не было атмосферы благостного, расслабленного умиротворения - своим присутствием он будоражил совесть, мешал жить спокойно и беспечно. О. Иоанна сильно трепали бесконечные проработки у церковного начальства, и домашние сцены ревности.
С первых дней после посвящения в иерея отец Иоанн ежедневно вёл дневник, который называл историей своих грехопадений. Из многолетних дневниковых записей отца Иоанна Кронштадтского выросла его книга «Моя жизнь во Христе» - настоящая энциклопедия духовной жизни.
Священника из Кронштадта всё чаще приглашали в дома петербургской знати. Случаи исцеления больных, которых доктора признали безнадёжными, публиковали в петербургских газетах. Отца Иоанна стали называть новым российским чудотворцем. Сохранились воспоминания очевидцев его чудес, из которых понятно: главным и необходимым условием для свершения чуда были вера и искреннее обращение к Богу самого страждущего. Всякий раз после исцеления безнадёжно больного отец Иоанн говорил торжественно: «Слава Богу, никто как Бог!»
Священник Василий Шустин описал визит отца Иоанна к его отцу, заболевшему горловой чахоткой, которому, по приговору докторов, оставалось жить не больше десяти дней. Послали телеграмму отцу Иоанну. Когда он приехал и прошёл к отцу в спальню, тот только хрипел, и умоляюще смотрел на батюшку. Тогда батюшка углубился в себя, и, обращаясь к отцу, спрашивает: „Веришь ли ты, что я силою Божию могу помочь тебе?" Отец сделал знак головой. Тогда отец Иоанн велел открыть ему рот и трижды крестообразно дунул. Потом размахнувшись ударил по маленькому столику, на котором стояли разные полоскания и прижигания. Столик опрокинулся, и все склянки разбились. „Брось всё это, - резко сказал отец Иоанн, - больше ничего не нужно. Приезжай завтра ко мне в Кронштадт, и я тебя приобщу Святых Тайн. Слышишь, я буду ждать..."
На следующий день больного в морозную, ветреную погоду на санях повезли через море по льду в Кронштадт. По возвращении домой все раны в горле больного оказались затянуты, и делавший осмотр профессор Военно-медицинской академии по горловым болезням Н. П. Симановский во всеуслышание заявил: «Это невиданно, это прямо чудо!» После этого отец священника Василия Шустина прожил ещё двадцать пять лет.
Вместе с известностью к отцу Иоанну стали приходить деньги. Обычно он не отказывался от платы в домах петербургской знати, не слишком интересуясь, лежат в конверте пять рублей или пятьсот - все эти деньги шли на благотворительность. Священник из Кронштадта делал большие пожертвования на строительство храмов, в монастыри, школы, больницы, различные благотворительные общества, говоря: «У меня своих денег нет. Мне жертвуют, и я жертвую». За помощью к отцу Иоанну обращались погорельцы, бедные студенты, которым нечем было заплатить за учёбу, разорившиеся купцы. На его домашний адрес приходили сотни, а потом и тысячи писем с различными просьбами.
Ведением переписки отца Иоанна и денежной отчётностью уже занимался целый штат секретарей. Через них проходили огромные суммы - по разным подсчётам, от ста пятидесяти тысяч до миллиона рублей в год. В то время месячное жалование писаря было 9 рублей. К слову сказать, некоторые помощники отца Иоанна сколотили себе на его популярности целые состояния, помогая устраивать личные встречи с чудотворцем.
Теперь отец Иоанн раздавал милостыню нищим строго два раза в день: каждому по десять копеек утром на пропитание и ещё десять вечером - на оплату ночлега, чтобы не бродяжничали по городу. В некоторые дни количество просителей, которых прозвали «строем отца Иоанна», доходило до тысячи человек. В назначенное время неимущие выстраивались длинными шеренгами перед домом отца Иоанна, и каждый «десятый» получал рубль для раздачи десяти товарищам. Но всё равно эта помощь беднякам была каплей в море...
Через семнадцать лет своего священнического служения отец Иоанн решил построить в Кронштадте Дом трудолюбия, чтобы люди могли сами честным трудом зарабатывать себе на пропитание.
Десять лет ушло на его строительство.
Со временем Дом трудолюбия превратился в целый рабочий городок, где в пеньковых, картузных и швейных мастерских трудилось до семи тысяч человек. Здесь были бесплатная начальная школа, приют для детей-сирот, богадельня для неимущих стариков, ночлежный дом на сто с лишним коек, содержавшиеся на «Иоанновские миллионы» в образцовом порядке.
В 1895 году протоиерей Иоанн Сергиев был назначен настоятелем Кронштадтского Андреевского собора - до того он почти сорок лет служил в его штате одним из священников. Все эти годы - от безвестности и репутации городского юродивого до всероссийской славы - образ жизни отца Иоанна оставался неизменным. Как всегда, он просыпался около четырёх часов утра, после келейной молитвы ехал в Андреевский собор, где проводил богослужение, а примерно после полудня садился в карету и объезжал по приглашениям дома жителей Кронштадта или ехал в Петербург. Спал отец Иоанн мало, примерно три-четыре часа, питался скромно, хотя, как он сам говорил о себе, «никогда не показывал себя ни постником, ни подвижником».
Во время Великого поста отец Иоанн исповедовал часто от двух часов дня до двух ночи с небольшими перерывами, но принять всех желающих просто физически было невозможно - люди ехали исповедоваться со всей России. С какого-то времени на правах настоятеля отец Иоанн ввёл у себя в храме общую исповедь - новое и исключительное явление в русской церковной жизни.
«После полного окончания литургии батюшка обратился к народу со словом, главное содержание которого - призывание всех к покаянию. Говорил он около часа времени, и речь его дышала искренностью и, как таковая, производила глубокое впечатление на народ. Окончив проповедь, он властным голосом сказал: «Кайтесь все во всех грехах своих без утайки». Сам же, воздев руки, поднял глаза к небу и начал молиться Господу о ниспослании прощения грехов грешному народу. Поднимался общий вопль. Все начали громко называть свои грехи. Каждый был занят самим собою и не слушал других. Батюшка оканчивал свою молитву, но плач и крик не прекращались. Он смотрел пристально то направо, то налево, смотрел на отдаленных, обращался к кому-то со словами „Кайся!“, „Смотри, не делай больше так!“ От этих его действий народ ещё больше плакал...» Так описывали очевидцы исповедь у о. Иоанна.
Имя отца Иоанна не сходило с газетных страниц. Его враги и тайные недоброжелатели (а их было очень много) словно соревновались друг перед другом в злословии и клевете. Смущали их и дорогая карета, в которой ездил отец Иоанн, и собственный его пароход, и дорогие рясы, и бриллиантовые кресты, которые он носил. Эти злословы, изображающие из себя праведников, не знали, что для самого отца Иоанна бриллианты были не дороже песка, который мы попираем ногами, что все знаки почитания и любви он принимал не для себя, а ради любивших его, дабы не оскорбить их добрые чувства к нему и расположение к тому святому делу, которому служил он всю жизнь свою.
К почитателям о. Иоанна примкнули многочисленные мошенники, которые «причащали» в глубинке доверчивый народ святой водой из Андреевского собора - «всего по рублику», торговали песком, по которому якобы ходил отец Иоанн, и под видом пожертвований для батюшки вымогали деньги. В Кронштадте появились якобы «филиалы» Дома трудолюбия, приюты и частные работные дома, где эксплуатировался детский труд. Громкие скандальные истории выходили на поверхность - и снова в них звучало имя кронштадтского пастыря, раздражая церковные власти и вызывая насмешки либеральной общественности.
Больше всего отец Иоанн настрадался от обезумевшие женщин, которые даже кусали его в храме во время причастия, чтобы «причаститься святой кровью».
К началу XX века популярность отца Иоанна в России достигла невероятных масштабов: народ почитал его, как нового Николая Чудотворца, и, может быть, даже ещё больше, ведь чудеса происходили у всех на глазах. В каждом городе на ярмарках продавались большие фотографии отца Иоанна с надписью «Дорогой батюшка», платки, кружки и другие сувениры с его изображением, открытки с видами Кронштадта и Андреевского собора. Как рассказывает епископ Серафим (Чичагов), однажды обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев, обеспокоенный немыслимой популярностью кронштадтского пастыря, вызвал его в Петербург и спросил: «Ну вот, вы там молитесь, больных принимаете, говорят, чудеса творите; многие так начинали, как вы, а вот чем-то кончите? - Не извольте беспокоиться, - ответил батюшка в своей святой простоте, - потрудитесь дождаться конца!»
За несколько лет до кончины на отца Иоанна было совершено покушение, о котором он не велел никому говорить, опасаясь погромов и беспорядков. В тот день, как обычно, после службы его повезли к больному. «На заклание меня везёте», - несколько раз повторил по дороге отец Иоанн своим спутницам, но они не придали значения его словам. Когда вошли в квартиру, хозяева пропустили первым в комнату отца Иоанна и быстро заперли дверь на ключ, оттеснив сопровождающих. Женщины заподозрили неладное, побежали за кучером. К счастью, кучер оказался человеком богатырской силы: он вышиб дверь плечом и увидел, как какие-то изуверы пытаются задушить отца Иоанна подушками. Кучер разбросал убийц и на руках отнёс почти бездыханного священника в карету.
«Однажды я приехал к нему, а он был очень болен. Матушка, жена его, говорит, что завезли его в какую-то трущобу и там жестоко избили, - вспоминает священник Василий Шустин. - Матушка вообще мало нам рассказывала про жизнь отца Иоанна. Называла она его „брат Иоанн". Она хотела даже разводиться с ним, раз он не хочет жить с ней как с женщиной, и подавала на него в суд. Но он был непреклонен, и она смирилась.
После покушения отец Иоанн долго болел и так до конца не поправился. Но больше всего его мучило другое: обладая даром прозорливости, он говорил, какие страшные беды принесёт начавшаяся в России революционная смута.
В дневниковых записях за 1908 год о. Иоанн молится: «Господи, Владыко царств и народов! Разгони вскоре изменническую Думу Государственную... избери угодных Тебе людей».
Кронштадтский пастырь скончался утром 20 декабря 1908 года на 80-м году жизни и был похоронен в Петербурге, в основанном им Иоанно-Богословском монастыре.
Похороны не поддаются описанию – рыдала вся Россия. Заряд веры... в святом Иоанне Кронштадтском он был такой силы, что его хватило не только на современников, но и на несколько последующих поколений, которым предстояли времена гонений.
В июне 1964 года Собор епископов Русской Православной Церкви Заграницей признал «праведного отца Иоанна Кронштадтского Божиим угодником, и причислил его к лику святых, в земле Российской просиявших». А через 26 лет отец Иоанн Кронштадтский был прославлен Русской Православной Церковью для общецерковного почитания. Аминь.