"Святитель Николай освобождает трёх невинно осуждённых на казнь" (фрагмент картины) Илья Репин.
Святитель Николай, память которого мы сегодня празднуем, является олицетворением добродетели милосердия, побуждает нас в день его прославления беседовать о любви, завещанной Христом миру.
Вероятно, нет и нужды много говорить о значении любви, потому что каждый христианин знает силу любви и значение её в жизни человеческой. Заповедь о любви, по слову святого апостола Иоанна Богослова, есть «заповедь древняя», которую «мы слышали от начала» (1 Ин. 2, 7), «чтобы поступали по ней» (2 Ин. 1,6). Она есть заповедь, яснейшим образом начертанная на скрижалях сердца человеческого при его создании.
С годами люди всё более и более проникаются сознанием необходимости любви не только в частной жизни, но и в жизни общественной. На этом основаны многие современные партии и движения. Любовь к инвалидам и пенсионерам, к землякам, к соплеменникам, к соотечественникам, любовь к природе и животным, к малоимущим и заключённым и т. п. Вряд ли кто более свт. Николая воплотил в своей жизни христианскую любовь к заключённым, к бедным, к неправедно гонимым, и вообще ко всем в ней нуждающимся. А пример Божьего угодника и нас должен побуждать к тому же.
Конечно, указанные стремления и настроение общества непосредственно связаны с заветами, данными миру Господом нашим Иисусом Христом. Однако к осуществлению ли именно «любви Божией» все более и более приближается мир? Усвоена ли в действительности современным человеком «заповедь древняя» о любви Христовой и не является ли она до сего дня при всей своей древности ещё «новою», как говорил апостол Иоанн (1 Ин. 2, 8), в существе своём почти ещё не усвоенною? Явно лукавят те, кто ссылаются на Христа, думая водворить на земле равенство, братство и свободу путём насилия, путём постоянных убийств и прочих злодейств, путём постоянного попрания свободы людей, иначе мыслящих! Христос пришёл водворить на земле братство и свободу не путём насилия, а путём проповеди мира и любви. Разве Он, или апостолы, или вообще истинные последователи Его совершали когда-либо убийства для того, чтобы распространилось в мире Евангелие мира и любви? Разве Христос и апостолы не учили давать место суду Божию. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию (Рим. 12, 19), - пишет святой апостол Павел.
Пусть современные политические и общественные деятели и их последователи, не желающие отречься от Христа, чаще проверяют путь свой по Евангелию и не решают дела политические и общественные, опираясь исключительно на человеческую мудрость мира сего. Пусть не забывают они и ещё иное наставление апостола: Станем любить не словом или языком, но делом и истиною (1 Ин. 3, 18)! Пусть вместо высказывания угроз, дышащих смертью, и требований, иногда совершенно неразумных, приступят скорее к созидательному труду на пользу просвещения народа и поднятия его внешнего благосостояния! Ведь именно такую деятельную созидательную любовь имели ученики Христовы - апостолы, оставившие всё для того, чтобы распространить Евангелие Христово, мученики, своею кровью запечатлевшие свидетельство о Христе, преподобные, победившие с великим усилием немощи естества и страсти для того, чтобы во всей светлости воссиял в них образ жизни Христовой. Это есть любовь Божья, явленная миру Христом. Эту любовь Христову, как знамя победы Православия пронесли сквозь века и донесли до нас истинные угодники Божьи, среди которых и чтимый нами свт. Николай.
К сожалению, иногда встречаются разногласия в вопросе применения примера свт. Николая, жившего более полутора тысяч лет тому назад к нашему смутному времени. Чтобы не вступать в бесплодные споры, обратимся за помощью другого угодника Божьего, можно сказать нашего современника – свт. Тихона Патриарха Московского и всея Руси, который глубоко почитал Николая Чудотворца и старался следовать его примеру. Наставление святого Патриарха пусть и будет ответом на вопрос как надо применять пример святого Николая Угодника в наши дни.
В годину гораздо более тяжелую для России, чем сейчас, святой Патриарх обращается к русскому православному народу с Посланием – призывом. Послушаем его: «Господь не перестаёт являть милости Свои Православной Русской Церкви. Он дал ей испытать себя и проверить свою преданность Христу и Его заветам не во дни только внешнего её благополучия, а и во дни гонений, - пишет свт. Тихон, - День от дня прилагаются ей новые испытания. День от дня всё ярче сияет её венец. Многажды беспощадно опускается на её озарённый смирением лик бич от враждебной Христу руки и клеветнические уста поносят её безумными хулами, а она, по-апостольски – в тщету вменяет горечь своих страданий, вводит в сонм небожителей новых мучеников и находит утеху для себя в благословении своего Небесного Жениха. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь (Мф. 5, 11).
Чадца Мои! Пусть слабостью кажется иным эта святая незлобивость Церкви, эти призывы Наши к терпеливому перенесению антихристианской вражды и злобы, это противопоставление испытаниям и обычной человеческой привязанности к благам земли и удобствам мирской жизни христианских идеалов; пусть "невместимо" и "жестоко" кажется омирщённому пониманию радость, черпающая себе источник в страданиях за Христа, – но Мы умоляем вас, умоляем всех Наших православных чад, не отходить от этой единственно спасительной настроенности христианина, не сходить с пути крестного, ниспосланного нам Богом, на путь восхищения мирской силы или мщения. Не омрачайте подвига своего христианского возвращением к такому пониманию защиты благополучия Церкви, которое бы унизило её и принизило бы вас до уровня действий её хулителей. Убереги, Господи, нашу Православную Русь от такого ужаса.
Трудная, но и какая высокая задача для христианина сохранить в себе великое счастье незлобия и любви и тогда, когда ниспровергнут твой враг и когда угнетённый страдалец призывается изречь свой суд над недавним своим угнетателем и гонителем. И Промысл Божий уже ставит пред некоторыми из чад Русской Православной Церкви это испытание. Зажигаются страсти. Вспыхивают мятежи. Создаются новые и новые лагеря. Разрастается пожар сведения счетов. Враждебные действия переходят в человеконенавистничество. Организованное взаимоистребление – в партизанство, со всеми его ужасами. Вся Россия – поле сражения! Но это ещё не все. Дальше ещё ужас. Доносятся вести о еврейских погромах, избиении племени без разбора возраста, вины, пола, убеждений. Озлобленный обстоятельствами жизни человек ищет виновников своих неудач и, чтобы сорвать на них свои обиды, горе и страдания, размахивается так, что под ударом его ослеплённой жаждой мести руки падает масса невинных жертв. Он слил в своём сознании свои несчастья со злой для него деятельностью какой-нибудь партии и с некоторых перенёс свою озлобленность на всех. И в массовой резне тонут жизни, вовсе непричастные причинам, пролившим такое озлобление.
Православная Русь! Да идёт мимо тебя этот позор. Да не постигнет тебя это проклятие. Да не обагрится твоя рука в крови, вопиющей к небу. Не дай врагу Христа, диаволу, увлечь тебя страстью отмщения и посрамить подвиг твоего исповедничества, посрамить цену твоих страданий от руки насильников и гонителей Христа. Помни: погромы – это торжество твоих врагов. Помни: погромы – это бесчестие для тебя, бесчестие для Святой Церкви! Для христианина идеал – Христос, не извлекавший меча в Свою защиту, утихомиривший сынов грома, на Кресте молившийся за Своих врагов. Для христианина путеводный светоч – завет святого апостола, много претерпевшего за Своего Спасителя и смертью запечатлевшего преданность Ему: не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо сказано: Мне отмщение и Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его. Если жаждет, напой его. Ибо, делая сие, ты соберёшь ему на голову горящие угли (Рим. 12, 19–20). Мы не говорим уже о том, что пролитая кровь всегда взывает к новой крови. И отмщение – к новому возмездию. Строительство на вражде – строительство на вулкане. Взрыв – и снова царство смерти и разрушения.
Наша боль – боль за светлость и счастье нашей Святой Церкви, наших чад. Наши опасения, что некоторых из них может прельстить этот новый, уже показывающий зияющую пасть зверь, исходящий из бездны клокочущего страстями сердца человеческого. Одним порывом мщения навсегда запятнаешь себя, христианин, и вся светлая радость нынешнего твоего подвига – страдания за Христа – померкнет, ибо где тогда дашь ты место Христу.
Мы содрогаемся, читая, как Ирод, ища погубить Отроча, погубил тысячу младенцев… Мы содрогаемся от ужаса и боли, когда после покушений на представителей нашего современного правительства в Петрограде и Москве, как бы в дар любви им, и в свидетельство преданности, и в искупление вины злоумышленников, воздвигались целые курганы из тел лиц, совершенно непричастных к этим покушениям, и безумные эти жертвоприношения приветствовались восторгом тех, кто должен был остановить подобные зверства. Мы содрогались, – но ведь эти действия шли там, где не знают или не признают Христа, где считают религию опиумом для народа, где христианские идеалы – вредный пережиток, где открыто и цинично возводится в насущную задачу истребление одного класса другим и междоусобная брань.
Нам ли, христианам, идти по этому пути. О, да не будет! Даже если бы сердца наши разрывались от горя и утеснений, наносимых нашим религиозным чувствам, нашей любви к родной земле, нашему временному благополучию, даже если бы чувство наше безошибочно подсказывало нам, кто и где наш обидчик. Нет, пусть лучше нам наносят кровоточащие раны, чем нам обратиться к мщению, тем более погромному, против наших врагов или тех, кто кажется нам источником наших бед. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению. Не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром (Рим. 12, 21).
Чадца Мои! Все православные русские люди! Все христиане! Когда многие страдания, обиды и огорчения стали бы навевать вам жажду мщения, стали бы проталкивать в твои, Православная Русь, руки меч для кровавой расправы с теми, кого считала бы ты своим врагом, – отбрось далеко, так, чтобы ни в минуты самых тяжких для тебя испытаний и пыток, ни в минуты твоего торжества, никогда-никогда рука твоя не потянулась бы к этому мечу, не умела бы и не хотела бы найти его.
О, тогда воистину подвиг твой за Христа в нынешние лукавые дни перейдёт в наследие и научение грядущим поколениям, как лучший завет и благословение: что только на камени сем – врачевания зла добром – созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви в Русской земле, и неуловимо даже для врагов будет святое имя её и чистота подвига её чад и служителей.
Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братие. Аминь.»
Тихон, Патриарх Московский и всея России. Москва. Июля 8 (21) 1919 года.
Когда мы слышим призыв браться за оружие и уничтожать врагов веры и отечества, мы должны вспомнить светлый любвеобильный образ святителя Христова Николая, величественный образ исповедника св. Патриарха Тихона, наконец Господа нашего Иисуса Христа, приказавшего вложить меч в ножны его, одному из тех апостолов, про которых Спаситель сказал: «Не знаете, какого вы духа», «побеждай зло добром» и решить для себя: на чьей мы стороне – святых Божьих, или на стороне сомнительных христиан преследующих свои корыстные интересы, и паразитирующих на человеческих пороках. Эти лжехристиане искусно подменяют борьбу с иноземными захватчиками, которую всегда благословляла Церковь, убийством безбожных или иноверных соотечественников, что полнота церковная всегда останавливала, и каялась в содеянном своими чадами, как это не так давно было в случае убийства староверов.
Христианские призывы несложно отличить от антихристовых. Для этого надо чаще читать Евангелие, обращая свое внимание, прежде всего, на слова Спасителя. Если Христос говорит: придите ко мне все труждающиеся… и я успокою вас (Мф. 11, 28), то Антихрист призывает: придите ко мне все завистливые, жадные, злобные и я осчастливлю вас. Какое счастье ждет его последователей? Такое же, как последователей Адольфа Гитлера: отечество их было разорено, достижения культуры, искусства, архитектуры уничтожено, города и сёла остались без света, тепла и воды. Большая часть немецких юношей и мужчин была убита или покалечена, немало девушек и женщин погибло во время бомбёжек, ещё больше их было изнасиловано солдатами-победителями, которые считали, что так они мстят за своих поруганных жён и детей. Я не сомневаюсь, что если бы Гитлер знал, к чему приведёт начатая им «освободительная» война, то всё равно бы не отказался от своей бесовской затеи. Но вот немецкий народ, если бы знал последствия этой войны, без сомнения не согласился бы на неё.
В свете сказанного, хотелось бы призвать наших прихожан, любящих свою Церковь, и своё Отечество, всегда держать перед собой святой образ угодника Божьего Николая, который на иконе Николы-Можайского держит в руках меч, защищая церковь от татаро-монгольских захватчиков, а на другой иконе – останавливает меч, занесённый над главой своего соотечественника.
Пусть в основу обновления нашего Отечества будет положена любовь христианская, которую явил миру Святитель Николай, а не призывы крикливых современных политиков, «угрызающих и снедающих друг друга» (Гал. 5, 15), и в которых кричит голос плоти. Аминь.