09eres_640

На фото: святитель Николай заушает Ария. Фрагмент иконы XVII в. Источник - pravoslavie.ru

Братья и сестры, в апостольском чтении мы слышали, как перечисляются восемнадцать видов греховных дел, ведущих человека в ад, ибо "поступающие так Царства Божия не наследуют" (Гал. 5:19-21).

Среди этих грехов упомянут грех ереси, и очень премудро поступил апостол, поставив его в этом ряду. Тем самым он разрушил сразу два ложных мнения о ереси, встречающиеся у некоторых христиан. Одни думают снисходительно об этом грехе - мол, нехорошо, конечно, но это ведь не убийство, не прелюбодеяние, просто люди немного по-другому веруют, а значит, и их Господь спасёт. Апостол разбивает это заблуждение, указывая, что нет - "Царства Божия не наследуют". Ересь - это ложное представление о Боге или о Его действии в мире. Если мы договорились встретиться с человеком, которого не встречали ранее, и если у нас ложные представления о его внешности, то мы не узнаем его, и наша встреча не состоится. Так и ложные представления о Боге делают невозможным встречу с Ним. Наш Бог сказал: "Я есть Истина" (Ин. 4:6), потому-то ересь, по свидетельству аввы Агафона, "отчуждает человека от Бога", ибо ложь не может быть путём соединения с истиной. Поэтому святые отцы столь самоотверженно и бескомпромиссно боролись с распространением ересей, - тем самым они желали уберечь от погибели тех, кто уже поверил ереси и тех, кто может ей поверить в будущем. Ими двигала любовь к заблуждающимся и желание их спасения.

Иное ложное мнение, напротив, придает греху ереси столь тяжкий характер, что на его фоне другие грехи выглядят как-будто и незначительными. При таком перекосе обличение и даже гнушение грехом ереси порой служит в качестве своеобразного оправдания своим грехам: "мол, хоть я и этим грешу, и тем, но, по крайней мере, я не еретик, а значит, может быть, за одно православие моё спасет меня Господь". Апостол Павел, поставив ересь в число других грехов, разбивает и это неверное мнение. Хорошо, что ты не еретик, но если ты при этом живёшь в блуде, или в пьянстве, или во вражде с ближним, то и ты окажешься чужд Царствия Божия наравне с еретиками.

Так что будем следить, чтобы сатана ни в чём не имел части в нас, - ни через искажение веры, ни через плотские грехи. Господь в Церкви дал нам всё необходимое для победы над грехом и защиты от падений - через Священное Писание и творения святых отцов Он учит нас как веровать и как бороться со страстями, через исповедь очищает, а через Причастие даёт силы изменить себя.

08pokrov_640

На фото: икона Покрова Пресвятой Богородицы. Фрагмент.

_____Сегодня мы отмечаем праздник Покрова Пресвятой Богородицы – видение, открытое блаженному Андрею, Христа ради юродивому, и иноку Епифанию, в котором показано предстательство Матери Божией за род христианский. Матерь Божия ходатайствует за всех, но особенно Её покров простирается на тех, кто пребывает в храме Божьем. И свидетельство этого - как раз это видение.

_____В Богородичные праздники всегда читается Евангелие о двух сёстрах - Марии и Марфе. И здесь мы должны ответить на вопрос, по поводу которого идут постоянные рассуждения: что лучше, творить добро или ходить в храм Божий? Всё дело в том, что он возникает от того, что люди просто невнимательно читают или слушают евангельское чтение. Мария, - говорит Господь, - благую часть избрала (Лк. 10, 42). Каждому христианину дана возможность поступать по Закону Божьему, или по своей прихоти, полагать свой путь в Царствие Божие, или слоняться по распутиям мира сего.

_____Преподобный Серафим Саровский говорит в каком направлении должны двигаться христиане: «Цель жизни христианской в стяжании Святаго Духа Божия». И все дела, которые делаются ради Господа, как раз и дают благодать Святаго Духа. Дела, которые делаются не ради Господа, не дают благодати Святаго Духа. Их не назовёшь плохими, но благодати они не дают. То есть если человек делает что-то - строит, или даже посуду моет, или подметает - и делает это ради Бога и с молитвой, дело это даёт благодать Святаго Духа.

06suprugi7_640

На фото: икона с изображением страшного суда.

Дорогие братья и сестры, в это воскресенье Церковь вспоминает святых отцов Пятого вселенского собора. Среди прочих они осудили лжеучение о том, что ад не вечен и что в итоге якобы все спасутся.

В отличие от многих других ересь эта очень живуча, поскольку по нраву тем, кто хотел бы продолжать грешить и при этом надеяться на спасение. Впрочем, и кроме них есть люди, которые говорят: но ведь Бог есть любовь, а настоящая любовь должна всех помиловать и привести в рай. Те, кто думают так, представляют рай и ад как некие места, - комфортное и некомфортное. Но рай - это Сам Бог, наша жизнь с Ним и в Нём.

Представьте, что вы обнимете человека, который вас любит - для него это будет моментом счастья. А теперь представьте, что вы обнимете человека, который вас не любит и не хочет, чтобы вы его обнимали - для него это будет мучительным моментом, вызывающим раздражение. В обоих случаях вы - один и тот же, объятия - одни и те же, а действие, производимое ими - противоположное, в зависимости от разного отношения к вам. Так и те, кто относится ко Христу, как к чужому и не любят Его, не будут счастливы пребывать с Ним. Даже если бы их ввели в рай, это не было бы для них раем. Представьте, вам скажут: ты проведёшь всю жизнь с тем, которого любишь. Это счастье. А теперь представьте, что вам скажут: ты проведёшь всю жизнь с тем, кого не любишь. Многие скажут, что это уже ад.

Если мужчина насильно запрёт у себя дома понравившуюся женщину, не любящую его, разве мы назовём это настоящей любовью? Напротив, такой поступок вызовет отвращение. Но именно такой образ действий приписывают Богу сторонники ереси всеспасения, и не по отношению к одной женщине, а по отношению ко всем людям, которые не любят Его и не хотят быть с Ним. Никакой любви нет в том, чтобы навязывать своё общество тому, кто тебя не любит. И Господь наш так не поступает.

Эта жизнь - время выбора, чтобы определиться, любим ли мы Бога больше всего, или мы любим больше всего себя и грех. И в зависимости от того, какой выбор люди делают, они услышат на Страшном суде либо: "приидите, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Мф. 25:34), либо: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мф. 25:41). Так что давайте дорожить спасением, которое даровал нам Христос, и не отступать от правды Божией.

Upd: Для тех, кто думает, что упомянутое лжеучение не было осуждено на Пятом вселенском соборе: http://www.pravoslavie.ru/63080.html

07suprugi_640

На фото: Святые Иоаким и Анна с Марией (источник - ruskline.ru).

Церковное Предание подробно говорит о добродетелях Богоотец Иоакима и Анны. Вся жизнь их была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. Ежегодно они отделяли две трети своих доходов в пользу храма и бедных, многих превосходили своею чистотою и святостью, но несли тяжёлый крест бездетства. Поэтому соотечественники всенародно ими пренебрегали. Когда же праведной Анне исполнилось 50 лет, то Иоаким ещё более опечалился, в особенности после того, как он удостоверился из родословной, что все праведные мужи имели потомство.

Печаль его была настолько велика, что Иоаким отправился в горы, в дальнюю пустыню, где паслось его стадо, в решимости не возвращаться домой и там провёл 40 дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие. Здесь-то Господь и возвестил ему чрез Ангела о скором зачатии жены его дочерью, ко-торая будет выше всех земных дочерей. Одновременно молилась в саду и благочестивая Анна о даровании ей ребёнка, и наконец явился ей Ангел Божий и сказал: «Молитва твоя услышана, воздыхания твои проникли облака, и слёзы твои упали пред Господом! Ты зачнёшь, и родишь дочь благословенную... Ею дастся спасение миру и наречётся Она Мариею!» Услышав эти слова, Анна поклонилась Ангелу и сказала: «Жив Господь Бог мой. Если у меня будет дитя, то я отдам его Господу на служение...» И прежняя печаль Анны обратилась в радость.

Немало есть и теперь бездетных супругов, которые тяготятся этим испытанием, но к кому они обращаются за помощью? Чаще к врачам, чем к Богу. Счастливые же родители, получающие от Господа в дар детей, редко следуют примеру праведных Иоакима и Анны, давая обеты воспитывать их по-христиански. В самом раннем возрасте большинство христианских детей по вине родителей питаются только телесно и приучаются к физическим упражнениям, духовной же пищи никакой не получают; знания и навыки даются такие, которые полезны лишь для временной, земной жизни.

06suprugi3_640

Картинка взята с сайта artderevo.ru

В сегодняшнем апостольском чтении, в отрывке из 1-го Послания ап. Павла к Коринфянам, Апостол разбирал один из вопросов, который Господь Иисус Христос не затрагивал в Своём учении, - это совместная жизнь верующего мужа и неверующей жены или неверующего мужа и верующей жены. Здесь апостол Павел предлагает свой собственный ответ. Однако в конце главы он пишет: «Думаю, и я имею Духа Божия». Таким образом, даже то, что апостол говорит как бы от себя, вдохновлено Духом Святым.

Апостол даёт наставление молодым людям, ещё не вступавшим в брак. Он говорит: По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. Но затем Павел добавляет, что если молодой человек с девушкой помолвлены и желают стать супругами, они могут пожениться, и это никак не будет грехом. И всё же, по мнению св. Павла, лучше жить в безбрачии.

Если человек одинок и живёт святой и благочестивой жизнью, он может обратить все свои помыслы и отдавать все свои силы заботе о благе Господа. Если же человек вступает в брак, он должен думать ещё и о том, как угодить мужу или жене. Павел утверждает, что супруги имеют «скорби по плоти», и он хочет избавить их от этих скорбей.

Часть дневного Апостола посвящена супругам-христианам, счастливым в браке. По всей видимости, коринфяне в письме задавали Павлу вопрос о физической близости, и апостол отвечает на него. Он пишет: Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.