07suprugi_640

На фото: Святые Иоаким и Анна с Марией (источник - ruskline.ru).

Церковное Предание подробно говорит о добродетелях Богоотец Иоакима и Анны. Вся жизнь их была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. Ежегодно они отделяли две трети своих доходов в пользу храма и бедных, многих превосходили своею чистотою и святостью, но несли тяжёлый крест бездетства. Поэтому соотечественники всенародно ими пренебрегали. Когда же праведной Анне исполнилось 50 лет, то Иоаким ещё более опечалился, в особенности после того, как он удостоверился из родословной, что все праведные мужи имели потомство.

Печаль его была настолько велика, что Иоаким отправился в горы, в дальнюю пустыню, где паслось его стадо, в решимости не возвращаться домой и там провёл 40 дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие. Здесь-то Господь и возвестил ему чрез Ангела о скором зачатии жены его дочерью, ко-торая будет выше всех земных дочерей. Одновременно молилась в саду и благочестивая Анна о даровании ей ребёнка, и наконец явился ей Ангел Божий и сказал: «Молитва твоя услышана, воздыхания твои проникли облака, и слёзы твои упали пред Господом! Ты зачнёшь, и родишь дочь благословенную... Ею дастся спасение миру и наречётся Она Мариею!» Услышав эти слова, Анна поклонилась Ангелу и сказала: «Жив Господь Бог мой. Если у меня будет дитя, то я отдам его Господу на служение...» И прежняя печаль Анны обратилась в радость.

Немало есть и теперь бездетных супругов, которые тяготятся этим испытанием, но к кому они обращаются за помощью? Чаще к врачам, чем к Богу. Счастливые же родители, получающие от Господа в дар детей, редко следуют примеру праведных Иоакима и Анны, давая обеты воспитывать их по-христиански. В самом раннем возрасте большинство христианских детей по вине родителей питаются только телесно и приучаются к физическим упражнениям, духовной же пищи никакой не получают; знания и навыки даются такие, которые полезны лишь для временной, земной жизни.

06suprugi7_640

На фото: икона с изображением страшного суда.

Дорогие братья и сестры, в это воскресенье Церковь вспоминает святых отцов Пятого вселенского собора. Среди прочих они осудили лжеучение о том, что ад не вечен и что в итоге якобы все спасутся.

В отличие от многих других ересь эта очень живуча, поскольку по нраву тем, кто хотел бы продолжать грешить и при этом надеяться на спасение. Впрочем, и кроме них есть люди, которые говорят: но ведь Бог есть любовь, а настоящая любовь должна всех помиловать и привести в рай. Те, кто думают так, представляют рай и ад как некие места, - комфортное и некомфортное. Но рай - это Сам Бог, наша жизнь с Ним и в Нём.

Представьте, что вы обнимете человека, который вас любит - для него это будет моментом счастья. А теперь представьте, что вы обнимете человека, который вас не любит и не хочет, чтобы вы его обнимали - для него это будет мучительным моментом, вызывающим раздражение. В обоих случаях вы - один и тот же, объятия - одни и те же, а действие, производимое ими - противоположное, в зависимости от разного отношения к вам. Так и те, кто относится ко Христу, как к чужому и не любят Его, не будут счастливы пребывать с Ним. Даже если бы их ввели в рай, это не было бы для них раем. Представьте, вам скажут: ты проведёшь всю жизнь с тем, которого любишь. Это счастье. А теперь представьте, что вам скажут: ты проведёшь всю жизнь с тем, кого не любишь. Многие скажут, что это уже ад.

Если мужчина насильно запрёт у себя дома понравившуюся женщину, не любящую его, разве мы назовём это настоящей любовью? Напротив, такой поступок вызовет отвращение. Но именно такой образ действий приписывают Богу сторонники ереси всеспасения, и не по отношению к одной женщине, а по отношению ко всем людям, которые не любят Его и не хотят быть с Ним. Никакой любви нет в том, чтобы навязывать своё общество тому, кто тебя не любит. И Господь наш так не поступает.

Эта жизнь - время выбора, чтобы определиться, любим ли мы Бога больше всего, или мы любим больше всего себя и грех. И в зависимости от того, какой выбор люди делают, они услышат на Страшном суде либо: "приидите, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Мф. 25:34), либо: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мф. 25:41). Так что давайте дорожить спасением, которое даровал нам Христос, и не отступать от правды Божией.

Upd: Для тех, кто думает, что упомянутое лжеучение не было осуждено на Пятом вселенском соборе: http://www.pravoslavie.ru/63080.html

05bludni_sin_640

На фото: "Возвращение блудного сына", художник Б. Э. Мурильо.

Нередко светские люди говорят: как у вас, христиан, всё просто: нагрешил, потом пошёл, сказал священнику и как будто ничего не было. Нередко и лукавый нашёптывает нам во время искушения: поддайся, согреши сейчас, потом ведь сможешь на исповеди покаяться.

Но не всё так просто. Действительно, при искреннем раскаянии, подтверждённом изменением жизни, Бог прощает нам грех, но это не значит, что мы возвращаемся к тому, какими были до совершения греха. Приведу пример. Представьте, что некий мужчина страдал грехом пьянства. В таком состоянии однажды он заснул пьяным на холоде, отморозил пальцы, которые ему пришлось ампутировать. После этого он взялся за ум, покаялся, прекратил пить. Принял ли Господь его раскаяние? Да. Простил ли ему грех пьянства? Да. А выросли ли у этого человека пальцы? Нет.

Каждый грех уродует нашу душу и эти последствия остаются с нами. После некоторых грехов приходится расхлёбывать последствия всю оставшуюся жизнь. Но даже сравнительно мелкие грехи, совершённые неоднократно, превращаются в греховные привычки, страсти, которые поселяются в нас, как паразит, постепенно отравляющий нас изнутри. Эти греховные страсти - всё равно что ошейник, поводок от которого мы вручаем бесам, а им уже остаётся только дёргать его и тащить нас на те грехи, которые мы уже давно не хотим совершать и от которых никакого удовольствия не получаем. Совершая грех, мы открываем душу для этой заразы, которая уродует, ослабляет и порабощает нас.

Конечно, нужно каяться. Покаяние - единственное лекарство для больной души и без него мы не сможем сорвать с себя этот ошейник, освободиться от греха. Но даже искренне покаявшись мы уже никогда не будем такими, какими бы стали, если бы не совершали тот грех, то падение. Так что не всё так просто и исповедь - это отнюдь не повод снисходительно относиться к греху.

У святых отцов мы можем найти много практических советов о том, как победить греховные страсти, а в таинстве Причащения Господь дает нам силы для победы. И это возможно, и в наше время есть православные христиане, которые побеждают свои страсти, освобождаются от них.

Может быть, кто-то скажет: я слишком слаб и не чувствую в себе сил победить. Что ж, по крайней мере борись, не сдавайся греху, не опускай руки. Если и сто раз пал, сто раз вставай и продолжай бороться. Преподобный Амвросий Оптинский говорит, что даже если мы и не победим страсть, но не прекратим бороться с ней, и в этом состоянии умрём, Господь примет нас в Своё Царствие. Потому что, хотя мы и не предстали перед Ним победителями в духовной брани, но мы и не предстали сдавшимися.

Итак, будем непримиримы в борьбе со старыми грехами и оберегать себя от новых. Не будем бояться и унывать, как будто мы оставлены одни в этой борьбе - ведь мы "сограждане святым и свои Богу" (Еф. 2:19), а Бог своих не бросает.

06suprugi3_640

Картинка взята с сайта artderevo.ru

В сегодняшнем апостольском чтении, в отрывке из 1-го Послания ап. Павла к Коринфянам, Апостол разбирал один из вопросов, который Господь Иисус Христос не затрагивал в Своём учении, - это совместная жизнь верующего мужа и неверующей жены или неверующего мужа и верующей жены. Здесь апостол Павел предлагает свой собственный ответ. Однако в конце главы он пишет: «Думаю, и я имею Духа Божия». Таким образом, даже то, что апостол говорит как бы от себя, вдохновлено Духом Святым.

Апостол даёт наставление молодым людям, ещё не вступавшим в брак. Он говорит: По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. Но затем Павел добавляет, что если молодой человек с девушкой помолвлены и желают стать супругами, они могут пожениться, и это никак не будет грехом. И всё же, по мнению св. Павла, лучше жить в безбрачии.

Если человек одинок и живёт святой и благочестивой жизнью, он может обратить все свои помыслы и отдавать все свои силы заботе о благе Господа. Если же человек вступает в брак, он должен думать ещё и о том, как угодить мужу или жене. Павел утверждает, что супруги имеют «скорби по плоти», и он хочет избавить их от этих скорбей.

Часть дневного Апостола посвящена супругам-христианам, счастливым в браке. По всей видимости, коринфяне в письме задавали Павлу вопрос о физической близости, и апостол отвечает на него. Он пишет: Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

04hristos_v_pustine_640

На фото: "Христос в пустыне" (фрагмент), художник И. Крамской.

Братья и сестры, сейчас мы слышали слова Господа: "Царствие Небесное силою берётся и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11:12). Эти слова стоит выписать и повесить на видное место, потому что в какое бы время мы ни взглянули на них, они будут кстати.

Современный человек хочет всё получать без усилий. Мир убеждает: расслабляйся и развлекайся! Неудивительно, что у тех, кто к этому стремится, Церковь непопулярна - ведь она определённо не из тех мест, где расслабляются и развлекаются. Но и мы, пришедшие в храм, нередко строим свою духовную жизнь по принципу "поменьше усилий". Так и превращается наша духовная жизнь в болото, потому что без усилия над собой, понуждения себя, преодоления себя ради Господа правильной духовной жизни быть не может.

И речь не о маленьких усилиях. Дословно в Евангелии сказано: "захватывают Царствие Небесное". Как воины, которые штурмом берут город. Невозможно захватить город, пребывая в расслаблении или даже действуя вполсилы. Это предполагает полное напряжение сил и самоотдачу. То же предполагает и жизнь христианина.

Молиться, держать пост, ходить в храм, читать духовные книги - всё это требует усилий. Бороться с грехом в себе, исполнять заповеди - ещё больше предполагает усилий. В физическом мире нужны усилия, когда ты что-то делаешь, а в духовной жизни усилия нужны даже для того, чтобы не делать чего-то. Например, чтобы копать нужны усилия, а чтобы не копать никаких усилий не надо. А в духовной жизни наоборот - чтобы роптать усилий не надо, а чтобы не роптать в момент искушения и скорби усилия нужны. Чтобы осуждать не надо особых усилий, а вот чтобы не осуждать нужны порой колоссальные усилия.

И этим не надо тяготиться, не надо унывать, если мы видим, что у нас не идёт что-то само собой, и приходится понуждать себя. Это хорошо! Ведь именно когда мы преодолеваем себя в чём-то ради Господа, мы тем самым свидетельствуем Богу, что любим Его больше, чем себя. И значит, мы на правильном пути, который ведет в Царствие Небесное.