05bludni_sin_640

На фото: "Возвращение блудного сына", художник Б. Э. Мурильо.

Нередко светские люди говорят: как у вас, христиан, всё просто: нагрешил, потом пошёл, сказал священнику и как будто ничего не было. Нередко и лукавый нашёптывает нам во время искушения: поддайся, согреши сейчас, потом ведь сможешь на исповеди покаяться.

Но не всё так просто. Действительно, при искреннем раскаянии, подтверждённом изменением жизни, Бог прощает нам грех, но это не значит, что мы возвращаемся к тому, какими были до совершения греха. Приведу пример. Представьте, что некий мужчина страдал грехом пьянства. В таком состоянии однажды он заснул пьяным на холоде, отморозил пальцы, которые ему пришлось ампутировать. После этого он взялся за ум, покаялся, прекратил пить. Принял ли Господь его раскаяние? Да. Простил ли ему грех пьянства? Да. А выросли ли у этого человека пальцы? Нет.

Каждый грех уродует нашу душу и эти последствия остаются с нами. После некоторых грехов приходится расхлёбывать последствия всю оставшуюся жизнь. Но даже сравнительно мелкие грехи, совершённые неоднократно, превращаются в греховные привычки, страсти, которые поселяются в нас, как паразит, постепенно отравляющий нас изнутри. Эти греховные страсти - всё равно что ошейник, поводок от которого мы вручаем бесам, а им уже остаётся только дёргать его и тащить нас на те грехи, которые мы уже давно не хотим совершать и от которых никакого удовольствия не получаем. Совершая грех, мы открываем душу для этой заразы, которая уродует, ослабляет и порабощает нас.

Конечно, нужно каяться. Покаяние - единственное лекарство для больной души и без него мы не сможем сорвать с себя этот ошейник, освободиться от греха. Но даже искренне покаявшись мы уже никогда не будем такими, какими бы стали, если бы не совершали тот грех, то падение. Так что не всё так просто и исповедь - это отнюдь не повод снисходительно относиться к греху.

У святых отцов мы можем найти много практических советов о том, как победить греховные страсти, а в таинстве Причащения Господь дает нам силы для победы. И это возможно, и в наше время есть православные христиане, которые побеждают свои страсти, освобождаются от них.

Может быть, кто-то скажет: я слишком слаб и не чувствую в себе сил победить. Что ж, по крайней мере борись, не сдавайся греху, не опускай руки. Если и сто раз пал, сто раз вставай и продолжай бороться. Преподобный Амвросий Оптинский говорит, что даже если мы и не победим страсть, но не прекратим бороться с ней, и в этом состоянии умрём, Господь примет нас в Своё Царствие. Потому что, хотя мы и не предстали перед Ним победителями в духовной брани, но мы и не предстали сдавшимися.

Итак, будем непримиримы в борьбе со старыми грехами и оберегать себя от новых. Не будем бояться и унывать, как будто мы оставлены одни в этой борьбе - ведь мы "сограждане святым и свои Богу" (Еф. 2:19), а Бог своих не бросает.