- Информация о материале
- Категория: Проповеди
- Просмотров: 4122
На фото: фрагмент иконы с изображением сотворения человека.
Во второе воскресенье Великого Поста Церковь направляет наш мысленный взор на учение святого Григория Паламы об образе Божьем в нас. Именно Палама отвечает на вопрос: "Что такое "образ Божий", вписанный Самим Богом в нас?
Григорий Палама начинает своё наставление замечательными словами, взятыми у апостола Павла. "Мы - причастники Божества", - говорит он. Апостол Пётр сказал даже сильнее: "Мы - причастники Божественного естества". Даже ангелы Божьи не имеют в себе того, что дано человеку - образа Божьего, хотя по подобию (по непорочности, по духовности) они и превосходят нас. Утратив житие по божественному подобию после прародительского греха... мы не потеряли житие по образу Его. Вспомним кстати, что эта мысль проходит и в одном из наших заупокойных пений: "образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений". Но наиболее интересно то превосходство человека над ангелами, которое Палама видит в строении нашего познания. Только мы одни из всех созданий имеем кроме ума и рассудка, ещё и чувства. Только человек может заниматься наукой, исскуством, земледелием, строительством.
Безмолвник, подвижник не только не высказывал пренебрежения к земному и человеческому, но и прославлял плоть. Ту самую плоть, которая, казалось бы, служит помехою для монашеского равноангельного жития. То, чем люди в своём познании отличаются от ангелов, именно чувственное восприятие, восхваляется, как источник совершенно недоступных ангелам откровений в познании; как возможность создания новых форм и предметов. За много столетий до Паламы блаж. Феодорит еп. Кирский увидел образ Божий в человеке в способности творить. У Паламы в одной из его проповедей есть очень восторженное место, в котором он говорит о целях воплощения Слова Божьего. Длинное перечисление этих целей, он заканчивает небывалым в святоотеческой литературе, и непривычным для лжедуховной аскетичности прославлением святой телесности: "Чтобы почтить плоть и именно смертную плоть, чтобы высокомерные духи не смели считать и думать, что они честнее человека, и что они смогут обожиться вследствие своей бесплотности и кажущегося бессмертия...".
- Информация о материале
- Категория: Проповеди
- Просмотров: 3218
Источник изображения - pravoslavie.ru
Братья и сестры, поздравляю вас с вхождением в светлое время Великого поста!
Это прекрасное время для того, чтобы стать ближе к Господу, исправить нашу духовную жизнь. Это — повод вспомнить «первую любовь свою» ко Христу, вспомнить, как горело сердце в нас, когда мы пришли к вере, как жаждало подвига и подлинно христианской жизни. Вот, ныне — время благоприятное для того, чтобы вернуть потерянное тем, кто потерял, а тем, кто не терял — пройти дальше и выше.
К сожалению, в последние годы после начала каждого Великого поста начинают звучать голоса о том, что, мол, пища — не главное, не надо «фарисействовать», и лучше мясо в пост есть, чем людей. Якобы «пищевые ограничения» совершенно не важны. Не верьте этим голосам! Соблюдение Великого поста — это закон Церкви. 69-е апостольское правило предписывает клирика, который не соблюдает Великий пост, извергать из сана, а мирянина — отлучать от Церкви. Те святые и старцы, которые говорили про то, что лучше мясо есть, а людей не есть, сами строго держали пост и других учили тому же. Сказанное ими было адресовано людям, которые и помыслить не могли съесть мясо в пост, и потому делали правильные выводы из этих слов, наблюдая за тем, чтобы не только мяса не вкушать, но и ближнего не огорчать. Нынешние же борцы с постом, которые любят оправдываться этими цитатами, и мясо в пост едят и, говоря по-правде, ближнего поедать не перестают.
Разве для того Господь установил пост в Церкви, чтобы мы его не соблюдали? Апостолы постились, святые постились, всем им нужен был пост, а нам вдруг стал не нужен, мы и без него такие духовные? Будем откровенны: мы во многом расслаблены, и привыкли искать для себя послаблений и исключений. Если и сейчас, во время Великого поста, будем делать то же, то что останется от нашей духовной жизни?
Братья и сестры, разве не лучше, если этот пост станет временем, когда мы перестанем изыскивать для себя послаблений и поблажек? Подвиг, преодоление себя, жертва ради Господа, работа над собой — пусть войдет в нашу жизнь с этим постом. Кто перестал поститься, кто оставил регулярную молитву, кто забыл о чтении Писания, кто отдалился от исповеди и причастия, кто сдался перед грехом, кто утратил доброделание — вот, сейчас лучшее время, чтобы всё исправить. Вспомним наше христианское достоинство и поднимемся на битву. И сердце наше оживёт, и любовь к Богу разгорится в нём, поскольку это происходит настолько, насколько мы преодолеваем себя ради Него. Да, будут искушения, но и Бог будет рядом. Святые отцы говорят, что молитва и пост — это два крыла. Будем же следить, чтобы не ослабело ни одно крыло, ни другое, и тогда они вознесут наши души к Тому, Кого мы любим и сделают радостной встречу праздника Его Воскресения.
- Информация о материале
- Категория: Проповеди
- Просмотров: 3178
На фото: "Моление о чаше" : фрагмент иконы.
Братья и сестры, сейчас мы слышали призыв апостола Павла: "познавайте, что́ есть воля Божия" (Еф. 5:17). Почему это так важно? Собственно, суть духовной жизни можно определить как согласование нашей воли с волей Божией. Наша воля поражена грехом и нуждается в исцелении. Очень часто, когда мы считаем, что делаем то, что хотим или что кажется необходимым, мы на самом деле выполняем волю бесов. Но и без них наша воля сама по себе нас из греха не вытянет и к святости не приведёт. Для спасения человеку необходимо отучиться от пагубного своеволия и подчинить свою волю воле Божией, что и составляет акт веры, которым человек признаёт, что доверяет Богу больше, чем себе, и вверяет себя Ему. Как говорил преподобный Ефрем Сирин, «в какой мере кто отсекает и смиряет свою волю, в такой же мере он идёт к успеху. А чем упорнее держится собственной воли, тем более наносит себе вреда».
Вспомним, как молился Господь Иисус Христос: "Не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк. 22:42). Если Он, будучи безгрешен и совершенен, говорил так, не тем ли более мы, грешные и несовершенные нуждаемся в том, чтобы строить жизнь по этому принципу? Да, это легко сказать, а сделать тяжело. Гордому человеку тяжело отказаться от убеждения: "Я знаю лучше", "Моё мнение или хотение - самое важное". Бывает так, что даже воцерковлённые христиане сознательно не хотят узнавать волю Божию, говоря: "А вдруг мне не захочется её исполнять?" Что ж хорошо, если так - вот тебе место для подвига, вот возможность преодолеть себя, показать доверие и любовь ко Христу, а без этого как можно называться христианином?
Апостол говорит, что нужно узнавать, в чём воля Божия, и, конечно, узнавать не для того, чтобы просто принять к сведению, а чтобы исполнить её. Многие спрашивают: а как узнать волю Божию? Прежде всего в Писании. Это самый первый источник для нас. В нём Бог прямо и подробно говорит, что Он от нас хочет, что Ему угодно. Пренебрегающий Писанием воли Божией не познает. Но, допустим, человек знает Писание, однако в конкретной ситуации не может сам по нему определить, в чём воля Божия. Здесь поможет второй источник - духовная беседа со священником. Когда идёте на исповедь с важным вопросом, помолитесь Богу, чтобы Он открыл вам через священника Свою волю, и Господь не посрамит Вашего упования.
А что если понять нужно скоро, и со священником нет возможности поговорить? Святой Николай Японский в таких случаях советовал от души помолиться Богу о вразумлении и следовать первой мысли, которая придёт после молитвы. Но, конечно, это действует лишь тогда, когда человек искренне стремится узнать волю Божию, чтобы последовать ей. Если человек молится с лукавством, мол, если воля Божия будет согласна с моей, я её выполню, а если нет, то не буду - такой не достоин ответа от Бога.
Есть и другие способы, как уразуметь, в чём воля Божия, но нет нужды их все перечислять, самое главное для нас - стремиться узнать её с готовностью исполнить, и тогда Бог Сам вразумит и подскажет способы. Он рядом и всегда готов помочь. Так что, как советовал преподобный Серафим Вырицкий, "будем искать Божьего... Не как я хочу, а как Бог даст".
- Информация о материале
- Категория: Проповеди
- Просмотров: 4997
Источник изображения - ks-region69.com
Дорогие братья и сестры!
Бывает, что на исповеди человек говорит: каюсь в греховных помыслах. Так говорить некорректно. Сами по себе греховные помыслы бывают у всех, они всеваются нам злыми духами для того, чтобы нас втянуть в грех, или смутить или просто отвлечь от Бога. Один из святых сравнивал греховные помыслы с ветром: ты не можешь сделать так, чтобы ветер не дул на тебя, но это не твоя вина, что он дует. Если бесы бросают в нас какой-то греховный помысел или греховное чувство, но мы не принимаем его, то он не становится нашим грехом, нам не нужно его исповедать. Это становится нашим грехом лишь тогда, когда мы помысел принимаем.
Что значит "принять помысел"? Предположим, у нас на работе есть коллега, которая нас чем-то раздражает. И вот лукавый предлагает нам помысел осуждения: «Смотри, какая она ни на что не годная, все плохо делает, такая-сякая". И у нас есть два варианта. Первый: «Нет, я не буду принимать этот помысел!" И отсечь его. Второй вариант – когда мы соглашаемся: "Да, она действительно плохая, бесполезная" и т.д. Таким образом мысль, которая изначально была не наша, мы приняли и сделали своей. Это как если человек подойдет к нам на улице и скажет: "пойди и укради!" То, что мы это услышали, не стало само по себе нашим грехом, но если мы послушаемся и украдем, или даже хотя бы начнем в уме строить планы, как украсть – это станет нашим грехом. В этом случае нужно исповедоваться, но не так, что "были греховные помыслы", а "принимал греховные помыслы". Если же помыслы просто были, но мы их отсекли, в этом не надо каяться. Это не наши грехи.
Сюда же примыкают и сны. Бывает, что бес внушает нам греховные сны. Здесь тоже, как говорят святые отцы, нужно просто не вспоминать об этом сне после пробуждения, не обдумывать его. И в этом случае не надо в нём каяться. Это не наш грех. Бес просто хотел нас искусить, но мы не поддались. Другая ситуация, когда мы, уже проснувшись, начинаем услаждаться предложенной страстью, вспоминая сон. Тогда нужно каяться. Но не в том, что приснился сон, а в том, что мы приняли страсть.
Подробнее: Слово перед исповедью иерея Георгия Максимова: о греховных помыслах
- Информация о материале
- Категория: Проповеди
- Просмотров: 4108
Источник фото - bobruisk.ru
Что значит носить "тяготу" или бремя другого человека? Некоторые думают: если, допустим, в нём есть то, что меня раздражает, а я терплю, сдерживаюсь, и не упрекаю его за это, то так я исполняю заповедь апостольскую. Конечно, и так можно понять, и действительно, христианину нужно с терпением относиться к немощам близких. Но вот представим ситуацию: мы идём долго по дороге рядом с человеком, который еле бредёт, сгибаясь под грузом многочисленных сумок и мешочков, и то и дело стонет от усталости. А мы идём рядом и думаем: "вот, я терплю, не говорю этому, что уже надоел своими стонами, и должен замолчать" - разве это означает, что мы тем самым понесли его бремя? Разве не тогда мы можем называться "понесшими бремя", когда скажем: "Давай я возьму вот этот твой мешочек и понесу его за тебя"? Преподобный Сергий Радонежский, память которого мы сегодня вспоминаем, сам и воду носил для братии, и одежду шил, и дрова рубил, и еду готовил - так он носил бремена других. Чтобы не казалось, что подобное лишь великие и древние святые могут, а от нас это слишком далеко, перескажу слова одного знакомого главы фирмы. Он однажды признался: "Я вижу, что у моих подчинённых в целом безрадостная жизнь. И я иногда говорю одному: слушай, иди сегодня домой пораньше, я доделаю твою работу. А другому устраиваю праздник на день рожденья, угощение, подарок. Я делаю это всё не для того, чтобы они ко мне лучше относились или лучше работали. Этого не происходит, но я этого и не жду. Я понимаю, что не могу изменить их жизнь, такое только Богу под силу. Но через такие простые дела мне получается немножко облегчить им жизнь, хотя бы на краткое время их порадовать". Хорошо бы и нам, глядя на людей, окружающих нас, задуматься над тем, как мы могли бы облегчить их бремя - хотя бы ненадолго. Хотя бы в мелочах. Обычно наш внутренний взгляд зациклен на нас самих, а на других людей мы обращаем внимание либо когда они нас чем-то раздражают, либо когда нам от них что-то нужно. Но если мы начнём смотреть на них с вопросом: "Как я могу понести его бремя?", то Господь покажет, как нам исполнить апостольскую заповедь.