10sobor

Источник изображения - tatmitropolia.ru

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сёстры, поздравляю вас с воскресным днём, который располагается между двумя двунадесятыми праздниками – Вознесением Господним и Днём Святой Троицы, когда Господь, возносясь на небо, заповедал своим ученикам, находившись в Иерусалиме, ждать Божественного Утешителя, Духа Святого.

И сегодня, когда мы вновь собрались под сводами святого храма, мы слышали евангельское чтение, в котором говорится: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Здесь, в Евангелии, говорится о том, что есть жизнь вечная. Жизнь вечная - это познание Единого Истинного Бога, который послал нам Иисуса Христа. Эта истина лежит в основе всей христианской жизни. Без познания Бога и без веры в Него нельзя спастись. И если мы посмотрим на окружающий нас мир, то увидим, что многие показывают абсолютное непонимание, незнание этого. Многие стараются жить не для жизни вечной, о которой говорил Господь, а для жизни временной, здешней. Человек изначально был создан иначе, Господь создал его по Своему образу и подобию, и даровал ему свободную волю. Причем, создал его в конкретном месте обитания - в раю. Господь хочет, чтобы человек блаженствовал в раю, чтобы добровольно и свободно пребывал рядом с Ним. Но человек согрешил, использовал свою свободную волю и отпал от Бога. За это он лишился рая.

Но и после этого Господь не отвернулся от человека, мы видим, что Он продолжает совершать спасение человека. Он посылает Сына Своего Единородного и нисходит до того, что Сын Его Единородный страдает, умирает на Кресте и воскресает, чтобы Воскресением победить вечную смерть, которая господствовала над всеми людьми вследствие грехопадения. Мы видим, что Бог хочет вернуть человека в рай. Хочет, чтобы человек был там, в Небесном Отечестве рядом со своим Отцом Небесным.

Бог Отец через Сына посылает Духа Своего Святого на апостолов, а через них и на всех нас. В этом мы видим еще одно действие Бога для утверждения веры на земле, чтобы людям были открыты тайны Царствия Божия, чтобы была создана на земле Церковь Христова. Это еще один шаг к тому, чтобы вернуть людей в рай. Бог не остался безучастным к нашему поведению и состоянию. Он ниспослал Духа Святого, создав на земле Церковь, даровав нам понятие тайн Царствия Божия, и через святого апостола Павла говорит: «Наше же жительство - на небесах» (Флп. 3:20). Вот к чему апостолы призывают своих последователей и первых верующих - не к исканию земного блаженства, земного рая, что невозможно, и не к стремлению оказаться в аду, с дьяволом. Нет, все возвращается к строкам: «Наше жительство на небесах», откуда мы и ожидаем пришествия Господа Иисуса Христа, который лишь на короткое время вознёсся на небо, чтобы приготовить нам обители в раю и опять придти на землю за нами, чтобы после праведного суда праведники могли наследовать эти райские обители.

Нам, братья и сёстры, предстоит на земле получить опыт богообщения. Мы должны начать жить с Богом. Если это не начнётся здесь, то после смерти тоже ничего не произойдёт. И путь к этому лежит через познание Бога, через следование за Христом по тому пути, который Он указал нам, придя в этот мир. Против этой истины от начала создания Церкви восставал враг рода человеческого, пытаясь всячески увести с этого пути каждого, кто избрал этот путь. В первые три века существования Церкви, дьявол пытался через воздвигнутые на христиан гонения, полностью уничтожить Церковь и проповедываемую Ею истину. Но Церковь устояла и даже умножилась, благодаря подвигу мучеников и исповедников, которые своею жизнью и смертью засвидетельствовали верность Христу и Его Церкви. И тогда враг рода человеческого начал бороться с Церковью не извне, а изнутри, через ереси, через лжеучения и искажения христианских истин. И против этого Церковь начала созывать Вселенские Соборы, на которые собиралось множество иерархов Церкви и совместно боролись против появившихся ересей и искажений христианского учения. Вот и сегодня мы вспоминаем память отцов первого Вселенского Собора, который был созван в 325 году в городе Никея, против появившейся арианской ереси. Арий, прародитель этой ереси, был священником Александрии. Он начал утверждать, что Господь наш Иисус Христос не является истинным Богом, Единосущным Богу Отцу, что Бог отец сотворил Его прежде сотворения мира. Это искажение истины полностью меняло и разрушало христианскую веру. И вот на первом Вселенском Соборе собралось более трёхсот отцов, среди которых было много святых и исповедников, пострадавших от недавних гонений. Это было славное собрание святых людей, таких как святители Николай Мирликийский, Спиридон Тримифутскиий, Афанасий Александрийский. И благодаря их твёрдости, их вере и молитве победило Православие, и эту ересь предали анафеме. И на протяжении последующих столетий Церковь продолжала бороться и противостоять ересям, лжеучениям и искажениям Православного учения, утверждая правильное представление о Боге, о Церкви, без чего невозможно достичь спасения. Потому что, если наше представление о Боге будет искажённым, мы не сможем достичь единства с Ним.

Ересь как змея ядовитая, от укуса которой человек может пострадать и погибнуть для жизни вечной. Помня это, мы должны твёрдо держаться своей православной веры, держаться своей Церкви, ибо только в Ней есть спасение. И только идя таким путём, стремясь познать Бога, через Господа нашего Иисуса Христа, через участие в Таинствах Церкви, мы получим возможность достигнуть Царствия Небесного и вселиться в его обителях. Аминь.

Красота земная для нас - видимый образ и далёкое отражение таинственной, неизъяснимой красоты небесной. Она приоткрывает тайну бытия всеблагого Создателя миров - источника бесконечной жизни, святости и любви. Особенно тонко чувствуют земную красоту поэты и художники, а небесную - святые люди Божии. Когда поэт или художник приходит к Богу, его творческая одарённость обретает самое главное - истинный духовный смысл.

Один из известнейших и почитаемых церковью духовных поэтов - святой царь и пророк Давид. В особых молитвенных текстах, псалмах, он воспевает непостижимое величие Господа, отчасти наблюдаемое нами в великолепии Божьего творения и промысла. 

Предлагаем Вам поразмышлять над словами 102 псалма св. пророка Давида (в каноническом русском переводе), проиллюстрированными фотографиями цветов от наших прихожан, также вдохновившихся красотой Божьего Творения.

12lavanda00  12lavanda01

Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя -
святое имя Его.
Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.
 

12lavanda02  12lavanda03

Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;
избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;
насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.
 

12lavanda04

Господь творит правду и суд всем обиженным.
Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои.
 

19pioni00_1  19pioni00_3

Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:
не до конца гневается, и не вовек негодует.
 

19pioni00_2  19pioni00

Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:
ибо как высоко небо над землёю, так велика милость [Господа] к боящимся Его;
как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;
как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.
 

19pioni00_4  19pioni00_5

Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть. 
Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветёт.
 

19pioni02  19pioni04

Пройдёт над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.

19pioni01

Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,
и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.
 

19pioni05  19pioni06

Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.

19pioni07  19pioni08

Благословите Господа, Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его; благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;
благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его.
Благослови, душа моя, Господа!

08taina_stradaniy

По благословению Архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия. В. И. Экземплярский. САТИС - Санкт-Петербург, 1996 г.

Блестящее красноречие, обширная эрудиция и оригинальность мысли ещё при жизни снискали известность Василию Ильичу Экземплярскому - богослову и религиозному публицисту (1875-1933). В Киеве он преподавал в Духовной Академии нравственное богословие, был секретарём Киевского религиозно-философского общества, издавал журнал "Христианская мысль".

Его духовный путь, наверное, нельзя назвать гладким, но ни эксцентричность некоторых суждений, ни крайности философских построений не умалили целостности православного взгляда. Одна из характерных черт его воззрений - стремление обратиться к древней чистоте христианства, непрестанному духовному горению.

Отрывок из книги

Наступила минута величайшего ужаса и величайшего позора в истории человечества: Царь мира умирал на Кресте, отвергнутый своим народом; Небесная любовь была попрана человеческой злобой; светлая истина видимо "побеждена" ложью и человеческим предательством. Какие жертвы могли умилостивить разгневанного Отца Света, какие подвиги могли искупить новое грехопадение человечества, что значил весь мир и сами силы небесные по сравнению с одной каплей крови Сына Божия?.. И с Голгофы всё это было видно, всё было ясно, и мир весь ждал своего приговора. И он был произнесён избитым, поруганным, измождённым Страдальцем с Креста: "Отец, прости им, потому, что не знают, что делают". Громы небесные, повторение участи Содома и Гоморры - всё это было бессильно загладить страшное преступление, смыть позор с человеческой души. Нужно было новое творческое слово, новое откровение жизни, чтобы возродить её в человеке. И это новое слово, этот новый закон человеческих отношений - прощение; любовь всепрощающая. С мгновения смерти Христа, Его слова прощающей любви не умирали в мире. Не только Первомученик Стефан, но и каждый, верующий во Христа, с радостью и любовью повторял слова своего Спасителя, и эта прощающая любовь явилась в истории христианского человечества источником новой жизни и новой радости. Но все эти слова прощения имеют силу только после слов Христа. Недостаточно хотеть простить, надо иметь право простить. Перед лицом поруганного добра и торжествующего зла; перед лицом неискупленных и неисцелённых страданий, причиняемых человеческой злобой; перед зрелищем постоянной победы лжи над истиной, тьмы над светом. Кто имеет право не только бороться со злом, но и прощать его, ненавидеть грех и любить грешника, не судить, но спасать? И это право даровано миру и каждому человеку Христом со Креста. Только Он один, как совершенный безгрешный, воплощённая истина и любовь, и как понесший на Себе всю полноту человеческой неправды: и злобы, и клеветы, и предательства, и страдания, - только Он один имеет право последнего суда над миром, и теперь, по стопам своего Спасителя может и должно идти спасённое Им человечество.

07sobitia

Фомин А. В. Составитель. - М.: 2008. - 512 с.

Едва ли не у каждого из нас есть в прошлом факты, говорящие о связи с духовным миром, факты материалистически не объяснимые, ясно свидетельствующие, что над нами есть Недремлющее Око. Только многие люди закрывают глаза и уши, чтобы не видеть и не слышать. Но чаще бывает, что люди помнят такие факты, да не в силах согласовать с их голосом свою жизнь. В минуты раздумья или задушевной беседы всплывает наверх это таинственное, чтобы потом снова уйти в тайники памяти.

Избранные отрывки из книги

Само слово "Промысл" встречается в Св. Писании. Латинское соответствующее ему слово - providentia, поэтому говорят, что всё в мире провиденциально, т. е. промыслительно. В славянском тексте Промысл называется "Божественным смотрением" (Прем. 14, 3). Святые отцы называли Божественный промысл словом "попечение". Св. Иоанн Дамаскин ("Точное изложение православной веры", кн. 2, гл. 29): "Промысл есть Божие попечение о существах".

***

Провидение Божие обнаруживается с величайшей мудростью. Обыкновенно не каждое преступление наказывается тотчас же, но, с другой стороны, и не оставляется без наказания вовсе. Если бы не подвергал Бог ни одного злодеяния наказанию, то многие подумали бы, что никакого Провидения нет. Если бы за каждым преступлением непременно следовало наказание, в таком случае верили бы, что после смерти нет ни наград, ни наказаний. А потому Бог, наказывая только некоторых, обнаруживает Своё Провидение; когда же других не наказывает тотчас по преступлении, то грозит им наказанием после смерти в будущей жизни, если не покаются в нынешней.

***

Все житейские бедствия обращает Бог к нашей пользе и ко благу нашему; попускает самые грехопадения для достижения и приведения к концу высочайших, непостижимых, таинственных дел Своего Богоправления. Ибо и совершать добрые дела и попускать злодеяние есть свойство исключительно принадлежащее одному Божественному Провидению. Истинно, никогда Бог не допустил бы зла, если бы Он не был столь силён и добр, чтобы из всякого злого дела производить доброе последствие. Скажи по совести: когда в мире появилось лютейшее и большее зло чем преступление Адамово и убиение Христа-Спасителя? Однако первородный грех низвёл Бога с неба на землю для восприятия на Себя тела человеческого; смерть Христова отворила нам небо и возвратила всё потерянное нами в Адаме.

***

Таким же образом Провидение Божие бодрствует и о нас, и бодрствует попустительно, так, что и малейшие наши телесные стеснение не оставляет незамеченными у Себя. Вследствие этого каждому из нас, при телесной невзгоде, следует рассуждать так: болезнь эта или другая невзгода произошла ли от моей неосторожности или по злобе человеческой, или от чего-либо другого? Во всяком случае приключилась не без Божия Провидения, которое определило её соответственно моим силам, так что её начало, её тяжесть (ослабление или усиление) зависит от Него. Равным образом от Провидения Божия зависит способ врачевания и исцеления оной. Оно вразумляет врача и указывает на средства, или же противодействует всему, ибо и доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство - от Господа (Сир. 11, 14). Равным образом нужно во всех приключениях, бывающих с нами, рассуждать, что они предвидены и допущены Богом. Враг ли злословит и проклинает тебя, - знай, что все его хуления и слова, произносимые злобными устами, положены от века на весы Божия Провидения: сколько ему дозволено, столько и выскажет, и больше ни одного слова. Что же ты напрасно противишься и тщетно гневаешься? Так точно размышляй и обо всех других твоих бедствиях, которых происхождение, число, тяжесть, продолжение и окончание предусмотрены Богом. Потому Промыслу Божию покорись, говоря с Псалмопевцем: "я нем - и не открываю уст моих" (Пс. 37, 14). Да будет воля Твоя. Боже мой! По Твоему Провидению и попущению всё это устроилось. А поскольку Ты это сотворил, что я был бы нечестивым беззаконником, если бы вознегодовал против Тебя. Итак, святой воле Твоей, Боже мой, во всём повинуюсь и с благодарностью приемлю всё от Тебя ниспосылаемое и терпеливо потерплю.