События прихода

21sobori

На фото: проповедь иерея Георгия Максимова по окончании Божественной литургии в Неделю св. апостола Фомы, 31 мая 2020 г.

31 мая, в Неделю святых отцов I Вселенского Собора, в нашем храме была отслужена Божественная литургия, а так же прошли молебен и панихида. Богослужение возглавил священник Георгий Максимов при участии сотрудников храма.

Иерей Георгий напомнил присутствующим о величайшей важности и бесспорном авторитете Вселенских соборов для Православной Церкви. Как заметил священник, бывает, что даже воцерковлённые люди крайне мало знают о соборах и их значении. Кто-то считает более важным в вопросах веры мнение старцев, отдельных людей. Бывает даже, что люди сами ошибочно объявляют человека старцем, когда он таковым не является, выдают его мнение за авторитетное. Или, после смерти, начинают старцу приписывать всяческие пророчества, слова, которых он не говорил. Пойди проверь: человек уже умер и не спросишь его. Отец Георгий пояснил:

"C Вселенскими Соборами ничего подобного сделать нельзя. Нельзя объявить решением Вселенского Собора то, чего он не постановлял, так как постановления его известны. Нельзя объявить Вселенским Собором то, что им не являлось и не признавалось Церковью. Вселенские Соборы - это мерило Веры.

Может быть, вы скажете, что мерило веры - это Священное Писание. Безусловно, Священное Писание - это Слово Божие, оно для нас важно. Но кто, когда и где объявил, что именно является Священным Писанием? Это тоже решение, утверждённое Вселенскими Соборами. Это не то, что думают протестанты, будто Господь уже дал ученикам книжечки в чёрном переплёте со всеми текстами, такими как у нас. Нет, это тоже решение Вселенских Соборов! На этих Вселенских Соборах исполнялось то, что Господь и говорил: когда Он пошлёт Духа Своего Утешителя, Который наставит вас на всякую истину (Ин. 16, 12). Посредством этого Он наставлял на всякую истину. Не посредством решения одного Папы Римского, как ложно учат католики, которые заменили Соборы на мнение одного человека. Такого не было никогда и во время апостолов и после них не было.

Вселенские соборы собирались каждый раз, когда возникала та или иная смута, когда возникал тот или иной соблазн относительно ереси. Много было ересей, и не по каждой ереси собирался Вселенский Собор. Собирался он в тех случаях, когда возмущение из-за вновь возникшей ереси охватывало всю или почти всю Церковь, из-за чего требовалось разъяснение. Тогда святые отцы этих Соборов, память которых мы вспоминаем, собирались и, под водительством Духа Святого, изучая в точности ту веру, которую мы получили от древних отцов, определяли: это есть истина. Это не то, что они выдумывали, говоря по невежеству. Они лишь выражали ту веру, которую Церковь имела всегда, от времён апостольских. Определяя, как мы веруем, они, так же, принимали каноны церковные, то есть, правила и предписания, как мы должны жить угодно Богу, чего должен христианин православный избегать.

Таким образом, отцы Вселенских Соборов трудились для того, чтобы дать нам путь к знаниям о том, как веровать и как жить угодно Богу. Поэтому православный христианин должен именно Вселенские Соборы считать мерилом веры, мерилом истины. И если какой-нибудь старец или даже сто старцев, тысячу старцев, миллион старцев скажет что-то против одного Вселенского Собора, это значит, что они не старцы. Что бы они ни сказали - это неправда. Правда была выражена на Вселенском Соборе. И даже если мнение какого-либо святого расходится с тем, что было сказано на Вселенском Соборе, это значит, что этот святой ошибся. Такое бывало в истории Церкви, редко, но бывало. Так что, ни отдельное мнение людей, которые являются старцами, ни даже святых, если оно противоречит Вселенским Соборам, не является мнением правильным, не является мнением православным. И это то, что мы должны хранить, то, чему мы должны верить, то, чем мы должны дорожить.

Не все православные христиане знают, что именно принимали Вселенские Соборы, каждый из них. Для того, чтобы помочь это вкратце узнать, есть такие книги как катехизисы. Катехизисы, написанные для наших людей, вкратце излагали информацию о каждом Вселенском Соборе: что он сказал, для чего он собирался. Для тех, у кого есть больше возможностей изучать, конечно, сейчас всё открыто, всё доступно. Можно найти постановления (оросы*) Вселенских Соборов, каноны** Вселенских Соборов, деяния*** Вселенских Соборов. Всё это доступно для православного христианина. А мы, конечно же, в этот день должны благодарить отцов Вселенских Соборов, которые трудились ради нас и, конечно же, Господа, Который через это явил нам Свою волю, и ведёт корабль Своей Церкви, защищая его от всяческих ересей. Аминь."

Краткая справка из православной энциклопедии "Азбука веры": Традиция обсуждать и разрешать важнейшие религиозные вопросы на принципах соборности была заложена в ранней Церкви апостолами (Деян. 15:6). Тогда же был сформулирован главный принцип принятия соборных определений: «угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28). Это значит, что соборные постановления формулировались и утверждались отцами не по правилу демократического большинства, а в строгом согласии со Священным Писанием и Преданием Церкви, по Промыслу Божию, при содействии Святого Духа.

Вопросы же, подразумевавшие необходимость общецерковного обсуждения, исследовались при участии представителей всей Церкви. Созывавшиеся в этих обстоятельствах Соборы, представлявшие полноту Церкви, действовавшие в соответствии с Божьим законом и нормами церковного управления, закрепляли за собой статус Вселенских. Всего было семь таких Соборов.

*О́рос (от греч. ὅρος — граница, рубеж, предел) — определение догматического характера, сформулированное и утверждённое на Вселенском или Поместном Соборе, признанное полнотой Церкви. Под догматами здесь понимаются богооткровенные, вероучительные истины о Боге и Его отношении к миру, хранимые, проповедуемые и объясняемые Церковью, имеющие законообязательную силу для всех христиан. 

Православная энциклопедия "Азбука веры"

**Церко́вные кано́ны – основные церковные правила, определяющие порядок жизни Православной Церкви (её внутренне устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан).

Православная энциклопедия "Азбука веры"

***Деяния Вселенских Соборов - это определения и судебные решения Соборов. Вселенский Собор чинил суд над Предстоятелями автокефальных Церквей, другими иерархами и всеми лицами, принадлежавшими Церкви, анафематствовал лжеучителей и их приверженцев, выносил судебные постановления по делам, связанным с нарушениями церковной дисциплины или незаконным занятием церковных должностей. Вселенскому Собору принадлежало также право выносить суждения о статусе и границах поместных Церквей.

Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

15fomina_nedela

На фото: поздняя Божественная литургия в Неделю св. апостола Фомы, служащий священник - протоиерей Симеон Лев, 26 апреля 2020 г.

26 апреля в нашем храме молитвенно отпраздновали второе Воскресенье Пасхи - Неделю святого апостола фомы. Было отслужено две Божественные литургии, водосвятный молебен и молебен чтимым святым. В богослужениях приняли участия все клирики, а так же сотрудники храма.

В первые века христианства в воскресенье, следующее за Пасхой, неофиты (т. е. недавно крестившиеся), наконец, меняли свои праздничные белые одежды, в которых ходили всю неделю после своего крещения (оно первоначально совершалось в Церкви лишь в особые дни, в первую очередь, на Пасху). В этот день уже в наше время в белые одежды, точнее, белые подвенечные платья, стремятся облачиться многие невесты: всем знакомая сегодня Красная горка — это первый день после длинного Великого поста, когда разрешается венчаться.

Праздник, так же, носит название "Антипасха". В странном, на первый взгляд, многих смущающем названии нет никакого противопоставления Пасхе. В переводе с греческого "Антипасха" значит "вместо Пасхи". Т. е. следующая после Светлой неделя, по Уставу она ещё именуется Новой неделей.

Почему же Новая, почему "вместо"? Дело в том, что в воскресенье Новой недели Церковь вспоминает человека, для которого в каком-то смысле Пасха наступила на неделю позже других апостолов: это апостол Фома.

В день Своего Воскресения, войдя сквозь закрытые двери и представ перед своими ближайшими учениками, Христос не встретил среди них Фому: по каким-то причинам того не было с десятью апостолами. А придя позже, он не мог до конца поверить (да и кто бы смог!) услышанной от своих собратьев небывалой, неслыханной вести о том, что Учитель жив: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25). И увидел — через неделю, в то самое воскресенье, которое мы сегодня именуем Фоминым. Господь мой и Бог мой! — это восклицание Фомы и есть как бы обновление пасхальной радости, новая радость. Оттого и неделя называлась Новой.

Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:29), — отвечает апостолу Спаситель.

«Помянул Он и нас, удалённых от Него и пространством, и временем! Не забыты Господом и мы, воспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями», — поясняет эти слова Христа святитель Игнатий (Брянчанинов). А значит, и мы, живущие двадцать веков спустя, тоже не забыты...

Использованы материалы сайта foma.ru