На фото: поздняя Божественная литургия в Неделю св. апостола Фомы, служащий священник - протоиерей Симеон Лев, 26 апреля 2020 г.
26 апреля в нашем храме молитвенно отпраздновали второе Воскресенье Пасхи - Неделю святого апостола фомы. Было отслужено две Божественные литургии, водосвятный молебен и молебен чтимым святым. В богослужениях приняли участия все клирики, а так же сотрудники храма.
В первые века христианства в воскресенье, следующее за Пасхой, неофиты (т. е. недавно крестившиеся), наконец, меняли свои праздничные белые одежды, в которых ходили всю неделю после своего крещения (оно первоначально совершалось в Церкви лишь в особые дни, в первую очередь, на Пасху). В этот день уже в наше время в белые одежды, точнее, белые подвенечные платья, стремятся облачиться многие невесты: всем знакомая сегодня Красная горка — это первый день после длинного Великого поста, когда разрешается венчаться.
Праздник, так же, носит название "Антипасха". В странном, на первый взгляд, многих смущающем названии нет никакого противопоставления Пасхе. В переводе с греческого "Антипасха" значит "вместо Пасхи". Т. е. следующая после Светлой неделя, по Уставу она ещё именуется Новой неделей.
Почему же Новая, почему "вместо"? Дело в том, что в воскресенье Новой недели Церковь вспоминает человека, для которого в каком-то смысле Пасха наступила на неделю позже других апостолов: это апостол Фома.
В день Своего Воскресения, войдя сквозь закрытые двери и представ перед своими ближайшими учениками, Христос не встретил среди них Фому: по каким-то причинам того не было с десятью апостолами. А придя позже, он не мог до конца поверить (да и кто бы смог!) услышанной от своих собратьев небывалой, неслыханной вести о том, что Учитель жив: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25). И увидел — через неделю, в то самое воскресенье, которое мы сегодня именуем Фоминым. Господь мой и Бог мой! — это восклицание Фомы и есть как бы обновление пасхальной радости, новая радость. Оттого и неделя называлась Новой.
Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:29), — отвечает апостолу Спаситель.
«Помянул Он и нас, удалённых от Него и пространством, и временем! Не забыты Господом и мы, воспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями», — поясняет эти слова Христа святитель Игнатий (Брянчанинов). А значит, и мы, живущие двадцать веков спустя, тоже не забыты...
Использованы материалы сайта foma.ru