Севастийские мученики, фрагмент иконы в нашем храме
22 марта по новому стилю в Русской Православной Церкви празднуется память 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Это святые первых веков христианства. Их житие оставило глубокий след в истории веры Христовой. В 313 году римский император святой Константин Великий дал христианам свободу. Но был в Риме и второй правитель — Ликиний. Ярый язычник, он не только замыслил возобновить гонения на верующих во Христа, но и готовился предать Константина и стать единоличным императором Рима. Начать массовые убийства предатель решил с военных, среди которых было немало последователей Спасителя.
В городе Севастии под началом язычника Агриколая находилась целая дружина христиан — сорок воинов, прославленных многими победами. Под покровительством Ликиния Агриколай попытался заставить их принести жертву языческим богам, но те отказались, за что были брошены в тюрьму, а через неделю преданы суду. Языческому суду отважные воины отвечали твёрдо: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».
Когда наступил морозный зимний день, мучеников привели к местному озеру и оставили там под стражей обнажёнными, прямо на льду, где плескалась холодная вода. Рядом растопили баню, чтобы в смертной агонии воины отреклись от Христа и променяли Его на тепло... Но лишь один из страдальцев не выдержал и побежал к бане — и тут же упал перед ней замертво.
Под утро, когда один из охранников проснулся, то увидел сияющие нимбы над головами каждого из тридцати девяти христиан. Осознав, почему венцов только 39, он воскликнул: «И я — христианин!» – сбросил одежду и встал рядом с воинами. Утром воинов и стражника вывели из озера и перебили им ноги. Затем их тела на колесницах отвезли к костру и предали огню.
Когда после казни минуло три дня, святых воинов увидел во сне епископ Севастийский Пётр — ему было сказано похоронить их останки. Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал их земле с молитвой.
После Крещения Руси День памяти 40 мучеников севастийских стал одним из любимейших в народе праздников, ведь вера и мужество этих святых воинов не могут не вдохновлять. Существуют и русские народные традиции, связанные с этим днём. У наших хозяюшек стало добрым обычаем печь к празднику «жаворонков». Это булочки-птички из постного теста, иногда вылепленные вместе с гнёздами и яичками, имеющие символическое значение.
Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, поражённый величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесённую мучениками, их смирение и устремлённость ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.
Однако, важно не отождествлять эту христианскую традицию с языческим обычаем, существовавшим ранее. Дело в том, что в языческом народном календаре ко времени праздника наступал день весеннего равноденствия, связанный с возвращением жаворонков из тёплых краёв. В язычестве эти птицы были символами наступающей весны. С "жаворонками" были связаны разнообразные обряды по призванию весны ("кликанье" весны). Готовых птичек «сажали» на окно, а часть из них отдавали детям для их забав. К христианской православной традиции эти представления, конечно же, не имеют никакого отношения. Церковь не внесла день весеннего равноденствия в свой календарь, но дала возможность народным обычаям обрести новый христианский смысл.
В пятницу 22 марта 2019 г. в нашем храме с радостью встретили праздник сорока Севастийских мучеников. Клирик храма иерей Пётр отслужил Божественную литургию Преждеосвященных Даров. Прихожане храма приступили к Таинству Святого Причащения. Некоторые из наших прихожан, в продолжение народной христианской традиции, испекли постные булочки в виде жаворонков. Ниже Вы найдёте их фото.