09zlopamyat

Источник изображения - onedio.com

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами поговорим о грехе памятозлобия или злопамятности. Это не просто память о зле, сделанном нам кем-либо. Это память, соединённая с обидчивостью, мстительностью, гневом, соединённая с непрощением этого зла.

О необходимости прощения все мы знаем. Все мы читали в Евангелии: «прощайте и прощены будете» (Лк. 6:37), и все мы каждый день просим: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Но, не смотря на это, далеко не всегда прощаем своих обидчиков. Помню, как одна женщина, поссорившаяся со своей подругой, когда услышала от священника, что надо простить, воскликнула: да лучше я буду вечно в аду гореть, чем прощу её! И ушла. Страшное состояние. И как отравляет оно жизнь человеку! Преподобный Иоанн Лествичник называл памятозлобие ядом души и гвоздем, вонзенным в душу. Бывает так, что обидчик уже давно умер, но память о причинённой им обиде продолжает в нас жить и лишать нас радости.

Даже с мирской точки зрения стоит вырвать этот гвоздь из души, чтобы не страдать. Но для христиан это важно и потому, что, прощая, мы тем самым подражаем Господу, Который нас простил. Мы становимся ближе к Нему. Ради этого нужно прощать. Ради Христа.

Очень часто люди памятозлобствуют из-за разных мелочей, а порой и из-за выдуманных обид. Но бывает и такое, что кому-то причинили действительно серьёзное зло. Убили близкого, например. Что ж, грех преступника даже не смотря на наше прощение останется на нём, и если этот человек не покается, то ответит перед Богом на Страшном Суде. Это истина, но мыслью об этом не стоит услаждать своё памятозлобие, нужно желать обидчику покаяния и спасения. Я видел женщину, у которой убили сына и дочь, и она смогла простить убийцу. И насколько просветил Господь её душу святостью! Это было очевидно даже неверующим. Если она смогла простить такое, то неужели мы не можем простить гораздо меньшее?

Часто спрашивают: а как простить? Бывает так, что человек всё понимает и хочет простить, а сердце всё равно чувствует обиду. Рецепт простой: молитвой очищать своё сердце от этого греха. Сам Господь указал это лекарство: «молитесь за обижающих вас» (Мф. 5:44). Как молиться? Есть специальные молитвы, можно ими, а можно и своими словами просто сказать: «Спаси Господи и помилуй раба твоего такого-то». Всего пару секунд в день это займёт, но молиться надо каждый день. Первое время может быть тяжело молиться за обидчика. Но если преодолеть себя и продолжать, то наступит момент, когда мы уже с лёгким сердцем будем произносить молитву, - это и будет знаком того, что мы освободились от памятозлобия. Помогает в этом и самоукорение, то есть, стремление винить себя, а не других, а также осознание того, что обидчик лишь орудие в руках диавола, который приводит людей к вражде.

Преподобный Иосиф Оптинский говорил: «Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение; но человек, не помнящий зла, опередил их, ибо истинно слово: "Отпустите мало, отпустится вам много"».

27nikolai46

Чудотворная "плачущая" икона святителя Николая в нашем храме.

22 мая 2017 г. мы праздновали День перенесения мощей одного из любимейших святых православной Церкви - святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского. В нынешнем году для всей России этот праздник связан с небывалой радостью. Впервые в истории из города Бари в Москву для поклонения верующих был привезён ковчег с мощами самого свт. Николая! В связи с этим событием большинство наших клириков провели праздничное вечернее богослужение в храме Христа Спасителя - у привезённых мощей Святого.

Но и для нашего храма праздник в честь свт. Николая уже давно является важным событием. Как известно, здесь святому Николаю посвящён один из приделов. По случаю престольного праздника, утром 22 мая в нашем храме отслужили две Божественные Литургии и прошёл крестный ход. На проповеди настоятель протоиерей Симеон рассказал верующим об удивительном  почитании святого Николая во всём мире, даже среди иноверцев, а также привёл ряд интересных современных случаев чудесной помощи Святого.

Пусть же в нашей жизни всегда остаётся добрая память о свт. Николае! Будем прибегать к нему не только с с просьбами и печалями, но и, обязательно, с благодарностью, со многим почтением. Пусть наша жизнь действительно изменится, чтобы не напрасными оказались его молитвы. Святителю, отче Николае, моли Бога о нас!

08slepoy

Источник изображения - radiovera.ru

Прочитанное сегодня в храме Евангелие рассказывает нам о чуде исцеления Христом слепого от рождения. Евангелист Иоанн передаёт обстоятельства чуда с особой полнотой и обстоятельностью.

Из отрывка, во-первых, ясно, сколько скорби принёс в мир грех. Перед нами печальный случай: человек - слепой от рождения. Трудно вообразить более тяжёлое несчастье. Из всех физических неду­гов, быть может, нет большего, чем отсутствие зрения. Этот крест, возло­женный на человека, лишает его одной из самых великих радостей жизни. Он заключает нас в узком личном мире, делает нас болез­ненно беспомощными и ставит в зависимость от других. Люди не сознают полностью ценность зрения, пока не потеряют его. Слепота, как и всякая иная телесная немощь, является плодом греха. Если бы Адам не пал, люди никогда не стано­вились бы ни слепыми, ни глухими, ни немыми. Многочисленные недуги, постигающие плоть, неисчислимые страдания и болезни, физические недостатки, которыми мы все обладаем, вошли в мир, когда проклятие снизошло на землю. Нам надо научиться ненавидеть грех, как его ненавидит Господь. Для этого мы должны видеть в нём источник большей части наших забот и тревог. Церковь призывает нас бороть­ся с ним в себе и в других, умерщвлять его и питать к нему отвращение. Нет более основательного доказательства, что человек - падшее творение, чем тот факт, что он способен любить грех и наслаждаться им.

Отметим, во-вторых, в евангельском отрывке ценное наставление об использо­вании возможностей, которое Христос даёт нам. Он говорит ученикам, расспрашивающим Его о слепом: Мне должно делать дела..., доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Эти слова особенно справедливы в отношении Самого Спасителя. Он хорошо знал, что Его земное служение будет длиться всего три года, и, зная это, Он старался не тратить время попусту. Он не пропускал ни одного случая творить дела милосердия и заботиться о начинаниях Своего Отца. С утра и до вечера Он испол­нял труд, который Отец поручил Ему. Творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его было Его пищей (Ин 4, 34).

06bole

Источник фото - pravoslavie.ru

Трое старцев встретились после долгой разлуки. Они были уже весьма преклонного возраста, и среди прочего заговорили о своём здоровье.

– У меня выпали все зубы, – сказал первый из них. – Мне приходится вымачивать хлеб в воде, чтобы проглотить хоть несколько кусочков.

– А мне не хватает слюны, – сказал второй. – Что бы я ни ел, мне приходится класть на язык крупинку соли.

– А я не жалуюсь на отсутствие ни зубов, ни слюны, – сказал третий. – Но вот сегодня утром мой келейник сказал мне: «Отче, ещё и полдень не наступил, а ты съел уже три огромных каравая хлеба!» Поистине, память меня покинула.

***

Главным недостатком одного молодого монаха была рассеянность. И вот однажды старец решил послать его в Александрию:

– Ступай к аптекарю Эристу и скажи ему, чтобы он дал тебе один фунт памяти.
Несколько дней спустя молодой монах вернулся с пустыми руками.

– Отче, – сказал он, – у аптекаря не осталось больше памяти, но он просил передать, что у него есть для тебя пуд терпения!

***

На пороге церкви одного монастыря сидел бедный человек, просивший милостыню.

– Не стыдно ли тебе? – крикнул на него настоятель. – Месяц назад ты был слепым, а сегодня уже однорукий!

– Не гневайся, отче, но лучше радуйся. Я и вправду обрёл зрение и так разволновался из-за этого, что у меня отпала рука.

***

Один старец говорил так: «Если вы будете давать больным и братьям всё, что они попросят, у вас будут хорошие больные и плохие братья».

***

Авва Макарий предупреждал своих монахов, чтобы они никогда не принимали лекарств: «Если вы станете принимать порошки от простуды, вам придётся потом глотать пилюли от болей в желудке, вызванных порошками, а затем вам понадобятся мази от волдырей, вызванных пилюлями, а потом успокоительное от ожогов, причиненных мазями, а затем...».

Авва Макарий умер в возрасте 120 лет, под дубом, на закате солнца...

Из книги «Отцы пустынники смеются» святителя Амвросия, епископа Медиоланского

07samaryanka

Краткая проповедь на сегодняшнее евангельское чтение (на Ин. 4:6-14). Разговор Христа и самарянки - это разговор Бога, Который пребывает верен, и души, которая неверна. Он касается каждого, поскольку показывает, какое душевное устроение необходимо для встречи со Христом. Самарянка не была ни безгрешной, ни самой нравственной в своём городе. Но у неё были три душевных качества, которые сделали её достойными такой встречи.

Первое. Самарянка начала понимать, Кто перед ней, лишь после того, как кротко приняла от Спасителя обличение в её грехах, и признала их. Другие бы разгневались и ушли или стали спорить, а она ещё более расположилась к Учителю. Именно такие души достойны встречи со Христом, и именно через признание нами наших грехов мы встречаем Его. Так что ошибаются те, кто думает познать Бога без покаяния. Из нас же многие ли готовы снести обличение? Если слышат от священника на исповеди обличение, переходят к другому, такому, чтобы только кивал и жалел, а если слышат от мирянина - огрызаются, да ещё и воображают себя невинными страдальцами.

Второе. Поняв, что перед нею пророк, самарянка не спрашивает о житейских делах, но об истине. Такая душа, ставящая истину превыше всего, способна ко спасению. У нас же, увы, не так. В 1990-е годы были у нас всероссийские старцы, люди высокой духовной жизни, но о чём в основном спрашивали их посетители? Разменивать ли квартиру? Продать ли машину? Идти ли на эту работу? Делать ли операцию? Некоторые спрашивали о политике, - в общем, обо всём, кроме единого на потребу. Может быть, потому и не даёт нам Господь больше старцев.

Третье. Поняв, что перед нею Христос, самарянка оставляет водонос у колодца. Прервав обычное течение своих дел, она сделала своё сердце водоносом, зачерпнув "воду живую" из источника Господа. И она становится апостолом для сограждан, чтобы напоить их этой водой. Самарянка понимала, что после такой встречи нельзя продолжать жизнь, как прежде, будто ничего не случилось. И она резко меняет свою жизнь и в итоге сама становится святой. Увы, у нас же даже те немногие, кто готов принять обличение и поблагодарить за него, далеко не всегда исправляются и меняют свою жизнь. "Окаянный я грешник!" скажут и живут себе дальше в грехе, как прежде.

Почему благодать Божия, спасающую и очищающую человека, Господь назвал "водою живой"? Потому что она возвращает к жизни погибшие души. Будем же стараться стяжать те качества душевные, что имела самарянка, чтобы и нам получить живую воду от Господа, и спастись.