По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. О трёх оптинских новомучениках убиенных на Пасху 1993 года.
Отрывок из книги
Никого в монастыре не любили так, как инока Трофима и никому, вероятно, не попадало больше, чем ему. Сам инок рассказывал об этом так: "Сперва по гордости хотел всё сделать по-своему, а за непослушание бесы больно бьют. Зато когда приучишь себя к послушанию, так хорошо на душе".
Имя Трофим в переводе с греческого означает "Питомец". Он действительно питомец Оптиной и любимое дитя её, наделённое редким в наш гордый век даром - даром Ученика. А чтобы показать, что такое труд ученичества, где воистину на ошибках учатся, расскажем, как нёс епитимью инок Трофим. Бывало, оптинцы сокрушаются - ох, Трофима опять поставили на поклоны, и это опять по нашей вине! Помню, в монастыре испекли свой первый хлеб, а пекарем был Трофим. И в общем ликовании - свой первый хлеб! - пол-Оптиной набилось в пекарню снимать пробу. А хлеб был горячий и такой вкусный, что, не благословясь, ополовинили выпечку, а епитимью за это нёс Трофим. Так вот, он воспринимал епитимью как милость Божию, предваряющую Страшный Суд, а земные поклоны любил. Один раз в Оптиной гостил Владыка, наблюдая, как жизнерадостно несёт епитимью инок Трофим, охотно полагая земные поклоны, сказал уважительно: "Хороший инок".