01gurnali_640

В нашей библиотеке вы найдёте такие журналы:

1. "Фома" - с 1998 по 2014 гг.

2. "Мир Божий" - с 1999 по 2004 гг.

3. "Приход" - 2006 г.

4. "Славянка" - 2006-2007 гг.

5. "Православная беседа" - за 1992, 1993, 2002-2006 гг.

6. "Русский дом" - 1998-2012 гг.

17prosfora

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Сретенский монастырь; "Новая книга"; "Ковчег", 1998. 48 с.

Отрывки из книги: о просфоре

Всем известно, как отрок Варфоломей (так звали в миру преподобного Сергия Радонежского) научился читать.

Он не понимал грамоты и за это был браним родителями и учителями. Часто отрок молился Богу, со слезами прося вразумить и научить его. Однажды, когда отец послал искать его разбежавшихся лошадей, Варфоломей увидел черноризца, святого старца, молча молящегося под дубом. Старец духовным взором прозрел будущее величие отрока и спросил, что он хочет. Варфоломей попросил старца помолиться, чтобы он понял грамоту. Подняв руки и очи к небу, старец вознёс молитву, а затем дал Варфоломею маленький кусок святой просфоры. В житии пишется, что старец дал кусочек просфоры со словами, что даётся зна́мение благодати Божией. Почему же просфора - знамение благодати Божией?

***

Зна́мения - это такие предметы и изображения, которые передают духовное значение Божественных и небесных истин и явления, не изображая их непосредственно.

Слово "благодать" употребляется в Священном Писании в разных значениях. В Новом Завете мы различаем два основных смысла этого понятия.

Во-первых под благодатью Божией, благодатью Христовой разумеется всё домостроительство нашего спасения, совершённое Пришествием Сына Божия на землю, Его земной жизнью, крестной смертью, Воскресением и Вознесением на небо: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2, 8-9).

Во-вторых благодатью называют дары Святого Духа, ниспосланные и ниспосылаемые Церкви Христовой для освящения её членов, для их духовного роста и для достижения ими Царства Небесного.

***

Заповедь о принесении хлеба в жертву дошла к нам с ветхозаветных времён: пусть он приносит в приношение своё квасный хлеб, при мирной жертве благодарной (Лев. 7, 13).

17prosfora02В скинии Моисея были хлебы предложения, состоящие из двух частей, что означало хлеб земной и небесный, то есть два естества, Божеское и человеческое.

В подражание этому и в христианских храмах хлебы (или просфоры) делаются двучастными, и своими двумя частями означают Божество и человечество Иисуса Христа.

Просфора - это и есть тот квасный, то есть дрожжевой, хлеб.

Просфорой в древности называли приношения христиан, часть которой служила для Литургии*, а остатки - для агапы, обычая древней Церкви, по которому все члены местной общины собирались вместе на общую трапезу, во время которой по-видимому, всегда совершалась Евхаристия**. Агапа, таким образом, воспроизводила Тайную Вечерю.

***

Когда агапу, "вечерю любви", отделили от Литургии, просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Евхаристии.

***

Первые просфоры были обыкновенным хлебом. Но со временем это нашли неудобным, и тогда просфоры стали выпекать в церкви***.

***

Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего всё естество человека и являющегося высшим началом в нём.

***

Просфора делается круглой в знак вечности Христа и человечества во Христе, вообще в знак того, что человек сотворён для вечной жизни.

***

Просфора, являясь символом обоженной твари, может приобретать разные значения в зависимости от хода богослужения, знаменуя собой и отдельного человека, и всё человечество в целом.

***

Для Богослужения нужна, собственно, одна просфора - та, из которой вынимается часть для Агнца, но по обычаю древности, когда употребляли пять просфор, это количество и является наименьшим для совершения проскомидии. Просфор может быть и больше - десятки, а в больших храмах и сотни, - их может быть столько, сколько подано записок "О здравии" и "Об упокоении".

***

Проскомидия (по-гречески) - принесение, то есть этим словом выражается действие лица, приносящего, жертвующего какую-либо вещь. Сама же вещь, приносимая, жертвуемая, называется просфора - то есть то, что приносится, дар.

***

Евхаристический Агнец - это четвероугольная частица, вырезаемая во время проскомидии из первой просфоры, которая в конце Евхаристического канона* пресуществляется в Тело Христово.

***

Пресуществление - таким термином в Православном богословии определяется способ пребывания Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа в хлебе и вине святой Евхаристии. В пресуществлении Церковь видит чудо всемогущества Божия, подобное сотворению Богом мира из ничего. Самое существо хлеба и самое существо вина прелагается в существо истинных Тела и Крови Христовой, действием Святаго Духа, Которого священник призывает в это время для совершения Таинства.

***

Остаются только виды хлеба и вина, представляющиеся взору. Господь восхотел, чтобы мы не видели телесными очами Тела и Крови Христовых, но духом веровали, что это - Они, на основании слов, сказанных Христом ученикам своим на Тайной Вечери: Сие есть Тело Мое и Сия есть Кровь Моя. Мы должны более веровать Божественному слову, силе Его, а не нашим чувствам, что и являет блаженство веры.

***

Священнослужители причащаются Тела и Крови Христовой под обоими видами, отдельно, то есть сперва Тела, а затем Крови Христовой. Затем Чаша со Святыми Дарами выносится к мирянам для причащения.

***

Мудрость устройства просфоры позволяет ей быть и символом Церкви, и восстанавливаемой в ней через причастие Христу Богозданной человеческой природы. Просфоры в основном являются знамением обоженной твари, знамением Церкви, как вечного Царства Божия, частицей которого стремится стать человек, приносящий просфору, и чего он желает тем, за кого вынуты из неё частицы.

___

*Боже́ственная Литурги́я (от греч. λειτουργία (литургиа) — общее дело) — главное христианское богослужение, во время которого совершается Таинство Причащения или Евхаристия.

Первую Литургию совершил Господь наш Иисус Христос в Сионской горнице и каждая Литургия является таинственным продолжением этого события.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «...в нас нет истинной жизни без источника жизни – Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке даёт жизнь причастникам Своим... Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия, есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией».

**Евхари́стия (греч. — благодарение, от εὖ — добро, благо и χάρις — почитание, честь) есть Таинство, в котором верующему под видом хлеба и вина преподаётся истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную (Ин.6:48-54). Благодарение Бога составляет главное содержание этого богослужения.

Евхаристия – главное Таинство Церкви, в нём осуществляется то, к чему призван христианин – единению с Господом, Богообщению. Евхаристия есть приобщение к любви Божией, ведь любовь выражается в жертве (Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Ин.15:13), а Жертву за грехи всех людей принёс Сам Господь Иисус Христос.

***На территории храмов обустраиваются специальные помещения для выпечки просфор - просфорни.

16hogdenie_vo_sveteРекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Составлено по трудам архиепископа Сергия (Королёва) - М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2010. - 64 с. - (Серия "Духовная библиотека").

Архиепископ Сергий (Королёв Аркадий Дмитриевич) - один из выдающихся церковных деятелей ХХ-го века. Родился 18 января 1881 года в Москве, здесь же получил высшее духовное образование. Приехав погостить в Польшу, Аркадий неожиданно проникся монашеским духом и принял монашество в польском православном монастыре, где возведён в сан архимандрита. В 1920 г. архимандрит Сергий был рукоположен во епископы и назначен управляющим Холмской епархией. Но епископское служение в Польше длилось недолго. По причине гонений со стороны польского правительства в 1922 г. епископ Сергий арестован и вывезен в Чехословакию. Пражский владыка Евлогий (Георгиевский) вскоре назначил его своим викарием и настоятелем Никольского храма. Здесь в полноте проявились и расцвели многочисленные дарования епископа Сергия: его доброта, простота, смирение и молитвенность. Он умел каждому празднику и службе придать свой особый характер, глубоко переживал их духовное содержание. Эти качества привлекали в храм много молящихся, владыка помог вернуться к церковной жизни многим охладевшим в вере. Стараниями епископа Сергия в 1925 г. в Праге был построен русскими Успенский храм. В 1946  г. владыка Сергий был возведён в сан архиепископа, а в 1950 был вызван Патриархом Алексием в Россию и возглавил Казанскую епархию. Здесь он особенно стал известен своей благотворительностью, сотраданием к малоимущим. Скончался архиепископ Сергий 18 декабря 1952 г., оставив о себе у великого множества людей благодарную память.

В словах архиепископа Сергия дышит Дух, присутствует Христос. Его доверительное обращение к сердцу читателя исполнено любви и желания передать нам свой опыт общения с Богом - самое важное, чем может поделиться христианин. "Друг мой, открой своё сердце Господу, впусти Его как друга, войди в сферу света и добра, не замыкайся  в своих делах и чувствах!" - как бы говорит он нам участливо и с любовью...

Отрывки из книги

Душа человека, призванная к спасению, во время своей земной жизни жаждет, по существу своему, встречи с добром, всюду старается позаимствовать, собирать, найти добро. 

***

Жизнь - великий труд. Надо научиться жить во Христе мудро, и тогда всё вокруг нас осмысляется и приобретёт цену для вечности. Если будем внимательны, то обстоятельства, нас окружающие, послужат нам "старцами", научат нас послушанию Богу, помогут в терпении и любви пройти свой жизненный путь и обрести спасение.

***

Наша жизнь при всякой обстановке может быть путём, ведущим нас ко благу нашему, к блаженству, которое доступно уже здесь, на земле.

***

При победе над грехом открывается взаимное притяжение и родство людей по природе: побеждая грех в себе, человек помогает другому, даже помимо воли последнего, раскрыть лучшие свойства его души, как бы произвольно влечёт последнего к добру.

***

Когда греховный человек увидит другого, делающего добро, он обретёт и в себе силы для христианского делания. Великая, ни с чем не сравнимая радость заключается в отыскании добра в себе и в других; в увеличении добра в мире проявляется сила благодати Божией, проявляется в том, что она помогает нашим расслабленным силам делать то, что без неё было бы невозможно.

***

Для счастья настоящего, а не призрачного нужно побеждать грех.

***

Если мир в душе, то эта радость не отнимется никогда. Немирность же всегда приносит несчастье. Если в человеке внутри мир, то мирное сердце бросает свет на всё. Мирность сердца есть главное достижение. Действия, освещаемые таким сердцем, обращают все отношения на пользу.

***

Отсюда и счастье в жизни: побеждение греховного даёт благо, а забота о своём спасении даёт общественное благо.

***

Иногда кажется, что под искоренением греха в себе - эгоизм, что такой человек занят собой и равнодушен к общему делу. Но это не так, человек, не успевший одолеть свою греховность, не может оказать ни благотворного влияния на окружающих, ни быть в помощь другим, ни содействовать их победе над грехами.

***

Желая подлинно послужить ближним, мы прежде всего должны очистить себя самих от греховных привычек и наклонностей. Стать чистыми, вести богоугодную жизнь. Только в меру нашего совершенствования мы можем быть полезными нашим ближним в их горе и несчастье. Это - единственный путь к служению ближним. Достигший святости достиг наибольшей возможности служить ближним. Достаточно вспомнить имена преподобного Сергия Радонежского, святого Серафима Саровского, чтобы убедиться в этом. К ним стекался народ отовсюду, и они умели помочь во всякой нужде.

***

Созидание внутреннего человека совершается не в мире поражающих подвигов, а в будничной жизни. Цель человека - устроение внутренней жизни, созидание в себе Царства Небесного. Борясь с грехом, мы утверждаем в себе и в мире жизнь Божественную.

***

В самом человеке происходит борьба, состояние без борьбы есть состояние, которое говорит, что духовная жизнь в человеке замирает, что потемняется духовное начало.

***

Каждое мгновение человек избирает благое или злое. И это избрание добра или зла есть содержание нашей внутренней борьбы. 

***

Свет воли Божией всё озаряет в нас, он должен действовать на нас постоянно. Мы охотнее избираем то, что кажется нам лёгким, то, что кажется нам более свойственным нашей природе. Мы часто соблазняемся этим и поддаёмся греховному течению в нашей жизни.

***

Памятовать о том, что мы стоим на краю гибели и идём по пути греха, необходимо для того, чтобы свет правды озарял нашу жизнь.

***

Мы хотим жить счастливо и хорошо. Но что мы делаем для этого? Даже утренние и вечерние молитвы не раскрывают перед нами нашего пагубного состояния. Необходимо, чтобы мы вошли в смысл молитвы, и тогда найдём и сознание нашей греховности, и сознание милосердия Божия. Эти молитвы определяют всю нашу жизнь и деятельности. Они указывают то, что мы должны делать, и то, чего мы должны избегать.

***

В момент решения противостоять греху надо знать, что грех не сроден нам, а приразился* нам. Прародители наши были созданы без греха.

***

Семья, семейная среда, Богом нам данная, наиболее удобна для устроения нашего спасения. В атмосфере семьи мы можем всего лучше и удобнее бороться со своими грехами и недостатками. Ибо в семье мы не стесняемся быть и выказываться такими, какими мы действительно являемся. В семейной жизни человеку приходится каждодневно обнаруживать своё настоящее состояние, быть искренним с самим собою. Правильная жизнь в семье учит человека держать себя, изживая своё отрицательное, побеждать свои плохие стороны, укреплять своё доброе, и он каждый момент может усовершенствоваться. Это тем возможнее, что всякая победа над грехом внутри себя даёт радость, утверждает силу семьи, ослабяет зло и тягостные несчастья. Семья содействует не только личному спасению, но и утверждает благо среди нас и кругом нас. Надо стараться, чтобы время не было прожито даром, но стремиться к тому, чтобы не только растрачивать имеющееся добро, но и приобретать новое.

***

Человек создан для счастья, и только каждодневными победами над собой может достигать радости и такого состояния, которое несёт всем и всему свет. В этом случае вся жизнь его изнутри сияет светом, падающим на всякую каждодневную мелочь, дающим особый, иной тон всему. Тогда осмыслится жизнь и отнимется тягота, расслабляющая и убивающая, не дающая человеку активно устроить обстоятельства жизни на утверждение добра на земле.

*Приразился от приразить, приражать  или -ся к чему, во что - ударяться, разить стремясь, поражать стремленьем своим. Напр. теченье, приражая или приражаясь к крутому берегу, подмывает его. Бывает прираженье вражеское, искушенья, обольщения. Источник - Мой словарь my-dictionary.ru