На фото: митрополит Наро-Фоминский Никандр благословляет прихожан храма прп. Сергия Радонежского в Бусинове
12 октября 2024 года, в канун Недели 16-й по Пятидесятнице, митрополит Наро-Фоминский Никандр управляющий Северным и Северо-Западным викариатствами г. Москвы, совершил всенощное бдение в храме прп. Сергия Радонежского в Бусинове.
Высокопреосвященнейшему владыке сослужили: благочинный Знаменского округа протоиерей Сергий Куликов, настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Бусинове протоиерей Симеон Лев, клирики храма и приглашенное духовенство. Диаконский чин возглавил диакон Иоанн Гечев.
По окончании всенощного бдения настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Бусинове протоиерей Симеон Лев обратился к митрополиту Никандру с приветственным словом, в котором поблагодарил владыку за радость совместной молитвы.
В ответном слове Высокопреосвященнейший Никандр передал духовенству и прихожанам храма благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (использован материал сайта severvik.ru)
Также владыка обратился ко всем верующим с архипастырским словом, пояснив читаемое на богослужении зачало Евангелия (Лк. 24, 12-35):
«Сегодня мы с вами слушали Воскресное Евангельское чтение, где повествуется о том, как два апостола, Лука и Клеопа, идут из Иерусалима в город Эммаус, обсуждая по дороге события Страстной Недели и Воскресения, случившиеся совсем недавно. К апостолам присоединяется Господь и спрашивает, о чём они говорят.
Из Писания мы видим, что ученики не узнали Господа, а Он спрашивает не просто ради праздного любопытства, но чтобы услышать исповедание: в Кого они веруют? Апостолы говорят, что Христос был Великий Пророк словом и делом, что Его распяли, но дальше произносят страшные слова: "мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля" (Лк. 24, 21).
Эти слова звучат из уст апостолов, которые близко знали Спасителя, следовали за Ним, видели Его чудеса (особенно чудо воскрешения Лазаря четверодневного, мало кому неизвестное), слышали беседы Спасителя (в т. ч. беседу о Хлебе Жизни), пережили события Его крестной смерти и воскресения (уже возвещённого мироносицами), но всё ещё помышляли, что Господь пришёл в этот мир, чтобы избавить Израильское царство от Римского владычества. Мы знаем, как до сих пор иудеи, отвергшие Христа, ждут пришествия нового "спасителя", с целью сделать Израильский народ опять "Богоизбранным" и главным в мире.
Но Господь осуждает мнение учеников, говоря: "о, несмысленные и косные сердцем" (Лк. 24, 25) и далее, начиная от пророка Моисея, рассказывает, как всё должно было случиться, ради чего пришёл в этот мир Христос и пострадал. Потом, конечно, Лука и Клеопа узнают Его в преломлении хлеба, возвращаются обратно в Иерусалим, находят ночью собранных вместе одиннадцать учеников и пересказывают всё.
Я хотел сказать, дорогие братья и сестры, о том, что мы с вами, зная эти слова Писания, должны уберечься от восприятия Бога, как человека, который должен дать нам какое-то материальное благополучие. Это Ветхозаветное представление, которое было у апостолов, будто Бог печётся исключительно о земном, что наполняет внешнюю жизнь. Но мы знаем, что Господь пришёл в этот мир ради того, чтобы дать самое главное - спасение души. В жизни каждого из нас Он сталкивает с такими событиями и людьми, которые помогают достичь этого спасения. Если мы уверовали во Христа, если ходим в храм, то ни в коем случае не должны воспринимать Бога, как подателя материальных благ.
Конечно, мы люди материальные, телесные: устаём, хотим спать, есть; вот наступает холод - нам нужно одеться. Господь не осуждает за попечение о внешнем благополучии, но оно должно быть второстепенным, а первостепенным должно быть спасение души. Конечно, мы не можем сами себя спасти, в Евангелии сказано, что даже не можем свой волос сделать белым или чёрным (Мф. 5, 36). Человек всё время восхищается личными достижениями, но мы знаем, что без Бога ничего невозможно а, тем более, спасение души.
Бог спасает нас по Своей милости, но не потому, что мы хорошие, правильные, что пришли в храм или научились жить какой-то внешней церковной жизнью. Нет, Господь спасает исключительно потому, что Он решил так по Своей великой милости и любви. Никто, ни один человек в мире, не может сказать, что он заслужил и достоин спасения. А если такой человек есть, то он в прелести.
Мы должны обязательно помнить, что делами своими не спасаемся, хотя это не значит, что не нужно их делать. Дела необходимы для подражания Богу, потому что Господь в Писании прямо говорит: «Будьте совершенны, как Совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Господь призывает каждого к совершенству в меру возможности, и оно должно быть во всём: внешне и внутренне мы должны совершенствовать свою жизнь, свою душу, своё сердце. Что значит совершенствовать сердце? Т. е. делать его чистым. Чистое сердце само по себе уже не способно и не стремится, чтобы в нём жил грех или страсть, либо какие-то мысли и желания, которые противоречат Божьему замыслу.
Господь каждому дал дар жизни, чтобы мы выяснили, ради чего получили эту жизнь. Наша задача разобраться в этом, пока проснулись утром, пока Господь дал сегодняшний день. Мы не знаем, для всех ли наступит завтра, и надеяться, что люди переходят в жизнь вечную только в возрасте – это ошибка. Вы можете сходить на ближайшее кладбище, увидев, какое огромное количество молодых людей, детей там находится. Господь забирает в мир иной, когда Сам считает нужным. Конечно, есть физиологические процессы жизни: мы понимаем, что чем человек старше, тем более вероятность перехода, однако, непредсказуемое может случиться всегда. Итак, пока мы живы, пока Господь каждому дал ещё день, нужно задуматься, ради чего.
Все мы научились бытовой жизни: вставать и засыпать, заботиться о себе, своей семье, каждый имеет рабочие либо домашние обязанности. Но необходимо помнить, что существует ещё что-то очень важное, что-то главное. Господь, при создании, дал нам задачу, и необходимо разрешить: чего Он хочет от нас в этой жизни помимо открытого в Евангелии.
Безусловно, Господь желает, чтобы мы исполнили Его заповеди, которые очень просты. Они кажутся сложными для тех, кто с детства не научен их исполнять. А помимо заповедей Господь хочет, чтобы каждый нашёл своё предназначение. В чём оно? В безропотном перенесении всего, что происходит с нами в этой жизни. Святая Церковь называет это промыслом Божьим. Господь промышляет о каждом человеке: даёт именно те обстоятельства, которые наилучшим образом спасают от погибели греховной. Мы часто не понимаем этого, потому что мы не можем знать будущее. Можно только примерно предполагать, что завтра проснёмся, пойдём в храм, потом, например, к соседке, к бабушке, на работу, но никто не знает наверняка, что будет между этими событиями, и будут ли они вообще.
В этом наша задача доверять, потому что слово «доверие», «вера» и «верность» - это всё однокоренные слова. Если мы верим Богу, то должны быть ему верными т. е. учениками Его, должны доверять, что Господь ни на секунду не попустит в нашей жизни чему-то случиться иначе, чем Он задумал. Даже если с нами происходят плохие события, если нас предают, озлобляют, обижают.
В этой жизни очень много несправедливости, но важно знать, что помимо нас эту несправедливость видит Господь. И если Он попускает, чтобы она была, значит так необходимо. Мы должны твёрдо знать, что в этой земной жизни искать справедливости не надо. Её нет. Мы должны точно знать, что нужно всё претерпеть, потому что претерпевший до конца спасётся (Мф. 24, 13). Мы всё претерпим, потому всё можем в укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4, 13). Тогда, как только придём к Нему, Господь обязательно примет и воздаст за все скорби, которые здесь перенесли.
Итак, наша задача – запасаться терпением, быть людьми мужественными (несмотря на пол, ведь женщины - это тоже очень сильный пол), доверять Богу и никогда не роптать. Господь силен простить все грехи в этой жизни, но особо опасный грех, который отягощает – это ропот. Ведь если знаем, что Бог есть и верим в Него, роптать из нас никто не имеет права. Господь с нами эту жизнь проходит, а впереди ждёт будущая радость, как пишет ап. Павел: "не приходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим его" (1 кор. 2, 9).
Я всем желаю, чтобы мы всё-таки удержались в этой жизни и не уклонились в расколы, предательство, маловерие или потерю веры, чтобы могли до конца пройти этот жизненный путь, твёрдо зная, что впереди будущая светлая жизнь с Богом, нашим Небесным Отцом, Который нас очень любит. К этой встрече необходимо приготовиться. Мы постоянно молимся, обращаясь к Нему, но ещё не имеем возможности общаться так, как в момент смерти. Что есть смерть? Мы знаем, что её нет. Ведь каждый раз поём в Воскресный день, на Пасху, что Господь победил смерть. Смерть это переход из одной жизни в другую, которого не нужно бояться, ведь он есть встреча с любящим Богом Отцом.
Нас может сдерживать лишь страх перед тем, что пока мы не очень-то начали каяться, что грехов ещё много, но не спешим с ними расставаться. Это может и должно беспокоить. Нужно все силы душевные, физические, телесные положить, чтобы душу и сердце очистить от всех грехов, чтобы они не помешали существовать в будущей жизни и общаться с Богом, со всеми святыми, с нашими бабушками и дедушками, которые уже там находятся. Ведь там мы будем не одни, там будет огромное количество людей, которые нас уже ждут и любят.
А всех Вас я благодарю, что имеете в своём сердце любовь к Богу, что ходите в храм, ведь только человек, имеющий любовь к Богу, может понимать, ради чего посещает храм. Я бы очень хотел, чтобы это понимание у нас было. Ангела всем Хранителя!»
Полная фотогалерея архиерейского богослужения доступна здесь