09nedela3_5

В воскресенье 15 марта православная Церковь чтила память иконы Пресвятой Богородицы "Державная" (икона явилась в 1917 г. в ознаменование того, что после отречения от престола русского царя, сама Пресвятая Богородица берёт попечение о России), а также святителя Григория Паламы. В этот день в нашем храме было отслужено две Божественные литургии.

Настоятель храма протоиерей Симеон Лев рассказал на праздничной проповеди о важной роли свт. Григория Паламы в истории Православной Церкви.

Будущий святитель родился в 1296 году в Константинополе в семье сенатора. Получил блестящее классическое образование, изучал грамматику, риторику, физику и логику. В 18 лет или чуть позже он принимает монашество на Афоне. К 1332 году святитель Григорий начал писать богословские сочинения. Он оставил после себя множество сочинений – проповеди, полемические трактаты, богословские труды. Но главный его вклад в жизнь Церкви состоит в том, что Григорий был защитником и практиком непрестанной молитвы, исихии. Передавал связанное с ней учение о нетварных энергиях и Фаворском свете. Святитель на себе испытал, как подвижник, творящий непрестанную молитву, с Божией помощью может очистить свой ум и тело от греховных мыслей и поступков настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом, увидеть нетварный фаворский свет, который было даровано видеть апостолам на горе Преображения.

Часть христиан рассматривали утверждения святителя о непрестанной молитве с большим сомнением, а также как имеющие отношение исключительно к  монашеской практике. "Почтенные старцы, подобно йогам, сидят по своим келиям, овладевают особой техникой дыхания, а для большей сосредоточенности смотрят на свой пупок", - так карикатурно писал об исихастах основной оппонент святителя – монах Варлаам Калабрийский из Калабрии в Италии. Но на самом деле оппонент святителя Григория ошибался, что подтверждает само Священное Писание. Святой апостол Павел передал нам заповедь "непрестанно молиться и за всё благодарить". И предназначалась она для всех христиан, а не только иноков: "Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе" (1 Фес 5, 16-18).

Монах Варлаам приехал в Константинополь и начал полемику с Григорием Паламой, продолжавшуюся 6 лет до 1341 года. Главное их расхождение состояло в том, что Варлаам считал невозможным реальное познание Бога или встречу с Ним в земной жизни. По мнению же Григория Паламы, такая встреча вполне возможна, в той мере, в какой Святой Дух может открыть человеку. При этом речь идёт не о физическом видении, а о внутреннем созерцании Господа «умными очами». Бог непознаваем и недоступен в своей сущности. Однако человек имеет возможность приобщения к нетварной Божественной энергии, говоря о которой святитель использует образ Фаворского света. Божественная энергия преображает всё наше существо: ум, нашу душу и даже тело.

Разумеется, для этого нужны не только умственные усилия, но и духовная жизнь, аскеза, пост и молитва. Целью этого пути является обожение, т.е. соединение человека с Богом, приобщение к Божественной жизни и созерцание Божественных энергий – нетварного света. Православная Церковь поддержала святителя Григория и подтвердила его учение о нетварной энергии, через которую к нам приходит Сам Бог. Нынешние дни великого поста особенно удобны, чтобы c усиленной молитвой устремиться к Создателю.

Использованы материалы сайтов days.pravoslavie.ru, foma.ru

 

Фотоотчёт о прошедшем событии

06maslenitsa21

На фото: праздник Масленица на территории нашего храма, 23 февраля 2020 г.

Масленица или Сырная седмица – наиболее древняя среди недель перед Великим постом. Она появилась под влиянием палестинской монашеской практики – местные иноки почти весь сорокадневный период перед Пасхой проводили в одиночестве, разойдясь по пустынным местам. К началу Страстной седмицы они сходились снова, но некоторые не возвращались, умирая в пустыне. Понимая, что каждый новый пост может стать последним в их жизни, черноризцы за день до расставания просили друг у друга прощение и обменивались тёплыми словами. Отсюда и название последнего дня перед постом – Прощёное воскресенье.

У традиции всю неделю вкушать молочную пищу – даже в понедельник, среду и пятницу – тоже монашеское происхождение. Ведь пустыня - это отсутствие пищи, а иногда и воды. Естественно, перед таким испытанием нужно накопить силы. Речь, конечно, не идёт о том, что в эти дни монахи объедались роскошными блюдами. Просто ввиду предстоящего в их жизни аскетического периода пост в понедельник, среду и пятницу отменялся.

Миряне эту монашескую традицию переняли и развили, но при этом смысл она получила несколько иной. В миру много соблазнов, сразу отказываться от которых рискованно. Поэтому постовые ограничения стали вводить постепенно, и Сырная седмица – один из таких этапов, когда уже нельзя вкушать мясо и играть свадьбы, однако ещё можно веселиться и получать радость общения.

Для нашего прихода начало масленицы всегда проходит очень празднично. И маленьким и большим прихожанам очень полюбились традиционные масленичные игры, народные потешки, катание на лошадках и другие забавы.

В этом году праздник начался в воскресенье 23 февраля после поздней Божественной литургии. У стен храма встречали ребят и взрослых участницы народного ансабля "Поверье", приглашая к самым весёлым народным играм, хороводам и потешкам. Приняли участие в организации забавных игр, так же, учащиеся детской Воскресной школы.

Всех ожидало традиционное угощение - ароматный чай из самовара и самые разнообразные блины. Участников конкурса блинов в этом году было особенно много, соответственно - и блинов для общей дегустации. Больше всего удивили наших прихожан блины с изображением котёнка.

Ребята и взрослые катались на пёстрой повозке с белой лошадкой, а малыши - верхом на пони.

Пусть воспоминание об этом радостном времени вдохновляет нас в дни Великого поста.

Использованы материалы сайта foma.ru

 

Фотоотчёт о прошедшем событии

04sretenie00

На фото: праздничный молебен в День Сретения Господня в нашем храме, 15 февраля 2020 г.

В переводе с церковнославянского «сърѣтение» — «встреча». День Сретения — точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы. Мы вспоминаем события, описанные в Евангелии от Луки (Лк. 2, 22-38).

По иудейскому закону, данному от Бога, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дней (а при рождении девочки - все 80). Как только срок истекал, мать должна была принести в Храм очистительную жертву. Если первенцем был мальчик, то родители приходили с новорожденным в Храм для особого обряда посвящения Богу. За первенца, который не оставлялся для служения в Храме, родители приносили символическую "заместительную" жертву, в зависимости от достатка семьи. Так поступили родители Иисуса Христа, Мария и Иосиф - прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим с сорокадневным Богомладенцем на руках и ступили на порог Храма. Семья жила небогато, поэтому жертвой Богу стали два голубка (очистительная жертва и выкуп за первенца). Пречистая Дева решила принести очистительную жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет без греха. В храме семья Христа встретила радостного Старца Симеона, долгие годы ожидавшего Спасителя, а так же, благочестивую вдову - пророчицу Анну. Праведные Симеон и Анна предсказали великое будущее младенца и трагические события Его крестной смерти. Так прошла встреча основоположника Нового завета Богомладенца Христа и служителей Ветхозаветной Церкви. Так древняя Церковь засвидетельствовала, что достигнута цель её существования и наступает долгожданная новая эра.

Вспоминая обычай Ветхозаветной Церкви, встретившей Спасителя мира, и в наши дни Новозаветная Церковь призывает совершать Таинство Крещения младенцев по прошествии 40 дней от рождения. До этого времени мама ребёнка не должна участвовать в Церковных Таинствах, а на сороковой день над ней читается особая разрешительная молитва. Конечно, при особых обстоятельствах (напр. болезненность ребёнка) допускается и более ранее совершение Таинства.

15 февраля, в День Сретения Господня, в нашем храме прошли две Божественные литургии, а так же водосвятный и праздничный молебны. На ранней литургии служили священники Георгий и Павел, а на поздней - настоятель храма протоиерей Симеон и иерей Пётр. В пении праздничного молебна приняли участие протоиерей Симеон, иерей Пётр, иерей Павел.

Пусть воспоминание этой радостной встречи вдохновит нас не отчаиваться в трудностях и всегда радоваться о том, что, благодаря пришествию Христа, теперь каждый из нас имеет возможность спасительной встречи с Богом.

Использованы материалы сайтов foma.ru, troica.org

Фотоотчёт о прошедшем событии

05semeon09

На фото: клирик нашего храма Иерей Пётр поздравляет настоятеля протоиерея Симеона с Днём Ангела, 16 февраля 2020 г.

16 февраля - День св. прав. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы - именины настоятеля нашего храма протоиерея Симеона Льва. В этом году праздник совпал с воскресным днём - подготовительной к Великому посту Неделей о блудном сыне. В нашем храме было отслужено две Божественные литургии. После ранней литургии прошёл молебен с акафистом св. прав. Симеону Богоприимцу, а после поздней - праздничный молебен.

По окончании поздней литургии, на которой служили протоиерей Симеон и свящённик Пётр, всё духовенство и прихожане поздравили настоятеля с Днём Ангела, пожелав многих лет жизни и служения в нашем храме. Староста храма преподнесла отцу Симеону букет роз от имени всех прихожан.

Поздравления продолжились за трапезой в доме причта. Певчие правого и левого хора вновь порадовали настоятеля и всех гостей замечательными песнями, в том числе на стихи нашей прихожанки. Поэтессы Лариса и Мария прочли свои произведения в честь праздника. Многие прихожане благодарны отцу Симеону за помощь и поддержку в трудных обстоятельствах, не мало его труда вложено, чтобы создать на нашем приходе ту добрую христианскую среду, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Многая и благая лета протоиерею Симеону!

Фотоотчёт о прошедшем событии

01_zakhei

Источник изображения - wikimedia.org

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение, в неделею о Закхее, начинает подготавливать нас к Великому посту. В течение подготовительных недель и седмиц Великого поста нам с вами предстоит пройти путем восхождения от Иерихона, как города, изображающего нашу повседневную жизнь, преисполненную страстями и грехами, до Иерусалима – святого города, Царства Божьего. Пост является для нас возможностью изменить себя, стать хоть немного, но поближе к Богу. Пост может стать для нас определенным стимулом в том, чтобы положить начало в изменении своей жизни. Но чтобы пост принес нам духовную пользу, Церковь показывает нам, как правильно его пройти, опираясь на примеры из Евангелия.

И первым таким добрым примером для нас является Закхей, житель города Иерихона. Этот человек был начальником мытарей, то есть сборщиков податей. В то время Иудея была подчинена Римской Империи, и именно мытари занимались сбором налогов в пользу оккупационной власти. Наверное, и без того понятно, что эти люди были ненавидимы своими соплеменникам. К тому же, мытари, пользуясь своей защитой от римской власти, безнаказанно грабили своих соплеменников, беря гораздо более, чем полагалось собирать. Примером ненависти иудеев к мытарям могут являться и слова из Евангелия от Матфея, в которых согрешившего человека пытаются вразумить. Попытки вразумления человека заканчиваются словами: «... А если и церковь не послушает, будет тебе как язычник и мытарь» (Мф 15:17). Само же имя Закхей в переводе с еврейского означало «чистый», «достойный». Наверное, сочетание его имени с профессиональной деятельностью не могло не вызывать горькой усмешки у людей, с которыми ему приходилось иметь дело.

И вот, этот человек Захей, начальник мытарей, очень хочет увидеть Иисуса Христа. И это было не простой прихотью скучающего человека. Это не было желанием получить определенное впечатление, которыми можно было бы жить несколько дней, а потом так же безмятежно и благополучно о нем забыть, уйдя с головой в свои повседневные дела и заботы. Это было желанием прикоснутся к святости. Возможно, он увидел в этом шанс измениться, вырваться из повседневной греховной жизни и наконец-то приблизиться к Тому, Кто сможет преобразить его. Но шансов пробиться к Иисусу Христу у него практически не было. Людей вокруг Спасителя было такое количество, что подойти к Нему было просто невозможно. Каждый из окружающих Господа знал Закхея и пытался хоть в этом малом отомстить ненавистному человеку, оттолкнув и не пустив его ближе. Обладая низким ростом, Закхей понял, что не имеет никакой возможности даже издали увидеть Господа. Не похоже ли это порой на нашу жизнь? Как часто Господь открывается человеку, но повседневные дела, окружающая обстановка не позволяют ему приблизится к Богу. Подобно тому, как плевелами заглушаются маленькие ростки пшеницы, стремящиеся к свету, заглушаются намерения человеческой души, стремящейся к Богу. Эта толпа как будто бы призывала Закхея отойти от его замысла, вернуться к той спокойной, сытой, богатой, но пустой жизни, к которой он так привык! Но Закхей не хотел терять свою возможность. «Праведника от грешника отделяет лишь одно - решимость», - говорит преподобный Серафим Саровский, и именно этой решимости было преисполнено сердце Закхея. Он решился на действие, которое не соответствовало ни его возрасту, ни тем более его статусу. Он забежал вперед и залез на дерево, чтобы с него увидеть проходящего мимо Иисуса Христа. Сложно себе представить, что большой важный начальник, очень богатый, да еще и искренне ненавидимый своими земляками, способен на такое действие! Его поступок в глазах людей означал бы полную потерю авторитета, насмешки, шутки. И с этим ему предстояло жить дальше. Но Закхею это было уже не важно. Его сердца коснулась Благодать Святого Духа, и он не желал ее разменивать ни на что. Для него встретить Господа стало самым важным событием в жизни! И Господь, видя его стремление, видя направление его души, не оставил его. «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк 19:5) - говорит Иисус Христос. С точки зрения правоверного иудея поступок Господа был бы просто немыслим. С мытарями вообще запрещалось общаться, кроме случая уплаты налогов, а тут еще не только беседа, но и посещение дома! Однако Господь взирает не на лицо, но на душу человека. «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2:17) - говорит Иисус Христос. То, к чему стремился Закхей, в полноте исполнилось. Закхей меняется, и свидетельством этого являются его слова: «Господи, половину имения моего дам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк19:8). Это уже не жадный грабитель, не кровопийца, но преобразившийся человек. Вспомним, подобное преображение произошло и со св. равноап кн. Владимиром, и благоразумным разбойником. Сердце Закхея теперь преисполнилось любовью к ближним. Он готов половину своего имения раздать, а обиженным им людям не только вернуть то, что был должен, но отдать вчетверо больше! Для него, несомненно, это стало полным раззорением. Он совершенно добровольно лишал себя всего того, что копил всю жизнь! Но зато он приобрел главное сокровище своей жизни - Бога. Теперь этому главному сокровищу принадлежала его душа.

Господь Иисус Христос засвидетельствовал изменение его души словами «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк. 19:9). И сыновство Авраама вовсе не по плоти. «Авраам - отец верующих» (Рим 4:11), как скзано в Священном Писании, и эту веру, показанную Авраамом в своей любви к Богу, в полноте исполнил и Закхей всей дальнейшей жизнью. Согласно преданию Церкви он стал первым епископом в Кесарии Палестинской и сподвижником апостола Петра.

Это поучительное повествование служит прологом нашего духовного пути из Иерихона в Иерусалим, нашего шествия от подготовительных недель Великого поста к светлому празднику Пасхи. Нам, как и Закхею, предстоит возвыситься, чтобы Господь увидел нас. И это возвышение может быть в смирении, а также в стремлении подняться над нашими страстями и грехами: ленью, нерешительностью и малодушием, зависимостью от людского мнения. Как и Закхей, мы призваны стать «чадами Араама», чтобы, как он, ходить перед лицом Божиим, а не перед лицами людей. Чтобы не только внешне быть благочестивым, но внутренне быть исполненным любви к Богу и ближним.

Нам следует быть не толпой, окружающей Спасителя, ждущей чудес, ярких впечатлений и исполнений своих личных просьб и желаний. Мы призваны к большему: стать учениками Господа, любящими Его всем сердцем и живущими по Его святым заповедям.

Уже скоро мы с вами услышим слова великопостного тропаря: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Дай, Господи, и нам принять Тебя в дома наших душ, как некогда принял Тебя Закхей. Аминь