- Информация о материале
- Родительская категория: Новости
- Категория: События прихода
- Просмотров: 2206
храм прп. Сергия в Бусинове 18 июля 2020 г.
В субботу 18 июля в нашем храме торжественно встретили престольный праздник - День обретения мощей главного покровителя храма, прп. Сергия Радонежского.
- Информация о материале
- Родительская категория: Творческие страницы
- Категория: Песни о храме
- Просмотров: 1956
Стихи Ларисы Чупровой, аранжировка Натальи Хазановой, исполняют певчие правого хора нашего храма
См. ниже текст песни
Подробнее: Песня о храме прп. Сергия в Бусинове "Кружат голуби"
- Информация о материале
- Родительская категория: Новости
- Категория: Проповеди
- Просмотров: 1399
Святой апостол Варнава
Сегодня Св. Церковь чтит память св. апостола Варнавы. В Деяниях св. апостолов рассказывается, как в языческий город Ликаон явились двое таинственных пришельцев, которые исцелили человека, хромого от рождения. Чудо совершилось силою Господа Иисуса Христа, но идолопоклонники решили, что это их боги сошли на землю и излечили хромца. Одного из пришельцев, имевшего спокойный и величественный облик, они сочли «верховным божеством» - Зевсом. Другой, худощавый, подвижный, красноречивый, показался им «вестником богов» Гермесом.
Впереди толпы язычников важно шествовал жрец Зевса. Следом несли венки, чтобы возложить их на головы «оживших кумиров», и вели жалобно мычащих волов, предназначенных им в жертву. Увидев такую встречу, чудотворцы пришли в ужас - они вовсе не искали своего, и языческие почести внушали им омерзение. Они разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: "Мужи! Что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и всё, что в них" (Деян. 14, 14-15).
В Ликаонию пришли не языческие боги или маги, а смиренные Благовестники Истинного Бога. Тот, кого невежды почли Гермесом, был великий просветитель народов, Апостол Павел. Второй пришелец, который показался ликаонцам «верховным» Зевсом, был святой Варнава, Сын Утешения.
Святые апостолы с трудом убедили толпу не приносить им жертв. Зеваки, охочие до языческих зрелищ, разошлись по домам. Остались те, кто желал услышать о Христе, и в их сердцах апостольская проповедь зажгла свет спасительной веры, рассеяв мрак невежества.
Праздная толпа всегда легкомысленна и непостоянна, часто предаёт поруганию тех, кому недавно поклонялась. В Ликаонию явилась группа иудеев, клеветавших на Христа. Подстрекаемая ими, та же толпа, которая хотела венчать чудотворцев Христовых и закалывать волов в их честь, побила камнями Апостола Павла. Его посчитали мёртвым и выбросили безжизненное тело за городские стены. Выхаживал его святой Варнава, которому не впервые доводилось врачевать душевные и телесные раны своего великого друга.
Прославляя людей, совершивших величайшие деяния, мы подчас забываем о тех, кто вдохновлял их на подвиг: верных соратников, мудрых наставников, надёжных друзей. Одним из таких земных ангелов-хранителей для Апостола Павла стал святой Варнава. Их дружба началась ещё в юности, когда оба они носили другие имена и учились в школе знаменитого раввина Гамалиила.
Лучшими учениками Гамалиила были двое друзей - Савл и Иосиф. Савл выделялся острым умом, схватывал всё на лету и тут же стремился поделиться знаниями с другими, применить Закон в жизни. Ум Иосифа был не так быстр, но он восполнял это редким прилежанием и послушанием, углубляясь в познание Божественной Премудрости. Родители Иосифа были из иудеев рассеяния: устав от постоянных иерусалимских смут, они переселились на Кипр. Однако семья была благочестива и достаточно богата, чтобы дать Иосифу лучшее образование - так он попал в школу Гамалиила. Среди гордых коренных иудеев юноша чувствовал себя неуютно, да и по природе был застенчив. Кроме школы он знал только одну дорогу – в храм Божий. Иосиф боялся греха, избегал общества буйных сверстников, и не желал слушать тех слов, которыми ум юноши мог бы помрачиться.
Хотя Савл и Иосиф имели противоположные по виду характеры, их обоих роднило общее устремление к Божественной Истине. Но затем пути двух друзей разошлись - резко и, казалось, навсегда.
Иосиф услышал, как Иисус Назарянин учит народ во храме, и слова Его явились для кроткого юноши слаще мёда. Он пал к ногам Христа, умоляя сделать его Своим Учеником, и удостоился от Сердцеведца Господа призвания в числе семидесяти апостолов, среди которых Предание называет его первым. Смиренный и кроткий, всегда готовый услужить собратьям, Иосиф пользовался в апостольском кругу общей любовью. За доброту и кротость апостолы прозвали его Варнавой - сыном утешения.
Совершенно иначе складывается судьба Савла. Он примкнул к фарисейским кругам, в которых имя Распятого Иисуса произносилось с ненавистью, о Нём говорили как о самозванце тёмного происхождения, враге народа и соблазнителе Иудеи. Слушая старших законников, Савл проникался гневом, который казался ему священным. Встречи друзей-однокашников стали редкими и неприятными. Святой Иосиф-Варнава пытался спорить с Савлом, но в отчаянии затыкал уши, когда тот начинал повторять фарисейскую клевету на Спасителя мира. Затем всякое общение между ними сделалось невозможным. Савл стал соучастником убийства святого первомученика Стефана, он "терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу" (Деян. 8, 3).
Святой Варнава с ужасом слышал о злодеяниях, которые совершал друг его юности. Но не праведным гневом, а великим состраданием к Савлу переполнялось сердце Апостола Христова. Не месть беззаконнику, а любовь к несчастному грешнику заповедана сынам Нового Завета. Ополчаясь на Церковь Спасителя, Савл прежде всего губил собственную душу. Любовь к ослеплённому ненавистью другу не остывала в сердце святого Варнавы, и он неустанно молил Всемилостивого Иисуса: да дарует Он прозрение заблудшему Савлу. Молитва эта была услышана Господом.
Одержимый злыми замыслами против последователей Распятого, торопился Савл по дороге в Дамаск. Но внезапно Неизреченный Свет воссиял перед ним и кроткий голос Спасителя спросил: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня?" (Деян. 9, 4). Господь призывал заблудшего на истинный путь. Савл оказался достойным призвания. В своих посланиях этот бывший гонитель с потрясающей искренностью кается в преступном прошлом.
Как гром с ясного неба, грянула в Дамаске проповедь новообращённого Савла, обличавшая совершённое фарисеями богоубийство и звавшая всех последовать Распятому и Воскресшему Иисусу. Ярость фарисеев против проповедника разжигало более всего то, что обвинение исходит из уст их недавнего сообщника. Опасаясь, что иудеи убьют Савла, христиане Дамаска отослали его в Иерусалим к Апостолам.
В Иерусалиме Бог послал Савлу встречу с другом его юности, святым Варнавой. Невольно содрогнувшись при виде Савла, святой Варнава испытал величайшую радость, когда тот припал к его коленям со словами: Прости меня, учитель правды! Всё сказанное тобою о Христе - истина. Того, Кого я раньше хулил, называя сыном плотника, - Того Самого исповедую Сыном Божьим.
Умиляясь, слушал святой Варнава это исповедание. Он поверил другу сразу, помня его пылкую искренность во всём и понимая, что Савл, столь горячо служивший своему заблуждению, теперь с ещё большей пламенностью обратился к служению Истине. Выслушав дивный рассказ Савла о явлении ему Света Божьего на пути в Дамаск, святой Варнава возблагодарил Господа, взял друга за руку и повёл его к старшим Апостолам.
Среди верных святой Варнава пользовался всеобщей любовью и уважением. Его свидетельства оказалось достаточно для того, чтобы раскаявшийся гонитель вошёл в апостольский круг. Чтобы стереть клеймо его тёмного прошлого, для новой жизни Савлу дали новое имя - Павел, что значит «малый». Так до конца земных дней первоверховный Апостол, смиренный Павел, считал себя меньшим и худшим из всех, недостойным апостольского звания.
Всевышний снова свёл вместе друзей юности, объединив их в служении Себе. Верным Дух Святой сказал: "отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их" (Деян. 13, 2). Вместе они странствовали по городам и странам, проповедуя св. Евангелие. Плечом к плечу противостояли они фарисейскому коварству и языческой свирепости, разделяли труды и страдания, неустанно возвещали миру о его Спасителе и радовались о людях, принявших их проповедь, вступивших на путь спасения. Апостол Павел первенствовал в слове - пламя его речей, в которых мощь разума сочеталась с пылким чувством, легко возжигало в сердцах святую веру. А Апостол Варнава, уже во всех церквах восхваляемый за благовествование (2 Кор. 8, 18) и совершенно чуждый всякой зависти, был счастлив успехами друга. Совместными трудами двух друзей и собратьев о Господе была просвещена родина Апостола Варнавы – остров Кипр.
В этих совместных странствиях у Апостолов был ещё один спутник, племянник святого Варнавы – Марк, совсем юный, изнеженный баловень из богатой семьи. Он не выдержал великих апостольских трудов, и в пути отстал от святых Павла и Варнавы. Потом он опомнился. Когда Апостолы сошлись в Иерусалим на Собор, Марк слёзно начал молить их взять его в новые странствия, обещая мужественно переносить любые лишения, страдания и даже смерть за Христа. Святой Варнава поверил своему племяннику и согласился взять его с собою, но Апостол Павел отказал наотрез. Беспощадный к себе, первоверховный Апостол был очень требователен к своим сподвижникам: всякое малодушие казалось ему изменой священному делу благовествования.
По поводу Марка между Апостолами произошла размолвка, в которой кроткий Варнава проявил необычную для себя твёрдость. Он не мог не снизойти к слабости юного Марка, не позволить ему вновь попробовать свои силы в служении Господу. Апостол Павел не смирился с этим и избрал себе нового спутника, святого Силу. А святой Варнава отправился в дорогу вместе с Марком.
Так пути друзей юности вновь разошлись. Всё это случилось по особому усмотрению Божьему, чтобы они, идя врозь, спасли большее число душ. В споре о юном Марке оказался прав не первоверховный Апостол Павел, а любвеобильный святой Варнава. Закалившись в совместных с ним трудах, святой Марк просиял несокрушимым христианским мужеством, подвигами, замечательными даже среди апостолов. Впоследствии и для первоверховного Апостола Петра любимым сподвижником являлся святой Марк. Этот бывший «робкий ягнёнок» предстал в истории как лев Александрийской Церкви. Перу святого Марка принадлежит одно из четырёх боговдохновенных Евангелий. И этот ярко горящий светильник зажжён кротким святым Варнавой - им воспитан великий Апостол и евангелист Марк.
Высоки и собственные апостольские заслуги святого Варнавы. Он проповедовал в Антиохии, Греции и Италии, первым явился возвестить о Христе в столицу империи Рим, где затем уступил место величайшим в силе и слове первоверховным Апостолам Петру и Павлу. Но более всего трудов святой Варнава положил на просвещение своей земной родины и по праву именуется Апостолом Кипра.
Здесь, в родном краю, Апостол Варнава принял и мученическую кончину от рук фанатиков синагоги. Бог открыл ему срок окончания его земного служения. Апостол позвал своего любимца, святого Марка, и сказал ему: В этот день я приму смерть от рук иудеев, как сказал мне Господь. Ты же похорони тело моё и иди к другу моему, Апостолу Павлу. Как и предсказал святой Варнава, в тот же день он был схвачен сонмищем иудеев и побит камнями. Убийцы хотели сжечь его тело, но оно осталось невредимым в пламени костра. Святой Марк похоронил Апостола, по его завещанию положив ему на грудь переписанное его рукой Евангелие от Матфея.
И после кончины Апостол Варнава продолжал благотворить своим землякам-киприотам. На могиле святого стали подаваться чудесные исцеления: хромые получали хождение, слепые прозрение, приводились сюда и бесноватые, и тотчас духи нечистые отбегали от людей с громкими воплями.
Сердечной молитвой и величайшей добротою, готовностью прощать и верить святой Варнава восставлял своих ближних из состояний тягчайших грехопадений. Будем же подражать ему в этом, как должно истинным сынам Нового Завета, - иначе вся вера наша выродится в пустое фарисейство, противное Христу Спасителю. Для каждого, чьё сердце начинает остывать в любви к ближнему, звучит предостережение: Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец (1 Ин. 4, 20).
Научимся же и мы от великого Сына Утешения доброте и кротости, милосердию и братолюбию, воспевая ему не одними устами, но от чистого сердца: «Господень был всеистинный служитель, озарил ecи проповедь твою, всем возвещати Христа Спаса: сего ради песнопеньми Божественную память твою Варнаво, совершаем». Аминь.
- Информация о материале
- Родительская категория: Новости
- Категория: Проповеди
- Просмотров: 1408
Святые Апостолё Пётр и Павел
Мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении слова: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф 16, 17).
Посмотрим, какое блаженство Спаситель открывает ап. Петру, и которое относит не до явления плоти и крови, но до явления Отца Небесного. Но что означает явление плоти и крови, и явление Отца Небесного? Явление значит познание вещей. Непознанные вещи кажутся нам скрытыми в глубокой темноте. Под именем плоти и крови разумеются те в человеке способности, которые ему свойственны не как человеку, но как животному, следовательно, по которым он не отличается от других животных. Например: зрением, слухом или вкусом. То есть явление плоти и крови в человеке есть познание вещей общее всем животным, утверждаемое не на разуме, но на чувствах, низкое, земное, телесное.
Явление плоти и крови, во-первых, есть то, что почитается за истинное и доброе по одной привычке. Многие тому последуют, то одобряют и держат, что приняли с молоком матери, или что видят у большей людей части в употреблении. Но как разум, да и повседневный опыт нас уверяет, что мы привыкаем не только к доброму, но едва ли не больше и к плохому.
Из этого рождается невежество и суеверие. Поскольку мысль, связанная привычкою как оковами, к исследованию новых истин сама у себя свободу отнимает, и в ограниченности своей почитает себя довольною, в невежестве просвещенною, в заблуждении благочестивою. Эта болезнь ещё тем опасна, что лечится она с великим трудом. Поскольку привычка становится второй природой, как правило, она бывает соединена с непобедимым упорством. Это было великим препятствием проповеди Апостолов. Но это же самое есть доказательство, что проповедь Апостольская была делом Божьим, когда ложные мнения, многими веками и многих народов примерами укрепленные, покорили себя божественному Евангелию.
К вредной привычке может относиться и то, когда что-нибудь почитается добрым и истинным только за одну древность. Действительно, древность может быть доказательством подлинности, но не всегда это доказательство доброго обычая. Ведь и в древности было много хорошего, но было немало и плохого. И потому надо дать свободу просвещенному разуму исследовать и саму древность, и в ней разобрать, что достойно подражания, а что - отвращения.
К действию плоти и крови относится и то, когда что-нибудь почитается справедливым и хорошим за одну новость. Как прославление древности есть недостаток чаще старых людей, так погоня за новым – порок по большой части молодых. Их горячая мысль поражается, когда что-нибудь остро, хотя неосновательно, выдумано или написано, когда что изящно, хотя и слабо сделано. Они тогда становятся надменны, думая, что следование старым мнениям есть некоторой род порабощения, что их предки и вся древность была в заблуждении, узнать которое им посчастливилось. Такие люди подобны младенцам, которые от всего нового не могут отвести своих глаз, и, прельщаясь красивым видом разожженных углей, в руки свои брать не боятся; почему и обжигаются. Если бы новизна была основанием истины, то надо бы этой истине перемениться в ложь, когда новость состарится. Но истина ни стареет, ни обновляется; она - вечна. И потому всякую новость с первого раза должно почитать за подозрительную, пока здравым разумом довольно исследована будет, и пока не будет усмотрено, что в той новости есть некая основательность древности.
Есть также действие плоти и крови, когда только почитается то за истинное и доброе, что увеличивает наш доход, что приятно чувствам, что соединено с честолюбием. Ничто не запрещает нам умножать свой доход, но справедливым образом. Чувственные удовольствия могут быть безгрешными, если они не противны христианскому разуму. Достойна похвалы честь, если она не состоит только в приобретении благоприятного мнения о нас других, которое часто бывает не справедливо, а в жизни по правде, в честности. Однако очень часто случается противоположное этому. Ведь для приобретения истины и добродетели необходимо иметь труд, и пролить не одну каплю пота. Бывает необходимо иногда понести некоторую утрату своих приобретений, а иногда надо подвергнуть себя осуждению других, хотя и неосновательному. Но как всё это неприятно нашим чувствам, и на первый взгляд не приемлемо, потому часто плоть и кровь берёт верх над разумом, и чувства порабощают себе дух. Один в своей должности нерадив, потому что не хочет свое изнеженное тело трудом обеспокоить. Другой правду нарушает, чтобы через то умножить свой доход. Третий умалчивает правду, чтобы не нажить себе врагов, и через то не нанести бы ущерба своей чести. Такие и подобные плотские рассуждения много мешают нашей добродетельной жизни.
Все это служило препятствием апостольским подвигам. Они проповедовали Крест, или великодушное терпение всяких нападок; проповедовали нищету, или добровольное лишение всего для истинны; проповедовали пренебрежение любым высокопоставленным мнениям, если они мешают быть записанным в Книгу Жизни. Нетрудно догадаться насколько неприятно могло быть такое учение человеку, порабощенному плотью и кровью.
Почему Церковь Божия и до сего дня в некоторых своих детях не видит таких непорочных нравов, каких бы она желала? Почему её святое учение во многих остаётся бесплодно? Почему не имеет она удовольствия видеть порочные страсти под ногами у добродетели? Потому что плоть и кровь своею тяжестью обременяют сердца наши, и в горний мир вознестись не дают!
Но вот ещё новое и странное действие плоти и крови: когда кто в исследовании истинны единственно на свой разум полагается, и то почитает за справедливое, что рассуждению его кажется быть справедливым. Действительно, разум может быть путеводителем к истине, но кому известно с какими он в нас соединен слабостями? Ведь мы малое и не о многих вещах познание имеем, да и в то же время то, что мы часто почитаем за здравый смысл, есть одно чувственное воображение. Мы думаем – это дух, а оно - есть плоть.
Знаем ли мы, каких смешных мнений были те изобретатели, кого древность за философов почитала? Есть и сейчас такие мудрецы самозванцы, которые, почитая себя великими, и иных своими страстными мнениями поработить хотят, и удивительным каким-то образом других осуждая и бесчестя, через это себе славу приобретают. Один из таких, хотел обрушить всю медицину, утверждая: врачи не умеют лечить, а я могу. Оказалось – он был параноиком. Другой хотел опровергнуть все историческое летоисчесление, оказалось - это был просто мошенник, заработавший на сенсации хорошие деньги.
Послушаем апостола Павла, христианской мудрости учителя, что он к таковым говорит: я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими (1 Кор. 3, 1). Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (1 Кор. 2, 14).
Слава Богу, мы выведены из этого затруднения. Наш ум осиян лучами Евангельского закона. Наша совесть Духом Святым уверена в отеческой к нам любви Всевышнего. Хотя бы мы и не достигли до глубокого познания естественных вещей, но нам открыты важнейшие истины, на которых наше вечное блаженство основано. Мы имеем истинное понятие о Боге, о мире, о самих себе. Мы представляем себе Бога существом благодетельным и милостивым, который снисходя к недостаткам человечества, явился под покрывалом нашей бренной плоти, и соединившись с нашим естеством, сделал нас участниками своего Божества. Мы весь огромный мир наш почитаем за школу, готовящую путников в Царство Небесное. Мы самих себя представляем лишь мельчайшею частицею, входящую в союз вещей, которого конец есть радостная вечность. В этих истинах состоит наше спасение. Потому и называет нас Св. Писание блаженными, что не плоть и кровь открыли нам это, но Отец, который на Небесах.
А чтобы нам больше успевать в подвиге благочестия, Св. Церковь, как всегда, так и особенно сегодня, представляет два знаменитых примера, двух великих христианских подвижников, горящего верою Петра, и славного мудростью Павла. Хотя они были того же с нами слабого естества, но когда захотели, сделали ум свой богонаписанною скрижалью, а сердце - жилищем духа. Трудами своими они победили слабости телесные, воздержанием укротили страсти, богомыслием прогнали земные мудрования, и дали духу торжествовать над плотью. Поэтому праведно на небесах они увенчаны бессмертием, а на земле всем векам оставили к подражанию свою жизнь. Аминь.
- Информация о материале
- Родительская категория: Новости
- Категория: События прихода
- Просмотров: 1944
На фото: Великий Вход, поздняя Божественная литургия в храме прп. Сергия в Бусинове, 21 июня 2020 г.
В воскресенье 21 июня в нашем храме молитвенно отпраздновали Неделю Всех святых в земле Российской просиявших*. Было отслужено две Божественные литургии в 6.40 и 9.40. На ранней литургии богослужение возглавил священник Павел, а на поздней служили настоятель храма протоиерей Симеон и священник Георгий. Также прошли водосвятный молебен, молебны святым, заупокойная лития и панихида.
Воскресное евангельское чтение праздника было посвященно избранию Господом Иисусом Христом ближайших учеников - апостолов (Мф. 4, 18-23).
Во время праздничной проповеди протоиерей Симеон обратил внимание прихожан на то, по какому критерию Господь выбирал апостолов. Ведь каждый мастер своей профессии находит учеников с определёнными способностями, необходимыми для этой профессии. Например, музыкант ценит людей с хорошим слухом, художник - людей со способностями к изобразительному творчеству и т. д.
Ученики же Христа избраны таким образом, чтобы было наиболее заметно, что их проповедь христианства - это действие не личных сил и способностей, но чудесной Божьей силы. Чтобы ни у кого не возникло повода гордиться и приписывать достижения в чудесном распространении христианства самим себе. Так простые люди, рыбаки стали великими проповедниками.
Праздник Всех святых земли Российской особенно близок нашему храму, ведь главный покровитель и основатель храма, преподобный Сергий Радонежский - один из величайших русских святых. Его часто называют игуменом земли Русской. В отличие от ближайших учеников Христа Сергий происходил из знатного боярского рода, но, при этом он сам выбрал простую жизнь, в бедности и отдалении от мирской славы. Даже настойчиво отказался от выской церковной должности, когда представилась возможность стать митрополитом Московским. Ведя тихую отшельническую жизнь на земле Сергий стал по-настоящему высок на Небе и теперь считается величайшим русским святым.
*Праздник Всех святых в земле Российской просиявших Святая Церковь отмечает каждый год во второе воскресенье после дня Святой Троицы. Так, например, в 2017 году память всех святых в Земле Русской просиявших отмечается 18 июня.
Изначально праздник появился в церковном календаре еще в XVI веке, когда с подачи знаменитого митрополита Макария** состоялась канонизация многих русских святых. Однако тогда традиция празднования не прижилась – Смутное время и реформы Патриарха Никона привели к разрыву в русской церковной традиции, и праздник так и не закрепился в календаре.
Исправить ситуацию попытался Поместный Собор 1917-18-го годов. В эпоху новых гражданских нестроений молитвенная помощь святых русской земли была как никогда кстати. Собор принял решение восстановить день всех российских святых в церковном календаре, а епископ Афанасий (Сахаров) начал работать над составлением нового богослужения.
Отчасти он использовал старые тексты XVI века, но в результате из них было взято лишь несколько песнопений.
Работа шла медленно, чему виной были внешние обстоятельства. Епископ Афанасий прошёл через многие годы тюрем и ссылок. Работу над текстом службы русским святым епископ Афанасий закончил лишь в 1953 году. После этого до самой смерти редактировал и дополнял его.
Впервые отредактированная и дополненная епископом Афанасием служба была напечатана в майской минее (сборнике служб святым) в 1987 году. Позднее она также дорабатывалась, но уже незначительно: например, в текст службы вносились новые имена. А в 2000 году ее автор стал её «адресатом»: владыка Афанасий был прославлен в лике новомучеников и исповедников российских, а значит пополнил и Собор всех святых в земле Русской просиявших. Текст службы доступен здесь.
**Митрополит Макарий – православный святой, считается покровителем русской культуры. Он писал книги, поддерживал других авторов, боролся с неграмотностью, организовывал миссионерскую деятельность среди непросвещённых народов Российской земли. Под его руководством работал диакон Иван Фёдоров. Святитель Макарий помог ему открыть первую типографию. Также он составил и выпустил Великие Четьи Минеи – сборник богословских трудов и житий святых. С подачи Макария церковный собор канонизировал многих русских святых. До этого в святцах было лишь несколько русских имён. По заказу митрополита написана «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – важное произведение древнерусской литературы. Макарий имел большое влияние на Ивана Грозного, которого знал ещё ребёнком и венчал на царство. Святой был последним, кто сдерживал тяжёлый нрав государя. После кончины Макария остановить опричнину было уже некому.
Использованы материалы сайта foma.ru