Орудия труда
Чтобы трудиться в храме, необходимы соответствующие орудия труда. Кажется, современными магазинами ещё не изобретены специальные храмовые скребки для воска, кисточки для смазывания и очистки подсвечников, сосуды для огарков, нагревательные приборов для очистки ковров от воска и т. д.
На самом деле, всё необходимое давно придумано, просто не догадывалось о своём назначении, прежде чем попасть в храм. Здесь в ход идёт вся приходская фантазия, и орудия день ото дня совершенствуются, подобно древним орудиям с уроков истории.
Каких только скребков из шпателей, шпателёчков и прилаженных к ним разнообразных ручек в нашем храме нет! Менее острые скребки постепенно сменяются более острыми и функциональными.
Забрызганные воском ковры очищаются утюгами. Сии инструменты также, в процессе, приобретают оптимальный вес и температуру, чтобы, наконец, всё-таки чистить ковры, а не пропаливать в них дыры.
Сосуды для огарков в большинстве имеют вид прямоугольных пластиковых контейнеров и привычку легко пропаливаться огарками от свечей. От того среди контейнеров больше ценятся алюминевые или керамические. Чаще всего по храму расхаживают с продолговатым керамическим сосудом, который нажил ряд кличек: сосуд, ваза, судок, корыто и т. д. ещё непридуманных.
Про кисточки для воска можно сказать только то, что совершенствоваться в их сфере приходится самим прихожанам, научаясь гасить свечные огарки прежде, чем укорачивать огарками очередную кисть.
***
Кто-то наступает на грабли, а в храме прихожане наступают на швабры, предусмотрительно забытые другими прихожанами. Занятие это весьма обидное, но не вполне бесполезное. Если правильно наступить на швабру, можно не только увернуться от удара по носу, а и удержать её в равновесии. Тогда швабра не будет занимать лишнего места в храме и не упадёт. С таким «наступлением» удобно отжать тряпку, чтобы продолжить мыть полы.
Христос и дети
На одной из наших библейских бесед батюшка Георгий читал отрывок Евангелия, посвящённый приходящим ко Христу детям: матери приводили своих детей под благословение Господу, а ученики не хотели их допускать. Батюшка сказал, что наверняка учеников смущало поведение детей: малыши не сидели на месте, шумели, нарушали дисциплину – как бывает и теперь в Храме. Вероятно, ученики боялись, что таким поведением дети могут утомить Иисуса Христа. Но Христос всё равно принимает деток – «Таковых бо есть Царство Небесное».
Действительно, порой и теперь в храме с детьми бывают немалые трудности. Во всяком случае, скучно от них точно не бывает. Время от времени детвора бегает по храму, норовит забраться в алтарь, сбивает со всякого равновесия подсвечники (к ужасу дежурных, обливая маслом всё, что под руку попадётся, в том числе, не успевших вовремя скрыться прихожан), капризничает, плачет, разбрасывает игрушки, портит листовки, заглушает проповеди.
Все эти бедствия, конечно, не отменяют той главной радости, что наши дети всё-таки в Церкви. Особенно – когда сами они этому рады. Это самое главное. Только, от греха подальше, давайте всё-таки следить – на кого наше чадо в следующую секунду собралось пролить лампадку?
Загадочный череп
В Иоанновском приделе храма возвышается большое распятие Господа, а под крестом – заметных размеров череп. В черепе том сокрыта тайна и ходят о нём среди прихожан разнообразные слухи. То ли это смерть самого Господа? То ли пугающее изображение ада? То ли знак неизвестного разбойника? Особое восхищение вызывает череп у детей, которые разглядывают его со всех сторон.
Что же это за таинственный символ? По церковному преданию крест Христов был установлен как раз над местом захоронения первого человека – Адама. И именно череп Адама теперь изображён под распятием. Кровь Христова спустилась по трещинам скалы и омочила кости первого человека. Господь омыл Своей кровью грехи первого человека и грехи всех нас, от Адама произошедших.
Вот и вся пугающая тайна. На самом деле, тайны нашей веры удивительны и прекрасны, а открытию их нет предела.