На фото: икона Благовещения Пресвятой Богородицы в храме прп. Сергия Радонежского в Бусинове, 7 апреля 2022 г.
Протоиерей Симеон рассказал на проповеди о духовном смысле праздничного тропаря Благовещения Пресвятой Богородицы "Днесь спасения нашего главизна (т. е. начало)".
"У начала спасения может быть или продолжение или даже конец - осуждение. Поэтому стоит указать, чего спасения сейчас начало, и принадлежим ли мы к числу спасённых.
Спасение - это не что-то, состоящее в одних словах и понятиях или частных действиях, которые надо только знать или на которые достаточно согласиться. Спасение, само название его, состоит в освобождении от бедствий и зол.
Спасение от временных, земных бедствий незабываемо. Всякий, спасённый от временных бедствий или болезней, всегда сможет сказать, от чего конкретно спасён. Тем более это относится к спасению от бедствий вечных, от которых никто не может спасти кроме самого Бога, и для уничтожения которых пришёл на землю Сын Божий. Получивший такое спасение непременно должен знать, от чего спасается и что уже начал получать. И спасённый таким образом должен ощущать в себе великую и важную перемену и должен чувствовать если не полное освобождение, то более возрастающее облегчение от тех бедствий и зол, которые угнетают всех неспасённых.
К этим бедствиям относится помрачение нашего ума, который после грехопадения лишился озарений свыше, попав в такую тьму, что даже земные вещи обретает с трудом, а что на небе или за гробом - того сам по себе никак познать не может. В такой тьме живут язычники, которые поклоняются камню или деревьям, живут и те из христиан, которые, отвергнув свет Слова Божьего, предаются водительству своего рассудка.
Второе бедствие есть искажение нашей воли, после падения естественно склонной ко злу. Отторгшись от воли Божьей она носится по безднам творения, где хотела бы остановиться и хочет всё подчинить себе и, взамен тому, подчиняется всему, что идёт вопреки порядку природу. И потому действует на погибель себе и другим. Под тяжестью этого бедствия стенают все грешники, представляющие из себя жалких рабов страстей своих и чувств.
И третье всеобщее бедствие человечества есть испорченность нашего сердца и чувства, которое, уклонившись от источника всех благ Бога, прилепилось к тленному и чувственному, кружится и кружится, прельщается и никогда не насыщается, томится скукою среди самих наслаждений. Это бедствие особенно видно на счастливцах мира, которые, стоя среди океана удовольствий земных, непрестанно всё жаждут и жаждут лучшего.
Последнее бедствие, от которого страдают все, есть крайняя бренность естества нашего, его зависимость от внешней природы. Рождаясь в болезни, влача жизнь среди недугов и лишений, мы потом обращаемся в землю, подобно последнему насекомому.
Как не слабо это описание наших бедствий но и по нему легко узнать каждому, в каком он состоянии: или в числе спасающихся или погибающих.
Спасён ли наш ум, имеем ли мы ясное познание о Боге и Спасителе, о Благодати Святого Духа, без которой невозможно спасение, о своих обязанностях и своём предназначении, о средствах о познании жизни вечной и избавлении от соблазнов мира.
Спасена ли наша воля? Освобождена ли от склонности ко злу, преобладания над нею чувственных страстей? Заключена ли в Законе Господнем, как естественном для неё? Облечена ли она той силой, чтобы, в случае нужды, могла бы встать за чистоту совести против всех обольщений?
Спасено ли наше сердце? Знает ли радость о Духе Святом? Освободилось ли от того крушения, которым страдают самые великие счастливцы мира? Есть ли в нём предчувствие того, чего око не видело и ухо не слышало, и на сердце плотскому человеку не приходило и прийти не может?
Спасено ли всё существо наше? Подавлена ли в нём сила тления естественного? Насаждено ли семя жизни благодатной, заветное ослабление и совлечение человека ветхого, рождение, укрепление и преобладание человека нового?
Кто ощущает в себе отсутствие этих зол, угнетающих всё человечество, тот и только, тот один по справедливости может сказать, что он спасён. А таковой без сомнения знает и то, что сего спасения начало ныне. Ведь если бы не явился ныне Свет мира, Целитель душ и сердец, Податель веры и жизни, то мы оставались бы с прежним сокрушением духа и ненасытностью сердца, прежнею бренностью и тлением.
Признак и доказательство спасения одно - свобода от зол и бедствий. И так, чувствуем ли мы эту драгоценную свободу? Если не чувствуем, то и спасение не нашли, Христос ещё не наш и мы ещё не христиане. Что же это за спасение, когда мы окружены теми же бедствиями, так же слепы в делах веры, так же связаны грехами, так же злобны, немирны, унылы, бренны, тленны? Что это за начало спасения, когда у нас нет не только конца, но и даже продолжения. Если так, то что же значит наше христианство? Из чего оно состоит? Что даёт нам и что обещает? Тяжело слышать подобные вопросы в такой радостный день, но что же делать нам? Разве говорить, что мы спасены, когда мы видим, что погибаем? Разве услаждать наш слух, когда мы спим над бездной? Нет, чтобы взывать к Богу о пробуждении, заставить себя удаляться от бездны и начать дело своего спасения. Мало того, что мы молим, мы непрестанно должны молить Господа, чтобы Он Сам гремел над нами всемощным гласом Своим, пробуждал нас и, если нужно, не щадил ни гнева Своего, ни стрел. Стократ лучше, чтобы каждый из нас пострадал, если то нужно здесь временно, чем отойти неисправленным туда, где придётся мучиться вечно. Решившись оставить грех, освободиться от уз господствующей в нас порочности, начать жизнь для Бога, веруя всем сердцем в Искупителя, надо действовать как учит Евангелие и Церковь. И сегодняшний день сделается для нас истинным началом нашего спасения. И всякий раз, когда он будет возвращаться, мы будем от полноты сердца восклицать: днесь истинно спасения нашего главизна! Аминь".
Позднее будут добавлены ещё фото с прошедшего праздника.