43biblia

В субботу 7 декабря в нашем храме возобновились встречи по изучению Священного Писания для всех желающих - Библейские беседы. На беседах клирик храма иерей Георгий Максимов интересно и понятно излагает святоотеческое толкование Священного Писания, объясняет как вести свою жизнь по Библии в наши дни.

Во время двух уже прошедших встреч участники бесед узнали важные факты о Ветхозаветных пророчествах Рождества Господа нашего Иисуса Христа - Его первого спасительного пришествия в наш мир; а так же, пророчества и их толкования, относящиеся ко времени Антихриста и второго пришествия Господа Иисуса. Наши прихожане получили ответы на важные волнующие вопросы по этим темам.

Удивительным оказалось то, что при внимательном прочтении Ветхого Завета можно было наверняка узнать время первого пришествия Христа - когда на иудейском престоле перестали править цари из колена Иуды. Но при этом, ветхозаветные книжники и фарисеи, более всего углубившиеся в Библию и закон, не смогли принять очевидное и узнать Спасителя. Отец Георгий сказал, что если человек не готов и не хочет что-то принимать, то его нельзя в этом убедить никакими очевидными фактами. Так и в наши дни, время ожидания второго пришествия Христа, мы должны быть очень внимательны к своей душе, чтобы быть готовыми принять правду Божью.

Библейские беседы будут продолжаться каждую субботу в 16.00 в помещении Воскресной школы храма. Приходите вместе с нами изучать Слово Божье!

palomnichestvo13

На фото: наши прихожане в Николо-Угрешском монастыре, 24 ноября 2019 г.

В воскресенье 24 ноября состоялась паломническая поездка прихожан нашего храма в Николо-Угрешский мужской монастырь. Этот древний монастырь был основан в ещё в 1380 году святым благоверным великим князем Димитрием Ивановичем Донским. Трудно представить, как выглядела обитель в первые годы существования, но, по аналогии с другими монастырями, предполагается, что первые постройки были деревянными. Вероятно, в центре стоял деревянный храм в честь святителя Николая. Первый каменный храм, скорее всего, был построен на рубеже XIV-XV веков.

Обитель пережила много на своём веку: первоначальный расцвет и заботу благодетелей - великих князей, разорение крымскими татарами, восстановление, затем опять смутное время 1600–1613 гг.

Большой расцвет монастырю принесло правление первых Романовых. Государь Михаил Романов неоднократно лично посещал монастырь, одаривал щедрыми благодеяниями. В 1623 году Михаил Федорович даровал Николо-Угрешскому обители жалованную грамоту, освобождавшую торговлю от таможенных сборов и ограждавшую монастырь и его вотчины от каких-либо притязаний государства. Позднее, в 1678 году, грамота была подтверждена царём Федором Алексеевичем. В то время обитель уже была обнесена каменной оградой, покрытой тесом, с двумя воротами. За оградой возвышалось три каменных храма − Никольский собор, церковь Успения Богородицы с трапезной и церковь Спаса Нерукотворного с колокольней. На территории располагался ряд хозяйственных построек, кельи насельников, а за стенами − конюшенный двор.

Наступивший в XVIII веке Синодальный период в истории РПЦ нанёс серьезный удар по монашеству. Николо-Угрешская обитель лишилась царского покровительства, льгот по таможенным податям и сборам, становилось всё меньше паломников и Угрешь пришла в упадок.

Важная роль в новом возрождении Угреши принадлежит святителю Игнатию Брянчанинову, назначенному в 1833 г. её настоятелем. Хотя святой так и не успел возглавить монастырь в связи со скорым назначением на другую должность, но успел сделать необходимые распоряжения для будущего благоустройства. Именно святитель Игнатий рекомендовал святителю Филарету, Московскому митрополиту, назначить на должность настоятеля Угрешского монастыря деятельного руководителя - иеромонаха Оптиной пустыни Илария. А чуть ранее святитель Игнатий отправил в Оптину послушника Петра Мясникова, также будущего возобновителя Угрешской обители. Так, по промыслу Божию, восстановление обители святителя Николая было положено двумя великими русскими святыми.

Особого внимания паломников заслуживает северная монастырская стена, получившая название «Палестинской» или «Иерусалимской», являющейся уникальным памятником архитектуры того времени. Сохранившаяся до наших дней, стена представляет собой символическое изображение Святого града Иерусалима в условных иконописных формах.

Увы, с приходом Советской власти монастырь вновь был разорён и окончательно закрыт в 1930-е годы. Храмы оказались сильно повреждены, использовались для бытовых нужд. Попытки восстановления монастыря, как памятника архитектуры, предпринимались ещё в советские годы во второй половине ХХ-го века. Но настоящее восстановление произошло уже после распада СССР в 1990-х. Сегодня обитель опять благоустроена, насчитывает более 10-ти храмов, много жилых корпусов и хозяйственных построек.

По приезде в монастырь наши прихожане посетили три храма: Никольский собор, Спасо-Преображенский собор и Успенскую церковь. Были поражены красотой убранства и множеством святынь.

Никольский собор существовал в монастыре уже в конце XIV века. Каменный храм появился, по всей вероятности, в XVI веке после пожара. В дальнейшем собор два раза капитально перестраивали. В начале 2000-х гг. его решили восстановить, и в 2006 г. был освящён новый собор, восстановленный в формах XVI века. Это небольшой одноглавый храм со шлемовидной главой и щелевидными окнами.

Cпасо-Преображенский собор был заложен в 1880 г., в год 500-летия монастыря. Этот пятиглавый храм в русско-византийском стиле имеет внушительные размеры. Вместимость − до 7000 человек. В 1925 г. ему был нанесён значительный ущерб: снесены главы, пробиты новые окна, построены межэтажные перекрытия. Работы по восстановлению собора проходили до 2000 г. Внутри установлен новый резной иконостас с иконами, написанными палехскими мастерами.

Успенская церковь построена в 1763 г. на месте упразднённых Государевых палат. С запада к ней примыкают настоятельские покои (ныне музей-ризница), с востока возвышается колокольня. Церковь Успения занимает верхнюю часть здания; на первом этаже находится церковь святых ап. Матфея и вмц. Параскевы Пятницы. В 1852 г. к храму с севера был пристроен придел Марии Египетской; при этом был обновлён и сам Успенский храм. В 1991 году Успенская церковь стала первой восстановленной церковью монастыря. В интерьере частично сохранились лепнина и масляная роспись XIX века.

Главные святыни монастыря: Ковчег с частицей мощей Святителя и Чудотворца Николая, икона Святителя Николая (ХIХ-ХХ век) из ризницы монастыря, Рака со святыми мощами преподобного Пимена Угрешского, Ковчег с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских, Ковчег с частицей мощей Святителя Игнатия Брянчанинова, Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, Крест -мощевик VII века, Икона великомученика и целителя Пантелеимона.

Наши прихожане были впечатлены интересной экскурсией, красотой монастыря, с удовольствием познакомились с монастырскими лебедями и пообедали в трапезной, а в конце поездки ещё посетили Серафимо-Знаменский скит.

Слава Богу за всё!

Использованы материалы сайта ugresha.org

Фотоотчёт о прошедшем событии

30decabrist

Источник фото - moyasotka.com

Декабрист зацветает зимой
В самый холод и снег,
На завъюженном фоне бутоны
Повесив рядком.
Выгнув в сторону лихо пружиной
Закрученный цвет,
Упирается стрелкой малиновой
В тьму за окном.
_
Так цвести вдохновенно, сиять
В холода и мороз,
Не могу в темноте зимних дней,
Сколько ни говори.
Вот бы ты, как декабрь, утешая,
Внезапно принёс
Разноцветный букет колокольчиков
Мне полевых.
 

Лариса Чупрова, 2018 г.

35gorshochek13

- Тыква (на фото диаметр 22 см, высота - 15 см)

- рис - 3/4 стакана

- соль, специи по желанию

- масло растительное - 3-4 ст. л. + 2 ст. л. для смазывания тыквы.

Овощи:

- перец болгарский - 2 шт.

- баклажан - 1 шт.

- кабачок - 1 шт.

- фасоль зелёная - горсть

- айва - 1 шт.

- морковь - 1 шт.

- мякоть тыквы - 200 г

- лук - 1 шт.

- чеснок - 2-3 зубчика.

Срезаем верхушку у тыквы. Очищаем ложкой от мякоти и семян до толщины стенок примерно 1,5-2 см. Смазываем внутри растительным маслом с чесноком. Выпекаем на противне, застеленном пекарской бумагой, срезом вниз при температуре 180 градусов примерно 30 минут. Верхушку так же запекаем срезом вниз рядом с тыквой. Перечисленные овощи нарезаем кубиками и тушим в растительном масле до полуготовности. Нарезанный баклажан нужно предварительно посолить и промыть в воде, чтобы избавиться от горечи. В конце тушения добавляем соль и специи на ваш выбор.

Рис отвариваем до готовности и откидываем на друшлаг. Наполняем тыкву рисом, овощами и смазываем её растительным маслом снаружи. Выпекаем при 180 градусах около часа. Чтобы следить за готовностью тыквы в духовке, можно периодически прокалывать зубочисткой. Если передержать в духовке - тыква может развалиться. Обычно верхушка тыквы уже готова при первом выпекании. Второй раз с фаршированной тыквой её выпекать не нужно.

35gorshochek0135gorshochek0435gorshochek0335gorshochek0535gorshochek0635gorshochek0735gorshochek0835gorshochek0935gorshochek1135gorshochek12

17prosfora

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Сретенский монастырь; "Новая книга"; "Ковчег", 1998. 48 с.

Отрывки из книги: о просфоре

Всем известно, как отрок Варфоломей (так звали в миру преподобного Сергия Радонежского) научился читать.

Он не понимал грамоты и за это был браним родителями и учителями. Часто отрок молился Богу, со слезами прося вразумить и научить его. Однажды, когда отец послал искать его разбежавшихся лошадей, Варфоломей увидел черноризца, святого старца, молча молящегося под дубом. Старец духовным взором прозрел будущее величие отрока и спросил, что он хочет. Варфоломей попросил старца помолиться, чтобы он понял грамоту. Подняв руки и очи к небу, старец вознёс молитву, а затем дал Варфоломею маленький кусок святой просфоры. В житии пишется, что старец дал кусочек просфоры со словами, что даётся зна́мение благодати Божией. Почему же просфора - знамение благодати Божией?

***

Зна́мения - это такие предметы и изображения, которые передают духовное значение Божественных и небесных истин и явления, не изображая их непосредственно.

Слово "благодать" употребляется в Священном Писании в разных значениях. В Новом Завете мы различаем два основных смысла этого понятия.

Во-первых под благодатью Божией, благодатью Христовой разумеется всё домостроительство нашего спасения, совершённое Пришествием Сына Божия на землю, Его земной жизнью, крестной смертью, Воскресением и Вознесением на небо: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2, 8-9).

Во-вторых благодатью называют дары Святого Духа, ниспосланные и ниспосылаемые Церкви Христовой для освящения её членов, для их духовного роста и для достижения ими Царства Небесного.

***

Заповедь о принесении хлеба в жертву дошла к нам с ветхозаветных времён: пусть он приносит в приношение своё квасный хлеб, при мирной жертве благодарной (Лев. 7, 13).

17prosfora02В скинии Моисея были хлебы предложения, состоящие из двух частей, что означало хлеб земной и небесный, то есть два естества, Божеское и человеческое.

В подражание этому и в христианских храмах хлебы (или просфоры) делаются двучастными, и своими двумя частями означают Божество и человечество Иисуса Христа.

Просфора - это и есть тот квасный, то есть дрожжевой, хлеб.

Просфорой в древности называли приношения христиан, часть которой служила для Литургии*, а остатки - для агапы, обычая древней Церкви, по которому все члены местной общины собирались вместе на общую трапезу, во время которой по-видимому, всегда совершалась Евхаристия**. Агапа, таким образом, воспроизводила Тайную Вечерю.

***

Когда агапу, "вечерю любви", отделили от Литургии, просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Евхаристии.

***

Первые просфоры были обыкновенным хлебом. Но со временем это нашли неудобным, и тогда просфоры стали выпекать в церкви***.

***

Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего всё естество человека и являющегося высшим началом в нём.

***

Просфора делается круглой в знак вечности Христа и человечества во Христе, вообще в знак того, что человек сотворён для вечной жизни.

***

Просфора, являясь символом обоженной твари, может приобретать разные значения в зависимости от хода богослужения, знаменуя собой и отдельного человека, и всё человечество в целом.

***

Для Богослужения нужна, собственно, одна просфора - та, из которой вынимается часть для Агнца, но по обычаю древности, когда употребляли пять просфор, это количество и является наименьшим для совершения проскомидии. Просфор может быть и больше - десятки, а в больших храмах и сотни, - их может быть столько, сколько подано записок "О здравии" и "Об упокоении".

***

Проскомидия (по-гречески) - принесение, то есть этим словом выражается действие лица, приносящего, жертвующего какую-либо вещь. Сама же вещь, приносимая, жертвуемая, называется просфора - то есть то, что приносится, дар.

***

Евхаристический Агнец - это четвероугольная частица, вырезаемая во время проскомидии из первой просфоры, которая в конце Евхаристического канона* пресуществляется в Тело Христово.

***

Пресуществление - таким термином в Православном богословии определяется способ пребывания Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа в хлебе и вине святой Евхаристии. В пресуществлении Церковь видит чудо всемогущества Божия, подобное сотворению Богом мира из ничего. Самое существо хлеба и самое существо вина прелагается в существо истинных Тела и Крови Христовой, действием Святаго Духа, Которого священник призывает в это время для совершения Таинства.

***

Остаются только виды хлеба и вина, представляющиеся взору. Господь восхотел, чтобы мы не видели телесными очами Тела и Крови Христовых, но духом веровали, что это - Они, на основании слов, сказанных Христом ученикам своим на Тайной Вечери: Сие есть Тело Мое и Сия есть Кровь Моя. Мы должны более веровать Божественному слову, силе Его, а не нашим чувствам, что и являет блаженство веры.

***

Священнослужители причащаются Тела и Крови Христовой под обоими видами, отдельно, то есть сперва Тела, а затем Крови Христовой. Затем Чаша со Святыми Дарами выносится к мирянам для причащения.

***

Мудрость устройства просфоры позволяет ей быть и символом Церкви, и восстанавливаемой в ней через причастие Христу Богозданной человеческой природы. Просфоры в основном являются знамением обоженной твари, знамением Церкви, как вечного Царства Божия, частицей которого стремится стать человек, приносящий просфору, и чего он желает тем, за кого вынуты из неё частицы.

___

*Боже́ственная Литурги́я (от греч. λειτουργία (литургиа) — общее дело) — главное христианское богослужение, во время которого совершается Таинство Причащения или Евхаристия.

Первую Литургию совершил Господь наш Иисус Христос в Сионской горнице и каждая Литургия является таинственным продолжением этого события.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «...в нас нет истинной жизни без источника жизни – Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке даёт жизнь причастникам Своим... Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия, есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией».

**Евхари́стия (греч. — благодарение, от εὖ — добро, благо и χάρις — почитание, честь) есть Таинство, в котором верующему под видом хлеба и вина преподаётся истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную (Ин.6:48-54). Благодарение Бога составляет главное содержание этого богослужения.

Евхаристия – главное Таинство Церкви, в нём осуществляется то, к чему призван христианин – единению с Господом, Богообщению. Евхаристия есть приобщение к любви Божией, ведь любовь выражается в жертве (Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Ин.15:13), а Жертву за грехи всех людей принёс Сам Господь Иисус Христос.

***На территории храмов обустраиваются специальные помещения для выпечки просфор - просфорни.