"Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите! Христос на земли, возноситеся!" Этой священною песнею св. Иоанн Дамаскин начал свои бессмертные песнопения во славу настоящего праздника. Этой же величественною песнею и Св. Церковь начинает за несколько недель до праздника свои гимны в честь Божественного Жениха своего и Господа.

Прежде всего, песнопевец приглашает всех и каждого к радости и славословию: "Христос раждается, славите!" И действительно, это первое чувство, которое само собою исполняет всю душу христианина, коль скоро он хоть как-то понимает силу и цель таинства воплощения Сына Божия. Как не радоваться, представляя Божественное величие Рождающегося и благую цель рождения, помышляя, что с явлением Бога во плоти, падшее естество наше не только ставится на первую степень чести и блаженства, потерянную в Эдеме, но, в лице Богочеловека, возносится превыше всякого начала и власти, обожается на всю вечность! Как не благодарить, воспоминая при этом, чего стоило таинство воплощения нашему Спасителю, что Он для этого принял образ человека, благоволил вселиться с нами на нашей бедной земле, терпеть всë, что мы терпим, претерпеть и то, чего даже мы не терпим! И вот, радуясь и благодаря вместе с сонмами бесплотных духов, окружающих ясли Предвечного Младенца, мы с вами воспеваем славу в вышних Богу, разделяем от сердца с Церковью те священные гимны, которыми она славит Своего рождающегося Владыку и Господа; беседуем о Нём в своих домах и на трапезах, с знаемыми и незнаемыми; вразумляем тех, которым неизвестна или непонятна Его любовь к человечеству. Славим устно, поздравляем друг друга письменно; а особенно славим жизнью и своими нравами, стараясь сообразовать их с теми правилами, которые преподаны из Вифлеема.

"Христос с небес срящите (встречайте)!" - Повторяя слова ангельского хора, пели певчие. Раз Ангелы славословят и действуют - проповедуют о рождении пастырям, успокаивают в сновидении Иосифа, отвращают опасность от Божественного Младенца, тем более людям неприлично среди славословия оставаться в бездействии.

Христианам, желающим достойно встретить грядущего Господа, следует приготовится к встрече Его! Во-первых, отвлечь, по возможности, мысли и чувства от земных забот и попечений и устремить их к своему Спасителю. Во-вторых, утвердить и ум и сердце на Его бескорыстной любви к нам, на Его смирении, нищете и страданиях, за нас принятых. В-третьих, посвятим Ему не одни какие-либо дары и приношения, - в чём бы они ни состояли и как бы велики ни были, - а самих себя, свою душу и сердце, да будет Он владыкою всей нашей жизни, началом и концом всех наших начинаний и трудов. Встретим, "срящим" Его, употребляя для благодатного соединения с Ним все средства, которые предложены Церковью в её святых таинствах. Срящим усердно, не жалея для Посетителя душ никаких жертв, не отвращаясь для соединения с Ним ни от каких трудностей, сражаясь для этого со всеми препятствиями, воздвигаемыми от мира, плоти и дьявола.

Встречая, таким образом, Божественного Младенца, мы можем быть уверены, что и Он не пройдёт мимо сердца нашего, обновит его и украсит своим посещением, и, подобно как в доме Закхея, изречёт благословение и спасение.

Далее, сегодня пелось: "Христос на земли - возноситеся!" По-видимому, когда Христос на земле, то лучше оставаться на земле же: ибо, где Христос, Господь неба, там и небо. Посему и Ангелы оставляют ныне небо, и являются на земле, чтобы воспевать славу в Вышних Богу. Но Христос на земле не для того, чтобы оставаться на земле и сделать её Своим жилищем, а затем, чтобы Своим явлением на земле указать путь всем земнородным на небо и даровать средства возноситься туда. После этого продолжать прилепляться к земле и медлить на ней - значит пренебрегать целью Его явления на земле, нерадеть о собственном спасении.

И что есть такое на земле и в земле, что бы не располагало оставить землю? Не земля ли вместо роз и пшеницы взращивает колючки и сорняки? Не на земле ли страсти и пороки, угнетения и неправды, бедность и печали? Не земля ли служит гробом для всего живущего?

Если уже любить землю, то ту, которая обещана в наследие кротким, "землю новую", на которой живет одна правда! С такой земли можно не хотеть возноситься выше: но на такую землю надо ещё прежде вознестись.

Как возноситься от земли? Конечно, не земными средствами; всё, что от земли, по необходимости само стремится и устремляет к земле. Кто сошёл на землю, чтобы возвести всех земнородных на небо, Тот даст и средства к тому. Желающим вознестись на небо, надо лишь прилепиться всем существом своим к своему Спасителю, - и вместе с Ним будем на небе. Сначала вознесём мысли и чувства на небо. Душа там, о чём думает, тем более там, где любит. Полюби небо, и ты будешь жить на небе. Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше (Мф. 6, 21), а где сердце, там и весь человек.

Будем жить на земле, не прилепляясь ни к чему земному и тленному, имея постоянно в виду вечное и небесное, перенося туда свои надежды и своё сокровище, находясь в постояной готовности перейти из мира скитания в отечество, когда бы не позвали нас туда, - и над нами исполнится то, чего желает нам, куда приглашает нас священный песнопевец, восклицая: "Христос на земли, возноситеся!" Аминь.