Краткая проповедь на сегодняшнее евангельское чтение (на Ин. 4:6-14). Разговор Христа и самарянки - это разговор Бога, Который пребывает верен, и души, которая неверна. Он касается каждого, поскольку показывает, какое душевное устроение необходимо для встречи со Христом. Самарянка не была ни безгрешной, ни самой нравственной в своём городе. Но у неё были три душевных качества, которые сделали её достойными такой встречи.
Первое. Самарянка начала понимать, Кто перед ней, лишь после того, как кротко приняла от Спасителя обличение в её грехах, и признала их. Другие бы разгневались и ушли или стали спорить, а она ещё более расположилась к Учителю. Именно такие души достойны встречи со Христом, и именно через признание нами наших грехов мы встречаем Его. Так что ошибаются те, кто думает познать Бога без покаяния. Из нас же многие ли готовы снести обличение? Если слышат от священника на исповеди обличение, переходят к другому, такому, чтобы только кивал и жалел, а если слышат от мирянина - огрызаются, да ещё и воображают себя невинными страдальцами.
Второе. Поняв, что перед нею пророк, самарянка не спрашивает о житейских делах, но об истине. Такая душа, ставящая истину превыше всего, способна ко спасению. У нас же, увы, не так. В 1990-е годы были у нас всероссийские старцы, люди высокой духовной жизни, но о чём в основном спрашивали их посетители? Разменивать ли квартиру? Продать ли машину? Идти ли на эту работу? Делать ли операцию? Некоторые спрашивали о политике, - в общем, обо всём, кроме единого на потребу. Может быть, потому и не даёт нам Господь больше старцев.
Третье. Поняв, что перед нею Христос, самарянка оставляет водонос у колодца. Прервав обычное течение своих дел, она сделала своё сердце водоносом, зачерпнув "воду живую" из источника Господа. И она становится апостолом для сограждан, чтобы напоить их этой водой. Самарянка понимала, что после такой встречи нельзя продолжать жизнь, как прежде, будто ничего не случилось. И она резко меняет свою жизнь и в итоге сама становится святой. Увы, у нас же даже те немногие, кто готов принять обличение и поблагодарить за него, далеко не всегда исправляются и меняют свою жизнь. "Окаянный я грешник!" скажут и живут себе дальше в грехе, как прежде.
Почему благодать Божия, спасающую и очищающую человека, Господь назвал "водою живой"? Потому что она возвращает к жизни погибшие души. Будем же стараться стяжать те качества душевные, что имела самарянка, чтобы и нам получить живую воду от Господа, и спастись.