Источник изображения - pokrov.mkk.ru
Сегодняшний воскресный день называется в богослужебных книгах Неделей св. праотец. Праотцами Церковь называет всех ветхозаветных праведников, патриархов и пророков, живших до Р. Х.
Первым из праотцев Христовых является Адам. Адам на древнееврейском языке означает – «человек». Бог поселил первого человека в Эдемском саду, в котором было всё, в чём нуждался Адам. Первый человек имел возможность беседовать с Самим Богом, Творцом Вселенной. Своё образование Адам получил у самого лучшего учителя, который был ему и лучшим другом. Человеку была дана лишь одна обязанность – заботиться о земле, возделывать её. В райском саду ждало Адама только одно испытание: воздерживаться от плодов дерева познания добра и зла. Поскольку в Эдеме фруктов было огромное изобилие, этот запрет был человеку не в тягость. Человек, имевший свободу выбора, оказывал почтение Богу своим послушанием. Безмятежная, счастливая жизнь Адама продолжалась до тех пор, пока он не встретился с падшим ангелом – сатаной. Сатана обратился к первой женщине – Еве с вопросом: Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю (Быт. 3, 1)? Этим вопросом Сатана внушал мысль Еве, что её обманывают и нельзя быть такой наивной, чтобы принимать слова Бога за непреложную истину: «Бог, наверное, хочет утаить от вас что-то хорошее. Откуда вы знаете? Может быть, Бог совсем не такой добрый и любящий, каким представляется?» Лукавый дух прикинулся добрым и заботливым, и сначала поставил под вопрос Слово Божье, посеяв в уме человека сомнение, а потом открыто заявил, что Бог является лжецом. Согласно его утверждению, Бог запретил людям вкушать плоды дерева познания добра и зла, потому что опасался, как бы они не узнали слишком много. Хитрый дьявол соединил правду с неправдой. Добро и зло люди, действительно познали, но Богу во всём не уподобились. Кроме того, сатана пообещал, что люди не умрут, а это была чистая ложь. Стоит заметить, что Адам, супруг Евы, находился рядом с ней в течение всего её разговора с дьяволом. Он мог бы помешать Еве вкусить плод, мог и сам отказаться есть его. Однако они его ели оба. Так были разорваны узы дружбы, связывающие Бога и человека. У них были все основания обвинить сатану во лжи, но они предпочли ему поверить. Адам перешёл в стан мятежников и стал врагом Богу.
Кто-то скажет: «Ведь это такая мелочь – всего лишь откусить кусочек от плода». Да, но с виду небольшое испытание затрагивало самые глубины человеческого существа, обладающего свободной волей. Но вот, пришло время дать Богу отчёт в своём поступке. Адам честно признался, что вкусил плод, но тут же добавил: я сделал так потому, что этот плод мне дала жена, да, та самая которую сотворил Ты. Все ясно: виноват Бог! И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела (Быт. 3, 13). Вот, если бы Бог не сотворил змея, тогда бы Ева не согрешила. Опять получается, что во всём виноват Бог… А змея Бог спрашивать не стал: у него нет ног, чтобы предстать перед Богом. Господь дал возможность Адаму и Еве покаяться в своей ошибке, но они предпочли свалить вину на другого. Вполне Адам мог сказать: «Боже, я очень виноват перед Тобой! Пожалуйста, прости меня! Мне очень хочется, чтобы наши отношения остались прежними. Скажи, как мне их восстановить?» Кто знает, если бы Адам искренне покаялся, вероятно, Бог тут же пожелал бы восстановить прежние отношения с ним. Мы знаем, что Бог не уничтожил Адама. И более того, Он пообещал когда-нибудь освободить человека от власти сатаны. Сделано это будет потомком Евы – Мессией, т.е. Спасителем. А пока что, последствием греха стали тяготы, борьба за выживание, и смерть. Смерть для тела, для отношений, смерть надеждам на будущее блаженство.
Далее из Библии мы узнаём, что следующим праотцем был сын Адама – Авель. Св. Писание говорит о нём так: Верою Авель принёс Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен (Евр. 11, 4).
Авель недолго жил в этом мире. Об особых делах его тоже ничего не сказано. Тем не менее, он особо отмечен Богом, поставлен во главу длинного ряда ветхозаветных праведников. Авель был первым верным свидетелем, и притом таким, который своею кровью запечатлел своё свидетельство о Боге. Что сделало Авеля таким великим? Это была его вера. Вера Авеля, прежде всего, выразилась в принесенной Богу жертве. Большинство из нас думает, что вера есть дело только головы, и она ничего не стоит. В действительности же, она начинается с приношения, жертвы, отречения. Вспомним отца всех верующих - Авраама. Придя к вере, он пожертвовал своей родиной, друзьями и домом отца своего. Он отдал Измаила, затем даже Исаака и свою любимую жену. Подобно этому было и у Моисея. Это то, чем всегда отличается истинная вера, она никогда не приходит к Богу с пустыми руками, но приносит Ему то, что Он желал бы видеть на Своем жертвеннике. К сожалению, немало в наших храмах верующих, которые готовы слушать проповеди о чём угодно, но только не об отдаче и жертве. У них сразу портится настроение, и рождается подозрение, что Церковь хочет их ограбить. Это и есть вера от головы, и она своему носителю, действительно, ничего не стоит, и никакой ценности в очах Божьих не имеет. Грешный человек знает, что такой, какой он есть, он не может быть приятен Богу, поэтому он старается принести Ему что-нибудь, что могло бы сделать его благоугодным перед Ним.
Вера так же есть то внутреннее отношение души к Богу, когда доверяешь Ему как дитя и вполне опираешься на Него. Это отношение души к Богу и дало перед Ним истинную цену принесённой Авелем жертвы. Если у человека в душе нет любви к Богу, то ему трудно понять, почему две лепты евангельской вдовицы (Мк. 12, 42) ценнее стоимости земельного участка Анании и Сапфиры (Деян. 5, 4).
Вера должна иметь некоторое откровение от Бога, на котором она основана. Например, Каину было открыто, что Господь пренебрёг его жертвою, а Авелю было открыто, что Господь принял дар его (Быт. 4, 2). Таким образом, Бог сообщил Свою волю относительно жертвы уже нашим первым прародителям. Возможно, это случилось, когда Бог сделал им одежду из шкур животных (Быт. 3, 21). Вряд ли могли эти кожи явиться как-либо иначе, чем от жертвенных животных, так как мясная пища была дозволена только спустя множества поколений после потопа (Быт. 9, 3). Так, в смиренном послушании, сообразно воле Божией, Авель мог поспешить к своему стаду, принести Богу лучшую жертву всесожжения и с нею приблизиться к Нему. Только жертва, назначенная Богом, есть жертва веры и благоугодна Ему, и только она пролагает нам путь к Его сердцу. Каин, очевидно, не заботился о том, чего хотел Бог, но думал, как в настоящее время ещё столь многие, что Бог должен быть доволен всем тем, что бы Ему ни приносили. С такими мыслями лучше к Богу вообще не приближаться!
Отдав вместо себя на смерть живого ягнёнка, Авель признал себя грешником, повинным в смерти, который должен погибнуть так же, как его жертва. В жертве Авеля выступало не только святое правосудие Божие в отношении греха, но и бесконечная милость к грешнику. Без пролития крови не бывает прощения, - читаем мы в Писании (Евр. 9, 22). Может быть, у него текли горькие слезы раскаяния и сожаления, слёзы глубокого сокрушения, когда нож смерти поразил его жертву, и кровь вытекала из неё, – этого мы тем более можем ожидать, так как смерть с её ужасом была ещё мало знакома человеку. Не должен ли был Авель сказать себе: «Как ужасен грех, если самое высокое и лучшее, что Бог даровал, должно пасть его жертвой».
Не так стоял Каин перед Богом со своей жертвой. У него не было никакой мысли о своём грехе и греховности. Его жертва была жертвой благодарения. Ею Каин говорил, подобно фарисею: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18, 11). Каин видел и считал себя достаточно хорошим. Он, смотря на Бога, не нуждался ни в какой милости. Он сам признал себя невиновным и оправдал себя.
Не бывает ли такого и нами? Не берёмся ли мы сами оценивать собственные достоинства, сравнивая себя с подонками человечества, и превозносясь над ними? Или, может, кто думает, что не он Богу, а Бог ему должен. Например, дать ему небеса и блаженство? В таком расположении души Бог не примет ни нас, ни нашей жертвы. Бог действительно милосерд, но если я принимаю себя за сосуд, наполненный справедливой праведностью, в котором нет места для милости, – то Бог, усматривающий недостатки и в ангелах, вынужден будет обличить и отвергнуть меня.
Следующий праотец Христов, на которого хочется обратить внимание – праведный Енох. Всего две строчки Св. Писания посвящено ему. Попробуем, используя достижения богословской науки, восстановить его образ и житие.
Родословие Адама сохранило память множества людей, которые в те времена жили по восемьсот-девятьсот лет. Но ничего достойного в этих людях не оказалось, чтобы писать о них на страницах Библии. Конечно, их столетия не протекали в полном бездействии. Если бы мы могли наблюдать за ними, то увидели бы, в какой суете, в каком труде и ежедневных хлопотах протекала жизнь их! Одни из них были земледельцами, возделывавшими в течение многих лет большие пространства земли и собиравшими богатые жатвы! Другие были просто пастухами, в стадах которых насчитывались тысячи и десятки тысяч голов крупного скота и в десятки раз больше мелкого скота, верблюдов без числа, лошадей и ослов! Кого-то из них за прилежание ставили в пример другим пастухам-хозяевам. Другие возвели себе большие и красивые дома, приготовили хорошую будущность для своих сыновей и дочерей, были предприимчивы, так что соседи завидовали им. Но все их дела относились к миру, и исчезали под руками. Для вечности, для Бога, для собственной души во всём том не было ничего! Люди такого рода не имеют пред Богом истории жизни. Вот как говорит о них Библия: Сиф жил 105 лет и родил Еноса. По рождении Еноса Сиф жил 807 лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Сифовых было 912 лет; и он умер. Енос жил 90 лет и родил Каинана. По рождении Каинана Енос жил 815 лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноса было 905 лет; и он умер. Каинан жил 70 лет и родил Малелеила. По рождении Малелеила Каинан жил 840 лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Каинана было 910 лет; и он умер… и так далее.
Печально, если о нашей жизни будет сказано: жил столько-то лет, народил детей, и умер. Что нами сделано для Бога, для вечности, для братьев и сестёр во Христе, для близких и для погибающего мира? Находит ли Господь в нашей жизни то, что драгоценно для Него; то, что Он может занести в Свою книгу жизни? Или Он вынужден сказать о том, что мы делаем для Него: отвратится душа Моя от них (Зах. 11, 8). Если это так, то и у нас нет истории жизни перед Богом! Хотя, может случиться и так, что мы некогда найдем записанной такую жизнь, о которой вечно будем раскаиваться.
Так было со многими окружавшими Еноха. И лишь только его одного выделяет Библия: И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его (Быт. 5, 24). Жизнь Еноха началась точно так же, как и жизнь всех других. Шестьдесят пять лет после своего рождения, то есть более одной пятой части своей сравнительно короткой жизни, он шёл широким путем, в ногу с тогдашним миром. Конечно, сообразно с жизнью тех людей это не было слишком долго, но все-таки это было достаточно, чтобы наполнить порядочную меру греха. Как жаль каждого года, каждого дня нашей жизни, которые не принадлежат Богу и которые мы проводим по стихиям этого мира! На праотце Енохе каждый до сего дня может видеть, что для человека ещё не все потеряно, хотя он и грешник по рождению, грешник по делам, – и тем более, если этот грешник хочет обратиться к Богу. В Библии точно указано время обращения праотца: И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала. Что побудило Еноха к этой новой жизни, нам не сказано, но всё же можно предположить, что поворот в жизни Еноха был тесно связан с рождением его первенца. Может быть, Енох говорил себе: «Дорогая бессмертная душа, жизнь для вечности поручена моим рукам. Это дитя дано мне Богом, чтобы я снова возвратил его Ему, воспитал для Него». Однако в душе его могло звучать: «Если ты хочешь этого, то ты сам должен быть вполне Божиим; должен быть посвящён Ему и жить для Него». И Енох не медлил. Как хорошо, если бы всем родителям была понятна великая ответственность их за души детей! Тогда бы родители с каждым новым ребёнком получали новый толчок к более святой жизни, чтобы ни один из их детей не погиб по вине отца или матери, но все были спасены!
Древнее еврейское предание считает Еноха изобретателем письма, математики и астрономии («Пятикн. Моисеево, Вильна, 1914, с.12). В Коране (Сура 28, 20) Енох назван Учёным. По-видимому, во втором периоде жизни Эноха им была написана пророческая книга, на которую имеется ссылка в Новом Завете, в послании апостола Иуды (14).
Посмотрим же, в чём состояла новая жизнь Еноха. Как уже было сказано, после великого поворота: ходил Енох пред Богом». Подобное выражение в Библии встречается неоднократно (Мих. 4, 8; Мал. 2, 6; и др.), и везде оно означает высшую степень нравственного направления жизни человека, когда он как бы постоянно видит Бога перед собою, и в соответствии с этим согласует каждый шаг своей жизни. Важно заметить, при каких обстоятельствах проводил Енох свою новую жизнь. Многие говорят: «Да, те люди жили как раз в то доброе старое время, когда ещё можно было жить такой жизнью; теперь в мире совсем иначе!» Однако, посмотрим внимательно, когда жил Енох. Мы найдём, что Ной, который был очевидцем ужасного суда Божьего над тогдашним отпавшим миром, был его правнук. В следующей, шестой главе Бытия мы найдём картину жизни того времени. Достаточно несколько черт, чтобы определить то «доброе старое время». Вот обвинение Божие: И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил» (Быт. 6, 3). Так что, не в золотое время Енох проживал свою святую жизнь! Чего только не видел и не слышал этот верный раб Божий! Всеобщее отпадение от Бога и безбожная жизнь того времени могли подвинуть его хотя бы на волос к отступлению, но этого не произошло. Наоборот, если все это каким-либо образом влияло на Еноха, то, без сомнения, только так, что он ещё ближе становился к Богу. Вдобавок мы читаем, что в общественном отношении Енох жил в такой же обстановке, как и все другие и многие из нас. Он жил семейной жизнью в доме, полном сыновей и дочерей. Кто не знает, что в такой обстановке встречаются скорби, печали, затруднения и неприятности! Итак, не в монастыре, не где-либо скрытым от мира, но среди всех других людей с таким же жребием, какой является и нашей участью сегодня, проживал этот праотец свою жизнь в Боге. Замечательный пример для нас и одновременно – хорошая поддержка!
Не должно ли привлекать нас и то, что Енох без колебания и перерыва проводил свою жизнь пред Богом? Это не было так, как сегодня у многих, которые называют себя верующими, у которых можно наблюдать короткий порыв, а затем следует ослабление и далее – хождение и жизнь немногим лучшая, чем у детей мира сего. Нет, о Енохе мы читаем: И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет. Если бы люди дали о нём это свидетельство, то мы могли бы ещё спросить себя, верно ли они оценили его, ибо они могли видеть его только снаружи. Данное же свидетельство дал Бог. Подумать только – триста долгих лет, никогда не отклоняясь от Бога, никогда не уходя с Его глаз, жить непрерывной жизнью с Ним и в Нем! Это не может быть иным, как блаженной жизнью духовного торжества!
Не ужасно ли и не приходится ли призадуматься, когда бываешь вынужден сказать, что такая непрерывная жизнь веры совершенно незнакома великому множеству верующих настоящего времени?! Мало ли таких, которые сознают, что они не ходили даже трёхсот дней перед Богом и с Ним с тех пор, как обратились к Нему? И сколько существует таких, которые снаружи сохраняют ещё хороший вид, так что мы почти с радостью пошли бы с ними одним путём, однако, вдруг обнаруживается, что они годами позорно изъедались червём греха! Почему же это так в наши дни? Многие хотят быть православными, чтобы избежать ада, но не удалёнными от греха: без боли плоти, не имея стены между собой и миром. Отсюда – быстрое отделение и отчуждение от Христа, так как Он и жизнь, которою они хотят жить, не совмещаются.
Чем же окончилась эта славная жизнь Еноха? Это нечто, о чём ни я, ни вообще никто не может говорить, потому что эта славная жизнь не кончилась, она не прекратилась ещё до сего дня. Мимо смерти и могилы он перешёл отсюда в тот, другой мир. Он не был от мира сего, поэтому ничего и не осталось от него в этом мире; не осталось даже земной хижины. Енох пошёл туда, где царствует Бог, его общение с Ним сделалось неразрывным. Для нас драгоценно сообщение о конце жизни Еноха, как Бог передаёт это в Ветхом и Новом Завете. В первом сказано: И не стало его, потому что Бог взял его (24). В последнем читаем: И не стало его, потому что Бог переселил его (Евр. 11, 5). Какая совершенно иная история жизни в сравнении с той, которую мы рассматривали вначале. Как ни коротко по сравнению с другими странствовал Енох на земле, всё же жизнь его простиралась неизмеримо дальше, чем жизнь всех их. Вопрос, однако, в том, на кого мы хотим быть похожими. На тех, о долгой пустой земной жизнью которых Бог ничего не имеет сказать, или на эту короткую, которую Он поставил в пример другим, и которая простирается в вечность? Мы все без исключения должны бы жить теперь жизнью Еноха, так как она для нас более возможна, чем была для него. Итогом праведной жизни Эноха был день его восхищения на небо. И мы с вами идём навстречу дню восхищения на небо! Этот великий день очень близок для всех, а перед кем-то он уже рядом! Но мы только тогда будем иметь часть в восхищении, если наша жизнь будет подобна жизни праотца Еноха! Аминь.