Напоминаю вкратце содержание дневного Евангелия: И по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна , и возвёл на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними: одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Пётр сказал Иисусу: Равви! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что были в страхе. И явилось им облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте (Мк. 9, 1-8).
Трое евангелистов - Матфей, Марк и Лука говорят о времени этого события: По прошествии дней шести, то есть спустя шесть дней после того, как апостол Пётр исповедовал свою веру в Иисуса Христа как в Сына Божьего (Мф. 16, 16). Евангелист Лука называет другой срок - дней через восемь (Лк. 9, 28). Но в этом нет никаких противоречий: Лука в своём вычислении принял во внимание день свидетельства апостола Петра и день Преображения, и таким образом получилось восемь дней. К тому же нужно сказать, что евангелист Марк не придавал особого значения точности времени данного события. Он ограничился приблизительным подсчётом дней. Для него важно было показать связь между исповеданием апостола Петра и Преображением Иисуса Христа.
Спаситель взял с собой на гору троих учеников: Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их на гору высокую одних (Мф. 17, 1). Евангелие не указывает, где находилась эта высокая гора, но, принимая во внимание факт, что в это время Христос с учениками находился в Кесарии Филипповой (Мк. 8, 27), можно предположить, что эта высокая гора была одной из многих Ермонских гор на севере Палестины. Евангелист Марк не ставил перед собой задачу увековечить географические места, а хотел сказать о важном духовном событии Иисуса Христа и Его учеников.
Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвёл на гору высокую особо их одних. Это говорит о том, что благословение Господа принадлежит всем, но восхищают его те, кто более любит Спасителя. Наша любовь к Иисусу Христу доказывается исполнением Его заповедей, а не возгласами: "Господи! Господи!". Христос говорит: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14, 21). Исполнение заповедей Господних - единственный признак любви к Богу. Любящим Иисуса Христа и Господь дарует Свою любовь.
Говоря о Преображении Господнем, евангелист Лука пишет: Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошёл Он на гору помолиться (Лк. 9, 28). Спаситель постоянно нуждался в уединении для молитвы. Но перед особенно трудными и решающими моментами Он нуждался в усиленной молитве. И теперь такая нужда возникла вновь. Незадолго до этого ученики исповедовали Его Мессией. Это новое, более зрелое, духовное понимание позволило Спасителю сказать им о предстоящих Ему страданиях. Однако весть эта вызвала у них неверную реакцию. Пётр, отозвав Его, начал прекословить Ему, так что Иисус Христос был вынужден ответить ему строго: Отойди от меня, сатана! Ты мне соблазн, потому что думаешь не о том что Божие, но что человеческое (Мф. 16, 23).
Устими Петра сатана пришёл снова искушать Господа Иисуса Христа. Страшная картина будущих страданий снова встала перед Иисусом. Кроме того, отрицательное отношение учеников к Его словам о предстоящих страданиях принесло Ему новые заботы. Всё это вызвало потребность в усиленной молитве, поэтому, взяв с Собой троих учеников, Господь отправился с ними на гору. Можно полагать, что апостол Пётр был особенно обрадован тем, что Христос взял его с Собой, несмотря на то, что он только что услышал строгие слова от Него.
Итак, они отправились в путь и стали подниматься всё выше и выше. Очевидно, они пришли на гору только при наступлении ночи. Тот факт, что ученики вскоре по восхождении заснули, указывает на ночное время. Это же подтверждает и спуск с горы на следующих день (Лк. 9, 37).
Наступило время троим из апостолов, не вкусив ещё смерти, увидеть Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф. 16, 28). И преобразился перед ними, то есть Он явил ту славу Свою, которую имел на небе прежде бытия мира (Ин. 17, 5). Просияло лицо Его как солнце (Мф. 17, 2). Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег (Мк. 9, 3). Упоминание Марка о блистающих одеждах означает, что это не был какой-то световой эффект извне, а было внутреннее сияние. В Ветхом завете мы находим описание такого излучения, читая о Моисее, у которого лицо сияло, оттого, что с ним говорил Бог (Исх. 34, 29).
Новый завет повествует об архидиаконе Стефане, лицо которого сияло, как лицо Ангела (Деян 6, 15). Апостол Павел употребляет это же выражение и в отношении нас, христиан, когда говорит, что мы, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу (2 Кор., 3, 18).
И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. Почему именно Моисей и Илия? Моисей явился Христу как представитель Закона, а Илия - пророков. И так как Иисус Христос после преображения направлял путь в Иерусалим, где после явления Своей небесной славы должен был претерпеть величайшее унижение и бесславие, о чём предсказывали закон и пророки, - то и беседа Моисея и Илии с Ним на горе Преображения была посвящена исходу Его, Который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк. 9, 31).
От этого сияния проснулись отягчённые сном апостолы, и от этого чудесного зрелища апостол Пётр пришёл в такой восторг, что воскликнул: Равви! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.
Такое явление славы Христа повторяется и в нашей христианской жизни. Мы часто видим преображённого Иисуса Христа в наших богослужениях! Мы видели сияние Его славы в наших уединённых уголках молитвы, когда душа наша поднималась высоко над всем земным и не видела никого и ничего, кроме Иисуса Христа в наших богослужениях! Мы видели сияние Его славы в наших уединённых уголках молитвы, когда душа наша поднималась высоко над всем земным и не видела никого и ничего, кроме Иисуса Христа.
Но с гор преображения, с гор блаженства путь идёт к земле, с нашими повседневными обязанностями на ней, к исполнению воли Божьей и к служению людям. Так было с Самим Сыном Божьим. С горы Преображения, подкреплённый голосом Отца Своего, подкреплённый беседой с Моисеем и Илиёй, Он идёт исполнять волю Всевышнего: совершить для нашего вечного спасения трудный путь в Иерусалим, Гефсиманию и на Голгофу.
Так было и с апостолами: с горы Преображения они снова пошли на своё апостольское служение, на свой труд для Христа и человеческих душ, пошли в свои гефсимании, на свои голгофы. Но везде и всегда они видели Иисуса Христа в Его славе и всемогуществе перед собою, и это давало им силы преодолевать все острые тернии на их пути.
Далее, Евангелист свидетельствует: И явилось облако, осеняющее их. В иудейском мировоззрении присутствие Бога всегда тесно связано с облаком, ведь Моисей встретил Бога в облаке, в облаке Бог явился в скинию, облако наполнило храм при открытии его во времена Соломона. И иудеи мечтали, что, когда Мессия явится на землю, тогда облако Божьего присутствия вновь наполнит храм. Осеняющее облако - это знак того, что Мессия пришёл; всякий иудей понял бы эти слова именно так.
И, наконец, слова самого Бога: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте, явились как бы божественной печатью, заверяющей о страдающем Мессии. Если раньше апостол Пётр хотел, чтобы Спаситель его послушался, то теперь ему стало ясно, что он должен слушаться Господа Иисуса. Его слушайте - эти слова обращены ко всем ученикам Христовым, и в их исполнении состоит наша великая задача. Много голосов мы слышим вокруг нас и внутри себя, но наша задача - слушать Его голос везде и всегда. Он есть Альфа и Омега, Начало и Конец. Он - всё и во всём.
Евангелист продолжает: И внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса. По жизни мы больше смотрим на людей чем на Христа - и в результате возникает множество соблазнов, напрасных переживаний, обид, недовольства, осуждения ближних. Мы много занимаемся своим "я", слишком много внимания уделяем самим себе, своей персоне. Некоторые из нас особенно самолюбивы и себялюбивы, особенно сконцентрированы на самих себе. Наша великая задача - перечеркнуть своё "я" в своей жизни и написать вместо него "Он", то есть Иисус Христос.
Нам надо учиться великому искусству: на людей и на всё, нас окружающее, смотреть через Господа Иисуса Христа. Мы должны так построить свой внутренний мир, чтобы, прежде всего, видеть Христа, а потом всё остальное. Тогда и служение наше будет служением Спасителю: служением любви, сострадательности и справедливости. Да поможет нам в этом Господь! Аминь.