Проповедь протоиерея Симеона Льва в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 2016 г.: Евангельское чтение о сёстрах Марфе и Марии (Лк., 10, 38-42; 11, 27-28)
Проповедь протоиерея Симеона Льва в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 2016 г.: Евангельское чтение о сёстрах Марфе и Марии (Лк., 10, 38-42; 11, 27-28)

Внимание, откроется в новом окне. Печать

08pokrov_640

На фото: икона Покрова Пресвятой Богородицы. Фрагмент.

_____Сегодня мы отмечаем праздник Покрова Пресвятой Богородицы – видение, открытое блаженному Андрею, Христа ради юродивому, и иноку Епифанию, в котором показано предстательство Матери Божией за род христианский. Матерь Божия ходатайствует за всех, но особенно Её покров простирается на тех, кто пребывает в храме Божьем. И свидетельство этого — как раз это видение.

_____В Богородичные праздники всегда читается Евангелие о двух сёстрах — Марии и Марфе. И здесь мы должны ответить на вопрос, по поводу которого идут постоянные рассуждения: что лучше, творить добро или ходить в храм Божий? Всё дело в том, что он возникает от того, что люди просто невнимательно читают или слушают евангельское чтение. Мария,— говорит Господь,— благую часть избрала (Лк. 10, 42). Каждому христианину дана возможность поступать по Закону Божьему, или по своей прихоти, полагать свой путь в Царствие Божие, или слоняться по распутиям мира сего.

_____Преподобный Серафим Саровский говорит в каком направлении должны двигаться христиане: «Цель жизни христианской в стяжании Святаго Духа Божия». И все дела, которые делаются ради Господа, как раз и дают благодать Святаго Духа. Дела, которые делаются не ради Господа, не дают благодати Святаго Духа. Их не назовёшь плохими, но благодати они не дают. То есть если человек делает что-то — строит, или даже посуду моет, или подметает — и делает это ради Бога и с молитвой, дело это даёт благодать Святаго Духа.

_____Поэтому здесь надо понимать так, что благая часть, которая не отнимется,— это то, что даёт благодать Святаго Духа. Если человек делает какое-то дело не ради Бога, а просто потому, что считает, что это хорошо, то вдруг начинаются в отношении этого дела какие-то искушения. Начинают его ругать или не обращают внимания, неблагодарность к нему проявляют. Он тогда начинает раздражаться, сер-диться: «Вот, сделал я, а эти хамы ничего не видят и не ценят». И вот получается, что это дело — доброе, но в результате из-за него человек начинает грешить: роптать, обзывать, осуждать. И оказывается, что дело-то только по видимости доброе, а на поверку оно и не выдержало испытания, потому что сделано было не ради Бога.

_____То, что действительно не раз в обстоятельствах жизни нас спасает — это слово Божие. Оно не только в наставлениях, но и в примерах житий, в примерах самого Спасителя и Матери Божией, апостолов, одним словом — всех святых. Вот почему благая часть — это слово Божие. Господь Сам подчеркивает это: Блажени слышащие слово Божие и хранящие его (Лк. 11, 28).

_____Ведь что произошло с Марфой? Она, трудясь, так засуетилась, что не свою сестру, а даже Самого Господа укорила. Господи, небрежеши ли... Господи, Ты что, не видишь, или тебе дела нет! Сестра моя меня одну оставила все дела делать. Скажи ей, пусть она мне поможет!

_____Это часто так бывает и в нашей жизни. «Батюшка, вы что не скажете ей, скажите ей!» Батюшкиными устами, значит, кому-то нужно нравоучение прочитать, чтобы он начал там что-то делать. Проходят тысячелетия, а повторяется всё одно и то же. Всё это так и есть. Когда человек делает что-то, и делает это с устроением покаянным, со смирением, то он сразу всё охватывает — и благую, и другую часть. Когда человек занимается только второй частью, а благой не занимается, то он разрывает эти части.

_____«Марфа или Мария» — эти две сестры в Евангелии присутствуют как неразделимые. Но ни в коем случае Марфа не больше Марии, и не главная всё-таки. Труд Марии не виден, это внутренний труд, и он как-то не замечается.

_____Замечательно сказал сербский преподобный Иустин (Попович): «Любовь к человеку без любви Божией есть самолюбие, а любовь к Богу без любви к человеку есть самообман». Поэтому эти две сестры не разделяются, но главной ставится всё-таки Мария, её делание. То есть духовное ставится главным. Когда человек делает в полной преданности воле Божией своё дело, оно не только остаётся прочным, не истлевает со временем, но ещё больше может возрасти.

_____Когда человек занимается земными заботами, то он не должен осуждать тех, кто ходит в церковь и молится. Но и человек молящийся не должен забывать о том, что он ещё живёт на земле и всё земное ему в некоторой степени необходимо.

_____Марфа суетилась по хозяйству — ну и что? Экая невидаль! Редко какая женщина не занимается этим, тем более, что в доме дорогой гость. Не удивительно и то, что она осудила Марию, что она делом не занимается. А мы вроде подражаем Марии, вот только на домашних ворчим, что они тут нам приготовили что-то не так вкусно. Видимо, из нас Мария не получается, потому что мы укоряем тех, которые занимаются земными вещами.

_____Человек безумен до того, что грешит, то есть теряет благую часть не только из-за пищи или из-за одежды, а из-за комфорта, из-за придуманных вещей. Например, не дали включить телевизор, не дали послушать какую-то музыкальную передачу — из-за этого уже он начинает роптать, ворчать, и уже жизнь — не жизнь у него. Да, конечно, это уже несчастные люди. Те, которые продают душу. Господь сказал: какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16, 26), а они — это ещё дороговато, за весь Mиp-то! — душу тут дешевле продают, за мыльные пузыри. За телевизоры, за всякие развлечения — вот где душу продают. Вот тут-то видно, какая благая часть, какая не благая.

_____То есть, если в Евангелии речь идёт о пище и питии и о слове Божьем, о духовном, то в обычной жизни всё это значительно проще. Из-за всего того, что мы всё равно оставим, люди свою душу продают, то есть грешат, злятся, завидуют — вот чем живёт мир. Евангелие каждый раз нам напоминает, чтобы мы помнили об этом. И будем стараться, с помощью Божьей, не продавать душу свою за это временное. Хотя бы из-за этих мелочных пустяков будем стараться не грешить, не раздражаться.

_____Святитель Игнатий (Брянчанинов), явившись своей духовной дочери, сказал: «Молись, непрестанно молись! Вы не видите, что вас окружает и какая сила воюет против вас». И действительно, она увидела всю поднебесную, заполненную, как слизняками, существами, которые всё время стремились тащить человека в мыслях, во всех чувствах. Что бы человек ни делал, эта лютая борьба всё время идет вокруг человека, всё это крутится, вертится, всё пытается человека втащить в грех.

_____Вот и сейчас некоторые здесь стоят, а мысли их разбегаются в разные стороны. Люди сейчас настолько рассеянные, что даже их дети не могут учиться в школе. Всё время что-то забывают, их треплет во все стороны. Поэтому будем стараться непрестанно молиться и чаще бывать в храме. Аминь.


( голосов: 11 )