Проповедь протоиерея Симеона Льва в праздник иконы Пресвятой Богородицы "Семистрельная" 26 августа 2020 г.: о страсти гнева и сердечных ранах Божьей Матери
Проповедь протоиерея Симеона Льва в праздник иконы Пресвятой Богородицы "Семистрельная" 26 августа 2020 г.: о страсти гнева и сердечных ранах Божьей Матери

Внимание, откроется в новом окне. Печать

07_semistrelnaya02

Сегодня Св. Церковь чтит память иконы Божьей Матери «Семистрельная». К этой иконе обращаются аналогично, как к иконе «Умягчение злых сердец». Различаются они только расположением стрел, пронзающих сердце Божьей Матери. На Семистрельной иконе Пресвятая Богородица изображается пронзённой в грудь семью стрелами или мечами, из которых четыре находятся с левой стороны, а три — с правой. На иконе «Умягчение злых сердец» мечи расположены несколько иначе: по три справа и слева, а седьмой – снизу.

Обуреваемость злобой и гневом составляет большую проблему для некоторых христиан. Искоренением этих порочных страстей занимается христианская наука – аскетика. Злобный человек настроен портить, повреждать, подрывать, разрушать. Его мишенью может стать чья-нибудь репутация, мечта, имущество, безмятежное настроение и даже жизнь. Для достижения своей цели он может использовать ложь, нападения или традиционные виды оружия. Завистливый вандал не может не цеплять красоту, богатство или счастливого человека. На пике своей враждебности он ненавидит все, что по-настоящему процветает и здравствует. Сталкиваясь с красотой или Божьим благословением, завистник стремится пробудить в себе Каина. Завистник — порождение зла: если ему недоступен рай, он хотя бы постарается посеять ад в жизни других людей.

Целью нападения завистника — злопыхателя может стать человек, светящийся внутренней добротой, или просто умный, или богатый, или красивый, или весёлый, или способный. Это могут быть богатые, образованные, знатные. Это могут быть азиаты, евопейцы, американцы — все, чьи преимущества вызывают досаду у завистника. Завистник желает ликвидировать эти преимущества и, если понадобится, и тех людей, кто их имеет. Но почему? И для чего?

Всё дело в гневе и раздражении. Преимущества других людей раздражают, злят завистника. Когда Бог благословил Авеля, «Каин сильно огорчился» (Быт. 4, 5). Когда израильтянки восклицали: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!»(1 Царств 18, 7), Библия кратко сообщает нам, что «Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово». И, конечно же, у Саула были последователи. Сальери был очень зол, потому что ему досаждали и Моцарт, и Бог.

По своей сути, зависть является искажённой формой раздражения и, следовательно, гнева. Человек может вспыхнуть гневом к тому или другому человеку, возмутиться одним положением дел или другим. Или же, если гнев преобразуется в хроническую раздражительность, он обращён против всех и вся. Пылает гнев или всего лишь дымится, он всегда направлен против причины недовольства — человека.

Возмущение — это особая, обычно продолжительная, форма гнева: это гнев, направленный на то, что человек считает несправедливым, оскорбительным или унизительным, особенно для него лично. Он может возмущаться своим статусом иммигранта, вместе с соответствующими манерами одеваться, разговаривать и вести себя. Он может возмущаться своим происхождением или самоуверенным невежеством своих родственников. Он может возмущаться своей нищетой, даже если сам во всём виноват. Он может возмущаться своими оценками или уличным штрафом, даже если их заслуживает.

В некоторых ситуациях возмущение полностью оправдано. Добропорядочные люди способны испытывать праведный гнев, праведное возмущение. Иногда они справедливо возмущаются притеснением или унижением других: они испытывают негодование по поводу несправедливости, творящейся на другой стороне земного шара. В других ситуациях они разгораются гневом на оскорбление или несправедливость, затрагивающую их самих. Они возмущены злонамеренными кознями, обрушившимися так близко к их домам, и вполне оправданно противостоят им.

Гнев лежит в основе, как праведного возмущения, так и греховной зависти. Представьте того, кто негодует, когда его высмеивают, унижают или обманывают. И он, и завистливые люди чувствуют себя обиженными. Но различие между ними огромно. В то время как возмущённого человека раздражает зло, завистника раздражает добро. Завистник чувствует себя опозоренным, видя в ком-то образец честности. Его задевает чья-то естественная привлекательность. В политике он чувствует притеснение со стороны всеобщего закона и порядка, а также свою подавленность чьим-либо экономическим и политическим превосходством. Ему кажется, что даже заработанные тяжёлым трудом достижения других людей всё же достаются им не по праву («Почему она всё время побеждает? Так ведь нечестно!»). Успех другого, особенно если это соперник, тем более близкий, расценивается настоящим завистником как личное оскорбление.

Но почему нужно считать чью-то удачу личным выпадом в свою сторону? Опять же, для чего? Всё дело в гордости. Всё дело в желании превосходить других. Завистника раздражает чужой успех, потому что он задевает его гордость. Для завистника всё хорошее, что есть у соперника, является личным оскорблением в его адрес — возможно, даже намеренным. Завистник, по причине своей сосредоточенности на себе и благодаря своему цинизму, может начать думать, что его соперник преуспевает только для того, чтобы помучить его!

Корень зависти — желание принизить кого-то, чтобы было удобнее сравнивать себя с ним. Это стремление подставить подножку конкурентам, чтобы они выбыли из гонки: той гонки, которую воображает себе завистник.

Нетрудно догадаться: то, что раздражает завистника, обычно не намного превосходит его собственные качества или достижения. Как правило, обеспеченных людей раздражают более обеспеченные. Симпатичных раздражают красивые, а прилежный ученик злится на круглого отличника, особенно, если он из тех везунчиков, которые, похоже, никогда ничего не зубрят.

Если завистник чрезвычайно гордится собой, его раздражают не только те, кто превосходит его в чём-то, но и равные ему. Так, если за экзамен он получает пятёрку, то ему хочется, чтобы его пятёрка была единственной. Когда присуждают первое место на музыкальном конкурсе, завистник будет рад только в том случае, если не придётся делить первое место с кем-нибудь ещё, иначе он будет чувствовать себя проигравшим. Логическим следствием зависти является наслаждение чужими лишениями. Завистник не просто злится от того, что кому-то хорошо, и хочет это изменить: он, кроме этого, ещё и торжествует, когда кому-то плохо, и хочет, чтобы чужие страдания продолжались.

Так и некоторые наши прихожане, хотя открыто заявляют, будто они любят, заботятся о других, желают другим добра, а не зла, по сути же, втайне смакуют войны и военные слухи, новости об авиакатастрофах, убийствах, жестоких терактах; с удовольствием читают о том, как знакомые им люди падают замертво на улице, сплетнях о том, как соседи подрались или были уличены в сексуальных интригах, всякого рода кражах и других постыдных поступках. Зависть — это бесспорное зло, отравляющее и заражающее как завистника, так и всех окружающих.

Завистники хотят, чтобы им завидовали: они стремятся поменяться местами с теми людьми, чей успех заставляет их чувствовать себя обделёнными. Не так ведут себя благородные люди. Зависть со стороны окружающих ставит их в неловкое, неприятное положение. Почему? Ощущать на себе зависть других означает видеть, как на вас нацелена чья-то ядовитая злоба, от которой трудно найти противоядие. Если вам будет сопутствовать успех, то на вас будут негодовать. Если игнорировать завистника, это только будет ущемлять его гордость. Если вести себя с завистником доброжелательно, он примет это за чопорное снисхождение. Даже слабый намёк на сочувствие в вашем отношении к нему только сильнее разожжёт огонь зависти.

Где бы мы ни встречались с завистью, мы обнаруживаем обломки человеческого и христианского общества. Завистники злословят за спиной у других. Они поздравляют вас с улыбкой, которую скорее можно принять за насмешку. Они соглашаются с теми, кто восхваляет их соперника, но затем отодвигают последнего в тень того, кто несравненно лучше («Да, он неплохой певец, но вы слышали как поёт Шаляпин?»). Завистник распространяет слухи. Он собирает всё плохое, что может узнать о других, и в нужный момент подбрасывает окружающим, чтобы досадить сопернику. Завистник постоянно ворчит и ропщет. Он жалуется на то, что вперёд всегда вырываются не те люди. Злоба, горечь, разногласия (способные испортить любую дружбу), непрестанные обвинения, недоброжелательность — вот, что происходит из зависти, превращая крепкую дружбу и тёплые отношения в губительную вражду.

Каин и Авель всё ещё борются друг с другом — борются внутри нас, в нашем обществе и в наших церквях. Но у нас есть основание полагать, что эта борьба однажды прекратится. Это основание в том, что Иисус Христос умер как за невинного Авеля, так и за согрешившего Каина, примирив обоих друг с другом, и с Богом.

Христиане всегда прекрасно видели зло их окружающее и всегда искали средства преодолеть его. Одно из верных средств, хранимых православными – это молитва к Божьей Матери, Которую называли «Умягчение злых сердец». Пресвятая Дева много претерпела от злобных людей и завистников. Пророчество Симеона Богоприимца: «И тебе Самой оружие пройдет душу!», готовило её к предстоящим страданиям. На чтимой сегодня иконе она так изображена — уязвляемая семью клинками. Первый — первая боль, первое страдание — когда она услышала пророчество Симеона Богоприимца, когда познала, что Её сын — тот Агнец Божий, который должен быть замучен и убит во искупление грехов всего мира.

Второй клинок — бегство святого Семейства в Египет. Когда они шли через пустыню, песок был подобен раскалённому железу. Солнце изливало убийственный жар. Только орлы парили в бездонном небе, высматривая добычу, да притаившиеся в скалах разбойники, как звери, следили — не покажутся ли здесь одинокие путники.

Третий клинок, третья рана — когда Божия Матерь забыла Господа — ещё Отрока — в Иерусалимском храме на празднике и три дня искала Его. Материнская грудь Её разрывалась от душевных мук: «Где Сын Мой?»

Четвёртая рана Богородицы, четвёртый удар в сердце Её — когда жители Назарета хотели убить Спасителя, вывели Его из синагоги и поставили на краю обрыва. До сих пор паломникам и туристам показывают это место, где под ногами разверзается страшная пропасть.

Пятый меч, пронзивший сердце Девы Марии — весть о том, что Господь схвачен и приведён на суд к Пилату. Богородица поспешила тогда во двор этого жесткого правителя и неправедного судии и узрела Божественного Сына Своего — в терновом венце, обагрённого кровью.

Шестая рана — когда Она увидела, как Господь идёт со Крестом, склоняясь от тяжести его к земле, когда Его пригвождают ко кресту, распинают Его, когда Он страдает и умирает на Кресте.

Седьмая рана Девы Марии — когда Она видит, как бездыханное тело Спасителя полагают во гроб. Вся любовь Божьей Матери к Господу превратилась в это время в страшную муку, которую не понять человеку. Она — вторая Страдалица за род наш после Сына Своего, и в Её сердце, расширенное страшною скорбью, как бы вошло всё человечество.

Тяжек крест каждого из нас, но тяжелее крест Божьей Матери. И чем труднее нам здесь, на земле, тем Царица Небесная ближе к нам.

Однажды св. Андрею Христа ради юродивому Ангел показал дивные райские обители, он наслаждался созерцанием их, но... нигде не видел Богородицы. И просил Ангела святой, чтобы Тот привёл его к Ней, хотя на миг дал насладиться лицезрением Её, поклониться Ей. Однако Ангел ответил: «Пресвятой Богородицы нет здесь, Она — на земле, Она — там, где горе и страдание!»

Будем помнить, что как бы низко ни пал человек, сколь бы преступен он ни был, каким бы отверженным в глазах всего мира не представал, в очах Божьей Матери — он лишь бедный, несчастный, заблудившийся ребёнок.

Великая радость для нас, что мы имеем Небесную Матерь — Деву Марию, Которая никогда не отвергает обращённых к Ней молитв. Аминь.


( голосов: 8 )