Проповедь протоиерея Симеона Льва на чин прощения перед Великим постом, 2017 г.
Проповедь протоиерея Симеона Льва на чин прощения перед Великим постом, 2017 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

03proshenie

Источник изображения — liveinternet.ru

Сегодня Прощёное воскресенье. В этот день церковь старается донести до нас, что нам необходимо прощать друг друга, если мы хотим, чтобы Бог простил нас.

Господь говорит: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14). О чём нужно, прежде всего, подумать, когда мы читаем эти евангельские слова? О том, что мы нуждаемся в прощении грехов. Нет такого человека, который бы не имел согрешений, больших и малых. Об одних грехах мы забываем или снисходительно их себе прощаем. Другие уязвляют нашу совесть и не дают покоя. Человек ежедневно совершает бесконечное множество нравственных преступлений. Не замечает этого только тот, кто относится к себе слишком снисходительно или вовсе не предъявляет к себе никаких требований, считая естественным каждый свой поступок и находя оправдание любому греху, например, тем, что он должен отстаивать свои интересы и исполнять свои желания. Но тот, кто имеет некоторые нравственные принципы, а в особенности тот, кто следует Евангелию, постоянно обнаруживает, что согрешениям его нет числа. Нравственного человека это устрашает и заставляет, не надеясь на себя, умолять Бога о помощи и просить прощения за уже содеянные грехи. Для того чтобы Бог простил нам наши бесконечные и бесчисленные прегрешения, мы должны сами простить всем людям, виноватым перед нами. Прощение не должно быть формальным — недостаточно просто не желать отмщения людям за их вину (хотя это тоже чрезвычайно важно), нужно прощать от всего сердца. В душе не должно оставаться никакого зла, даже никакой неприязни — так, как будто бы не произошло ничего обидного для нас.

Когда мы всей душой человека прощаем, то сразу же чувствуем некое благодатное изменение в себе — умиротворение, покой, любовь и смирение, а когда в нас вкрадывается хотя бы помысел неприязни, душевный мир тут же нарушается и мы никак не можем вернуться в прежнее мирное состояние. Мы надолго лишаемся благодати из-за какого-то мимолётного и ничтожного, как нам кажется, помысла. При молитве мы уже не можем обрести внимания, покаяния и умиления, которые казались нам приобретёнными навсегда. Конечно, это понятно только тем, кто молится. Человек, который не принуждает себя к молитве, не придаёт ей значения, молится без усердия, формально, только чтобы исполнить свой долг,— он, как правило, в молитве не чувствует никаких перемен. Для того чтобы понять, как важно правильное отношение к ближнему в деле спасения, нужно, прежде всего, почувствовать в себе благодать, а она естественнее и быстрее всего приобретается добродетелью молитвы.

 

Вступая на поприще Великого поста, мы должны думать о прощении грехов, а не о достижении какойто особой духовности, святости или совершенства. Некоторые неразумные люди думают постом приобрести сверхъестественные дарования вроде прозорливости или чудотворения. Но не для этого мы постимся, а для того, чтобы Бог простил нам грехи, условием чего является прощение грехов ближним с нашей стороны. Неприязненно относясь к человеку, мы сразу чувствуем неприязнь к нам со стороны Божьей.

Спаситель продолжает: Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою (16). Когда мы постимся, мы должны не сетовать, роптать и унывать, а радоваться тому, что взяли на себя этот подвиг. Преподобный Григорий Синаит сказал о покаянном плаче, что это плач радостотворный, то есть творящий радость.

Но, оказывается, люди могут унывать ещё и напоказ. Конечно, это признак лицемерия. К сожалению, несправедливость действительно часто торжествует: лицемеры пользуются большей славой и уважением, чем люди искренние. Господь Иисус Христос обличал иудеев, говоря: Ваш отец диавол, и он есть отец лжи. И потому вы верите лжи. А как Я истину говорю, вы не веруете Мне (Ин. 8, 44-45). Тот, кто привык лгать, верит лжи, а правду не принимает, потому что она кажется ему неестественной. Простота не воспринимается лукавым человеком. Но мы не должны искать одобрения человеческого, иначе мы получим награду свою в виде похвалы.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (ст. 17-18). Не стоит понимать эти евангельские слова буквально: будто нужно умастить голову благовониями и нарядиться. Эти слова означают, что мы должны исполнять подвиг поста радостно, без уныния. Конечно, не всегда пост можно скрыть от людей, да и не всегда это уместно. Православные христиане по всему миру с завтрашнего дня вступают в Великий пост, и не нужно это скрывать. Если мы будем говорить другим людям, что не постимся, то можем таким образом соблазнить их, подтолкнуть пренебречь церковным установлением. Подвиг поста нужно совершать втайне от самого себя, то есть не тщеславно, не придавая этому никакого значения, не думая, будто мы делаем нечто великое и, значит, достойны награды. Награда наша состоит в прощении грехов. Мы должники пред Богом, и пост — это попытка возвратить Ему хотя бы малую часть долга, а точнее, показать, что мы желаем это сделать, хотя и не можем. Тогда Бог, открывается и воздает нам явно. Явно не для других людей, а для нас самих. Если мы этого не чувствуем, значит, делаем что-то неправильно: скорее всего, постимся тщеславно или не простили нашим братьям грехов, совершённых ими против нас. Неизъяснимое действие благодати доставляет душе сверхъестественное утешение, мир, не колеблемый никакими земными скорбями, не зависящий ни от чего внешнего, земного. Очень важно помнить во время Великого поста, что Бог воздаёт нам явно, то есть мы должны не просто почувствовать удовлетворение от сознания исполненного долга, но явно пережить действие благодати, может быть, незаметное для других людей, но совершенно реальное для нас.

Господь говорит: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (19). Сокровища на земле собирает тот, кто совершает добродетели, и пост в том числе, ради одобрения, похвалы от людей, ради славы и утверждения среди других людей или, как сейчас говорят, ради самореализации. Но на земле «моль и ржа истребляют». Что такое «моль и ржа»? Это забвение. Отношение людей постепенно меняется, и слава, которой мы так дорожили, начинает забываться, пропадать, иногда даже превращается в свою противоположность. То, что вчера казалось нам весьма славным, сегодня превратится в наш позор. Ценить славу, приобретенную среди людей,— неразумно. На земле всё временно и суетно. Воры подкапывают и крадут, моль и ржа истребляют — этими словами Евангелие говорит о зависти, неприязни, ненависти. Как бы ни переменилась наша жизнь — сегодня нас уважают, завтра над нами будут смеяться, сегодня нам кланяются, завтра будут с презрением отворачиваться,— но на небе ничего не изменится. Если мы приобрели сокровище на небесах, то оно останется нашим достоянием в вечности, потому что там нет земного зла и суеты.

Далее Евангелие говорит: Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (21). Если у человека есть какое-либо имущество, он не может о нем не думать, боясь его потерять. Человек заботится о своём сокровище, и мысли его всегда с ним. Если нашим сокровищем станет человеческая слава, то мы постоянно будем думать о том, как бы нам ее поддержать. Иногда люди одобряют действительно хорошие поступки, но нередко (а может быть, и чаще всего) в наше время хвалят то, что на самом деле грешно и отвратительно. Добиваясь славы человеческой, мы в конце концов придём к тому, что будем грешить, желая угодить людям. Иногда человек готов сделать зло или даже подлость только для того, чтобы показать, что он может за себя постоять, что он мужественный, стойкий и хитрый, а не какой-то слабый и беспомощный. Можно привести бесчисленное количество примеров, когда человекоугодие приводит ко греху. Но если сокровище наше будет на небесах, если мы будем искать только славы Божией, тогда там будет и наше сердце и мы будем пренебрегать земными преимуществами.

Спаситель говорит, что нужно прощать людям грехи и в то же время не заниматься человекоугодием. Об этом мы должны всегда помнить: следуя заповедям, живя по совести, желая всех любить, мы не должны поступаться своими принципами. Мы должны всех прощать, но это не значит, что мы должны повиноваться людям, которые навязывают нам свою волю, противную Евангелию. Вот с каким настроением и такими мыслями мы должны вступать на поприще Великого поста. Нужно пройти его богоугодно, чтобы почувствовать, что мы действительно нечто явное приобрели покаянием, прощением и снисхождением к ближним, не тщеславным прохождением времени Великого поста. Аминь.


( голосов: 9 )