Проповедь иерея Петра Украинцева в Неделю о Закхее, произнесена в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове 2 февраля 2020 г.
Проповедь иерея Петра Украинцева в Неделю о Закхее, произнесена в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове 2 февраля 2020 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

01_zakhei

Источник изображения — wikimedia.org

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение, в неделею о Закхее, начинает подготавливать нас к Великому посту. В течение подготовительных недель и седмиц Великого поста нам с вами предстоит пройти путем восхождения от Иерихона, как города, изображающего нашу повседневную жизнь, преисполненную страстями и грехами, до Иерусалима – святого города, Царства Божьего. Пост является для нас возможностью изменить себя, стать хоть немного, но поближе к Богу. Пост может стать для нас определенным стимулом в том, чтобы положить начало в изменении своей жизни. Но чтобы пост принес нам духовную пользу, Церковь показывает нам, как правильно его пройти, опираясь на примеры из Евангелия.

И первым таким добрым примером для нас является Закхей, житель города Иерихона. Этот человек был начальником мытарей, то есть сборщиков податей. В то время Иудея была подчинена Римской Империи, и именно мытари занимались сбором налогов в пользу оккупационной власти. Наверное, и без того понятно, что эти люди были ненавидимы своими соплеменникам. К тому же, мытари, пользуясь своей защитой от римской власти, безнаказанно грабили своих соплеменников, беря гораздо более, чем полагалось собирать. Примером ненависти иудеев к мытарям могут являться и слова из Евангелия от Матфея, в которых согрешившего человека пытаются вразумить. Попытки вразумления человека заканчиваются словами: «... А если и церковь не послушает, будет тебе как язычник и мытарь» (Мф 15:17). Само же имя Закхей в переводе с еврейского означало «чистый», «достойный». Наверное, сочетание его имени с профессиональной деятельностью не могло не вызывать горькой усмешки у людей, с которыми ему приходилось иметь дело.

И вот, этот человек Захей, начальник мытарей, очень хочет увидеть Иисуса Христа. И это было не простой прихотью скучающего человека. Это не было желанием получить определенное впечатление, которыми можно было бы жить несколько дней, а потом так же безмятежно и благополучно о нем забыть, уйдя с головой в свои повседневные дела и заботы. Это было желанием прикоснутся к святости. Возможно, он увидел в этом шанс измениться, вырваться из повседневной греховной жизни и наконец-то приблизиться к Тому, Кто сможет преобразить его. Но шансов пробиться к Иисусу Христу у него практически не было. Людей вокруг Спасителя было такое количество, что подойти к Нему было просто невозможно. Каждый из окружающих Господа знал Закхея и пытался хоть в этом малом отомстить ненавистному человеку, оттолкнув и не пустив его ближе. Обладая низким ростом, Закхей понял, что не имеет никакой возможности даже издали увидеть Господа. Не похоже ли это порой на нашу жизнь? Как часто Господь открывается человеку, но повседневные дела, окружающая обстановка не позволяют ему приблизится к Богу. Подобно тому, как плевелами заглушаются маленькие ростки пшеницы, стремящиеся к свету, заглушаются намерения человеческой души, стремящейся к Богу. Эта толпа как будто бы призывала Закхея отойти от его замысла, вернуться к той спокойной, сытой, богатой, но пустой жизни, к которой он так привык! Но Закхей не хотел терять свою возможность. «Праведника от грешника отделяет лишь одно — решимость»,— говорит преподобный Серафим Саровский, и именно этой решимости было преисполнено сердце Закхея. Он решился на действие, которое не соответствовало ни его возрасту, ни тем более его статусу. Он забежал вперед и залез на дерево, чтобы с него увидеть проходящего мимо Иисуса Христа. Сложно себе представить, что большой важный начальник, очень богатый, да еще и искренне ненавидимый своими земляками, способен на такое действие! Его поступок в глазах людей означал бы полную потерю авторитета, насмешки, шутки. И с этим ему предстояло жить дальше. Но Закхею это было уже не важно. Его сердца коснулась Благодать Святого Духа, и он не желал ее разменивать ни на что. Для него встретить Господа стало самым важным событием в жизни! И Господь, видя его стремление, видя направление его души, не оставил его. «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк 19:5) — говорит Иисус Христос. С точки зрения правоверного иудея поступок Господа был бы просто немыслим. С мытарями вообще запрещалось общаться, кроме случая уплаты налогов, а тут еще не только беседа, но и посещение дома! Однако Господь взирает не на лицо, но на душу человека. «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2:17) — говорит Иисус Христос. То, к чему стремился Закхей, в полноте исполнилось. Закхей меняется, и свидетельством этого являются его слова: «Господи, половину имения моего дам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк19:8). Это уже не жадный грабитель, не кровопийца, но преобразившийся человек. Вспомним, подобное преображение произошло и со св. равноап кн. Владимиром, и благоразумным разбойником. Сердце Закхея теперь преисполнилось любовью к ближним. Он готов половину своего имения раздать, а обиженным им людям не только вернуть то, что был должен, но отдать вчетверо больше! Для него, несомненно, это стало полным раззорением. Он совершенно добровольно лишал себя всего того, что копил всю жизнь! Но зато он приобрел главное сокровище своей жизни — Бога. Теперь этому главному сокровищу принадлежала его душа.

Господь Иисус Христос засвидетельствовал изменение его души словами «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк. 19:9). И сыновство Авраама вовсе не по плоти. «Авраам — отец верующих» (Рим 4:11), как скзано в Священном Писании, и эту веру, показанную Авраамом в своей любви к Богу, в полноте исполнил и Закхей всей дальнейшей жизнью. Согласно преданию Церкви он стал первым епископом в Кесарии Палестинской и сподвижником апостола Петра.

Это поучительное повествование служит прологом нашего духовного пути из Иерихона в Иерусалим, нашего шествия от подготовительных недель Великого поста к светлому празднику Пасхи. Нам, как и Закхею, предстоит возвыситься, чтобы Господь увидел нас. И это возвышение может быть в смирении, а также в стремлении подняться над нашими страстями и грехами: ленью, нерешительностью и малодушием, зависимостью от людского мнения. Как и Закхей, мы призваны стать «чадами Араама», чтобы, как он, ходить перед лицом Божиим, а не перед лицами людей. Чтобы не только внешне быть благочестивым, но внутренне быть исполненным любви к Богу и ближним.

Нам следует быть не толпой, окружающей Спасителя, ждущей чудес, ярких впечатлений и исполнений своих личных просьб и желаний. Мы призваны к большему: стать учениками Господа, любящими Его всем сердцем и живущими по Его святым заповедям.

Уже скоро мы с вами услышим слова великопостного тропаря: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Дай, Господи, и нам принять Тебя в дома наших душ, как некогда принял Тебя Закхей. Аминь


( голосов: 10 )