Сегодня Прощёное воскресенье. Мы знаем как хорошо и радостно на душе, когда нам простили тяжёлый грех. Но мы так же знаем, какую угнетающую силу имеет непрощённый грех. Реальность её является обременительной ношей для любого. Чтобы познать радость освобождения, нужно сбросить эту ношу. И в течение многих веков православные христиане испытывали облегчение в момент исповеди, когда священник произносил слова «Прощаю и разрешаю грехи твои».

Однако, не мало и таких христиан, которые не имеют уверенности в том, что их грехи прощены. Чувство вины постоянно преследует их. Они живут так, словно Креста никогда не было. В них затаилось ноющее ощущение того, что каким-то образом Крестной жертвы Христа недостаточно, чтобы покрыть их грехи. В благодати нуждаются другие люди, что же касается их, то они должны что-то сделать сами, чтобы искупить собственные грехи. Им кажется, что они каким-то образом сами должны загладить свою вину.

Между самой виной и чувством вины существует значительная разница, точно такая же разница существует и между прощением и чувствами, которые испытывает прощённый. Если Бог объявляет человека прощённым, то этот человек реально и полностью прощён. Если из реальности прощения начинает проистекать тёплое чувство умиротворения - это огромная и чудесная награда. Но такие ощущения не являются обязательным признаком прощения. Человек может научиться выдавливать из себя слёзы раскаяния, может выработать в себе чувство прощения тогда, когда на самом деле он не получил прощения. Я слышал, как многие люди говорили мне, что Бог даровал им «мир», в то время как дела, которыми они занимались, Бог категорически запретил. Я слышал, как люди уверяли, что Бог дал им умиротворение и покой души, в то время как они изменяли своим супругам. Такие заявления определённо огорчают Бога.

Бог свободно даёт прощение кающемуся грешнику, но Он никогда не даст разрешения на совершение грехов. Он не является подателем мира тому, кто сознательно грешит.

Пророк Иеремия провозгласил такое обетование: «Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31, 34). Каким образом Бог прощает и забывает? Следует отметить, что это лишь образное выражение. Не думаем же мы, что у Всемогущего, Всеведущего и Неизменного Бога что-то может вдруг выпасть из памяти. Бог знает всё, что относится к нашей жизни. Он прекрасно знает каждый наш грех, который мы когда-либо совершали. Когда Он стирает наши прегрешения, Он в действительности не утрачивает знание о них. Он лишь стирает их из книги записей. Он относится к нам так, словно мы не грешили вовсе. Он покрывает мой грех праведностью Христа. Мои взаимоотношения с Ним полностью и совершенно восстановлены.

В Господней молитве есть внушающее особый страх место. Это прошение: "И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим" (Мф. 6, 12). Если бы Бог прощал нас с такой же неохотой, с какой мы прощаем тех, кто грешит против нас, нам бы грозила серьёзная опасность.

Ключ к прощению других можно найти в учении Спасителя: "Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему, и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», - прости ему. И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру" (Лк. 17, 3-5).

Существует большая путаница по вопросу ответственности христиан в деле прощения других людей. Следует понимать, во-первых, кого мы должны прощать и, во-вторых, что влечёт за собой прощение?

По первому вопросу в христианских кругах согласия нет. Почему считается, что христианин обязан прощать любого человека, согрешающего против него, прощать безоговорочно и в одностороннем порядке? Например, если человек без всяких на то оснований критикует мой характер, предполагается, что я должен просто проглотить эту обиду и немедленно простить этого человека. Откуда возникла такая идея? Может быть, ответ на этот вопрос можно найти в Евангельском учении. Мы слышали, как учил Спаситель: "А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Мф. 5, 39). Мы призваны воздерживаться от зла, быть терпеливыми и сострадательными по отношению к тем, кто обижает нас. Спаситель повелел нам быть готовыми пройти с ближним лишний путь. Как далеко можно зайти в таких толкованиях? Не подразумевает ли этот евангельский текст, что если бандиты похитят у нас дочь, то нам следует также отдать им и сына? Я думаю, нет.

Однако, всё сказанное никак не противоречит тому, что Евангельский закон обеспечивает возможность справедливого разрешения вопроса в случае нанесения обиды. Фактически каждая церковь может разбирать жалобы своих верующих в своём, церковном суде. Существует также возможность обращения в гражданский суд для решения серьёзного вопроса. Так что мы можем прийти к такому заключению: если против нас согрешили, мы можем простить этого человека в одностороннем порядке, но такое прощение не является в каждом случае нашей абсолютной обязанностью. Следует видеть существенную разницу между понятиями можем, и должны. В учении Христа о прощении, изложенном в цитированном Евангелии от Луки (17), Он говорит: "Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему, и если покается, прости ему". Здесь согрешающий против вас - ваш брат. Возможно, повеление прощать не относится ко всем, кто согрешает против нас. Мы должны относиться ко всем как к ближним, но не каждый является нам братом. У братьев-христиан свои, особые взаимоотношения друг с другом. В случае согрешения со стороны христианина нам даны особые повеления. Во-первых, нам следует выговорить брату. Нам не велено молча принимать стрелы в свой адрес. Господь дал чёткие указания выговорить или укорить виновную сторону. Затем - следует самое важное. Христос сказал: и если покается, прости ему. Есть условие: если покается. Можно предположить, что, если брат не покается, мы не обязаны прощать его в одностороннем порядке. Как Бог требует от нас покаяния, прежде чем даровать нам прощение, так и мы можем предъявлять те же условия нашему брату.

Конечно же, мы можем выбрать путь прощения нераскаявшегося брата, однако нельзя сказать, что мы должны его простить. Если он выполняет поставленное условие и кается, тогда мы обязаны простить его. Мы должны простить раскаявшегося. Отказ простить согрешившего и покаявшегося является грехом, который, в свою очередь, также потребует искупления.

Ещё будучи студентом семинарии, я одновременно работал служителем в маленькой церквушке. Однажды я невольно обидел дочь одной женщины, пользовавшейся авторитетом в церкви. Девушка очень болезненно отреагировала на мои слова. Я подошёл к ней и долго просил прощения. Она отказалась простить меня. Я подходил к ней трижды и буквально в слезах просил прощения. Но она всё так же отказывалась простить. Тогда я подошёл за советом к своему духовнику, восьмидесятилетнему заштатному священнику. Он внимательно выслушал меня и спокойно ответил: «Молодой человек, вы совершили две серьезные ошибки. Первая очевидна: нельзя было оскорблять девушку. Вторая ошибка заключается в следующем: вам не следовало просить прощения трижды. Если она отказывается простить, она собирает горящие уголья на собственную голову». В словах старого священника была мудрость. Если мы согрешаем против человека, мы должна покаяться, и этим наша проблема исчерпывается. Точно так же, если брат раскаивается в грехе против нас, мы должны простить.

Мы уже поняли: когда Бог прощает нас, Он больше никогда не будет укорять нас в этом грехе против нас. Однако Божье прощение не означает нашего отказа от «возмещения убытков». Возмещение убытков значит, что мы должны заплатить то, что должны. Например, если я украл деньги у моего работодателя, а затем раскаялся в своём поступке, недостаточно будет просто исповедать свой грех и попросить прощения. Я должен также вернуть деньги и уплатить причитающийся мне штраф. Закхей понял этот принцип возмещения убытков, когда объявил Иисусу: "Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо" (Лк. 19, 8).

Как прощать в тех ситуациях, когда разрушаются брачные узы? Предположим, мужчина изменяет своей жене и его грех обнаруживается. Он исповедует свою вину, ему стыдно, он раскаивается и просит жену простить его. В чём заключается моральный долг жены в таких обстоятельствах? Простой состоит в том, что жена должна простить своего кающегося мужа.

За этим следует сложный вопрос: в чём заключается прощение? Может ли жена, простив мужа, всё-таки развестись с ним? На первый взгляд кажется абсурдным даже спрашивать об этом. Мы думаем, что прощение исключает всякую возможность развода. Но всё это не так просто. Существует в основном три подхода к вопросу о разводе в случае с кающимся изменником.

Во-первых, есть много христиан, которые убеждены, что развод никогда не может быть оправдан, ни на каком основании. Для таких людей разрешение вопроса просто. Жена не может развестись с мужем, даже если он и не станет каяться.

Во-вторых, развод на основании супружеской измены позволителен. Основания здесь таковы: если муж не раскаялся, жена имеет полное право развестись с ним. Но если муж раскаялся, тогда долг жены простить его и остаться с ним.

В-третьих, право на развод в случае супружеской измены признаётся, но он не обязателен, а лишь разрешается. Даже если муж раскаялся, жена может просто использовать своё право на развод. Она должна простить своего мужа и принять его как брата во Христе. Но она не обязана оставаться его женой. Утрата супружеских прав рассматривается как часть гражданского наказания, которое следует за совершённым грехом. Хотя такие вопросы разрешить чрезвычайно сложно, ясно одно: прощение не обязательно означает, что вслед за прощением не последует никакого «возмещения убытков» и наказания. Под прощением понимается сохранение человеческих взаимоотношений. Оно также означает, что грех больше никак не фигурирует в личных взаимоотношениях.

В Евангелии от Луки (17) сказано, что если брат твой согрешает против тебя семь раз в день и каждый раз кается, «прости ему». Спаситель не разрешил нам после «трёх раз» считать себя свободными от обязанности прощать. Если мой брат согрешает против меня, кается, получает прошение и опять делает то же, я не могу сказать ему: «Ты уже два раза согрешил!» Я не могу вести счёт обидам. Прощая его первое прегрешение, я обязуюсь больше не держать зла на него. Если он опять грешит, я должен сказать себе: «Это впервые!», потому что первый его грех никак не влияет на моё восприятие второго. Но это трудная задача. Особенно трудно быть милостивыми, когда грехи против нас повторяются постоянно. Простить один и тот же грех чрезвычайно трудно. Простить семь раз - значит довести до крайности нашу способность быть милостивыми. Неудивительно, что ученики Иисуса ответили на Его повеление прощать мольбой: «Умножь в нас веру» (Лк. 17, 5).

Может ли христианин быть прощён за грехи, совершённые до обращения? Очевидный ответ - да. Если бы ответ был отрицательным, это значило бы, что многие из нас продолжают находиться под Божьим проклятием и судом. Но Искупление Христа очистило нас от всякого греха.

Ответ на следующий вопрос не найдёт столь широкой поддержки. Ответственен ли христианин за грехи, совершённые до обращения к вере? И опять на первый взгляд может показаться, что ответ однозначный - да, ведь и в этом случае также применим принцип возмещения нанесённого ущерба. Те, кто ответит на этот вопрос отрицательно, так же могут найти оправдание своему мнению. После обращения человек является «новым творением» во Христе. Родившись заново, он не несёт ответственности за свои старые грехи, потому что это уже не прежний человек. Это ошибочная трактовка библейского принципа. Мы действительно являемся новым творением во Христе. Мы можем быть рождены заново, но между новым человеком и старым существует неразрывная личностная связь. Мы всё так же должны расплачиваться за старые долги, сделанные в ветхом состоянии.

Представим себе следующее. В четыре часа дня некто ограбил своего хозяина. В пять часов вечера того же дня этот некто обратился ко Христу. Может ли он оставить деньги себе? Напротив. Обращение не только не освобождает человека от его обязательств, но фактически повышает их. Возрождённый человек должен быть особенно совестливым и щепетильным в своём желании расплатиться с долгами и возместить весь ущерб, где это только возможно. Полное возмещение ущерба является неотъемлемой частью полного покаяния. Это признак истинного покаяния. Для истинного прощения необходимо истинное раскаяние. Если нашей целью является полное и совершенное прощение, мы должны стремиться к полному и совершенному покаянию.

Прощающий Бог, Которому мы служим, будет доволен, когда мы с благодарностью примем Его прощение. Он также будет доволен, когда мы будем вести себя как взрослые и станем исправлять тот вред, который причинили своими грехами другим людям. Если правильно понимать Новый Завет, то станет очевидным, что Божье Царство населено ответственными и прощёнными людьми. Аминь.