04_varnava

Святой апостол Варнава

Сегодня Св. Церковь чтит память св. апостола Варнавы. В Деяниях св. апостолов рассказывается, как в языческий город Ликаон явились двое таинственных пришельцев, которые исцелили человека, хромого от рождения. Чудо совершилось силою Господа Иисуса Христа, но идолопоклонники решили, что это их боги сошли на землю и излечили хромца. Одного из пришельцев, имевшего спокойный и величественный облик, они сочли «верховным божеством» - Зевсом. Другой, худощавый, подвижный, красноречивый, показался им «вестником богов» Гермесом.

Впереди толпы язычников важно шествовал жрец Зевса. Следом несли венки, чтобы возложить их на головы «оживших кумиров», и вели жалобно мычащих волов, предназначенных им в жертву. Увидев такую встречу, чудотворцы пришли в ужас - они вовсе не искали своего, и языческие почести внушали им омерзение. Они разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: "Мужи! Что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и всё, что в них" (Деян. 14, 14-15).

В Ликаонию пришли не языческие боги или маги, а смиренные Благовестники Истинного Бога. Тот, кого невежды почли Гермесом, был великий просветитель народов, Апостол Павел. Второй пришелец, который показался ликаонцам «верховным» Зевсом, был святой Варнава, Сын Утешения.

Святые апостолы с трудом убедили толпу не приносить им жертв. Зеваки, охочие до языческих зрелищ, разошлись по домам. Остались те, кто желал услышать о Христе, и в их сердцах апостольская проповедь зажгла свет спасительной веры, рассеяв мрак невежества.

Праздная толпа всегда легкомысленна и непостоянна, часто предаёт поруганию тех, кому недавно поклонялась. В Ликаонию явилась группа иудеев, клеветавших на Христа. Подстрекаемая ими, та же толпа, которая хотела венчать чудотворцев Христовых и закалывать волов в их честь, побила камнями Апостола Павла. Его посчитали мёртвым и выбросили безжизненное тело за городские стены. Выхаживал его святой Варнава, которому не впервые доводилось врачевать душевные и телесные раны своего великого друга.

Прославляя людей, совершивших величайшие деяния, мы подчас забываем о тех, кто вдохновлял их на подвиг: верных соратников, мудрых наставников, надёжных друзей. Одним из таких земных ангелов-хранителей для Апостола Павла стал святой Варнава. Их дружба началась ещё в юности, когда оба они носили другие имена и учились в школе знаменитого раввина Гамалиила.

Лучшими учениками Гамалиила были двое друзей - Савл и Иосиф. Савл выделялся острым умом, схватывал всё на лету и тут же стремился поделиться знаниями с другими, применить Закон в жизни. Ум Иосифа был не так быстр, но он восполнял это редким прилежанием и послушанием, углубляясь в познание Божественной Премудрости. Родители Иосифа были из иудеев рассеяния: устав от постоянных иерусалимских смут, они переселились на Кипр. Однако семья была благочестива и достаточно богата, чтобы дать Иосифу лучшее образование - так он попал в школу Гамалиила. Среди гордых коренных иудеев юноша чувствовал себя неуютно, да и по природе был застенчив. Кроме школы он знал только одну дорогу – в храм Божий. Иосиф боялся греха, избегал общества буйных сверстников, и не желал слушать тех слов, которыми ум юноши мог бы помрачиться.

Хотя Савл и Иосиф имели противоположные по виду характеры, их обоих роднило общее устремление к Божественной Истине. Но затем пути двух друзей разошлись - резко и, казалось, навсегда.

Иосиф услышал, как Иисус Назарянин учит народ во храме, и слова Его явились для кроткого юноши слаще мёда. Он пал к ногам Христа, умоляя сделать его Своим Учеником, и удостоился от Сердцеведца Господа призвания в числе семидесяти апостолов, среди которых Предание называет его первым. Смиренный и кроткий, всегда готовый услужить собратьям, Иосиф пользовался в апостольском кругу общей любовью. За доброту и кротость апостолы прозвали его Варнавой - сыном утешения.

Совершенно иначе складывается судьба Савла. Он примкнул к фарисейским кругам, в которых имя Распятого Иисуса произносилось с ненавистью, о Нём говорили как о самозванце тёмного происхождения, враге народа и соблазнителе Иудеи. Слушая старших законников, Савл проникался гневом, который казался ему священным. Встречи друзей-однокашников стали редкими и неприятными. Святой Иосиф-Варнава пытался спорить с Савлом, но в отчаянии затыкал уши, когда тот начинал повторять фарисейскую клевету на Спасителя мира. Затем всякое общение между ними сделалось невозможным. Савл стал соучастником убийства святого первомученика Стефана, он "терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу" (Деян. 8, 3).

Святой Варнава с ужасом слышал о злодеяниях, которые совершал друг его юности. Но не праведным гневом, а великим состраданием к Савлу переполнялось сердце Апостола Христова. Не месть беззаконнику, а любовь к несчастному грешнику заповедана сынам Нового Завета. Ополчаясь на Церковь Спасителя, Савл прежде всего губил собственную душу. Любовь к ослеплённому ненавистью другу не остывала в сердце святого Варнавы, и он неустанно молил Всемилостивого Иисуса: да дарует Он прозрение заблудшему Савлу. Молитва эта была услышана Господом.

Одержимый злыми замыслами против последователей Распятого, торопился Савл по дороге в Дамаск. Но внезапно Неизреченный Свет воссиял перед ним и кроткий голос Спасителя спросил: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня?" (Деян. 9, 4). Господь призывал заблудшего на истинный путь. Савл оказался достойным призвания. В своих посланиях этот бывший гонитель с потрясающей искренностью кается в преступном прошлом.

Как гром с ясного неба, грянула в Дамаске проповедь новообращённого Савла, обличавшая совершённое фарисеями богоубийство и звавшая всех последовать Распятому и Воскресшему Иисусу. Ярость фарисеев против проповедника разжигало более всего то, что обвинение исходит из уст их недавнего сообщника. Опасаясь, что иудеи убьют Савла, христиане Дамаска отослали его в Иерусалим к Апостолам.

В Иерусалиме Бог послал Савлу встречу с другом его юности, святым Варнавой. Невольно содрогнувшись при виде Савла, святой Варнава испытал величайшую радость, когда тот припал к его коленям со словами: Прости меня, учитель правды! Всё сказанное тобою о Христе - истина. Того, Кого я раньше хулил, называя сыном плотника, - Того Самого исповедую Сыном Божьим.

Умиляясь, слушал святой Варнава это исповедание. Он поверил другу сразу, помня его пылкую искренность во всём и понимая, что Савл, столь горячо служивший своему заблуждению, теперь с ещё большей пламенностью обратился к служению Истине. Выслушав дивный рассказ Савла о явлении ему Света Божьего на пути в Дамаск, святой Варнава возблагодарил Господа, взял друга за руку и повёл его к старшим Апостолам.

Среди верных святой Варнава пользовался всеобщей любовью и уважением. Его свидетельства оказалось достаточно для того, чтобы раскаявшийся гонитель вошёл в апостольский круг. Чтобы стереть клеймо его тёмного прошлого, для новой жизни Савлу дали новое имя - Павел, что значит «малый». Так до конца земных дней первоверховный Апостол, смиренный Павел, считал себя меньшим и худшим из всех, недостойным апостольского звания.

Всевышний снова свёл вместе друзей юности, объединив их в служении Себе. Верным Дух Святой сказал: "отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их" (Деян. 13, 2). Вместе они странствовали по городам и странам, проповедуя св. Евангелие. Плечом к плечу противостояли они фарисейскому коварству и языческой свирепости, разделяли труды и страдания, неустанно возвещали миру о его Спасителе и радовались о людях, принявших их проповедь, вступивших на путь спасения. Апостол Павел первенствовал в слове - пламя его речей, в которых мощь разума сочеталась с пылким чувством, легко возжигало в сердцах святую веру. А Апостол Варнава, уже во всех церквах восхваляемый за благовествование (2 Кор. 8, 18) и совершенно чуждый всякой зависти, был счастлив успехами друга. Совместными трудами двух друзей и собратьев о Господе была просвещена родина Апостола Варнавы – остров Кипр.

В этих совместных странствиях у Апостолов был ещё один спутник, племянник святого Варнавы – Марк, совсем юный, изнеженный баловень из богатой семьи. Он не выдержал великих апостольских трудов, и в пути отстал от святых Павла и Варнавы. Потом он опомнился. Когда Апостолы сошлись в Иерусалим на Собор, Марк слёзно начал молить их взять его в новые странствия, обещая мужественно переносить любые лишения, страдания и даже смерть за Христа. Святой Варнава поверил своему племяннику и согласился взять его с собою, но Апостол Павел отказал наотрез. Беспощадный к себе, первоверховный Апостол был очень требователен к своим сподвижникам: всякое малодушие казалось ему изменой священному делу благовествования.

По поводу Марка между Апостолами произошла размолвка, в которой кроткий Варнава проявил необычную для себя твёрдость. Он не мог не снизойти к слабости юного Марка, не позволить ему вновь попробовать свои силы в служении Господу. Апостол Павел не смирился с этим и избрал себе нового спутника, святого Силу. А святой Варнава отправился в дорогу вместе с Марком.

Так пути друзей юности вновь разошлись. Всё это случилось по особому усмотрению Божьему, чтобы они, идя врозь, спасли большее число душ. В споре о юном Марке оказался прав не первоверховный Апостол Павел, а любвеобильный святой Варнава. Закалившись в совместных с ним трудах, святой Марк просиял несокрушимым христианским мужеством, подвигами, замечательными даже среди апостолов. Впоследствии и для первоверховного Апостола Петра любимым сподвижником являлся святой Марк. Этот бывший «робкий ягнёнок» предстал в истории как лев Александрийской Церкви. Перу святого Марка принадлежит одно из четырёх боговдохновенных Евангелий. И этот ярко горящий светильник зажжён кротким святым Варнавой - им воспитан великий Апостол и евангелист Марк.

Высоки и собственные апостольские заслуги святого Варнавы. Он проповедовал в Антиохии, Греции и Италии, первым явился возвестить о Христе в столицу империи Рим, где затем уступил место величайшим в силе и слове первоверховным Апостолам Петру и Павлу. Но более всего трудов святой Варнава положил на просвещение своей земной родины и по праву именуется Апостолом Кипра.

Здесь, в родном краю, Апостол Варнава принял и мученическую кончину от рук фанатиков синагоги. Бог открыл ему срок окончания его земного служения. Апостол позвал своего любимца, святого Марка, и сказал ему: В этот день я приму смерть от рук иудеев, как сказал мне Господь. Ты же похорони тело моё и иди к другу моему, Апостолу Павлу. Как и предсказал святой Варнава, в тот же день он был схвачен сонмищем иудеев и побит камнями. Убийцы хотели сжечь его тело, но оно осталось невредимым в пламени костра. Святой Марк похоронил Апостола, по его завещанию положив ему на грудь переписанное его рукой Евангелие от Матфея.

И после кончины Апостол Варнава продолжал благотворить своим землякам-киприотам. На могиле святого стали подаваться чудесные исцеления: хромые получали хождение, слепые прозрение, приводились сюда и бесноватые, и тотчас духи нечистые отбегали от людей с громкими воплями.

Сердечной молитвой и величайшей добротою, готовностью прощать и верить святой Варнава восставлял своих ближних из состояний тягчайших грехопадений. Будем же подражать ему в этом, как должно истинным сынам Нового Завета, - иначе вся вера наша выродится в пустое фарисейство, противное Христу Спасителю. Для каждого, чьё сердце начинает остывать в любви к ближнему, звучит предостережение: Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец (1 Ин. 4, 20).

Научимся же и мы от великого Сына Утешения доброте и кротости, милосердию и братолюбию, воспевая ему не одними устами, но от чистого сердца: «Господень был всеистинный служитель, озарил ecи проповедь твою, всем возвещати Христа Спаса: сего ради песнопеньми Божественную память твою Варнаво, совершаем». Аминь.