14lavra

Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, изд-во "Отчий дом".: М, 1996. Подготовлено по изданию "О любви к Богу": М., Синодальная Типография, 1906.

Книга повествует о сущности истинной любви к Богу, ближнему и самому себе. Об основаниях нашей любви к Богу и средствах, способствующих её развитию. Дополнена примерами пламенной и твёрдой любви к Богу, взятыми из житий святых.

Отрывки из книги

Любовь - одна из величайших христианских добродетелей, которая ни здесь, ни в будущей жизни никогда не исчезнет. Без любви нет христианства, нет добродетели и святой жизни.

***

Требуя от нас любви ко всем людям, христианство узаконивает предпочтительную любовь к Богу. Первой и наибольшей заповедью Спаситель назвал заповедь о любви к Богу, выраженную в следующих знаменательных словах: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. (Мф. 22, 37). 

Всякая другая любовь в нас должна быть меньшей, чем любовь к Богу, и освящаться последней.

***

Бог есть всесовершеннейшее Существо, источник всякой истины, всякого добра и всякой красоты. Самое слабое отражение этих совершенство Божиих есть в природе внешней и в особенности в человеке, созданном по образу и подобию Божию. Если обладание, после утомительных и продолжительных исканий, хоть некоторой долей истины, добра и красоты доставляет человеку величайшее удовольствие, если открытие закона природы и вообще той или другой научной истины наполняет душу мужа науки сильнейшим умственным наслаждением, если высокий пример самопожертвования в пользу ближних вызывает в нашем сердце восторг благоговейного удивления и сердечной благодарности, если созерцание чудной красоты, созданной кистью художника или природой, доставляет нашему чувству прекрасного сильнейшее наслаждение, то во сколько раз более и полнее Бог, Источник и Сокровище чистой истины, величайшего добра и всесовершенной красоты, может исполнить душу человека радостью, восторгом и наслаждением.

***

Но даже и простое чувство благодарности, которого не лишён ни один человек, подскажет ему, что он должен любить Бога больше всего на свете.

Пусть только на минуту его мысль отрешится от земных интересов и сделает самое краткое обозрение тех дивных дел любви и милосердия Божия к человеку, какими он осыпан с минуты своего рождения и до самой своей смерти на земле и какими будет наслаждаться, если заслужит, в продолжение всей вечности за гробом.

***

Первое средство, способствующее к возбуждению любви к Богу, есть обращение ума нашего к Богу. Мы можем всегда заставлять ум наш размышлять о Боге, хотя бы и приходили к нам помысли о делах земных, о делах, не относящихся к Богу. Заставляя ум наш размышлять о Боге сколько возможно чаще, мы успеем через то, при содействии благодати, прогнать обитающую в сердцах наших холодность к Богу и возбудить хотя малую искру любви к Создателю нашему. От такового размышления уму нашему станет мало-помалу объясняться то, что нет ничего на свете лучше, совершеннее, вожделеннее Бога. Есть блага на свете такие, которые чем яснее, короче узнаём, тем менее находим в них достоинства и привлекательности. А о Боге этого сказать нельзя. Напротив, чем более Его познаём, тем более усматриваем в Нём совершенств. При убеждениях ума в совершенствах Божества не может остаться сердце равнодушным, бесчувственным к Богу. Ум - руководитель сердца. Где ум усматривает, находит благо действительно драгоценное для него, туда обращается и сердце с любовью своею. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21), - говорит Иисус Христос. Поэтому мы думаем и утверждаем, что частое и благоговейное  размышление о Боге может много содействовать к возбуждению в нас любви к Богу.

Не менее богомыслия или размышления о Боге может возбуждать в нас любовь к Богу и молитва. Молитва привлекает к нам благодать Всесвятого Духа, а Всесвятой Дух возбуждает, воспламеняет в нас любовь. Где Дух Божий, там и любовь. Как теплота есть неотъемлемое свойство солнца, так любовь есть непременное действие Духа Святого. Плод же духа: есть любовь... (Гал. 5, 22), - говорит св. апостол Павел. К тому же молитва, как беседа с Богом, сближая нас с Богом и доставляя нам через то возможность ощущать сладость существа Божия, пробуждает естественно в нас любовь к Богу. Многие святые чувствовали в себе воспламенение божественной любви особенно во время молитвы.

Ещё весьма содействует к пробуждению в нас любви к Богу любовь к ближним. Любовь к ближним раздувает искру любви к Богу. Ещё не было примера на свете, чтобы тот, кто любит святою любовию ближнего, не чувствовал вместе с тем любви к Богу. Поэтому, кто не чувствовал в себе любви к Богу, тот должен принуждать себя любить ближнего. Услуги, оказываемые во имя Божие ближним, снисхождение, являемое к слабостям людей, прощение обид, уступчивость, доброжелательность, учтивость, ласковость, хотя бы производимы были с принуждением, мало-помалу могут пробудить, развить в нас любовь к ближним, а из этой любви может родиться и любовь к Богу. Так делается от того, что Сам Бог взирает на любовь к ближним, водворяется и живёт в сердце, любящем ближнего. Бог есть любовь, - говорит Иоанн Богослов, - и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём (1 Ин., 4, 16). А в ком Бог, в том не может не быть любви к Богу. В таком случае Бог благодатию Своею даёт человеку сильно чувствовать неизъяснимую сладость Божества, а кто ощущает эту сладость, это блаженство, тот не может не возлюбить Господа.

Но сильнее всего способствует к возбуждению любви к Богу частое и достойное приобщение Святых Таин Тела и Крови Христовых. Как железо от огня разгорячается, раскаляется, смягчается, так и сердце от благодатного огня Святых Таин Тела и Крови Христовых. Как железо от огня разгорячается, раскаляется, смягчается, так и сердце от благодатного огня Святых Таин Тела и Крови Христовых изменяется, воспламеняется и горит любовью Божественной. Это происходит оттого, что Бог через приобщение Святых Таин вступает в теснейшее общение с человеком, вдыхает в человека благодать Свою, даёт ему глубоко чувствовать сладость Божества Своего, и, так сказать, претворяет человека в любовь. Поэтому каждый христианин по благоговейном принятии Святых Таин чувствует себя и добрее и склонее к любви.

Употребим же указанные средства или к поддержанию любви к Богу, если её имеем, или к возбуждению любви к Богу, если её не имеем, как дела необходимого для нашего и временного истинного счастья и для вечного блажества.