Проповедь иерея Георгия Максимова о грехе ереси (Гал. 5:19-21)
Проповедь иерея Георгия Максимова о грехе ереси (Гал. 5:19-21)

Внимание, откроется в новом окне. Печать

09eres_640

На фото: святитель Николай заушает Ария. Фрагмент иконы XVII в. Источник — pravoslavie.ru

Братья и сестры, в апостольском чтении мы слышали, как перечисляются восемнадцать видов греховных дел, ведущих человека в ад, ибо «поступающие так Царства Божия не наследуют» (Гал. 5:19-21).

Среди этих грехов упомянут грех ереси, и очень премудро поступил апостол, поставив его в этом ряду. Тем самым он разрушил сразу два ложных мнения о ереси, встречающиеся у некоторых христиан. Одни думают снисходительно об этом грехе — мол, нехорошо, конечно, но это ведь не убийство, не прелюбодеяние, просто люди немного по-другому веруют, а значит, и их Господь спасёт. Апостол разбивает это заблуждение, указывая, что нет — «Царства Божия не наследуют». Ересь — это ложное представление о Боге или о Его действии в мире. Если мы договорились встретиться с человеком, которого не встречали ранее, и если у нас ложные представления о его внешности, то мы не узнаем его, и наша встреча не состоится. Так и ложные представления о Боге делают невозможным встречу с Ним. Наш Бог сказал: «Я есть Истина» (Ин. 4:6), потому-то ересь, по свидетельству аввы Агафона, «отчуждает человека от Бога», ибо ложь не может быть путём соединения с истиной. Поэтому святые отцы столь самоотверженно и бескомпромиссно боролись с распространением ересей,— тем самым они желали уберечь от погибели тех, кто уже поверил ереси и тех, кто может ей поверить в будущем. Ими двигала любовь к заблуждающимся и желание их спасения.

Иное ложное мнение, напротив, придает греху ереси столь тяжкий характер, что на его фоне другие грехи выглядят как-будто и незначительными. При таком перекосе обличение и даже гнушение грехом ереси порой служит в качестве своеобразного оправдания своим грехам: «мол, хоть я и этим грешу, и тем, но, по крайней мере, я не еретик, а значит, может быть, за одно православие моё спасет меня Господь». Апостол Павел, поставив ересь в число других грехов, разбивает и это неверное мнение. Хорошо, что ты не еретик, но если ты при этом живёшь в блуде, или в пьянстве, или во вражде с ближним, то и ты окажешься чужд Царствия Божия наравне с еретиками.

Так что будем следить, чтобы сатана ни в чём не имел части в нас,— ни через искажение веры, ни через плотские грехи. Господь в Церкви дал нам всё необходимое для победы над грехом и защиты от падений — через Священное Писание и творения святых отцов Он учит нас как веровать и как бороться со страстями, через исповедь очищает, а через Причастие даёт силы изменить себя.


( голосов: 9 )