Проповедь протоиерея Симеона Льва в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 2016 г. - о христианском отношении к детям
Проповедь протоиерея Симеона Льва в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 2016 г. - о христианском отношении к детям

Внимание, откроется в новом окне. Печать

07suprugi_640

На фото: Святые Иоаким и Анна с Марией (источник - ruskline.ru).

Церковное Предание подробно говорит о добродетелях Богоотец Иоакима и Анны. Вся жизнь их была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. Ежегодно они отделяли две трети своих доходов в пользу храма и бедных, многих превосходили своею чистотою и святостью, но несли тяжёлый крест бездетства. Поэтому соотечественники всенародно ими пренебрегали. Когда же праведной Анне исполнилось 50 лет, то Иоаким ещё более опечалился, в особенности после того, как он удостоверился из родословной, что все праведные мужи имели потомство.

Печаль его была настолько велика, что Иоаким отправился в горы, в дальнюю пустыню, где паслось его стадо, в решимости не возвращаться домой и там провёл 40 дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие. Здесь-то Господь и возвестил ему чрез Ангела о скором зачатии жены его дочерью, ко-торая будет выше всех земных дочерей. Одновременно молилась в саду и благочестивая Анна о даровании ей ребёнка, и наконец явился ей Ангел Божий и сказал: «Молитва твоя услышана, воздыхания твои проникли облака, и слёзы твои упали пред Господом! Ты зачнёшь, и родишь дочь благословенную... Ею дастся спасение миру и наречётся Она Мариею!» Услышав эти слова, Анна поклонилась Ангелу и сказала: «Жив Господь Бог мой. Если у меня будет дитя, то я отдам его Господу на служение...» И прежняя печаль Анны обратилась в радость.

Немало есть и теперь бездетных супругов, которые тяготятся этим испытанием, но к кому они обращаются за помощью? Чаще к врачам, чем к Богу. Счастливые же родители, получающие от Господа в дар детей, редко следуют примеру праведных Иоакима и Анны, давая обеты воспитывать их по-христиански. В самом раннем возрасте большинство христианских детей по вине родителей питаются только телесно и приучаются к физическим упражнениям, духовной же пищи никакой не получают; знания и навыки даются такие, которые полезны лишь для временной, земной жизни.

Мы часто слышим о преступлениях подростков. Насилия, убийства малолетними преступниками никогда не совершались в таком количестве, как в наше время. Наряду с сотнями тысяч несовершеннолетних преступников, отданных под суд, есть ещё множество молодых людей с отсутствием нравственных устоев, которые страдают и приносят страдания другим, хотя они и неизвестны полиции. Говоря о правильном развитии христианина и о его воспитании, мы, прежде всего, должны условиться о той норме, которую хотим воплотить в жизнь. Многие родители убеждены, что их дети не должны расти чуждыми своей среды, и ради этого готовы жертвовать их церковностью. Таким родителям не стоит удивляться, если их дети, утратив основы православной нравственности, из окружающего общества позаимствуют лишь самые худшие навыки. Христианское устроение человека не должно зависеть от окружающего мира. Первые христиане, будучи одинокими в языческом мире, с которым не могли не общаться, преодолевали его влияние. Формирование человека как нравственной личности начинается очень рано, и не напрасно с давних пор ожидающую ребенка женщину оберегали от всяких нервных потрясений. Нравственное состояние матери далеко небезразлично для пребывающего во чреве младенца.

Через крещение младенец вырывается из-под власти сатаны и приобщается к жизни в Боге, ради чего ему даются дары благодати. Но коль скоро благодатное настроение умаляется, грех снова начинает обладать сердцем. На жизнь младенца можно и нужно влиять. Лучше всего, когда это влияние оказывается через Св. Тайны, через церковность, веру и благочестие родителей.

Главное средство благодатного воздействия на душу младенца — возможно частое причащение. Многие замечают плоды его благого влияния на них, которое нередко проявляется в чудесах. Детей следует подносить под иконы, осенять крестным знАмением и окроплять святой водой. Нужно, чтобы родители не просто любили своё дитя, но и верили в то, что оно доверено им Богом как дар и сокровище, и надеялись на то, что Тот, Кто вручил им этот дар, снабдит их и силами для того, чтобы сохранить его.

Достаточно рано у ребёнка могут проявляться капризность, ревность, гнев, леность, зависть, непослушание, упрямство, стяжательство, а иногда — хитрость и даже ложь. Нужно терпеливо бороться с недостатками, и одновременно способствовать развитию добрых душевных свойств. Ребёнок в процессе возрастания часто возвращается к некоторым своим недостаткам, казалось бы, преодолённым, и вновь избавляется от них, чтобы через некоторое время снова к ним вернуться. Для родителей в таких случаях главное — не сердиться на детей, а останавливать их с терпением, любовью и твёрдостью. Дети должны видеть, что их проступки не столько сердят родителей, сколько огорчают. Но если не исправлять проступки детей, пусть даже незначительные, то они легко переходят в дурные привычки, а с годами — в греховные навыки.

Важно подчинить все дневные дела точному расписанию, что обычно нравится и самим детям. По расписанию должны быть и подвижные игры, потому что в противном случае в одних детях могут развиться непомерная резвость и рассеянность, а в других — вялость и леность. В первом случае это ведёт к своенравию, непокорности и к гневливости, во втором — погружение в плоть и тяга к чувственным наслаждениям. Всем знакома картина, когда чрезмерно набегавшийся и наигравшийся ребёнок становится непослушным и капризным. Отсюда следует, что движение следует держать под определённым контролем, не чрезмерно строгим, но и без попустительства.

В детях нужно воспитывать волю, направленную к добру. В каждом случае интуиция и рассуждение, движимые любовью и поддерживаемые Божьей помощью, должны подсказать родителям меру свободы и меру разумного принуждения. Там, где этой меры нет, последствия бывают печальными. Многочисленные показания юных преступников свидетельствуют, что у подавляющего большинства опрошенных отцы отличались чрезмерной строгостью и неумеренностью в наказании, а у пятой части — отличались попустительством, и только у десятой части — соединяли в своём отношении к детям твёрдость и любовь, но, очевидно, не могли преодолеть посторонние вредные влияния.

В семье должна царить разумная дисциплина в сочетании с атмосферой взаимной любви. Не напрасно апостол Павел учит родителей не раздражать детей (Еф 6, 4). Раздражение — признак эгоизма и ослабления любви. Больше всего родители раздражаются на детей за то, что те им в чем-то мешают, отрывают от дел или интересных занятий, требуют от них усилия или жертвы. Наказание, наложенное в состоянии раздражения, даже заслуженное, теряет значительную часть своей воспитательной силы и вызывает у детей ответное раздражение. Но не менее вредно и попустительство, в котором точно так же проявляется недостаток любви к детям. У многих детей причиной их преступлений стало безразличное отношение родителей к их поведению. Сами дети иногда понимают, что такое отношение продиктовано недостатком любви, и часто строгие родители пользуются большей любовью, чем те, которые всё позволяют детям.

Важно, чтобы дети никогда не были свидетелями родительских ссор и не выслушивали жалобы родителей друг на друга, равно как и родительские жалобы на своих детей посторонним. Все недоразумения следует обсуждать только наедине, и дети всегда должны видеть родителей едиными.

Родители, желающие дать детям православное воспитание, часто ощущают, что в этом им мешает среда и, в частности, школа. Это естественно, поскольку мы живём в окружении иноверцев, а многие школьные преподаватели воспитаны на принципах, чуждых православию. С раннего возраста следует внушать детям, что они чада Православной Церкви, в которой свои законы и свои воззрения, во многом чуждые окружающим, и этого не следует стесняться. При чересчур сильном натиске чуждого мировоззрения родители могут потребовать, чтобы школа уважала Православную веру.

Пусть дети дружат с православными детьми из здоровых семей, пусть важнейшим центром интересов для них станет приходский храм. Родители должны поддерживать в глазах детей духовный авторитет священника и ограждать их от всякой критики его.

Но воспитание в детях сознания того, что они принадлежат к особому церковному организму и к особой культуре, не должно вызывать у них презрения или осуждения других. Оно должно определяться только любовью и преданностью своей Церкви.

Прежде всего, детей нужно приучить к домашней и церковной молитве. Чем раньше приводить их в храм, тем легче они обучаются молитве и тем прочнее будет их благочестие в последующее время. Дети должны быть насыщены благочестивыми мыслями и чувствами в раннем дошкольном возрасте, чтобы подготовиться должным образом к мощному внешнему влиянию.

Но пусть ни на кого, кроме себя, не сетуют родители, если по их невниманию малый росток вырастет бесплодной смокОвницей. Хотите спасти ваших детей и спасти самих себя — воспитывайте детей в строгости и учении Господнем.

Только вера даёт возможность претерпеть невзгоды до конца и понести свой крест за Христом до дверей рая. Аминь.


( голосов: 11 )