Сретение. Фрагмент эпистилия темплона* из собрания монастыря св. Екатерины на Синае. Вторая половина XII века, источник изображения n.sad.ru

В сегодняшнем Евангелии говорится о том, что на сороковой день после рождения Спаситель был принесён в храм, как и подобало всякому перворождённому младенцу мужеского пола: он должен был посвящаться Богу. И в Иерусалимском храме встретили Его святые Симеон Богоприимец и пророчица Анна.

Историю святого праведного Симеона Богоприимца, наверное, многие знают. Он был одним из семидесяти переводчиков-толковников Библии. Человек он был по тому времени очень образованный. И когда он переписывал книгу пророка Исаии и дошёл до слов: Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог (Ис. 7, 14), то, по человеческому разумению, он решил: «Как это может быть? Это же невозможно!» И он решил исправить. В Третьяковской галерее есть картина, запечатлевшая, как Симеон собирается соскоблить ножом и исправить слово «дева» на «женщина». Но Ангел остановил его и сказал: «Всё, что здесь написано, - истина, и ты не умрешь до тех пор, пока не увидишь исполнения этого пророчества». И Симеон жил до глубокой старости, пока не исполнилось это пророчество. А как это произошло, мы слышали в сегодняшнем Евангелии.

Второе из действующих лиц сегодняшнего празднества - пророчица Анна, вдова чистая, подвизавшаяся при храме в посте и молитве. Она тоже сподобилась видеть принесенного в храм Спасителя-Младенца.

Этот праздник Сретения, т. е. Встречи, так же как праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, призывает всех к посещению храма Божьего. В храме пребывает благодать Господня, в нем совершаются все Таинства, в нем пребывает невидимый горный мир. Церковь во всей полноте своей всё время находится, прежде всего, в храме Божьем.

Известны видения, которые были во время богослужений. Так,  праздник Покрова Пресвятой Богородицы- свидетельство сказанному. Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний видели, как Матерь Божья покрывает своим Покровом всех молящихся. И вместе с Ней - Ангелы, апостолы, пророки и все святые. Ангел явился пророку Захарии в алтаре, когда возвестил ему о рождении Иоанна Предтечи.

То, что Ангелы Хранители находятся у престола Божьего в храмах, это - свидетельство того, что здесь особое место пребывания бесплотных сил и вообще святых. Поэтому Церковь воспевает так: «В храме стояще славы Твоея, на Небеси стояти мним». Зная это святые всегда стремились в храм Божий, и наши праздники памяти святых говорят о необходимости посещения храма Божьего.

Если воспитание Матери Божией - Той, Которая стала честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим, - происходило в храме Божием; если Господь был принесен Матерью Божией в храм и здесь Его встретил Симеон Богоприимец, который узрел в этом исполнение того, что ему было предсказано: ты не умрёшь до тех пор, пока не увидишь своими глазами Того, про Кого ты читал и думал: как это может быть? – то что ещё нужно говорить о значении храма Божьего в нашей жизни?

Обращаясь к Спасителю, Симеон Богоприимец говорит замечательные слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое, еже ecu уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля». Подтверждая и утверждая эти слова Симеона, от лица Господня воспевает Церковь: «Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит». Внешне Младенца держит на руках Симеон Богоприимец, но он держит Того, Кто держит всё творение в Своей руке.

В этих словах заключён глубочайший смысл. Когда в нашей жизни иногда возникают такие мысли, что мы что-то там делаем, как говорят, для созидания, для поддержания Церкви, что мы защищаем, отстаиваем Церковь, - на самом деле Церковь нас защищает, и отстаивает, и созидает нас.

Когда ещё в Ветхом Завете люди приносили дары в церковь, то Господь говорил им: «То, что вы Мне приносите, не Мое ли это? Поэтому приносите мне свою душу». «Даждь ми, сыне, твоё сердце» (Притч. 23, 26) - так говорит Господь. Нужно помнить эту истину: что, когда мы что-то совершаем как бы ради Бога или же во славу Божию, на самом деле не мы это совершаем, а Господь даёт нам это совершать или принимать в этом участие. Потому что все невидимо совершается благодатью Божьей. Всё творит Господь.

Если мы что-то делаем, то делаем потому, что Господь дал нам силы, дал разумение, и мы можем это делать. Ведь если у нас не будет ни рук, ни ног, ни разума, - что мы сможем сделать? И тот, кто делает, и делает так, как подобает, совершает то, что должен. Вот если он не делает, то совершает преступление.

Святой апостол Павел, получив благодать апостольства, говорит: Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая [обязанность] моя, и горе мне, если не благовествую! (1Кор. 9, 16) Такие слова можно сказать обо всем. Если мы что-то делаем ради Бога - мы уж не говорим, для храма, для Церкви, а вообще что-то делаем доброго, - то мы делаем то, что должны делать, и горе нам, если мы этого не делаем.

Святой праведный Симеон Богоприимец не дождался бы рождения Спасителя, если бы ему не дано было долголетие. Вот это как раз и есть то, что должно быть в душе каждого верующего человека: помнить, что всё - от Бога, и с Богом, и к Богу: Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 3).

Вот простейший пример: детей растят, воспитывают, учат. А потом этот ребёнок, выращенный родителями, получивший образование, профессию, что-то покупает и приносит в подарок своим родителям на день рождения или на именины. Какую часть он делает из того, что для него сделано?

Восточная мудрость гласит, что если ты на ладони своей изжаришь яичницу для своей матери, ты ничего еще для нее не сделал. То есть держать на огне руку так, чтобы в ней зажарилась яичница - это самопожертвование, - и то ещё это ничто из того, что ты должен был бы для неё сделать. Если, как говорит земная мудрость человеческая, которая тоже всё черпает от Бога, мы в таком долгу перед своими родителями, от которых получили жизнь, в каком же мы долгу перед Богом, от которого имеем всё?

Поэтому Господь, явив Своё неизреченное смирение, сказал: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела (Исх. 20, 9). Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, Владыка и Творец всего, Он не взял себе большую часть, не взял половину, ни третью часть - а только одну седьмую. И то, если взглянуть на это по сути,  то это больше дар Божий нам, чем наш - Богу. Потому что, вырываясь из круговерти суеты, мы приходим в храм Божий, получаем здесь благодать и хоть тогда задумываемся над бренностью этой жизни. Так очищается душа, и обновляется.

Будем же ценить дар Божий, который дан каждому человеку в его дарованиях. И этот бесценный дар - дар милости Божьей, веры истинной - храм Божий. Будем ценить это и по возможности посещать храм Божий, смиряться, всегда напоминать себе, что если мы пришли сюда, то не мы что-то совершили, а Господь сподобил нас вступить в это святое место. Аминь.

*Эпистилий (также эпистиль от греч. έπιστύλιον) — горизонтальная доска со сценами Великих праздников, которая ставилась поверх местных (главных) икон иконостаса на темплон (деревянный брус)