Проповедь протоиерея Симеона Льва в Неделю святых праотцов, 30 декабря 2018 г.
Проповедь протоиерея Симеона Льва в Неделю святых праотцов, 30 декабря 2018 г.

Печать

12praotsi

Святые праотцы Авраам, Исаак и Иаков, источник изображения — pravoslavie.ru

Се­го­дня – Неде­ля свя­тых пра­от­цов. В это вос­кре­се­нье за бо­го­слу­же­ни­ем Пра­во­слав­ная Цер­ковь вос­по­ми­на­ет всех древ­них ро­до­на­чаль­ни­ков (по-гре­че­ски пат­ри­ар­хов) богоизбран­но­го на­ро­да и их по­том­ков – от Ада­ма до Иоси­фа Об­руч­ни­ка, мнимо­го от­ца Мес­сии. Кто такие праотцы, и чем они отличаются от святых отец, память которых будет совершаться в следующее воскресенье? Отличие такое: под святыми отцами, как это видно будет из богослужения следующего воскресенья, Церковь имеет в виду не всех вообще тех, кого мы называем святыми отцами, а тех людей, которые жили до воплощения Христа и были Его предками по плоти. А вот сегодня празднуются святые праотцы. Это более широкое понятие. Это те, кто тоже жили до Христа и подготовили Его Рождество — но не обязательно тем, что были Его предками по плоти, а вообще это все праведные люди, которые жили в ветхозаветные времена.

Бытует мнение, что столько безобразий происходило во времена Ветхого Завета, что это Писание нельзя назвать святым, а злого иудейского бога – нашим Богом. Такое мнение святыми отцами называется ересью. Эта ересь была осуждена св. отцами 2-го Вселенского собора (7 правило 1,7) и 6-го Вселенского собора (правило 95).  Библия представляет собой собрание разных книг, не только вероучительных, но и исторических, и других. Те соблазнительные повествования в эти исторических книгах являются не недостатками Библии, а ее достоинством. В современных исторических книгах редко встретишь негативное описание недостатков своего народа, дурных наклонностях и его поражений. А если и встретишь, то объясняется это нашими добротой, простотой и доверчивостью. В Библии же все мерзости богоизбранного народа изображены во всей «красе», что вызывает у нас справедливое отвращение. Но вспомним, что в древнее время представляли собой другие народы. В цивилизованных греческих и римских обществах процветали содомия, свальный грех, педофилия, в храмах занимались развратом, младенцев приносили в жертву своим богам, к рабам относились как к говорящей вещи. И вот Библия показывает как из этой среды Бог выводит к праведной жизни избранный им народ, ставя ему в пример святых праотцев.

Св. праотцам  уделяется в Ветхом Завете довольно много места. Немало глав посвящено Аврааму. В них говорит­ся о вере. Далее, главы, рассказывающие историю Иакова, в которых содержится послание о том, как мы можем узнать Божию волю в своей жизни. Затем — последние главы книги Бытие, которые повествуют нам историю Иосифа. Остановим свое внимание на нём (Быт. 43, 26–31; 45, 1-16).

Иосиф — один из тех героев Писания, о которых можно сказать «чистые сердцем». Большинство из них имели свои плюсы и минусы, и рано или поздно их греховная природа обнаруживала себя, и мы видели их недостатки так же явно, как и достоинства. В связи с этим Иосиф покажется нам приятным исключением. Возможно, Иосиф — один из наибо­лее чистых людей в Писании. Именно рождение Иосифа, по-видимому, стало тем толчком, который побудил Иакова пор­вать отношения со своим дядей Лаваном и стать самостоятель­ным человеком. Иосиф был первенцем от Рахили — самой любимой из жен Иакова. Как только Рахиль родила, Иаков стал задумываться о том, как освободиться от притеснений дяди.

Итак, он идет к дяде Лавану и требует все, что ему причи­тается, таким образом, порывая отношения со своим тираном. Так как Иосиф был первородным от Рахили, Иаков откровен­но оказывает ему особое расположение. И это заставило братьев Иосифа возненавидеть его. Они сговорились убить его, но затем, по­думав, решили продать его работорговцам, направлявшимся с караваном в Египет.

Силою обстоятельств, ему неподвластных, Иосиф очутился в Египте, Вначале как раб, затем как узник. Но благодаря этим странным, Богом предопределенным событиям, Иосиф вскоре стал владычествовать над всем Египтом, уступая во власти лишь самому фараону. Жизнь Иосифа в Египте была поистине необычайна. И он ни капли не сомневался, что это Бог с определенной целью поместил его в Египет. Бог, конечно, знал заранее о приближавшемся голоде, способном стереть с лица земли тот избранный народ, через который Он собирался принести нам спасение. По этой причине мы можем назвать историю с Иосифом повествованием о провидении Господнем.

Но почему Библия уделяет столько места рассказу о каком-то человеке? Наверняка, потому, что здесь, в этой ис­тории, содержится чрезвычайно важное послание к читающим Слово Божие. И суть этого послания прекрасно выражена в одном стихе Нового Завета. В Послании апостола Павла к римлянам в 8-й главе 28-м стихе говорится: знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содейству­ет ко благу. На протяжении многих веков этот стих служил и продолжает служить утешением и благословением для Божьего народа. Именно эту мысль Бог хочет донести до нас через историю жизни Иосифа.

Другой важный момент, который мы видим в этом посла­нии, можно выразить единственным словом — благодать. Мы уже встречали это слово, когда читали историю жизни Иако­ва. «Благодать» означает милость и благословение от Бога, которые мы не можем ни заслужить, ни достигнуть каким-ли­бо другим путем. Благодать дается нам как дар.

В истории с Иаковом мы узнаем, как Иаков в конце концов осознал причину благословений, которые Бог посылал ему. Иаков понял, что все благословения, духовные и физические, которые он получал, были не чем иным, как результатом Божьей благодати. А ведь долгое время Иаков полагал, что он приобретал все эти благословения благодаря своему уму и своей хитрости.

Величайший пример тому мы находим в месте Св. Писания, где Лаван соглашается отдать Иакову часть овец из стада в уплату за его многолетний труд. Итак, они договорились между со­бой, что все овцы с крапинами и в пятнах будут принадлежать Иакову. А остальные -Лавану. В этот же день Иаков собрал свежих прутьев и, сделав на них нарезки, положил в том месте, где скот зачинал. Вряд ли Иаков заканчивал сельскохо­зяйственную академию, и наверняка он не ходил на курсы по проведению спаривания животных. Возможно, он просто по­верил, что его уловка поможет делу. Такой уж человек был этот Иаков. Он считал, будто его хитрость помогает приобре­тать благословения. Но в итоге Бог открывает ему глаза и говорит: «Иаков, ведь все это — действие Моей благодати». И после этого мы услышим, как Иаков при встрече с Исавом скажет: Бог милостиво поступил со мной. Когда я переходил Иордан, то не имел ничего, кроме посоха, а теперь у меня два стана. Бог поступил со мной по благодати.

История жизни Иосифа иллюстрирует ту же истину, но немного по-другому. Иосиф находится в очень трудных обсто­ятельствах. Его продают в рабство. Затем сажают в темницу. И опять-таки, он проходит через все эти трудности не потому, что он заслужил их, но чтобы Бог прославился через его жизнь. По благодати Своей Бог благословил Иакова, и по благодати же Бог призвал Иосифа прожить такую жизнь. Бог специально поместил его в такие условия, приготавливая и нас­тавляя через испытания, чтобы в свое время сделать его чело­веком, способным спасти еврейский народ от голодной смер­ти. В конце повествования становится очевидным, что вся жизнь Иосифа была подготовкой к этому великому служе­нию. Какие же практические уроки мы можем извлечь из истории Иосифа? Рассматривая отношения Иосифа с отцом и братьями, мы видим, что эти отношения далеко не идеальны,

Все мы знаем, что плохо делить своих детей на любимых и нелюбимых. А так как Иаков делает Иосифа своим любим­чиком, то как отец он явно несправедлив по отношению к братьям Иосифа. Да и к самому Иосифу тоже, потому что причиной ненависти к нему братьев и всех последующих труд­ностей в жизни является его особое положение в семье.

__Урок, который мы можем извлечь для себя из этой истории, состоит в том, что ни у кого из нас нет совер­шенных родителей. И, появляясь на свет, мы не имеем воз­можности выбирать их, так же, как не выбираем братьев и сестёр. Но мы подвергаемся поразительно сильному влиянию со стороны и тех, и других. Сколько неудач, боли и горя было в нашей жизни из-за ошибок самых близких нам людей. И в истории жизни Иосифа Бог хочет, чтобы мы поняли следую­щее: хотя наши родители и несовершенны и, может быть, допускали ошибки по причине равнодушия или даже злобы, в любом случае нам нужно помолиться той молитвой, которой молился Иисус на кресте: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34).

__Иосиф своей жизнью говорит нам: Бог стоит за всеми событиями вашей жизни. Ему подвластно всё и вся, включая ваших родителей, братьев и сестёр. Богу подвластны все силы. Ему подвластны и обстоятельства нашей жизни. И если мы будем действовать в этих обстоятельствах с Божьей по­мощью, то Господь использует эти обстоятельства, чтобы при­готовить нас к тому служению, которое Он хочет возложить на нас. Возможно, кому-то случалось, получив такую возмож­ность нести служение, ощущать, что Бог готовил вас к нему с момента вашего рождения? Многие люди испытывают это чув­ство. Иногда на нас сваливаются такие несчастья, что мы удив­ляемся: «Почему я? Почему у меня такие трудности?» Но Писание говорит через Иосифа: Бог управляет всем. И когда Бог дарует вам благодать действовать в этих обстоятельствах под Его водительством, вы обнаружите, что именно эти собы­тия и эти люди являются движущими силами, которые Бог использует для вашего духовного роста. Это те инструменты, которыми Бог пользуется, чтобы однажды призвать вас на служение, согласно Его божественному замыслу.

__Вот как Иосиф говорит своим братьям в 45 главе Бытия: Но теперь не печальтесь, и не жалейте о том, что вы продали меня сюда; потому что Бог послал меня перед вами для сох­ранения вашей жизни. Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избав­лением. Итак, не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всём доме его, и владыкою во всей земле Египетской. Идите скорее к отцу моему, и скажите ему... Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли. Ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня (ст. 5-10). Как видим, Иосиф полностью убежден, что Бог управляет всеми событи­ями в его жизни, и поэтому он говорит братьям: Не вы послали меня в Египет. Вы думали, что вы это сделали. Вы думаете, что сделали мне зло. Но это не вы, а Бог послал меня в Египет.

В вернемся к тексту Писания. Бытие, глава 50, Иосиф и его братья снова вместе. Отец их умер, и братья боятся мести Иосифа. В стихах 19 и 20 запечатлен ответ Иосифа братьям: Не бойтесь, ибо я боюсь Бога. Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что есть: сохранить жизнь великому числу людей. Ответ Иосифа: Бог обратил зло в добро. Запомним это. Дети любят задавать вопрос: «Что делает Бог целый день?» Есть много ответов на этот вопрос. Один из них: «Бог целый день занимается тем, что обращает зло в добро». Аминь.


( голосов: 4 )
вернуться к оглавлению раздела