Проповедь протоиерея Симеона Льва на Евангелие от Луки (Лк. 6.46 - 7.1): притча о доме, построенном на камне и доме, построенном на песке, 17 октября 2018 г.
Проповедь протоиерея Симеона Льва на Евангелие от Луки (Лк. 6.46 - 7.1): притча о доме, построенном на камне и доме, построенном на песке, 17 октября 2018 г.

Печать

09propoved

Источник Изображения — pravoslavie.ru

Послушаем ещё раз сегодняшнее евангелие: Что вы зовёте Меня: Господи! Господи — и не делаете того, что Я говорю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.

Очевидно, что в рассказанной Спасителем притче о строителях домов, противопоставляются люди слышащие и говорящие с людьми делающими и исполняющими. Господь показывает различие между послушными и непослушными слушателями на примере мудрого строителя, который глубоко копал и основал дом свой на камне, и глупце, который не хотел слишком утруждать себя и построил дом на песке. Посторонний человек, глядя на законченные дома, не заметил бы между ними никакой разницы. Потому, что отличие было в фундаменте, а фундамент не виден. Лишь когда поднялась буря – открылась разница: дом на каменном основании остался непоколебим, дом же на песке — развалился.

Также и люди, называющие себя христианами, часто похожи друг на друга. Бывает трудно понять, кто из них истинные христиане, а кто только облик имеет благочестивый. На первый взгляд и те и другие, кажется, ведут христианскую жизнь. И те, и другие читают Св. Писание, посещают церковь, слушают проповеди, крестятся, держат дома много икон, могут рассуждать о Божественном. Определить между ними разницу очень трудно, потому что глубокое основание их жизни скрыто от глаз. Вопрос не в том, слушают ли они учение Христа (и даже не в том, верят ли они этому учению), но в том, делают ли они то, о чем слышат. Лишь буря откроет истину. Иногда буря гонений, или ветер несчастья, или поток соблазнов показывает, что мы за люди. Благочестие нелегко отличить от его подделки, пока не придет испытание.

Истина, о которой рассказывает Спаситель, состоит в том, что ни рассудочное знание, ни словесное исповедание, хотя они и важны сами по себе, не могут заменить послушания. Вопрос не в том, как мы молимся, долго ли, вдохновенно, со слезами ли, и не в том, что мы говорим о Христе, правильно ли, красиво, благоговейно ли. Вопрос в том, делаем ли мы то, что говорим, и делаем ли то, что знаем. Другими словами, является ли наша вера основой нашей повседневной жизни.

Спаситель всегда подчеркивает, что истинно слушающие и исповедующие Его, всегда будут Ему послушны, выражая веру свою в делах. Апостолы Иисуса никогда не забывали это учение. Это видно из их Посланий. В 1 Послании Иоанна, например, много подобных предостережений: Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём... Кто говорит: «Я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины (1 Ин. 1, 6; 2, 4). Послание Иакова, с другой стороны, полно опасений по поводу рассудочного знания. Фарисейство не может спасти, как пишет он, но лишь вера, выраженная в добрых делах; поэтому мы должны быть исполнители слова, а не слышатели только (Иак. 1, 22–25; 2, 14-20).

Применяя это учение к самим себе, мы должны признать, что хождение в храм, чтение молитв и Евангелия ещё не делает человека православным. Наша принадлежность к Церкви накладывает на нас серьёзные обязательства, мы должны услышанное и исповеданное нами претворять в своих делах.

Спаситель даёт Своим последователям не просто свод нравственных правил, идеалов, которые полностью отличаются от пути мира, но призывает их отвергнуть господствующую мирскую культуру в пользу христианской. Неоднократно мы слышали в Писании призыв Господа к Своему народу — отличаться от всех остальных. Он призывал нас быть солью земли и светом мира. Это Он назвал мир лежащим во зло и разлагающимся. Его ученики должны быть солью, предотвращающей гниение. Над нашим миром довлеет тень смертная. Ученики Иисуса должны быть светом, рассеивающим его тьму и сумрак мира.

Сегодняшнее Евангелие указывает нам, что наша праведность должна быть глубже, чем внешнее благочестие. Она должна касаться наших сердец, а наша любовь должна обнимать даже наших врагов. В благочестии должны мы избегать показушности лицемеров, а в молитве — многословия язычников. Вместо этого, наше пожертвование, молитва и пост должны быть доброхотными, без самооправданий, в них должна выражаться наша христианская целостность. Сокровищем своим мы должны выбрать то, что сохраняется в вечности, а не то, что разрушается на земле, т. е.— Бога, а не деньги или имущество. Наш ум должен быть занят не собственной материальной обеспеченностью, а распространением Божьего закона и правды в мире, продолжение дела Христова.

Верный ученик Христов, Апостол Павел, следуя наставлению своего учителя, призывает нас: не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). В этом и состоит выбор: следовать за толпой или за Христом, быть тростью, колеблемой ветрами политической пропаганды, общественного мнения или находиться в повиновении Слова Божьего. Господь постоянно напоминает нам о неизбежной необходимости выбора. И этот выбор намного важней выбора работы или спутника жизни.

Поэтому и сегодняшний Евангельский отрывок изображает нам два пути — узкий и широкий и два здания — на камне и на песке. Господь в очередной раз показывает нам важность выбора между ними: один путь ведёт к жизни, другой — заканчивается гибелью, одно здание надёжно, а другое ожидает падение. Аминь.


( голосов: 4 )
вернуться к оглавлению раздела