Проповедь протоиерея Симеона Льва в неделю о слепом, 21 мая 2017 г.
Проповедь протоиерея Симеона Льва в неделю о слепом, 21 мая 2017 г.

Печать

08slepoy

Источник изображения — radiovera.ru

Прочитанное сегодня в храме Евангелие рассказывает нам о чуде исцеления Христом слепого от рождения. Евангелист Иоанн передаёт обстоятельства чуда с особой полнотой и обстоятельностью.

Из отрывка, во-первых, ясно, сколько скорби принёс в мир грех. Перед нами печальный случай: человек — слепой от рождения. Трудно вообразить более тяжёлое несчастье. Из всех физических неду­гов, быть может, нет большего, чем отсутствие зрения. Этот крест, возло­женный на человека, лишает его одной из самых великих радостей жизни. Он заключает нас в узком личном мире, делает нас болез­ненно беспомощными и ставит в зависимость от других. Люди не сознают полностью ценность зрения, пока не потеряют его. Слепота, как и всякая иная телесная немощь, является плодом греха. Если бы Адам не пал, люди никогда не стано­вились бы ни слепыми, ни глухими, ни немыми. Многочисленные недуги, постигающие плоть, неисчислимые страдания и болезни, физические недостатки, которыми мы все обладаем, вошли в мир, когда проклятие снизошло на землю. Нам надо научиться ненавидеть грех, как его ненавидит Господь. Для этого мы должны видеть в нём источник большей части наших забот и тревог. Церковь призывает нас бороть­ся с ним в себе и в других, умерщвлять его и питать к нему отвращение. Нет более основательного доказательства, что человек — падшее творение, чем тот факт, что он способен любить грех и наслаждаться им.

Отметим, во-вторых, в евангельском отрывке ценное наставление об использо­вании возможностей, которое Христос даёт нам. Он говорит ученикам, расспрашивающим Его о слепом: Мне должно делать дела..., доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Эти слова особенно справедливы в отношении Самого Спасителя. Он хорошо знал, что Его земное служение будет длиться всего три года, и, зная это, Он старался не тратить время попусту. Он не пропускал ни одного случая творить дела милосердия и заботиться о начинаниях Своего Отца. С утра и до вечера Он испол­нял труд, который Отец поручил Ему. Творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его было Его пищей (Ин 4, 34).

Мы с вами призваны подражать Христу и беречь ценное время, отпущенное нам на земле. Наша земная жизнь — это наш день. Позаботимся о том, чтобы наполнить его трудами во славу Бога и на пользу своей души и ближних. Будем следовать путём спасения со страхом и трепетом, пока можно говорить ныне. Нет ни дела, ни трудов в могиле, к которой мы все спешим. Мы должны молиться, святить наши праздники, слушать Слово Божье и творить добро, пока живём, не забывая, что ночь близка. Время наше коротко. Дневной свет наш скоро угаснет и упущенные возможности не возвратить. Никому не дана вторая жизнь на земле. Противостанем искушению откладывать дела наши, как противостояли бы самому дьяволу. Все, что может рука твоя делать, по силам делай,— говорит библейский Екклесиаст (9,10). Приходит ночь, когда никто не может делать.

Отметим в этом тексте, в-третьих, какие различные средства использо­вал Спаситель, творя чудеса. Исцеляя слепого, Он мог бы, если бы считал то подходящим, просто коснуться его рукой или повелеть словом. Однако, евангелист Иоанн пишет: Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому. Во всём этом, не заключалась целебная сила. Но по мудрому соображению Господь благоизволил сделать именно так. Нет сомнения, что в этом, как в любом ином действии Господа нашего, содержится поучительный урок. Можно предполагать, Он показывает нам, что Господь неба и земли не связан каким-либо одним средством или способом. Даруя благословение человеку, Он будет действовать по-своему, и никому не позволит предписывать Ему как поступать. Прежде всего, это действие должно научить получивших дар из рук Христа осторожно оценивать опыт других в сравнении с собст­венным. Если нас исцелил Христос и дал нам зрение и жизнь, побла­годарим Бога за это и будем смиренны. Но остережёмся точки зре­ния, что другой не исцелился, потому что не был привлечён к духов­ной жизни тем же образом. Нам же более приличествует спросить себя: “Открыт ли взор моего разума? Зряч ли я? Имею ли духовную жизнь?” Достаточно, если лечение проведено и здоровье вернулось. А если так, то предоставим великому Врачу выбор средства и образа дейст­вия – пусть это будет комок земли, касание пальцев или устное повеление.

Обратим внимание в этих стихах, наконец, и на всемогущую силу, которую Христос держит в Своих руках. Мы наблюдаем Его в действии, которое естественным образом было бы невозможным. Без лекарств Он исцеляет неизлечимого больного: даёт зрение слепорождённому. И всё-таки нам интересно, что за странный образ действия: Христос делает брение из плюновения, помазывает глаза слепому этим брением и посылает его умыться в Силоамской купальне. Если говорить о физической стороне дела, то здесь вроде бы всё объяснимо: логично предположить, что у слепорождённого глаза были затянуты плёнкой. Христос хочет снять ее. Для этого надо потереть её песком. Но сухой песок не держится на незрячих, сухих глазах. Поэтому Спаситель полюет на землю, смешивает слюну с песком и замазывает этим брением глаза. Слепой, идя к купели, моргает по дороге, и благодаря этому сдирает песком с глаз плёнку. Дойдя до купели, он промывает глаза от песка, и начинает видеть.

Теперь попробуем разобраться какой духовный смысл в действиях Христа.  Широко открытые глаза слепого делали вид, что он как будто видит. Но Христос замазывает ему глаза грязью — пусть не кажется человек зрячим, раз он на самом деле ничего не видит! У человека от природы не имеющего познания истины и даже не способного познать её, но который, тем не менее, воображает, будто такое познание у него имеется,— у такого рукою Христа будет отнят этот фальшивый призрак зрения, чтобы он мог получить потом настоящее познание. Смысл второго повеления — умыться в Силоамской купели,— разъясняет сам евангелист. “Силоам” по-еврейски означает “посланный”, т. е. Мессия. А это должно навести слепого на мысль, что исцеляет не вода, а Дух Христа-Мессии, действующий в ней. Использование Спасителем придорожного песка и праха, должно напомнить людям, что из праха создан первый человек и оживлён Духом Божьим; через прах Духом Божьим Христос творит зрение человеку, и это указывает, что Он — Бог.

Можно ли было промыть глаза на месте? Можно, но тогда сотни людей не получили бы вразумления, а так по всему пути прохождения слепого с замазанными глазами сотни людей обращали на него своё внимание, спрашивали его и друг друга, что с его глазами? Так как не легко признать, что слепой прозрел, то Христос заранее готовит дальностью пути многих свидетелей, а необычайностью зре­лища — внимательных зрителей, чтобы они, хорошо заметив, не могли уже говорить: то ли это — он, то ли — не он. И, наконец, нельзя было опасаться и того, что слава будет отнесена к Силоаму. Многие и много раз умывали в нём глаза, но не испытали ничего подобного. Здесь действовала сила Христова.

Ещё обратим внимание на душу слепца, во всём послушную Господу. Не говорил он: если брение, или плюновение может даровать зрение, то какая мне нужда в Силоаме? А если нужен Силоам, то зачем брение? Нет, не думал он ничего подобного, но заботился только о том, чтобы во всём повиноваться Христу, и не соблазнялся ничем происходившим. Если же кто спросит: как он прозрел, смыв брение? — то не услышит от нас ничего другого, кроме того, что мы не знаем, как это произо­шло. И что удивительного, если мы не знаем? Не знал этого ни евангелист, ни сам исцелённый. Он знал только, что произошло, а как — того не мог понять. И когда спрашивали его об этом, он говорил: брение возложил Он мне на очи, и умылся, и вижу; а как это сделалось, он не может сказать, хотя бы тысячекратно спрашивали его.

Такого рода чудо предназначено вернуть нас к древней истине, которую мы никак не можем усвоить. Оно вновь обнаруживает перед нами, что Иисусу Христу, Спасителю грешников дана всякая власть на небе и на земле (Мф 28,18). Чудо исцеления, прежде всего, вселяет надежду о наших душах и душах других людей. Можем ли мы отчаиваться и терять веру в спасение, имея такого Спасителя? Есть ли духовный недуг, который Он не в силах исцелить? Он может открыть глаза наиболее грешным и невежественным и дать им увидеть то, чего они прежде не замечали. Он может послать луч света в самое тёмное сердце и устранить слепоту и предрассудок.

Только себя мы можем винить, если не будем спасены. Одесную Бога есть Тот, Кто силен помочь нам, как только мы к Нему обратимся. Не будем откладывать на завтра этот шаг. Завтра Божья милость к нам может превратиться для нас в Божью справедливость. И вместо ободряющих слов мы услышим страшные, но справедливые слова: Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин. 3, 19). Они подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его (2Фес. 1,7).

Поспешим же исправить нашу жизнь, чтобы сохранил нас Господь от исполнения этих слов. Аминь.


( голосов: 6 )
вернуться к оглавлению раздела