Совсем недавно мы праздновали Рождество Христово, и вот, новый великий праздник - Крещение! Ещё не прошло и двух недель! В душе ещё повторяются слова Рождественских песнопений: "Христос рождается, славите!" А сейчас уже запели про Иордань, про Крещение! Просто, естественно душа проходит путь вместе с Младенцем-Христом от Вифлеема к Иордану. Хотя на самом деле эти события были совсем в разное время; между ними лежит расстояние в целых 30 долгих лет.

Господь крестился, когда был уже вполне зрелым, возрастным Мужем, когда уже настала пора Его великого общественного служения. Как и в чём прошли эти промежуточные 30 лет, - об этом мы знаем очень мало. Евангелие подробно говорит только об Его первых младенческих днях, а как Он рос, воспитывался в Назарете, как протекали Его отроческие и юношеские годы, - об этом там нет никаких указаний. Только вскользь, как будто мимоходом, упоминается один случай как Иисус, будучи 12 лет, ходил в Иерусалим и там отстал от Своих родителей. После долгих поисков и понятных тревог, они нашли Его в храме, среди старых законников-учителей, которых Он изумлял Своими мудрыми, не по летам, речами. Вот и всё, что мы знаем; это единственный слабый просвет. Впрочем, в Евангелии, тут же, прибавлено, что Иисус вообще во всём повиновался родителям, преуспевал в премудрости и пользовался общей любовью. А Предание, сверх того, добавляет, что Он помогал Своему названному отцу, Иосифу, в его ремесле; а Иосиф, как мы знаем, был плотником. Вообще, судя по всему, эти тридцать лет не ознаменовали себя ни чем выдающимся. Иисус рос, учился и трудился; все окружающие: родные, знакомые и соседи считали Его самым обыкновенным смертным и только особенно ценили и любили Его за Его чистоту и скромность. Да и кто бы мог подумать, что этот молодой плотник, работающий за верстаком, есть Предвечный Сын Божий? Что это Тот Самый Мессия, Которого все ждали в царском блеске, могуществе и славе?

Но настал день, когда открылась Божественная тайна Христа. На диких, пустынных берегах Иордана появился человек странного вида, одетый в какой-то плащ из верблюжьей шерсти и подпоясанный кожаным поясом. Но ещё страннее были его речи. Сурово и строго, как древний пророк, он всех призывал к покаянию: покайтесь, - говорил он, - ибо приблизилось Царство Небесное. Это был Иоанн, великий Предтеча Христа. Речь его была загадочная, не совсем ясная, на что-то намекающая. Всё это, естественно, вызвало разные толки, общее любопытство, - и к нему со всех сторон потянулся народ. С напряжённым вниманием, со страхом, слушали все его настойчивый, вдохновенный призыв; невольно замирало сердце предчувствием чего-то великого, необычайного. Потрясённые его словами многие тут же, открыто исповедовали свои грехи, и Иоанн крестил их в Иордане. Это было как бы внешним, видимым знаком их покаянного очищения. Вполне естественно, что это таинственное появление Иоанна и сама его личность вызвали всевозможные догадки: явилось даже предположение, - не он ли обещанный Христос?

Но Иоанн решительно и даже, как будто ревниво, спешил рассеять это заблуждение. Он, видимо, хотел остаться в тени и всем говорил, что он только недостойный слуга и предвестник Мессии. “Я крещу всех водою” - объяснял он, - “но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым” (Мф. 3,11). Но вот, однажды, Иоанн в первый раз лицом к лицу увидел Того, о Ком возвещал! Вся душа его затрепетала. И радость, и благоговение, и священный ужас - всё это смешалось в его душе. Между тем, Господь подошёл к Иоанну и требует для Себя такого же Крещения в реке. Тут уж Иоанн окончательно смутился: "Как? Крестить Его, своего Творца, своего Бога, крестить в знак покаяния? Но ведь это только для обыкновенных, грешных людей!" И сначала святой пророк ни за что не хотел согласиться. "Мне надобно креститься от Тебя, - отвечал он Христу, - и Ты ли приходишь ко мне?" (Мф. 3, 14). Но Господь мягко и в то же время решительно сказал Иоанну, что так нужно, что так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15). Иоанн не посмел больше прекословить и крестил Иисуса. И в тот момент, когда Господь выходил из воды, Дух Святой в виде голубя сошёл на Него, а с неба послышался голос Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение" (Мф. 3, 17).

Так свершилось Крещение Господа. Конечно, Cам по Cебе Он не имел в этом нужды, ведь принятие крещения было покаянным обрядом, символом очищения от грехов. А зачем и в чём было каяться Ему, Безгрешному, Святейшему, в Котором даже заклятые враги не могли найти хотя бы малейшего пятна неправды? Но Он всё же счёл нужным исполнить этот обряд, чтобы освятить его Своим примером, чтобы ввести его в жизнь, в общее употребление в Своей будущей Церкви.

Вот откуда идёт, и где началось наше сегодняшнее христианское Крещение! Оно идёт от Иоанна, началось с берегов Иордана и навеки освящено примером Самого Господа. Но тогда, при Иоанне, это был только обряд, только символическое действие - само по себе, это крещение не сообщало какой-нибудь благодатной, очистительной силы, это был лишь условный знак, которым человек как бы удостоверял свою готовность исправиться и больше не грешить. У христиан этот обряд стал Таинством. В нём скрыта чудесная благодатная сила, которая, как огнём, очищает душу человека, здесь как бы заново перерождается вся его духовная природа, с неё смывается даже та греховная наследственность, которая идёт к нам от Адама. Крещение - это необходимый акт для вступления в Христову Церковь. Но этого ещё мало: без Крещения и Царство Божие закрыто для человека. Сам Господь сказал, что только тот, кто будет веровать и креститься, спасён будет (Мк. 16,16). В Крещении, под видом внешних действий, мы навеки обручаемся Христу, даём клятвенный обет служить Ему до гроба. С этого момента мы уже не принадлежим себе, обязуемся жить по воле Христовой. В этом и состоит основной смысл Таинства. Наша Церковь выразила его в этой торжественной песне, которую вы только что слышали сегодня: «елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся».

К сожалению, у нас почти у всех замечается одна странная и печальная черта. Самые великие и глубокие идеи у нас как-то незаметно сводятся к одной наружней форме. Внешность, оболочка, обрядовая сторона - это всё в порядке, за это мы держимся крепко. А что там внутри, в чём состоит самая идея, её сущность, - на это мы часто не сумеем и ответить. То же самое приходится сказать и про Таинство Крещения. Как богослужебный акт, как обряд, оно ценится у нас очень высоко, его все чтут, уважают, в семье этот день обыкновенно справляется, как праздник. Но этим, кажется, всё и ограничивается. На другой день про Великое Таинство уже не бывает ни разговора, ни помина. Разве только крестильная рубашка да крестик кое-когда напомнят про этот святой день. У нас вообще принято думать, что ребёнок окрещён - и слава Богу! Значит, он - христианин, а если и умрёт, так не беда, Царство небесное для него обеспечено. Да, пока он ребёнок, неразумный, несмышлённый, - это верно; чего с него и требовать? Но ведь этот ребенок потом вырастет, станет большим, может быть, доживёт до глубокой старости. Неужели и тогда он будет утешать себя по-детски: "Я крещён, значит, спасён!" Как бы не ошибиться в расчёте! Ведь Крещение не только даёт права, но и налагает обязанности. 

Вспомним наши обеты, клятвы. Вспомним, как мы отрекались от сатаны и торжественно объявляли, что сочетались Христу! Не будем ссылаться на то, что мы были тогда детьми и не могли сознательно давать эти обеты. За нас ручались наши воспреемники. Ведь они не за себя, а от нашего имени произносили эти клятвы. Неужели мы станем это отрицать? Ведь когда мы пришли в разум, стали жить сознательной жизнью, нам, конечно, всё это объяснили. Отчего же мы тогда не заявили, что нас крестили насильно, что мы не хотим быть христианами, что не согласны сочетаться Христу? Это, впрочем, ещё не поздно и теперь. Теперь ведь у нас объявлена полная религиозная свобода; ничью совесть не стесняют. Кому есть охота, может во всякое время перейти хоть в иудейство, хоть в мусульманство и даже в язычество. Но я думаю, что такие охотники едва ли найдутся. Одна такая мысль кровно оскорбила бы нашу совесть. Каждый из нас убеждённо скажет: «нет, я христианин, христианином и умру». А если так, значит, мы принимаем и все обязательства, данные за нас при крещении. А где же они на самом деле, все эти обеты, эти торжественные клятвы? Где наша любовь ко Христу? Верность Его заветам? Ведь каждый наш грех есть уже измена Христу. Попробуем подсчитать, если сможем, сколько раз мы Ему изменили, нарушили свою присягу? А таких людей зовут  "привычный клятвопреступник".

Надо одуматься, пока ещё есть время! Не обольщать себя понапрасну! Одно Крещение, одно имя христианина ещё не спасёт нас. Для этого нужно и жить по-христиански. Иначе и с нами может повториться то же, что было с древними фарисеями. Они чрезвычайно гордились своим происхождением от Авраама и думали, что за одно это Бог предоставит им первые места в Своём Царстве. Но Господь на это сказал им с упрёком: если бы вы были дети Авраама, то и творили бы дела Авраама; а потом добавил уже с гневом: вы отца вашего диавола дети и похоти отца вашего хотите творить. И я очень боюсь, что, может быть, такой же приговор придётся услышать и нам, если мы не поспешим раскаяться и не начнём жить заново, по евангельским заветам Христа. Аминь.