Вопросы священнику

В этом разделе публикуются ответы священника нашего храма на Ваши вопросы. Вопросы можно присылать по электронному адресу храма преп. Сергия в Бусинове - Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript с пометкой "на сайт, вопросы священнику".

На вопросы ответит священник Павел Миронов.

Ответ на вопрос священнику 8 - О Таинстве Елеосвящения (Соборования)

Внимание, откроется в новом окне. Печать

05soborovanie

Вопрос. Дорогой отец Павел! Расскажите, пожалуйста, какие существуют правила по подготовке к Таинству Соборования? За какой срок до участия в Таинстве Соборования христианин должен исповедаться и причаститься Святых Таин? Можно ли христианину собороваться, если он давно не исповедался / не причащался (может быть, это возможно как исключение, если он исповедуется вскоре после Соборования)? Можно ли участвовать в Соборовании, если никогда прежде ни исповедался и не причащался?

Также, я встретила два разных мнения священников о том, зачем нужно Таинство Соборования. В одном случае батюшка сказал, что в этом Таинстве человеку прощаются грехи, совершённые в неведении, а также подаётся здравие душевное и телесное. А другой батюшка сказал, что мнение о том, что в при Соборовании прощаются забытые грехи — это ошибочное народное поверье, на самом деле Соборование — это просто Таинство для исцеления Телесного.

Подскажите, пожалуйста, какое из этих мнений верное? Каковы источники наших знаний о Таинстве Соборования?

Таинство Соборования многим не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадёжно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется. Очень нередко встречаются люди, убеждённые в том, что это Таинство «для того, чтобы полечиться, и чтобы разрешились самые сложные жизненные проблемы». Много вопросов возникает у прихожан относительно содержания Таинства, критериев участия в нём и т. д. Постараемся кратко разобраться во всем этом.

Елеосвящение в греческом варианте означает буквально «молитвомаслие», то есть помазание освящённым маслом. Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием, поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно. Согласно определению, составленному святителем Филаретом Московским в Катехизисе, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». По словам святителя Симеона Солунского, «елей [таинства] есть елей святой по силе священнодействия, и исполнен божественной силы, и вместе с тем, как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его».

Таинство Елеосвящения имеет евангельское происхождение. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (Мк. 6, 13), «призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Согласно этому свидетельству, ещё до голгофских страданий Спасителя такое священнодействие, подавало помощь больным и телесно, и духовно.

Основное же свидетельство установления Таинства содержится в Послании апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15). Помазание, упомянутое в Послании ап. Иакова, не является ни обычным врачеванием (хотя известно, что елей использовался как медицинское средство), ни исключительным харизматическим даром, поскольку исцеление совершается иерархическим священством (пресвитерами), а главным средством исцеления служит церковная молитва.

По различным раннехристианским источникам можно предположить, что изначально помазание елеем было одним из использовавшихся христианами средств исцеления наряду с возложением рук, освящённой водой, заклинанием больного именем Господним, участием в таинстве Евхаристии, которое авторы называют «врачевством бессмертия» и «лекарством жизни». Свт. Иоанн Златоуст, перечисляя обязанности пресвитеров, писал, что они не только крестят, но и исцеляют от грехов, совершённых после Крещения, и приводил цитату Иак. 5, 14–15. Первое твёрдое свидетельство о самостоятельном таинстве Елеосвящения содержится в приписываемом прп. Иоанну Дамаскину слове «О почивших в вере» (VIII в.), где различаются святое миро и «иной елей, помазывающий которым, желая помазать болящего, сначала сам приобщается помазания, а потом помазывает и страждущего». С конца VIII в. сохранились литургические рукописи, содержащие молитвы византийского чина Елеосвящения.

Над кем может совершаться таинство Елеосвящения? В этом вопросе практика Русской Церкви опять радикально отличается от практики Иерусалимской и Греческой Церквей. 163 правило Номоканона при Большом Требнике запрещает помазывать здоровых людей. Интересно, что об этом говорят дореволюционные грамоты, которые выдавались священникам. В них говорилось о том, что «священник да не дерзнет помазать здорового человека».

Вместе с тем, совершение таинства Елеопомазания над здоровыми людьми засвидетельствовано литургическими памятниками, начиная с X века. В них говорится, что наряду с больным, над которым совершали Маслособорование, помазывались елеем и его домочадцы. Размышляя о такой полярности мнений и пытаясь их примирить, С.В. Булгаков, составитель Настольной книги священнослужителя, полагает, что Соборование над здоровыми людьми имеет исторически-символический смысл. Когда мы все приходим в церковь после большого покаяния для того, чтобы прийти к Спасителю и принести ему плоды своего покаяния, как та блудница, которая пришла и помазала Его ноги.

И действительно, понимание смысла таинства Елеосвящения тесно связано с личным глубоким покаянием и с проблемой соотношения греха и болезни. Евангельское слово подлинными причинами болезней называет человеческие страсти, поэтому исцеление от болезней через Елеосвящение неразрывно связано с освобождением от грехов и страстей. Принимая именно такой аспект Таинства, можно допустить участие в нём и здорового человека, чьё желание собороваться весьма осмысленно и явилось следствием пережитых тяжких недугов души. При этом ни в коей мере участие таких людей в Соборовании не умаляет и не исключает значения Исповеди и Причастия, а, напротив, может служить первым шагом к духовному исцелению.

Впрочем, вопрос личного покаяния относится и к физически немощным участникам Соборования. И здесь возникает очень серьёзная проблема — проблема бессознательного участия в Таинстве, просто потому, что такая традиция. Часто в храм приходят люди малоцерковные или вовсе нецерковные, которые вкладывают в это Таинство собственный смысл, ничего общего не имеющий с целью Елеосвящения. Таким людям собороваться недопустимо. Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет. Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длинную и тяжёлую службу, сделал всё, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Также не принято участие в Таинстве маленьких детей, то есть до семилетнего возраста и без острой необходимости. Поскольку существенной стороной таинства Елеосвящения является отпущение грехов, при решении вопроса об участии в этом таинстве детей следует руководствоваться теми же правилами, какие относятся к таинству Покаяния.

Не соборуют страждущих людей, находящихся в бессознательном состоянии, но за исключением тех, кто ранее засвидетельствовал желание собороваться перед тем, как впал в бессознательное состояние. Такой подход следует в этом вопросе синодальной практике, допускающей совершение Соборования в случае, если «больной прежде выражал желание принять таинство, если не словом, то каким-либо знаком — движением рук или глаз показал своё сердечное сокрушение и раскаяние в грехах» [5]. Таким образом, важна воля самого больного, вполне возможно, что он уже не желает бороться за своё физическое существование, а хотел бы отойти ко Господу.

Из понимания, что причина болезни — грех, существуют два основных мнения: прощаются все грехи, прощаются только забытые грехи. Отпущение грехов — неотъемлемый аспект таинства Елеосвящения. Болезнь и грех связаны между собой — об этой связи пишет сам апостол Иаков в начале своего послания: «Сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1, 15). Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни. Это соотносит Елеосвящение с таинством Покаяния — первое восполняет второе, особенно для тяжелобольных, но не отменяет его. Согласно церковной традиции, Елеосвящение предпочтительно совершать вместе с исповедью. В некоторых случаях преподание больному таинства Покаяния может оказаться и вовсе невозможным, и тогда Елеосвящение остаётся единственным средством разрешения его от грехов.

О том, что от пресвитеров через священнодействие Маслоосвящения верующему преподаётся прощение именно «всех» или «многих» грехов, свидетельствуют такие авторитетные церковные писатели, как Тертуллиан, Ориген, свт. Амвросий Медиоланский, свт. Ириней Лионский, свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Иерусалимский, свт. Григорий Турский, блж. Феодорит Киррский, прп. Иоанн Дамаскин и многие другие. И лишь очень поздняя схоластическая богословская мысль пришла к странному определению о прощении забытых грехов.

Мы же, если доверяем Всеблагому Господу всю нашу жизнь и возносим к Нему все наше упование, приступая в многонедужии к таинству Соборования, должны руководствоваться простыми и утешительными словами ап.  Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, … и, если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15). По нашей покаянной молитве, по нашей вере и милосердию Божию простятся нам наши грехи.

В заключении стоит отметить, что Соборование требует от человека веры и покаяния. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Поэтому Таинство Елеосвящения не является магическим ритуалом, результатом которого будет непременное физическое исцеление. Участие в Таинстве Соборования должно сопровождаться участием в Таинствах исповеди и Причащения, как неотъемлемыми аспектами духовной жизни христианина. А исповедоваться и причащаться до и после Соборования, это не так принципиально, главное, чтобы эти Таинства не были далеко разнесены по времени.

Священник Павел Миронов

Список использованной литературы.

Пространный христианский Катихизис Православной кафолической восточной Церкви/ [Сост. свт. Филарет (Дроздов)]. М., 2006. С. 84.

Блж. Симеон Солунский. Разговор о св. священнодействиях и таинствах церковных // Сочинения блж. Симеона, архиеп. Фессалоникийского. М., 1994. С. 378.

Цит. по: Венедикт (Алентов), иером. К истории православного богослужения: Историко-литургическое и археологическое исследование о чине таинства Елеосвящения. К., 2004. С. 9–10.

Ткаченко А. А. Веществатаинств // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 99.

Забелин П. П. Права и обязанности пресвитеров по основным законам Христианской Церкви и церковно-гражданским постановлениям Русской Церкви. Часть I. С. 269.


 
Ответ на вопрос священнику 7 - О плохом самочувствии в храме

Внимание, откроется в новом окне. Печать

04hram

На фото: картина «Верую Господа и исповедую» (фрагмент) Зайцев Е. Н.

Вопрос. Другу в церкви бывает очень плохо, он покрывается холодным потом, бледнеет, трясутся руки, чувство потери сознания. При выходе из церкви всё проходит.

Здравствуйте! Если человеку становится плохо в храме, то этому явлению нет однозначного объяснения, разбираться в этом нужно в индивидуальном порядке. Чаще всего подобным образом на особо чувствительных людей действует духота и теснота. Церковь снисходит к человеческим немощам, поэтому всегда можно присесть на скамейку в храме или на принесенный с собой раскладной табурет; можно выйти в прохладный притвор или на улицу; приходить с кем-то из близких или знакомых – в общем, смотря по своему состоянию, найти для себя оптимальный выход. Не лишним будет обратиться к врачу, к терапевту или, например, к невропатологу. Известны случаи, когда неприятные ощущения вплоть до невозможности зайти в храм вызывали неврозы или панические атаки.

Если говорить о духовных причинах плохого самочувствия, то в некоторых, редких, случаях имеет место быть и одержимость злыми духами. Есть тяжелая «степень» беснования, когда человек при приближении к святыне кричит, ругается, кидается на пол и прочее. Более завуалированной, не такой явной, формой беснования одержимы люди, в которых есть непобеждённые страсти: убийцы, оккультисты, кощунники, блудники и многие другие. Одержимость в той или иной степени – это несчастье, которое случается с человеком, сознательно не ведущим христианской жизни, который сам долгое время потакает своим страстям. Что же укрепит душу? Молитва, пост, усердие, участие в церковных таинствах. Вообще, этот вопрос требует тщательного рассуждения и совета опытного священника; а также ни в коем случае не следует самим рассуждать про причины недомогания в храме другого человека.

Священник Павел Миронов


 
Ответ на вопрос священнику 6 - Иерусалимские свечи

Внимание, откроется в новом окне. Печать

03jerusalem

На фото: Благодатный огонь в храме Гроба Господня в Иерусалиме.

Вопрос. Здравствуйте,отец Павел!

Расскажите, пожалуйста, про иерусалимскую свечу, вернее, пучок.

Нашла по этому вопросу информацию в интернете. Но в некоторых местах возникли сомнения относительно правдивости этой информации. Поэтому решила обратиться к вам.

С уважением Р. Б. Светлана

Здравствуйте, Светлана! Пучок иерусалимских свечей включает в себя 33 тонких свечки, по числу земных лет Христа. Эти свечи обожжены Благодатным Огнём, который сходит на Гроб Господень в Великую Субботу, или опалены огнём от лампады, зажжённой от Благодатного Огня. Обыкновенно иерусалимские свечи привозят со Святой Земли как память о паломничестве. Действительно, с иерусалимскими свечами связано множество суеверий: их используют в магических обрядах, приписывают самим свечам некую целебную и очищающую силу. Между тем, никакие внешние обряды не помогут нам стать ближе к Богу или «очистится», кроме нашего правильного внутреннего устроения, участия в церковных таинствах. Иерусалимские свечи следует использовать как и обычные церковные: разделить и зажигать по одной во время домашней молитвы, с воспоминанием того места, откуда эти свечи взяты.

Священник Павел Миронов


   
Ответ на вопрос священнику 5 - О подготовке к Таинству Крещения

Внимание, откроется в новом окне. Печать

02kreshenie

Источник фото — beregovoe.cerkov.ru

Вопрос. Добрый вечер!

Планируем крестить ребёнка (Марк, 5 месяцев). Подскажите, пожалуйста, могут ли крёстные родители пройти беседу в храме по месту жительства (другой регион). В какие дни проходит Таинство Крещения? Можно ли чтобы крещение было индивидуальным, для одной семьи?

С Уважением, Виктория, мама ребёнка

Здравствуйте! Да, крёстные родители могут пройти беседы в другом храме. Но свидетельство о прохождении бесед им надо будет показать священнику нашего храма. Напоминаем, что крёстные родители должны быть воцерковлены, участвовать в церковных таинствах — исповеди и причащения. О времени совершении Таинства Крещения можно будет договориться во время беседы со священником. Индивидуально крестить ребёнка возможно, по предварительной договоренности.

Священник Павел Миронов


 
Ответ на вопрос священнику 4: о возжении лампады в доме

Внимание, откроется в новом окне. Печать

01lampadka_640

Источник фото — vaseelek.files.wordpress.com

Вопрос. Добрый вечер. Подскажите, пожалуйста, как быть. Муж купил лампаду, он услышал, что она должна гореть постоянно(24 часа в сутки) и никак иначе. У меня в семье лампада всегда зажигалась на церковные праздники (на целый день), а в простые дни зажигали на недолгое время (в основном во время молитвы). Муж говорит, что это неправильно. Вопрос возник в связи с тем, что лампада стоит в нашей с ребёнком спальне (малышу год), сейчас (зимой) воздух в квартире очень сухой, и носик у него и у меня сильно сохнет (слабая слизистая) и я заметила, что 3 ночи как лампада стоит в комнате нос стал больше пересыхать. Попросила на ночь гасить её, он сказал что это неприемлемо, я из-за этого сильно переживаю. Как лучше поступить в данной ситуации?

Здравствуйте!
Традиция возжигать светильники в храме и в домах возникла ещё в древности, в ветхозаветные времена. В первые христианские времена лампады использовались христианами для освящения тёмных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения. Когда же на Церковь прекратились гонения, обычай возжигать светильники остался: лампады стали важной деталью праздничного и богатого убранства христианского храма. Обычай возжигать перед иконами лампадки в домах православных христиан также является древней традицией. У этого обычая имеется множество духовных смыслов. Огонёк лампады – это и огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия и освещающий наши души. Это и малый знак нашей благодарности и любви к Богу. Это и устрашение силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца.

Существует благочестивая традиция зажигать негасимую лампаду в доме, то есть ту, которая горит постоянно. Но каких-то определённых правил нет, и, конечно же, допустимо возжигать лампаду только когда мы находимся дома или во время молитвы. Но даже в этом случае необходимо тщательным образом соблюдать правила безопасности: использовать качественное масло, вовремя менять фитилёк и снимать с него нагар, не делать огонёк большим и ярким, не опускать низко над огоньком «паучок» с ладаном. Нужно следить, чтобы лампада не находилась на сквозняке и около занавесок, а также помнить, что присутствие детей и животных рядом с любым открытым огнём увеличивает вероятность возгорания.

Священник Павел Миронов


   

Страница 1 из 2

<< Первая < Предыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>