Проповеди
Проповедь иерея Георгия Максимова о празднике Рождества Христова, 2016 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

01rogdestvo17_640

На фото: икона Рождества Господа Иисуса Христа в храме преп. Сергия в Бусионове, 2016 г.

Дорогие братья и сёстры, совсем недавно праздновали мы Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа, и неслучайно, ведь Евангелие описывает это как радостное событие. Так, волхвы «возрадовались радостью весьма великою» (Мф. 2:10), и ангел сказал пастухам: «Я возвещаю вам великую радость» (Лк. 2:10).

Само Евангелие дословно означает «благая весть», «хорошая весть». Но не для всех людей оно звучит как благая весть, и не для всех людей рождество Христово — это радостное событие. Вот, в сегодняшнем Евангелии мы слышали, как царь Ирод, услышав о рождении Христа, «встревожился» (Мф. 2:3), а потом «весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Мф. 2:16).

Некоторые спрашивают: неужели правда настолько жестокий был этот человек, что отдал такой чудовищный приказ? Но если мы посмотрим на жизнь Ирода, то увидим, что он убил двоих собственных сыновей по подозрению в том, что они хотят покуситься на его власть. Если он родных детей не пощадил, то где было бы взять ему милосердия для чужих детей?

И не один только Ирод так воспринял весть о Христе. Уже позже, когда Господь наш проповедовал, исцелял, воскрешал, то простой «народ радовался о всех славных делах Его» (Лк. 13:17), но при этом были те, кто, видя всё то же самое, «искали убить Его» (Ин. 5:8). Отчего же так? Господь говорит: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19).

Однако и дела мытарей и блудниц, которые приходили послушать Его, тоже были злы. В чем же разница? В том, что они каялись, что они хотели оставить эти злые дела, освободиться от греха. И получали это от Господа, и радовались. Только для тех Евангелие — благая весть, только для тех Рождество Спасителя — радость, кто искренне хочет покаяться, измениться, стать свободным от греха. А для тех, кто не хочет оставлять грех, не хочет каяться, Евангелие и само существование Христа — это проблема, это обличение, это совсем не радостная новость.

Отчего же происходит такое кардинальное различие среди людей? Оттого, что, как пишет апостол, люди самолюбивы (2Тим. 3:2). Ирод не мог бы убить вифлеемских младенцев и собственных сыновей, если бы не любил себя больше, чем их. Это корень всякого греха. Никто не мог бы обмануть или обворовать ближнего, причинить какое-либо насилие, если бы изначально не считал, что его собственные интересы и желания намного важнее, чем интересы и желания ближнего, если бы не поставил себя выше его. Если любишь себя больше, чем Бога и ближнего, то сделаешь всё, что угодно. Сегодняшнее Евангелие на примере Ирода напоминает нам, к чему ведёт самолюбие, так что будем искоренять его любовью к Богу и ближнему и будем с радостью принимать все ситуации нашей жизни, которые Бог посылает нам как лекарства от самолюбия. Чтобы в итоге оказаться нам там, где апостолы и раскаявшиеся грешники, а не там, где Ирод и убийцы Христа.


( голосов: 3 )
 
Иерей Георгий Максимов: проповедь 4/17 ноября 2015 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

02ioanniki640

На фото: икона преп. Иоанникия Великого

Дорогие братья и сестры, сегодня святая Церковь чтит память преподобного Иоанникия Великого. Его молодость пришлась на время правления императоров-иконоборцев и он сам был иконоборцем, поскольку вырос в этой среде. Он успешно проходил воинскую службу. Уже тогда он был отмечен многими добродетелями, был набожным и вел жизнь чистую. Но оставался еретиком. Однажды на пути он повстречал прозорливого старца, который сказал: «Чадо Иоанникий! Если ты называешься христианином, то почему презираешь икону Христа? Все твои подвиги в добродетельной жизни напрасны, если ты не имеешь правильной веры!» После этого воин раскаялся и принял Православие. Впоследствии он стал монахом и великим подвижником. Этот пример жизни преподобного Иоанникия напоминает нам о том, что как одна истинная вера без добрых дел не спасает (когда кто-то, веря правильно, живет во грехе), так и добрые дела без истинной веры не спасут. Будем же благодарить Господа за то, что Он дал нам познать сокровище истинной православной веры и войти в спасительный ковчег Его Церкви. По молитвам святого Иоанникия и всех святых да сподобит нас Господь и вести жизнь, достойную этого дара!


( голосов: 2 )
 
Иерей Георгий Максимов: проповедь 1/13 октября 2015 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

Братья и сестры, в апостольском чтении мы слышали слова, которые достойны того, чтобы выписать их и повесить на стену, чтобы всегда держать перед глазами: «Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Фил. 2:21). Это — ответ на многие вопросы современности.

Отчего такое развращение и падение нравов в обществе, оскудение любви? Оттого, что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. Почему даже браки верующих христиан так часто распадаются? Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу

Христу. Почему мы столь слабы, не чувствуем в себе радости духовной жизни и силы бороться с грехом, почему уступаем не то что святым, но даже своим предкам двухсотлетней давности? Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. В этом корень и общественных и семейных и личных бед и болезней. Из-за саможаления не хотим ни трудиться, ни бороться, ни жертвовать собой, из-за самовлюбленности ставим свои идеи, желания, чувства, прихоти и похоти выше того, что угодно Иисусу Христу.

Но в этих словах апостола заключено не только обличение. В них указан и выход из всех упомянутых тупиков,— научиться искать того, что угодно Иисусу Христу. Как это сделать? Очень просто — каждое наше дело, желание, чувство и идею рассматривать через призму вопроса: угодно ли это Иисусу Христу? И если видим, что нет — выбрасывать это из нашей жизни, как тот же апостол, который сказал: «все почитаю за сор ради того, чтобы приобрести Иисуса Христа» (Фил. 3:8). Да поможет нам Господь по молитвам святых Своих научиться искать не своего, а того, что угодно Ему.


( голосов: 5 )
   
Протоиерей Симеон Лев: фрагмент проповеди на Преображение Господне 19 августа 2015 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

preobragenie_Gospodne1_640

На фото: икона Преображения Господня

В наше время мы знаем о Фаворском чуде почти всё. Знаем даже и то, что Преображение Господне есть образ нашего преображения. Что же производит в нас это знание? Располагает ли оно сколько-нибудь к тому, чтобы достигать преображения, нам предназначенного? Слушаем ли Того, Кого глас Божий из облака повелевает слушать? Его ли одного слушаем? Не избираем ли себе других учителей? Не ищем ли других спасителей?

Кто слушает Сына Божьего, тот желает только угодного Ему, творит только Его волю, услаждается Его обетованиями и любовью: для того Иисус есть всё, и путь, и истина, и жизнь, и премудрость, и правда, и избавление. Тем ли является Господь наш для нас? Даже плотской человек видит, как хорошо быть с Иисусом. Где столько жизни, света и блаженства, как у Него? Сам Спаситель наш, хочет, чтобы нам было хорошо: для этого Он оставил небо, жил на земле, страдал и умер. Что же производит в нас вера во все это? Готовимся ли мы к обитанию на небе? К вечному преображению со Христом? Не творим ли, напротив, вечных кущей на земле? Сколько бы мы не воздвигали здесь кущей, сколько бы ни прилагали сердец своих к земле, мы не избежим определения свыше: рано иди поздно нас ожидает исход из этого мира (Лк. 9, 31). Благо нам, если он будет в Иеруса-лим небесный. А что, если мы придем туда, откуда не выхо-дят, пока не отдадут последнего кодранта (Мф. 5, 26)? А ведь придём, если не перестанем быть христианами по одному имени, не воспрянем от сна греховного. Что мешает нам сделать это? Не всё ли требует того? Закон и Пророки, как Моисей и Илья,— над главою нашею, а мы — спим! Господь преображается во славе Промысла пред нами, то одаривая нас неожиданною милостью, то поражая внезапными лишениями, то вразумляя, то трогая сердце, а мы — спим! Наступил уже час пробудиться нам от сна. Довольно, что мы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению, — говорит апостол Пётр, и прибавляет: пора остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божьей (1 Петр. 4, 2–3 ). Аминь.


( голосов: 2 )
 
Протоиерей Симеон Лев: проповедь на Престольный Праздник в День обретения мощей преп. Сергия Радонежского 18 июля 2015 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

prp_sergy_640

На фото: преподобный Сергий Радонежский. По Руси. Художник С. Ефошкин

Более 500 лет тому назад благочестивый отрок Варфоломей, впоследствии святой игумен этой лавры, услышал в душе своей голос зовущего Господа: «иди по Мне». Услышал и не стал совещаться с плотью и кровью: роздал имение, оставил мир и пошёл за Зовущим. Тяжело доставалась тогда русским людям жизнь в мире, особенно в этом, тогда только заселяемом, безлюдном Радонежском уделе. Но ещё тяжелее было жить в пустыне, которую избрал Преподобный местом своих подвигов. Вчера за всенощным бдением мы слышали проповедь отца Благочинного о житии Сергия в пустыне, слышали об измождении плоти, о борьбе со зверями и злыми людьми, о служении братии, о трудах неимоверных, о нужде телесной, о тяжести духовной брани со страстями и помыслами, со страхами и унынием. Нелегко даётся чистота сердца. „Кто исповест труды твоя и болезни, или кий язык изречет жестокое твое житие, бдение же и сухоядение, и еже на земли легаше, чистоту душевную и телесную, устнами и умом совершенное безмолвие, смирение же нелицемерное, молитвы непрестанные, и рассуждение доброрассудное, скудость ризную и память смертную?". Так прославляется преподобный Сергий в церковных песнях.

Его отдалённый преемник по управлению лаврой, уже в то время, когда она блистала величественными храмами и стала богата дарами набожного народа, митрополит Филарет прекрасно рисует нам обстановку „жестокого жития" преподобного Сергия и вместе с тем высоту его подвигов и добродетелей.

Разве это не чудо: пустынник, отрешившийся от миpa, делается ловцом людей и покоряет себе мир. Ещё при жизни преподобного все от простолюдина до князя были проникнуты великим к нему уважением, и слово его было властно над душами и сердцами. Десятки его учеников и сподвижников, которых он учил более примером жизни, чем словом, причислены к лику святых. Около ста других учеников являются основателями новых обителей, насадителями христианской жизни на диком севере. К нему, к монаху, подвижнику, пустыннику, идёт князь и за благословением на роковую битву с народом поработителем, и для примирения с вероломным князем-родичем, и для укрепления нового порядка престолонаследия в царстве. К нему несёт своё горе простолюдин, надеясь на помощь в нужде, ищет исцеления болезни, просит рассудить его с соседом. Патриарх из далёкого Царьграда шлёт ему благословение и дары и поручает церковное дело устроения иноческого чина; святой митрополит всея Руси считает его своим другом, ищет его совета...

Цари и воеводы склонялись пред ракою его мощей и просили благословения на царство, семейного счастья, помощи пред началом брани, успеха в делах правления. К нему, к великому „игумену русской земли", и пастыри, и пасомые, и юные, и старые,— люди всех званий и состояний во все двенадцать месяцев в году приходят молиться, просят благословения и совета в своих делах.

Дикая пустыня превращается в цветущую вековую обитель; бесплодная пустыня даёт приют многолюдному селению; пустынная обитель стоит непоколебимо против устремления врагов, уже низложивших столицу, становится щитом уже погибающего царства и источником его спасения, — и всё это от одного пустынножителя! – пишет митр. Филарет Московский.

Отчего это так? Отчего святой совершает подвиги для личного, для своего собственного спасения, бежит в пустыню, становится совершенно чужд мира и общества, а между тем оказывает на жизнь его такое глубокое и долговременное влияние? Эта тайна раскрывается словами Св. Писания: святые будут судить мир (1 Кор. 6, 1). Суд их, конечно, во всей полноте откроется, на всеобщем суде Божьем, но начинается он гораздо раньше, и даже ещё при жизни святых на земле. Многообразен этот суд. Пример святого вдохновляет тех, кто чает Бога, спасающего их от малодушия и от бури. Его сродство с нами показывает, что между ним и нами нет различия в условиях и средствах спасения. Грозным укором и обличением лукавства стоит образ святого пред теми, кто любит „непщевати вины о гресех", т. е. выдумывать извинения за свои грехи, или перекладывать их на кого-то,— занятие сегодня широко распространенное... Если, к сожалению, заразительно зло, то, к счастью, и добро имеет неотразимую и покоряющую силу духовной красоты, притягивает к себе сердца человеческие, находит людей, ищущих поклонения ему, поклонения вольного и любовного. Святость побеждает нас, обезоруживает диких людей и даже зверей, покоряет себе грубую силу. Вот откуда этот беспрерывный поток поклонников у гроба преподобного Сергия. От богатых особняков, от обольщения власти, от цепей наживы, от славы мира, от великолепия и роскоши, так же, как и от нищеты, горя, бедствий и страданий, от ежедневных лишений и слёз, от труда без отдыха и без просвета,— неудержимо тянет на поклонение тому, кто стал выше всего этого, кто указал путь жизни в беспечальности относительно житейских нужд и удобств, в вечно радостной настроенности души, уповающей на Бога; неудержимо тянет на поклонение к тому, кто был и стал неуязвим для мира, восторжествовал над ним, победив и его обольстительные соблазны, и его удручающие удары... Воистину блажен преподобный отче наш Cepгиe, наставниче монахов и собеседниче ангелов! Аминь.


( голосов: 5 )
   

Страница 11 из 11

<< Первая < Предыдущая 11 Следующая > Последняя >>