Проповеди
Иерей Георгий Максимов: проповедь об усилиях, июль 2016 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

04hristos_v_pustine_640

На фото: «Христос в пустыне» (фрагмент), художник И. Крамской.

Братья и сестры, сейчас мы слышали слова Господа: «Царствие Небесное силою берётся и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Эти слова стоит выписать и повесить на видное место, потому что в какое бы время мы ни взглянули на них, они будут кстати.

Современный человек хочет всё получать без усилий. Мир убеждает: расслабляйся и развлекайся! Неудивительно, что у тех, кто к этому стремится, Церковь непопулярна — ведь она определённо не из тех мест, где расслабляются и развлекаются. Но и мы, пришедшие в храм, нередко строим свою духовную жизнь по принципу «поменьше усилий». Так и превращается наша духовная жизнь в болото, потому что без усилия над собой, понуждения себя, преодоления себя ради Господа правильной духовной жизни быть не может.

И речь не о маленьких усилиях. Дословно в Евангелии сказано: «захватывают Царствие Небесное». Как воины, которые штурмом берут город. Невозможно захватить город, пребывая в расслаблении или даже действуя вполсилы. Это предполагает полное напряжение сил и самоотдачу. То же предполагает и жизнь христианина.

Молиться, держать пост, ходить в храм, читать духовные книги — всё это требует усилий. Бороться с грехом в себе, исполнять заповеди — ещё больше предполагает усилий. В физическом мире нужны усилия, когда ты что-то делаешь, а в духовной жизни усилия нужны даже для того, чтобы не делать чего-то. Например, чтобы копать нужны усилия, а чтобы не копать никаких усилий не надо. А в духовной жизни наоборот — чтобы роптать усилий не надо, а чтобы не роптать в момент искушения и скорби усилия нужны. Чтобы осуждать не надо особых усилий, а вот чтобы не осуждать нужны порой колоссальные усилия.

И этим не надо тяготиться, не надо унывать, если мы видим, что у нас не идёт что-то само собой, и приходится понуждать себя. Это хорошо! Ведь именно когда мы преодолеваем себя в чём-то ради Господа, мы тем самым свидетельствуем Богу, что любим Его больше, чем себя. И значит, мы на правильном пути, который ведет в Царствие Небесное.


( голосов: 5 )
 
Иерей Георгий Максимов: проповедь об отношении к браку в Царствии Небесном 8/21 декабря

Внимание, откроется в новом окне. Печать

Братья и сёстры, мы слышали в евангельском чтении, как на каверзный вопрос саддукеев о женщине, которая была семь раз замужем, Господь ответил: «чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят» (Лк. 20:34-35). Иногда спрашивают: означает ли это, что даже венчанный брак имеет значение только здесь, на земле, а в вечности он продолжения не получит?
_
Если мы посмотрим на то, что говорили об этом святые отцы, то увидим, что некоторые отвечали утвердительно, а некоторые отрицательно. Такое различие вызвано тем, что существует два понимания брака. В первом понимании — брак это социальный институт, ориентированный на рождение и воспитание детей, совместное хозяйство, имущественные вопросы и т. д. В таком понимании, которое и имели в виду саддукеи, брака не будет в Царствии Небесном. Как и сказал Господь. Согласно второму пониманию — брак это любовь между мужем и женой, освящённая благословением Божиим и скрепленная их общей любовью ко Христу. А вот это со смертью не прекратится, потому что, как говорит Писание, «Любовь никогда не перестаёт» (1Кор. 13:8).
_
Если мы будем стремиться обрести и сохранить это, то и в Царствии Небесном окажемся вместе со своими любимыми. Это стоит беречь и за это стоит бороться. И беречь будет легче, если мы понимаем, что брак это не «место, где меня любят», а «место, где я люблю», это школа самоотречения и любви. Господь да сохранит всех всех нас в любви и да приведет ко спасению!

( голосов: 5 )
 
Священник Георгий Максимов: проповедь о кресте 14 ноября / 1 декабря

Внимание, откроется в новом окне. Печать

03hristos_640

На фото: Виктор Михайлович Васнецов «Распятый Иисус Христос» (фрагмент)

Братья и сестры, мы слышали сейчас, как Господь сказал в Евангелии: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9:23). А куда же мы можем следовать за Господом, неся крест — на Голгофу? Значит у каждого христианина есть своя Голгофа, где, как говорит апостол: «Те, которые Христовы, распяли плоть свою со страстьми и похотьми» (Гал. 5:24). Пусть не обманывает никто себя, выдумывая какое-то комфортное христианство — без самопожертвования и преодоления себя нет христианства. Господь взошёл на Голгофу, чтобы Своей добровольной жертвой открыть путь к спасению для человечества, мы же на нашей Голгофе должны сделать себя пригодными для восприятия этого дара. А для того нужно отвергнуть грех и свою поражённую волю согласовать с волей Божией. Это больно — вырывать из себя годами укоренившиеся греховные страсти. Но если Господь на кресте был один, то мы на нашей персональной Голгофе никогда не одни,— Христос всегда рядом, помогает, направляет и утешает нас. И если мы, следуя за Христом и неся свой крест, оказались на Голгофе, то это не повод унывать и бояться. Потому что Господь показал нам — после Голгофы следует воскресение. И если мы оказались на Голгофе, нещадно борясь в себе с грехом и отказываясь от всего, что может разлучить нас с Богом, не боясь и страдать за это, то значит — воскресение души нашей близко.


( голосов: 4 )
   
Проповедь иерея Георгия Максимова о празднике Рождества Христова, 2016 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

01rogdestvo17_640

На фото: икона Рождества Господа Иисуса Христа в храме преп. Сергия в Бусионове, 2016 г.

Дорогие братья и сёстры, совсем недавно праздновали мы Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа, и неслучайно, ведь Евангелие описывает это как радостное событие. Так, волхвы «возрадовались радостью весьма великою» (Мф. 2:10), и ангел сказал пастухам: «Я возвещаю вам великую радость» (Лк. 2:10).

Само Евангелие дословно означает «благая весть», «хорошая весть». Но не для всех людей оно звучит как благая весть, и не для всех людей рождество Христово — это радостное событие. Вот, в сегодняшнем Евангелии мы слышали, как царь Ирод, услышав о рождении Христа, «встревожился» (Мф. 2:3), а потом «весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Мф. 2:16).

Некоторые спрашивают: неужели правда настолько жестокий был этот человек, что отдал такой чудовищный приказ? Но если мы посмотрим на жизнь Ирода, то увидим, что он убил двоих собственных сыновей по подозрению в том, что они хотят покуситься на его власть. Если он родных детей не пощадил, то где было бы взять ему милосердия для чужих детей?

И не один только Ирод так воспринял весть о Христе. Уже позже, когда Господь наш проповедовал, исцелял, воскрешал, то простой «народ радовался о всех славных делах Его» (Лк. 13:17), но при этом были те, кто, видя всё то же самое, «искали убить Его» (Ин. 5:8). Отчего же так? Господь говорит: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19).

Однако и дела мытарей и блудниц, которые приходили послушать Его, тоже были злы. В чем же разница? В том, что они каялись, что они хотели оставить эти злые дела, освободиться от греха. И получали это от Господа, и радовались. Только для тех Евангелие — благая весть, только для тех Рождество Спасителя — радость, кто искренне хочет покаяться, измениться, стать свободным от греха. А для тех, кто не хочет оставлять грех, не хочет каяться, Евангелие и само существование Христа — это проблема, это обличение, это совсем не радостная новость.

Отчего же происходит такое кардинальное различие среди людей? Оттого, что, как пишет апостол, люди самолюбивы (2Тим. 3:2). Ирод не мог бы убить вифлеемских младенцев и собственных сыновей, если бы не любил себя больше, чем их. Это корень всякого греха. Никто не мог бы обмануть или обворовать ближнего, причинить какое-либо насилие, если бы изначально не считал, что его собственные интересы и желания намного важнее, чем интересы и желания ближнего, если бы не поставил себя выше его. Если любишь себя больше, чем Бога и ближнего, то сделаешь всё, что угодно. Сегодняшнее Евангелие на примере Ирода напоминает нам, к чему ведёт самолюбие, так что будем искоренять его любовью к Богу и ближнему и будем с радостью принимать все ситуации нашей жизни, которые Бог посылает нам как лекарства от самолюбия. Чтобы в итоге оказаться нам там, где апостолы и раскаявшиеся грешники, а не там, где Ирод и убийцы Христа.


( голосов: 3 )
 
Иерей Георгий Максимов: проповедь 4/17 ноября 2015 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

02ioanniki640

На фото: икона преп. Иоанникия Великого

Дорогие братья и сестры, сегодня святая Церковь чтит память преподобного Иоанникия Великого. Его молодость пришлась на время правления императоров-иконоборцев и он сам был иконоборцем, поскольку вырос в этой среде. Он успешно проходил воинскую службу. Уже тогда он был отмечен многими добродетелями, был набожным и вел жизнь чистую. Но оставался еретиком. Однажды на пути он повстречал прозорливого старца, который сказал: «Чадо Иоанникий! Если ты называешься христианином, то почему презираешь икону Христа? Все твои подвиги в добродетельной жизни напрасны, если ты не имеешь правильной веры!» После этого воин раскаялся и принял Православие. Впоследствии он стал монахом и великим подвижником. Этот пример жизни преподобного Иоанникия напоминает нам о том, что как одна истинная вера без добрых дел не спасает (когда кто-то, веря правильно, живет во грехе), так и добрые дела без истинной веры не спасут. Будем же благодарить Господа за то, что Он дал нам познать сокровище истинной православной веры и войти в спасительный ковчег Его Церкви. По молитвам святого Иоанникия и всех святых да сподобит нас Господь и вести жизнь, достойную этого дара!


( голосов: 2 )
   

Страница 11 из 12

<< Первая < Предыдущая 11 12 Следующая > Последняя >>