Проповеди
Слово перед исповедью иерея Георгия Максимова - О злопамятности

Внимание, откроется в новом окне. Печать

09zlopamyat

Источник изображения — onedio.com

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами поговорим о грехе памятозлобия или злопамятности. Это не просто память о зле, сделанном нам кем-либо. Это память, соединённая с обидчивостью, мстительностью, гневом, соединённая с непрощением этого зла.

О необходимости прощения все мы знаем. Все мы читали в Евангелии: «прощайте и прощены будете» (Лк. 6:37), и все мы каждый день просим: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Но, не смотря на это, далеко не всегда прощаем своих обидчиков. Помню, как одна женщина, поссорившаяся со своей подругой, когда услышала от священника, что надо простить, воскликнула: да лучше я буду вечно в аду гореть, чем прощу её! И ушла. Страшное состояние. И как отравляет оно жизнь человеку! Преподобный Иоанн Лествичник называл памятозлобие ядом души и гвоздем, вонзенным в душу. Бывает так, что обидчик уже давно умер, но память о причинённой им обиде продолжает в нас жить и лишать нас радости.

Даже с мирской точки зрения стоит вырвать этот гвоздь из души, чтобы не страдать. Но для христиан это важно и потому, что, прощая, мы тем самым подражаем Господу, Который нас простил. Мы становимся ближе к Нему. Ради этого нужно прощать. Ради Христа.

Очень часто люди памятозлобствуют из-за разных мелочей, а порой и из-за выдуманных обид. Но бывает и такое, что кому-то причинили действительно серьёзное зло. Убили близкого, например. Что ж, грех преступника даже не смотря на наше прощение останется на нём, и если этот человек не покается, то ответит перед Богом на Страшном Суде. Это истина, но мыслью об этом не стоит услаждать своё памятозлобие, нужно желать обидчику покаяния и спасения. Я видел женщину, у которой убили сына и дочь, и она смогла простить убийцу. И насколько просветил Господь её душу святостью! Это было очевидно даже неверующим. Если она смогла простить такое, то неужели мы не можем простить гораздо меньшее?

Часто спрашивают: а как простить? Бывает так, что человек всё понимает и хочет простить, а сердце всё равно чувствует обиду. Рецепт простой: молитвой очищать своё сердце от этого греха. Сам Господь указал это лекарство: «молитесь за обижающих вас» (Мф. 5:44). Как молиться? Есть специальные молитвы, можно ими, а можно и своими словами просто сказать: «Спаси Господи и помилуй раба твоего такого-то». Всего пару секунд в день это займёт, но молиться надо каждый день. Первое время может быть тяжело молиться за обидчика. Но если преодолеть себя и продолжать, то наступит момент, когда мы уже с лёгким сердцем будем произносить молитву,— это и будет знаком того, что мы освободились от памятозлобия. Помогает в этом и самоукорение, то есть, стремление винить себя, а не других, а также осознание того, что обидчик лишь орудие в руках диавола, который приводит людей к вражде.

Преподобный Иосиф Оптинский говорил: «Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение; но человек, не помнящий зла, опередил их, ибо истинно слово: «Отпустите мало, отпустится вам много»».


( голосов: 5 )
 
Проповедь протоиерея Симеона Льва в неделю о слепом, 21 мая 2017 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

08slepoy

Источник изображения — radiovera.ru

Прочитанное сегодня в храме Евангелие рассказывает нам о чуде исцеления Христом слепого от рождения. Евангелист Иоанн передаёт обстоятельства чуда с особой полнотой и обстоятельностью.

Из отрывка, во-первых, ясно, сколько скорби принёс в мир грех. Перед нами печальный случай: человек — слепой от рождения. Трудно вообразить более тяжёлое несчастье. Из всех физических неду­гов, быть может, нет большего, чем отсутствие зрения. Этот крест, возло­женный на человека, лишает его одной из самых великих радостей жизни. Он заключает нас в узком личном мире, делает нас болез­ненно беспомощными и ставит в зависимость от других. Люди не сознают полностью ценность зрения, пока не потеряют его. Слепота, как и всякая иная телесная немощь, является плодом греха. Если бы Адам не пал, люди никогда не стано­вились бы ни слепыми, ни глухими, ни немыми. Многочисленные недуги, постигающие плоть, неисчислимые страдания и болезни, физические недостатки, которыми мы все обладаем, вошли в мир, когда проклятие снизошло на землю. Нам надо научиться ненавидеть грех, как его ненавидит Господь. Для этого мы должны видеть в нём источник большей части наших забот и тревог. Церковь призывает нас бороть­ся с ним в себе и в других, умерщвлять его и питать к нему отвращение. Нет более основательного доказательства, что человек — падшее творение, чем тот факт, что он способен любить грех и наслаждаться им.

Отметим, во-вторых, в евангельском отрывке ценное наставление об использо­вании возможностей, которое Христос даёт нам. Он говорит ученикам, расспрашивающим Его о слепом: Мне должно делать дела..., доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Эти слова особенно справедливы в отношении Самого Спасителя. Он хорошо знал, что Его земное служение будет длиться всего три года, и, зная это, Он старался не тратить время попусту. Он не пропускал ни одного случая творить дела милосердия и заботиться о начинаниях Своего Отца. С утра и до вечера Он испол­нял труд, который Отец поручил Ему. Творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его было Его пищей (Ин 4, 34).


( голосов: 6 )

Подробнее: Проповедь протоиерея Симеона Льва в неделю о слепом, 21 мая 2017 г.

 
Проповедь иерея Георгия Максимова в неделю о cамарянке, 14 мая 2017 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

07samaryanka

Краткая проповедь на сегодняшнее евангельское чтение (на Ин. 4:6-14). Разговор Христа и самарянки — это разговор Бога, Который пребывает верен, и души, которая неверна. Он касается каждого, поскольку показывает, какое душевное устроение необходимо для встречи со Христом. Самарянка не была ни безгрешной, ни самой нравственной в своём городе. Но у неё были три душевных качества, которые сделали её достойными такой встречи.

Первое. Самарянка начала понимать, Кто перед ней, лишь после того, как кротко приняла от Спасителя обличение в её грехах, и признала их. Другие бы разгневались и ушли или стали спорить, а она ещё более расположилась к Учителю. Именно такие души достойны встречи со Христом, и именно через признание нами наших грехов мы встречаем Его. Так что ошибаются те, кто думает познать Бога без покаяния. Из нас же многие ли готовы снести обличение? Если слышат от священника на исповеди обличение, переходят к другому, такому, чтобы только кивал и жалел, а если слышат от мирянина — огрызаются, да ещё и воображают себя невинными страдальцами.

Второе. Поняв, что перед нею пророк, самарянка не спрашивает о житейских делах, но об истине. Такая душа, ставящая истину превыше всего, способна ко спасению. У нас же, увы, не так. В 1990-е годы были у нас всероссийские старцы, люди высокой духовной жизни, но о чём в основном спрашивали их посетители? Разменивать ли квартиру? Продать ли машину? Идти ли на эту работу? Делать ли операцию? Некоторые спрашивали о политике,— в общем, обо всём, кроме единого на потребу. Может быть, потому и не даёт нам Господь больше старцев.

Третье. Поняв, что перед нею Христос, самарянка оставляет водонос у колодца. Прервав обычное течение своих дел, она сделала своё сердце водоносом, зачерпнув «воду живую» из источника Господа. И она становится апостолом для сограждан, чтобы напоить их этой водой. Самарянка понимала, что после такой встречи нельзя продолжать жизнь, как прежде, будто ничего не случилось. И она резко меняет свою жизнь и в итоге сама становится святой. Увы, у нас же даже те немногие, кто готов принять обличение и поблагодарить за него, далеко не всегда исправляются и меняют свою жизнь. «Окаянный я грешник!» скажут и живут себе дальше в грехе, как прежде.

Почему благодать Божия, спасающую и очищающую человека, Господь назвал «водою живой»? Потому что она возвращает к жизни погибшие души. Будем же стараться стяжать те качества душевные, что имела самарянка, чтобы и нам получить живую воду от Господа, и спастись.


( голосов: 3 )
   
Слово перед исповедью иерея Георгия Максимова накануне недели Фоминой, 2017 г. - О небрежении к церковным службам и молитве

Внимание, откроется в новом окне. Печать

06molitva

На фото: Н. П. Богданов-Бельский. В церкви. 1939

Дорогие братья и сестры, сегодня я хотел бы перед исповедью упомянуть такой грех, в который многие верующие впадают, но, кажется, не особо сильно переживают на этот счёт. А именно – небрежение к церковным службам и к молитве.

Конечно, в христианской жизни бывают как подъёмы, так и спады, и это, в общем-то, естественно. Но нередко во время этих спадов человек начинает оказывать небрежение к службе. Например, одно воскресенье пропустил, другое… и вот, уже давно не ходил. Ну, а раз так, значит, можно ещё одно пропустить. И так далее. То же самое с молитвой.

С одной стороны, человеку кажется, что это не великий грех, так, мелочь. Не умер же никто от того, что я лег спать не помолившись. Но из этих мелочей складывается то, что наполняет нашу жизнь. И то, какие отношения у нас с Богом.

Господь Иисус Христос сказал о нас, верующих в Него: «никто не похитит их из руки Моей» (Ин. 10:28). Но сами мы можем отпустить Его руку. Поэтому первое, что диавол стремится украсть у воцерковленного христианина — это регулярная молитва. Если это удаётся, вовлечь в грехи будет несложно. Многие по опыту знают: оставил регулярную молитву, начал пропускать службы, и вот уже в жизни то здесь, то там разлад. Не сразу, не за один день, но проходит время, и душа уже напоминает какое-то болото, а то и помойку. Когда мы прекращаем молитву, забываем о службе, пренебрегаем исповедью и причастиеммы сами отпускаем руку Христа, удаляем Его из нашей жизни. И что же в ней тогда остаётся?

Любому священнику приходится посещать умирающих людей, исповедовать их. И знаете, часто при таких посещениях видишь, как человек уже на пороге смерти смотрит на свою жизнь и с горечью говорит, что жизнь его была наполнена ерундой. Даже если не говорить о грехах,— а вы все итак знаете, что грех это плохо,— многие вещи, которыми мы наполняем нашу жизнь, просто бессмысленные и пустые, и перед смертью приходится жалеть, что на них было потрачено время.

Но вот о времени, потраченном нами в храме, нам не придётся жалеть ни перед смертью, ни на Страшном Суде. Время, потраченное нами на молитву, на чтение Священного Писания, не будет временем, потраченном впустую. Через это мы показываем Господу, что любим Его больше, чем себя, держим крепко Его руку. И это делает нас людьми, которые являются своими Богу. А если каждый раз мы вместо молитвы делаем выбор в пользу того, чтобы заняться какими-то пустяковыми, бессмысленными делами, то это делает нас чужими для Бога.

Сейчас вы все стоите в храме, и можно сказать, что для вас нет нужды об этом напоминать. Но у каждого может прийти время охлаждения, время суеты, время, когда подступит леность или, наоборот, заботы, которые будут отвлекать вас от службы Божией, от молитвы. И я надеюсь, что тогда вы вспомните то, о чём мы говорили сегодня, и победите искушение, не отпустите руку Христа.

Храни вас Господь!


( голосов: 8 )
 
Проповедь протоиерея Симеона Льва в среду третьей седмицы Великого поста - О воздержании языка, 15 марта 2017 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

05yazik

Источник изображения — omo.io

Прошло около трети поста, но уже сейчас радостно видеть, что церковные молитвы и назидания приносят свои плоды. Большинство наших прихожан совершенствуется в благочестии, постится, чаще стали посещать храм, меньше стало сплетен и клеветы. Может ли что быть в духовных подвигах легче сдерживания языка, или что прекрасней молчаливых уст? Тяжело ли не клеветать на братьев и сестёр? Не тяжёлые труды нам нужно вынести, не тяжкие бдения нам, уставшим, нужно совершать в течение целого дня и ночи, не ров вырыть, не насыпь воздвигнуть, следует только держать язык за зубами, поучая не тотчас пользоваться им, особенно в делах, к нам совсем не относящихся.

Будем пользоваться языком для воспевания хвалебных песнопений во славу Творца, для тщательного исследования догматов, если нам это угодно и доступно, для потребностей, вызываемых жизнью, для добрых слов о своём ближнем, но при этом пользоваться не свыше меры, чтобы не впасть в позор лести: это — самая лучшая мера, а именно она вызвала на размышления некоторых, стоящих вдали от наших священнодействий. Злословие всегда появляется вследствие гордости по отношению к ближнему. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя (Притч. 4, 24), ибо Дом надменных разорит Господь (Притч.15, 25).

Какое обычное начало действий языка? «Такой-то живёт дурно и мне совершенно не нравится; мне следовало молчать и не осмеивать его, но дела его вызывают на это». Поистине, они умны на зло (Иер. 4, 22) и даже превосходят ухищрения лукавого: не достигнув цели посредством неправых замыслов, язык тайно вкрадывается посредством действий, кажущихся правыми.

«Такой-то живёт порочно?» — А ты живи хорошо, чтобы самому в свою очередь не подать повод другим говорить о тебе тоже самое и, таким образом,— грешить. Такой-то живёт порочно? — А этот живёт хорошо; итак, предоставь тому, как говорит ап. Павел, перед своим Господом стоять ему, или падать (Рим. 14, 4), а жизнь и деятельность его держи в памяти для подражания.


( голосов: 15 )

Подробнее: Проповедь протоиерея Симеона Льва в среду третьей седмицы Великого поста - О воздержании языка, 15 марта 2017 г.

   

Страница 7 из 11

<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>