Проповеди
Проповедь иерея Павла Миронова в Неделю седьмую по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора

Внимание, откроется в новом окне. Печать

10sobor

Источник изображения - tatmitropolia.ru

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сёстры, поздравляю вас с воскресным днём, который располагается между двумя двунадесятыми праздниками – Вознесением Господним и Днём Святой Троицы, когда Господь, возносясь на небо, заповедал своим ученикам, находившись в Иерусалиме, ждать Божественного Утешителя, Духа Святого.

И сегодня, когда мы вновь собрались под сводами святого храма, мы слышали евангельское чтение, в котором говорится: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Здесь, в Евангелии, говорится о том, что есть жизнь вечная. Жизнь вечная — это познание Единого Истинного Бога, который послал нам Иисуса Христа. Эта истина лежит в основе всей христианской жизни. Без познания Бога и без веры в Него нельзя спастись. И если мы посмотрим на окружающий нас мир, то увидим, что многие показывают абсолютное непонимание, незнание этого. Многие стараются жить не для жизни вечной, о которой говорил Господь, а для жизни временной, здешней. Человек изначально был создан иначе, Господь создал его по Своему образу и подобию, и даровал ему свободную волю. Причем, создал его в конкретном месте обитания — в раю. Господь хочет, чтобы человек блаженствовал в раю, чтобы добровольно и свободно пребывал рядом с Ним. Но человек согрешил, использовал свою свободную волю и отпал от Бога. За это он лишился рая.

Но и после этого Господь не отвернулся от человека, мы видим, что Он продолжает совершать спасение человека. Он посылает Сына Своего Единородного и нисходит до того, что Сын Его Единородный страдает, умирает на Кресте и воскресает, чтобы Воскресением победить вечную смерть, которая господствовала над всеми людьми вследствие грехопадения. Мы видим, что Бог хочет вернуть человека в рай. Хочет, чтобы человек был там, в Небесном Отечестве рядом со своим Отцом Небесным.

Бог Отец через Сына посылает Духа Своего Святого на апостолов, а через них и на всех нас. В этом мы видим еще одно действие Бога для утверждения веры на земле, чтобы людям были открыты тайны Царствия Божия, чтобы была создана на земле Церковь Христова. Это еще один шаг к тому, чтобы вернуть людей в рай. Бог не остался безучастным к нашему поведению и состоянию. Он ниспослал Духа Святого, создав на земле Церковь, даровав нам понятие тайн Царствия Божия, и через святого апостола Павла говорит: «Наше же жительство — на небесах» (Флп. 3:20). Вот к чему апостолы призывают своих последователей и первых верующих — не к исканию земного блаженства, земного рая, что невозможно, и не к стремлению оказаться в аду, с дьяволом. Нет, все возвращается к строкам: «Наше жительство на небесах», откуда мы и ожидаем пришествия Господа Иисуса Христа, который лишь на короткое время вознёсся на небо, чтобы приготовить нам обители в раю и опять придти на землю за нами, чтобы после праведного суда праведники могли наследовать эти райские обители.

Нам, братья и сёстры, предстоит на земле получить опыт богообщения. Мы должны начать жить с Богом. Если это не начнётся здесь, то после смерти тоже ничего не произойдёт. И путь к этому лежит через познание Бога, через следование за Христом по тому пути, который Он указал нам, придя в этот мир. Против этой истины от начала создания Церкви восставал враг рода человеческого, пытаясь всячески увести с этого пути каждого, кто избрал этот путь. В первые три века существования Церкви, дьявол пытался через воздвигнутые на христиан гонения, полностью уничтожить Церковь и проповедываемую Ею истину. Но Церковь устояла и даже умножилась, благодаря подвигу мучеников и исповедников, которые своею жизнью и смертью засвидетельствовали верность Христу и Его Церкви. И тогда враг рода человеческого начал бороться с Церковью не извне, а изнутри, через ереси, через лжеучения и искажения христианских истин. И против этого Церковь начала созывать Вселенские Соборы, на которые собиралось множество иерархов Церкви и совместно боролись против появившихся ересей и искажений христианского учения. Вот и сегодня мы вспоминаем память отцов первого Вселенского Собора, который был созван в 325 году в городе Никея, против появившейся арианской ереси. Арий, прародитель этой ереси, был священником Александрии. Он начал утверждать, что Господь наш Иисус Христос не является истинным Богом, Единосущным Богу Отцу, что Бог отец сотворил Его прежде сотворения мира. Это искажение истины полностью меняло и разрушало христианскую веру. И вот на первом Вселенском Соборе собралось более трёхсот отцов, среди которых было много святых и исповедников, пострадавших от недавних гонений. Это было славное собрание святых людей, таких как святители Николай Мирликийский, Спиридон Тримифутскиий, Афанасий Александрийский. И благодаря их твёрдости, их вере и молитве победило Православие, и эту ересь предали анафеме. И на протяжении последующих столетий Церковь продолжала бороться и противостоять ересям, лжеучениям и искажениям Православного учения, утверждая правильное представление о Боге, о Церкви, без чего невозможно достичь спасения. Потому что, если наше представление о Боге будет искажённым, мы не сможем достичь единства с Ним.

Ересь как змея ядовитая, от укуса которой человек может пострадать и погибнуть для жизни вечной. Помня это, мы должны твёрдо держаться своей православной веры, держаться своей Церкви, ибо только в Ней есть спасение. И только идя таким путём, стремясь познать Бога, через Господа нашего Иисуса Христа, через участие в Таинствах Церкви, мы получим возможность достигнуть Царствия Небесного и вселиться в его обителях. Аминь.


( голосов: 1 )
 
Проповедь иерея Георгия Максимова о чудесах: слово в Неделю св. апостола Фомы

Внимание, откроется в новом окне. Печать


( голосов: 0 )
 
Проповедь протоиерея Симеона Льва в Неделю св. апостола Фомы

Внимание, откроется в новом окне. Печать

08foma

Источник изображения — pravoslavie.ru

Сегодня Св. Церковь прославляет память св. ап. Фомы, того самого, о котором принято говорить: Фома – неверующий. Получается немысленное сочетание: св. неверующий апостол Фома. Это говорит о том, что «верующий, не-верующий» — всего лишь отвлечённые слова! И верующий иногда впадает в неверие, и неверующий иногда чувствует, что «нечто» есть. В известной всем Евангельской истории отец больного ребёнка бросается ко Христу со словами: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9, 24),— в этих словах больше правды о человеке, чем во всех отвлечённых спорах о вере и неверии. В саду у первосвященника трижды отрекается от Христа апостол Петр. Когда Христос взглянул на него, Пётр вспомнил, как обещал он Христу умереть за Него, и сказано про него, что он вышел вон и плакал горько (Мф. 26, 75). И, наконец, сам Христос в предсмертной муке обращает к Богу страшные слова: «Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46).

Верующий как нечто само собою разумеющееся доказывает свою веру. Не-верующий так же снисходительно, как само собою разумеющееся доказывает правду своего неверия. Но верующий, если только он правдив сам с собою, знает, что он слишком часто живет так, как если бы не было никакого Бога, часто в суматохе и шуме жизни как бы где-то теряет, растрачивает свою веру. А в ином неверующем больше печали по Боге, больше тоски по Свету и Истине, чем в ином самодовольном фарисее-верующем. Поэтому так пусты, и так беспредметны все споры о вере и неверии. Еще и ни в ком не родилась вера от доказательств и аргументов, не родилась даже и от чудес.

Евангелие полно рассказов о чудесах Христа, но как же вышло так, что перед Его смертью все оставили, все бросили и все предали Его? А вот когда не было никакого чуда, когда, всеми брошенный, Он умер на кресте, воскликнул сотник, распинавший Его: «Воистину Человек сей Божий Сын» (Мф. 27, 54).

Читая Библию, жития святых, узнаёшь, что не только Христос, но и многие праведники страдали, как ветхозаветные, так и новозаветные. Для кого-то эти страдания были добровольными, но для большинства – нет. Надо сказать, что людей больше волнует не то, за что страдают угодники Божьи, а то, в чём состоит вера праведников, почему они служат Богу? В библейской книге Иова сатана заявляет, что Иов богобоязнен, потому что надеется получить от Господа награду. На таких условиях, говорит дьявол, всякий согласился бы поклониться Богу. Но урежь доходы Иова, и он отречётся от Господа. Даром Бога никто не славит,— утверждает дьявол. И каждый верующий, раньше, или позже задаётся вопросом: Почему я славлю Бога? Потому ли, что Он посылает мне Свои блага? А что если блага прекратятся? Что если Он заберёт даже то, что когда-то даровал? Легко быть добрыми, когда у нас много добра.

Один мой знакомый, деятельный священник, призывая своих прихожан-предпринимателей добросовестно отчислять десятину на новое церковное строительство, уверял их, что Господь обязательно благословит их. Он сделает так, что оставшиеся девяносто процентов дохода послужат им лучше, чем первоначальные сто. Но случилось так, что доход их не увеличился, а даже уменьшился. Они так обиделись на Бога, и на священника, что вообще перестали ходить в церковь. Не так давно на состоятельных россиян обрушилось испытание веры: вышло новое налоговое законодательство, отменяющее льготы церковным благотворителям. Если раньше, деньги, отданные на восстановление храма засчитывались как отданные государству, то теперь положенные отчисления государству необходимо отдавать полностью, а пожертвования на храм предлагается платить из личного дохода. И почти все благотворители сразу куда-то исчезли. Так что за коварным утверждением сатаны, что даром Богу никто служить не будет, кроется более широкий, более принципиальный вопрос: а возможны ли вообще истинная вера, истинная набожность? Возможна ли полная и беззаветная преданность человека Богу, без всяких условий, типа: Ты — мне, я — Тебе, без всяких соглашений и договоров? Может ли кто-нибудь служить Богу, когда жизнь его рассыпается в прах? Да, может, учит нас праведный Иов, и чтимый сегодня апостол Фома. С дьяволом мы можем согласиться лишь в том, что вера, основанная на благополучии – неглубока и неискренна.

Все мы чувствуем себя виноватыми, когда у нас случаются неприятности. Мать, стоящая у постели больного ребёнка, шепчет в отчаянии: «Это Бог меня наказывает!» Она точно не знает за что, но наверняка есть причины. Обанкротившийся предприниматель, вздыхая по утраченным капиталам, размышляет, какой грех он совершил. Каждый из нас испытывал нечто подобное в своей жизни. Возможно, это нормально – думать, что все наши страдания обусловлены совершенными нами прегрешениями. Очень многие разделяют эту точку зрения. Однако, такие люди становятся на сторону дьявола и трех приятелей Иова, когда советуют нам «веровать сильнее», или «исповедывать свой грех». Истинные христиане хранят свою веру и во дни благополучия, и во дни скорби. Вера не гарантирует человеку избавления от бед и несчастий.

Когда читаешь и слушаешь споры о религии, видишь как с обеих сторон несётся хвастовство о своих победах и торжествах, сила против силы, пропаганда против пропаганды, ненависть против ненависти, и в конечном итоге, зло против зла. Но всё христианство утверждает, что злом не разрушить зла, ненавистью не победить ненависти – всё это мир сей, про который давно сказано, что он «во зле лежит» (1 Ин 5, 19).

Не пора ли нам, называющим себя верующими, вспомнить этот главный парадокс христианства – что побеждает в нём только Крест, его непобедимая, непостижимая сила. Не пришёл Христос спасти нас ни силой, ни внешней победой, но заповедал нам, чтоб мы знали, какого мы духа, чтоб была в нас сила крестная. И вот поразительно, что и сейчас, там, где идёт борьба с религией, там побеждают те, кто силе противопоставляют правду, ненависти – любовь и жертву, шуму и грохоту пропаганды – тишину и свет подлинной веры. И вот над шумом слышен только их голос, во тьме светит только их свет, действительно, этого света тьме не объять.

Слабость христиан почти всегда в том, что они сами не верят в своё добро и, когда приходит час борьбы со злом, противопоставляют ему такое же зло, такую же ненависть и тот же страх. Пора нам оправдать добро, снова поверить в его силу, в его внутреннюю божественную непобедимость. Пора миру, лежащему во зле, противопоставить не чудо, не силу, не авторитет и не хлеб, а тот ликующий облик добра, любви, надежды и веры, от отсутствия которых задыхается человечество. И только тогда, когда мы в самих себе оправдаем добро и поверим в него, мы начнём снова побеждать.

В эти послепасхальные дни всё ещё поется в Церкви: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Смертию – смерть, ведь до воскресения Он самое страшное из всех зол – смерть, разрушение – наполняет добром, любовью, жертвой, самоотдачей. Саму смерть наполняет Жизнью, и когда разрушает Он смерть, тогда наступает светоносное утро воскресения. Тогда, и только тогда, тем, кто отдают ему свою земную любовь и идут, ни на что не надеясь, ко гробу, чтобы помазать Его тело, Он говорит единственное из всех слов: «Радуйтесь!» (Мф. 28, 9). Так начинается христианство. Аминь.


( голосов: 1 )
   
Иерей Георгий Максимов: "Торжество Православия - что это значит?"

Внимание, откроется в новом окне. Печать


( голосов: 2 )
 
Проповедь протоиерея Симеона на Евангелие от Марка (14, 3-9)

Внимание, откроется в новом окне. Печать

06miro

Источник изображения — сергиевский-приход.рф

Дневное Евангелие поведало нам маленькую историю, которой Господь Иисус Христос придал большое значение. Об этой почти незаметной истории пишут евангелисты Матфей, Марк, Иоанн, и даже немножко Лука. О чём же она? Читаем у ап. Марка (14, 3-7): И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал,— пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного, и, разбивши сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему эта трата мира? Ибо можно было бы продать его более, нежели за триста динариев, и раздать нищим. И роптали на неё. Но Иисус сказал: оставьте её, что её смущаете? она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Посмотрим, как это звучит у Иоанна в 12 главе: За шесть дней до Пасхи пришёл Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мёртвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор: он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего; ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня — не всегда. Некоторые богословы говорят, что это разные истории. Может быть. Но в них много общего.

В Евангелии говорилось о женщине, которая разбила алавастровый сосуд с миром. В наше время таких сосудов не делают. А в древности горлышки сосудов с дорогими благовониями запаивали. Для того, чтобы их вскрыть, нужно было отбить горлышко, и, естественно, аромат распространялся по всей комнате. Её сосуд был наполнен миром на сумму 300 динариев. Это были большие деньги. За один день рабочему человеку платили 1 динарий, следовательно, 300 динариев — это год работы. Мария была совсем небогатой женщиной. Это была сестра Марфы, которая служила Иисусу. Может быть, это было всё её состояние, может быть, она продала всё, что имела, чтобы приобрести это сокровище, которое она влила в богатый сосуд, принесла в дом и возливала на Иисуса. И что самое интересное, Господь сказал: Когда будет проповедано Евангелие, будет сказано в память её и о том, что она сделала.

С одной стороны, это исторический факт, т. к. об этом пишут все евангелисты, а с другой стороны как бы пророчество Иисуса: Везде, где будет проповедано Евангелие, будет говориться об этой женщине в память того, что она сделала.

Почему Спаситель связал проповедь Евангелия, которая является целью церкви, и этот, казалось бы, незначительный эпизод? Что общего между ними? А то, что люди, которые будут принимать Евангелие, должны поступить так, как поступила эта женщина. Они должны отдать Господу самое дорогое и ценное, для приобретения которого, если понадобится, нужно будет отдать всё. В этом заключена великая истина.

Многие верующие не имеют сегодня христианской жизни, потому что ничего не отдали Господу. Некоторые приходят в церковь для того, чтобы брать, получать, чтобы им служили, и такая позиция в церкви довольно распространена. А эта женщина пришла к Господу не для того, чтобы получить исцеление, не для того, чтобы о ней помолились, не для того, чтобы Господь благословил её материальными благами. Она пришла послужить Ему.

Любопытна была реакция окружающих на поступок этой женщины. Допустим, с Иудой, который был испорчен от начала и говорил, к чему такая трата, всё ясно. Но другие ученики Спасителя! Они тоже говорили: «Зачем это всё нужно?» Даже они не понимали того, что она делает.

Так и у нас, верующих, сегодня та же проблема. Окружающие не понимают человека, который принял веру, посещает церковь каждое воскресенье, часто читает Библию, спешит в библейский класс, или на евангелизацию, учится в воскресной школе. Они смотрят на это с удивлением: «К чему такая трата? Ты такой талантливый, молодой, у тебя такая перспектива в науке, в политике, в бизнесе, зачем ты тратишь свою молодость на то, что тебе ничего не даёт?». Часто ли можно слышать такие слова? Мне много раз приходилось их слышать в советское время, когда верующим трудно было учиться, и нас не пускали на порог высших учебных заведений. «Зачем это тебе? Посмотри, где уже твои друзья, с которыми ты учился, посмотри, кто они теперь».

Но у Бога свои пути. Когда нас осуждает мир, это ещё можно перенести. Но часто нас осуждают наши братья и сёстры. Как ученики Иисуса осудили Марию, так осуждают и нас, говоря: «Ну ладно, ходи в церковь на здоровье по воскресеньям. Пусть помолятся о тебе, если есть проблема, пусть помогут тебе. Но зачем тебе быть таким активным и столько тратить времени?» К сожалению, это логика многих верующих людей, которые используют церковь, используют веру, используют Библию, используют многие духовные вещи только для того, чтобы брать и брать. А Мария всё дорогое продала, купила этот сосуд, принесла Господу и помазала Его.

В христианском служении следует придерживаться такого важного принципа. Всё, чем мы обладаем, все наши возможности не принадлежат нам. Если мы христиане, то всё принадлежит Господу. Наше тело, наше время, здоровье, наши таланты и наши голоса. Спаситель говорил, что Царствие Небесное подобно сокровищу, которое женщина нашла, но для того, чтобы приобрести это сокровище, она продала всё, что имела.

Вспомним ещё притчу о десяти девах. Там тоже были сосуды, но это были светильники с маслом. Так случилось, что некоторые из этих дев имели недостаточно масла, своевременно не купили его, может быть пожалели денег, может быть, просто не оценили, насколько это было важно. И вот тогда, когда настала ночь, и все услышали крик: Вот Жених!, они увидели, что их светильники гаснут, так как масло было уже на исходе. Они засуетились, испугались, начали искать масло и не нашли его, а когда ушли к продающим, то в это время пришёл Жених. Готовые девы были взяты на брачный пир к Господу, которому и принесли свои алебастровые сосуды мира.

Многие из нас могут много сделать для Господа подобно тому, что делала Марфа, но Иисусу нужно было другое: Марфа, Марфа, ты суетишься, ты заботишься о многом, одно нужно.

А Мария сидела у ног Иисуса. Именно этого хочет Господь от нас, и только это по существу может принести нам Божье благословение. Конечно, написано, что спасение мы получаем даром. Да, Господь дал нам спасение, но обладателем этого сокровища мы будем только тогда, когда умрём, чтобы жить с Господом, отдадим всё прежнее, чтобы стать обладателями нового. В Библии есть очень хорошее место на этот счёт: И овцы и войдут, и выйдут, и пажить найдут (Ин. 10). Чтобы войти в Господа, мы должны умереть и выйти новым естеством. Только в новом естестве, облечённые во Христа Иисуса, пройдя через смерть, сораспятие и духовное воскресение, мы находим пажить и приобщаемся к источнику жизни и благодати.

Когда мы посмотрим на христиан нашего времени, то видим, что многие имеют проблемы, болеют, живут в нищете и только лишь потому, что пришли к Господу брать. Что мы принесли Господу? 300 динариев? Это много или мало? Помните, как старушка вдова принесла всего-навсего две лепты и этого оказалось достаточно? Иисус сказал, что она положила более всех, потому что все клали от избытка, а она отдала всё, что имела. Не назидание ли это для каждого из нас? Посвятили ли мы Господу то, чего достигли или получили по наследству от родителей? К сожалению, многие люди в церкви просто прихожане. Доволен ли Господь нами? Скажет ли сегодня о нас Господь, как сказал о Марии: Оставьте её, она сделала всё что могла, или в другом переводе: Она доброе дело сделала. Что получила, то и отдала, отдала то, что получила.

Как много мы с вами получили от Господа, и что мы отдали Ему? Может быть, как Онаний и Сапфира, мы утаили что-то? Тогда вспомните, какой был трагический конец этих людей. Неужели мы думаем, что Господь не знает нашего сокровенного, тайного и не восстановит истину? Неужели мы имеем право обкрадывать Господа временем и силой? Неужели Господу нужно жертвовать самое плохое, как когда-то делали иудеи, которые приводили к Господу хромых и больных животных? И Господь негодовал тогда и, наверное, негодует сегодня, когда мы жертвуем такую потертую купюру, которую в магазинах не берут, просроченные конфеты, или продукты.

Духовная жизнь — это труд, каждый день искушения и борьбы. Это большая цена, которую каждый из нас должен платить каждый день. Платим ли мы её или нет? Мы пользуемся всеми благами Божьими. Он дает нам солнечный свет, много милостей и здоровье. Оценили ли мы это? Небеса отдали нам самое дорогое — Божьего Сына в жертву. Многие люди сегодня слушают о Боге, о том, как Он их любит, умер за них, хочет войти в их сердце. Постоянно кается много людей. И дал бы Бог, чтобы хоть половина из них, хоть третья часть действительно посвятила себя Господу, сказав: «Господи, Ты так много мне дал, а я так мало Тебе возвращаю. Ни я, ни мой дом не принадлежали Тебе, но теперь я хочу отдать Тебе всё».

Если ли у кого драгоценный сосуд мира, принесите его Господу, возлейте его Ему на голову или на ноги, отрите своими волосами, слезами полейте. Это ваш шанс. Когда мы слушаем Слово, но остаёмся совершенно пассивны, Дух Святой всё же работает над нами. Господь стучит: сколько тебе страдать и мучиться? В конце концов встань и пойди к Отцу своему, и Я благословлю тебя!". Аминь.


( голосов: 1 )
   

Страница 5 из 15

<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>