Проповеди
Проповедь протоиерея Симеона Льва о святом праведном Иоанне Кронштадтском, 14.06.2017 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

11ioann

На фото: святой праведный Иоанн Кронштадтский.

В единственной автобиографии отца Иоан­на говорится: «Я сын причетника села Сурского, Архангельской губернии. Дома, на шестом году, отец купил мне букварь, и мать стала преподавать азбуку. Тяжело давалась гра­мота. На десятом году меня повезли в Архангель­ское приходское училище...»

Родители определили Ивана на собственном содержании воспитанником в Архангельское приходское учи­лище, тратя на его учебу последние гроши. Иван сильно расстраивался, что не может оправдать отцовских надежд и хотя бы выучить­ся как следует читать.

На меня напала тоска,— рассказывает Иоанн Кронштадтский в своей автобиографии.— Вот тут-то и обратился я за помощью к Вседержи­телю, и во мне произошла перемена. В короткое время я продвинулся вперед настолько, что уже перестал быть последним учеником». С ним про­изошло такое же чудо, как пять столетий назад с отроком Варфоломеем, ставшим великим свя­тым Преподобным Сергием Радонежским. «И от­крыл мне Господь разум: я озарился светом Божиим — грамота стала мне ясна»,— вспоминал об этом чуде отец Иоанн.

В 1851 году Иван Сергиев в числе лучших учеников Архангельской духовной семина­рии был направлен за казённый счет на учёбу в Санкт-Петербургскую духовную академию. В том же году внезапно умер его отец в возрасте всего сорока восьми лет. Чтобы помогать матери и сёстрам, Иван на время учёбы устроился рабо­тать писарем в канцелярии академии за девять рублей ежемесячного жалования и весь свой за­работок отправлял в Суру.


( голосов: 2 )

Подробнее: Проповедь протоиерея Симеона Льва о святом праведном Иоанне Кронштадтском, 14.06.2017 г.

 
Проповедь протоиерея Симеона Льва в праздник свт. Николая Чудотворца 19.12.2005 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

10nikolai

«Святитель Николай освобождает трёх невинно осуждённых на казнь» (фрагмент картины) Илья Репин.

Святитель Николай, память которого мы сегодня празднуем, является олицетворением добродетели милосердия, побуждает нас в день его прославле­ния беседовать о любви, завещанной Христом миру.

Вероятно, нет и нужды много говорить о значении любви, потому что каждый христианин знает силу любви и значение её в жизни человеческой. Заповедь о любви, по слову святого апостола Иоанна Богослова, есть «заповедь древняя», которую «мы слышали от начала» (1 Ин. 2, 7), «чтобы поступали по ней» (2 Ин. 1,6). Она есть заповедь, яснейшим образом начертанная на скрижалях сердца челове­ческого при его создании.

С годами люди всё более и более проникаются сознанием необходимости любви не только в частной жизни, но и в жизни общественной. На этом основаны многие современные партии и движения. Любовь к инвалидам и пенсионерам, к землякам, к соплеменникам, к соотечественникам, любовь к природе и животным, к малоимущим и заключённым и т. п. Вряд ли кто более свт. Николая воплотил в своей жизни христианскую любовь к заключённым, к бедным, к неправедно гонимым, и вообще ко всем в ней нуждающимся. А пример Божьего угодника и нас должен по­буждать к тому же.

Конечно, указанные стремления и настроение общества непосредственно связаны с заветами, данными миру Господом нашим Иисусом Христом. Однако к осуществлению ли именно «любви Божией» все более и более приближается мир? Усвоена ли в действительности современным человеком «заповедь древняя» о любви Христовой и не является ли она до сего дня при всей своей древности ещё «новою», как говорил апостол Иоанн (1 Ин. 2, 8), в существе своём почти ещё не усвоенною? Явно лукавят те, кто ссылаются на Христа, думая водворить на земле равенство, братство и свободу путём насилия, путём постоянных убийств и прочих злодейств, путём постоянного попрания свободы людей, иначе мыслящих! Христос пришёл водворить на земле братство и свободу не путём насилия, а путём пропо­веди мира и любви. Разве Он, или апостолы, или вообще истинные последователи Его совершали когда-либо убийства для того, чтобы распространилось в мире Евангелие мира и любви? Разве Христос и апостолы не учили давать место суду Божию. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию (Рим. 12, 19),— пишет святой апостол Павел.

Пусть современные политические и общественные деятели и их последо­ватели, не желающие отречься от Христа, чаще проверяют путь свой по Евангелию и не решают дела политические и общественные, опираясь исключи­тельно на человеческую мудрость мира сего. Пусть не забывают они и ещё иное наставление апостола: Станем любить не словом или языком, но делом и исти­ною (1 Ин. 3, 18)! Пусть вместо высказывания угроз, дышащих смертью, и требова­ний, иногда совершенно неразумных, приступят скорее к созидательному труду на пользу просвещения народа и поднятия его внешнего благосостояния! Ведь именно такую деятельную созидательную любовь имели ученики Христовы — апостолы, оставившие всё для того, чтобы распространить Евангелие Христово, мученики, своею кровью запечатлевшие свидетельство о Христе, преподобные, победившие с великим усилием немощи естества и страсти для того, чтобы во всей светлости воссиял в них образ жизни Христовой. Это есть любовь Божья, явленная миру Хри­стом. Эту любовь Христову, как знамя победы Православия пронесли сквозь века и донесли до нас истинные угодники Божьи, среди которых и чтимый нами свт. Николай.


( голосов: 2 )

Подробнее: Проповедь протоиерея Симеона Льва в праздник свт. Николая Чудотворца 19.12.2005 г.

 
Слово перед исповедью иерея Георгия Максимова - О злопамятности

Внимание, откроется в новом окне. Печать

09zlopamyat

Источник изображения — onedio.com

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами поговорим о грехе памятозлобия или злопамятности. Это не просто память о зле, сделанном нам кем-либо. Это память, соединённая с обидчивостью, мстительностью, гневом, соединённая с непрощением этого зла.

О необходимости прощения все мы знаем. Все мы читали в Евангелии: «прощайте и прощены будете» (Лк. 6:37), и все мы каждый день просим: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Но, не смотря на это, далеко не всегда прощаем своих обидчиков. Помню, как одна женщина, поссорившаяся со своей подругой, когда услышала от священника, что надо простить, воскликнула: да лучше я буду вечно в аду гореть, чем прощу её! И ушла. Страшное состояние. И как отравляет оно жизнь человеку! Преподобный Иоанн Лествичник называл памятозлобие ядом души и гвоздем, вонзенным в душу. Бывает так, что обидчик уже давно умер, но память о причинённой им обиде продолжает в нас жить и лишать нас радости.

Даже с мирской точки зрения стоит вырвать этот гвоздь из души, чтобы не страдать. Но для христиан это важно и потому, что, прощая, мы тем самым подражаем Господу, Который нас простил. Мы становимся ближе к Нему. Ради этого нужно прощать. Ради Христа.

Очень часто люди памятозлобствуют из-за разных мелочей, а порой и из-за выдуманных обид. Но бывает и такое, что кому-то причинили действительно серьёзное зло. Убили близкого, например. Что ж, грех преступника даже не смотря на наше прощение останется на нём, и если этот человек не покается, то ответит перед Богом на Страшном Суде. Это истина, но мыслью об этом не стоит услаждать своё памятозлобие, нужно желать обидчику покаяния и спасения. Я видел женщину, у которой убили сына и дочь, и она смогла простить убийцу. И насколько просветил Господь её душу святостью! Это было очевидно даже неверующим. Если она смогла простить такое, то неужели мы не можем простить гораздо меньшее?

Часто спрашивают: а как простить? Бывает так, что человек всё понимает и хочет простить, а сердце всё равно чувствует обиду. Рецепт простой: молитвой очищать своё сердце от этого греха. Сам Господь указал это лекарство: «молитесь за обижающих вас» (Мф. 5:44). Как молиться? Есть специальные молитвы, можно ими, а можно и своими словами просто сказать: «Спаси Господи и помилуй раба твоего такого-то». Всего пару секунд в день это займёт, но молиться надо каждый день. Первое время может быть тяжело молиться за обидчика. Но если преодолеть себя и продолжать, то наступит момент, когда мы уже с лёгким сердцем будем произносить молитву,— это и будет знаком того, что мы освободились от памятозлобия. Помогает в этом и самоукорение, то есть, стремление винить себя, а не других, а также осознание того, что обидчик лишь орудие в руках диавола, который приводит людей к вражде.

Преподобный Иосиф Оптинский говорил: «Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение; но человек, не помнящий зла, опередил их, ибо истинно слово: «Отпустите мало, отпустится вам много»».


( голосов: 4 )
   
Проповедь протоиерея Симеона Льва в неделю о слепом, 21 мая 2017 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

08slepoy

Источник изображения — radiovera.ru

Прочитанное сегодня в храме Евангелие рассказывает нам о чуде исцеления Христом слепого от рождения. Евангелист Иоанн передаёт обстоятельства чуда с особой полнотой и обстоятельностью.

Из отрывка, во-первых, ясно, сколько скорби принёс в мир грех. Перед нами печальный случай: человек — слепой от рождения. Трудно вообразить более тяжёлое несчастье. Из всех физических неду­гов, быть может, нет большего, чем отсутствие зрения. Этот крест, возло­женный на человека, лишает его одной из самых великих радостей жизни. Он заключает нас в узком личном мире, делает нас болез­ненно беспомощными и ставит в зависимость от других. Люди не сознают полностью ценность зрения, пока не потеряют его. Слепота, как и всякая иная телесная немощь, является плодом греха. Если бы Адам не пал, люди никогда не стано­вились бы ни слепыми, ни глухими, ни немыми. Многочисленные недуги, постигающие плоть, неисчислимые страдания и болезни, физические недостатки, которыми мы все обладаем, вошли в мир, когда проклятие снизошло на землю. Нам надо научиться ненавидеть грех, как его ненавидит Господь. Для этого мы должны видеть в нём источник большей части наших забот и тревог. Церковь призывает нас бороть­ся с ним в себе и в других, умерщвлять его и питать к нему отвращение. Нет более основательного доказательства, что человек — падшее творение, чем тот факт, что он способен любить грех и наслаждаться им.

Отметим, во-вторых, в евангельском отрывке ценное наставление об использо­вании возможностей, которое Христос даёт нам. Он говорит ученикам, расспрашивающим Его о слепом: Мне должно делать дела..., доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Эти слова особенно справедливы в отношении Самого Спасителя. Он хорошо знал, что Его земное служение будет длиться всего три года, и, зная это, Он старался не тратить время попусту. Он не пропускал ни одного случая творить дела милосердия и заботиться о начинаниях Своего Отца. С утра и до вечера Он испол­нял труд, который Отец поручил Ему. Творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его было Его пищей (Ин 4, 34).


( голосов: 5 )

Подробнее: Проповедь протоиерея Симеона Льва в неделю о слепом, 21 мая 2017 г.

 
Проповедь иерея Георгия Максимова в неделю о cамарянке, 14 мая 2017 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

07samaryanka

Краткая проповедь на сегодняшнее евангельское чтение (на Ин. 4:6-14). Разговор Христа и самарянки — это разговор Бога, Который пребывает верен, и души, которая неверна. Он касается каждого, поскольку показывает, какое душевное устроение необходимо для встречи со Христом. Самарянка не была ни безгрешной, ни самой нравственной в своём городе. Но у неё были три душевных качества, которые сделали её достойными такой встречи.

Первое. Самарянка начала понимать, Кто перед ней, лишь после того, как кротко приняла от Спасителя обличение в её грехах, и признала их. Другие бы разгневались и ушли или стали спорить, а она ещё более расположилась к Учителю. Именно такие души достойны встречи со Христом, и именно через признание нами наших грехов мы встречаем Его. Так что ошибаются те, кто думает познать Бога без покаяния. Из нас же многие ли готовы снести обличение? Если слышат от священника на исповеди обличение, переходят к другому, такому, чтобы только кивал и жалел, а если слышат от мирянина — огрызаются, да ещё и воображают себя невинными страдальцами.

Второе. Поняв, что перед нею пророк, самарянка не спрашивает о житейских делах, но об истине. Такая душа, ставящая истину превыше всего, способна ко спасению. У нас же, увы, не так. В 1990-е годы были у нас всероссийские старцы, люди высокой духовной жизни, но о чём в основном спрашивали их посетители? Разменивать ли квартиру? Продать ли машину? Идти ли на эту работу? Делать ли операцию? Некоторые спрашивали о политике,— в общем, обо всём, кроме единого на потребу. Может быть, потому и не даёт нам Господь больше старцев.

Третье. Поняв, что перед нею Христос, самарянка оставляет водонос у колодца. Прервав обычное течение своих дел, она сделала своё сердце водоносом, зачерпнув «воду живую» из источника Господа. И она становится апостолом для сограждан, чтобы напоить их этой водой. Самарянка понимала, что после такой встречи нельзя продолжать жизнь, как прежде, будто ничего не случилось. И она резко меняет свою жизнь и в итоге сама становится святой. Увы, у нас же даже те немногие, кто готов принять обличение и поблагодарить за него, далеко не всегда исправляются и меняют свою жизнь. «Окаянный я грешник!» скажут и живут себе дальше в грехе, как прежде.

Почему благодать Божия, спасающую и очищающую человека, Господь назвал «водою живой»? Потому что она возвращает к жизни погибшие души. Будем же стараться стяжать те качества душевные, что имела самарянка, чтобы и нам получить живую воду от Господа, и спастись.


( голосов: 2 )
   

Страница 1 из 6

<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 Следующая > Последняя >>