Проповеди
Слово перед исповедью иерея Георгия Максимова: о греховных помыслах

Внимание, откроется в новом окне. Печать

01musi9_640

Источник изображения — ks-region69.com

Дорогие братья и сестры!

Бывает, что на исповеди человек говорит: каюсь в греховных помыслах. Так говорить некорректно. Сами по себе греховные помыслы бывают у всех, они всеваются нам злыми духами для того, чтобы нас втянуть в грех, или смутить или просто отвлечь от Бога. Один из святых сравнивал греховные помыслы с ветром: ты не можешь сделать так, чтобы ветер не дул на тебя, но это не твоя вина, что он дует. Если бесы бросают в нас какой-то греховный помысел или греховное чувство, но мы не принимаем его, то он не становится нашим грехом, нам не нужно его исповедать. Это становится нашим грехом лишь тогда, когда мы помысел принимаем.

Что значит «принять помысел»? Предположим, у нас на работе есть коллега, которая нас чем-то раздражает. И вот лукавый предлагает нам помысел осуждения: «Смотри, какая она ни на что не годная, все плохо делает, такая-сякая". И у нас есть два варианта. Первый: «Нет, я не буду принимать этот помысел!" И отсечь его. Второй вариант – когда мы соглашаемся: «Да, она действительно плохая, бесполезная» и т. д. Таким образом мысль, которая изначально была не наша, мы приняли и сделали своей. Это как если человек подойдет к нам на улице и скажет: «пойди и укради!» То, что мы это услышали, не стало само по себе нашим грехом, но если мы послушаемся и украдем, или даже хотя бы начнем в уме строить планы, как украсть – это станет нашим грехом. В этом случае нужно исповедоваться, но не так, что «были греховные помыслы», а «принимал греховные помыслы». Если же помыслы просто были, но мы их отсекли, в этом не надо каяться. Это не наши грехи.

Сюда же примыкают и сны. Бывает, что бес внушает нам греховные сны. Здесь тоже, как говорят святые отцы, нужно просто не вспоминать об этом сне после пробуждения, не обдумывать его. И в этом случае не надо в нём каяться. Это не наш грех. Бес просто хотел нас искусить, но мы не поддались. Другая ситуация, когда мы, уже проснувшись, начинаем услаждаться предложенной страстью, вспоминая сон. Тогда нужно каяться. Но не в том, что приснился сон, а в том, что мы приняли страсть.


( голосов: 9 )

Подробнее: Слово перед исповедью иерея Георгия Максимова: о греховных помыслах

 
Проповедь иерея Георгия Максимова 18 декабря 2016 г. - О воле Божией

Внимание, откроется в новом окне. Печать

11gefsimania_640

На фото: «Моление о чаше» — фрагмент иконы.

Братья и сестры, сейчас мы слышали призыв апостола Павла: «познавайте, что́ есть воля Божия» (Еф. 5:17). Почему это так важно? Собственно, суть духовной жизни можно определить как согласование нашей воли с волей Божией. Наша воля поражена грехом и нуждается в исцелении. Очень часто, когда мы считаем, что делаем то, что хотим или что кажется необходимым, мы на самом деле выполняем волю бесов. Но и без них наша воля сама по себе нас из греха не вытянет и к святости не приведёт. Для спасения человеку необходимо отучиться от пагубного своеволия и подчинить свою волю воле Божией, что и составляет акт веры, которым человек признаёт, что доверяет Богу больше, чем себе, и вверяет себя Ему. Как говорил преподобный Ефрем Сирин, «в какой мере кто отсекает и смиряет свою волю, в такой же мере он идёт к успеху. А чем упорнее держится собственной воли, тем более наносит себе вреда».

Вспомним, как молился Господь Иисус Христос: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Если Он, будучи безгрешен и совершенен, говорил так, не тем ли более мы, грешные и несовершенные нуждаемся в том, чтобы строить жизнь по этому принципу? Да, это легко сказать, а сделать тяжело. Гордому человеку тяжело отказаться от убеждения: «Я знаю лучше», «Моё мнение или хотение — самое важное». Бывает так, что даже воцерковлённые христиане сознательно не хотят узнавать волю Божию, говоря: «А вдруг мне не захочется её исполнять?» Что ж хорошо, если так — вот тебе место для подвига, вот возможность преодолеть себя, показать доверие и любовь ко Христу, а без этого как можно называться христианином?

Апостол говорит, что нужно узнавать, в чём воля Божия, и, конечно, узнавать не для того, чтобы просто принять к сведению, а чтобы исполнить её. Многие спрашивают: а как узнать волю Божию? Прежде всего в Писании. Это самый первый источник для нас. В нём Бог прямо и подробно говорит, что Он от нас хочет, что Ему угодно. Пренебрегающий Писанием воли Божией не познает. Но, допустим, человек знает Писание, однако в конкретной ситуации не может сам по нему определить, в чём воля Божия. Здесь поможет второй источник — духовная беседа со священником. Когда идёте на исповедь с важным вопросом, помолитесь Богу, чтобы Он открыл вам через священника Свою волю, и Господь не посрамит Вашего упования.

А что если понять нужно скоро, и со священником нет возможности поговорить? Святой Николай Японский в таких случаях советовал от души помолиться Богу о вразумлении и следовать первой мысли, которая придёт после молитвы. Но, конечно, это действует лишь тогда, когда человек искренне стремится узнать волю Божию, чтобы последовать ей. Если человек молится с лукавством, мол, если воля Божия будет согласна с моей, я её выполню, а если нет, то не буду — такой не достоин ответа от Бога.

Есть и другие способы, как уразуметь, в чём воля Божия, но нет нужды их все перечислять, самое главное для нас — стремиться узнать её с готовностью исполнить, и тогда Бог Сам вразумит и подскажет способы. Он рядом и всегда готов помочь. Так что, как советовал преподобный Серафим Вырицкий, «будем искать Божьего... Не как я хочу, а как Бог даст».


( голосов: 9 )
 
Проповедь иерея Георгия Максимова: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2)

Внимание, откроется в новом окне. Печать

10tyagoti_640

Источник фото — bobruisk.ru

Что значит носить «тяготу» или бремя другого человека? Некоторые думают: если, допустим, в нём есть то, что меня раздражает, а я терплю, сдерживаюсь, и не упрекаю его за это, то так я исполняю заповедь апостольскую. Конечно, и так можно понять, и действительно, христианину нужно с терпением относиться к немощам близких. Но вот представим ситуацию: мы идём долго по дороге рядом с человеком, который еле бредёт, сгибаясь под грузом многочисленных сумок и мешочков, и то и дело стонет от усталости. А мы идём рядом и думаем: «вот, я терплю, не говорю этому, что уже надоел своими стонами, и должен замолчать» — разве это означает, что мы тем самым понесли его бремя? Разве не тогда мы можем называться «понесшими бремя», когда скажем: «Давай я возьму вот этот твой мешочек и понесу его за тебя»? Преподобный Сергий Радонежский, память которого мы сегодня вспоминаем, сам и воду носил для братии, и одежду шил, и дрова рубил, и еду готовил — так он носил бремена других. Чтобы не казалось, что подобное лишь великие и древние святые могут, а от нас это слишком далеко, перескажу слова одного знакомого главы фирмы. Он однажды признался: «Я вижу, что у моих подчинённых в целом безрадостная жизнь. И я иногда говорю одному: слушай, иди сегодня домой пораньше, я доделаю твою работу. А другому устраиваю праздник на день рожденья, угощение, подарок. Я делаю это всё не для того, чтобы они ко мне лучше относились или лучше работали. Этого не происходит, но я этого и не жду. Я понимаю, что не могу изменить их жизнь, такое только Богу под силу. Но через такие простые дела мне получается немножко облегчить им жизнь, хотя бы на краткое время их порадовать». Хорошо бы и нам, глядя на людей, окружающих нас, задуматься над тем, как мы могли бы облегчить их бремя — хотя бы ненадолго. Хотя бы в мелочах. Обычно наш внутренний взгляд зациклен на нас самих, а на других людей мы обращаем внимание либо когда они нас чем-то раздражают, либо когда нам от них что-то нужно. Но если мы начнём смотреть на них с вопросом: «Как я могу понести его бремя?», то Господь покажет, как нам исполнить апостольскую заповедь.


( голосов: 6 )
   
Проповедь иерея Георгия Максимова о грехе ереси (Гал. 5:19-21)

Внимание, откроется в новом окне. Печать

09eres_640

На фото: святитель Николай заушает Ария. Фрагмент иконы XVII в. Источник — pravoslavie.ru

Братья и сестры, в апостольском чтении мы слышали, как перечисляются восемнадцать видов греховных дел, ведущих человека в ад, ибо «поступающие так Царства Божия не наследуют» (Гал. 5:19-21).

Среди этих грехов упомянут грех ереси, и очень премудро поступил апостол, поставив его в этом ряду. Тем самым он разрушил сразу два ложных мнения о ереси, встречающиеся у некоторых христиан. Одни думают снисходительно об этом грехе — мол, нехорошо, конечно, но это ведь не убийство, не прелюбодеяние, просто люди немного по-другому веруют, а значит, и их Господь спасёт. Апостол разбивает это заблуждение, указывая, что нет — «Царства Божия не наследуют». Ересь — это ложное представление о Боге или о Его действии в мире. Если мы договорились встретиться с человеком, которого не встречали ранее, и если у нас ложные представления о его внешности, то мы не узнаем его, и наша встреча не состоится. Так и ложные представления о Боге делают невозможным встречу с Ним. Наш Бог сказал: «Я есть Истина» (Ин. 4:6), потому-то ересь, по свидетельству аввы Агафона, «отчуждает человека от Бога», ибо ложь не может быть путём соединения с истиной. Поэтому святые отцы столь самоотверженно и бескомпромиссно боролись с распространением ересей,— тем самым они желали уберечь от погибели тех, кто уже поверил ереси и тех, кто может ей поверить в будущем. Ими двигала любовь к заблуждающимся и желание их спасения.

Иное ложное мнение, напротив, придает греху ереси столь тяжкий характер, что на его фоне другие грехи выглядят как-будто и незначительными. При таком перекосе обличение и даже гнушение грехом ереси порой служит в качестве своеобразного оправдания своим грехам: «мол, хоть я и этим грешу, и тем, но, по крайней мере, я не еретик, а значит, может быть, за одно православие моё спасет меня Господь». Апостол Павел, поставив ересь в число других грехов, разбивает и это неверное мнение. Хорошо, что ты не еретик, но если ты при этом живёшь в блуде, или в пьянстве, или во вражде с ближним, то и ты окажешься чужд Царствия Божия наравне с еретиками.

Так что будем следить, чтобы сатана ни в чём не имел части в нас,— ни через искажение веры, ни через плотские грехи. Господь в Церкви дал нам всё необходимое для победы над грехом и защиты от падений — через Священное Писание и творения святых отцов Он учит нас как веровать и как бороться со страстями, через исповедь очищает, а через Причастие даёт силы изменить себя.


( голосов: 6 )
 
Проповедь протоиерея Симеона Льва в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 2016 г. - Евангельское чтение о сёстрах Марфе и Марии (Лк., 10, 38-42; 11, 27-28)

Внимание, откроется в новом окне. Печать

08pokrov_640

На фото: икона Покрова Пресвятой Богородицы. Фрагмент.

_____Сегодня мы отмечаем праздник Покрова Пресвятой Богородицы – видение, открытое блаженному Андрею, Христа ради юродивому, и иноку Епифанию, в котором показано предстательство Матери Божией за род христианский. Матерь Божия ходатайствует за всех, но особенно Её покров простирается на тех, кто пребывает в храме Божьем. И свидетельство этого — как раз это видение.

_____В Богородичные праздники всегда читается Евангелие о двух сёстрах — Марии и Марфе. И здесь мы должны ответить на вопрос, по поводу которого идут постоянные рассуждения: что лучше, творить добро или ходить в храм Божий? Всё дело в том, что он возникает от того, что люди просто невнимательно читают или слушают евангельское чтение. Мария,— говорит Господь,— благую часть избрала (Лк. 10, 42). Каждому христианину дана возможность поступать по Закону Божьему, или по своей прихоти, полагать свой путь в Царствие Божие, или слоняться по распутиям мира сего.

_____Преподобный Серафим Саровский говорит в каком направлении должны двигаться христиане: «Цель жизни христианской в стяжании Святаго Духа Божия». И все дела, которые делаются ради Господа, как раз и дают благодать Святаго Духа. Дела, которые делаются не ради Господа, не дают благодати Святаго Духа. Их не назовёшь плохими, но благодати они не дают. То есть если человек делает что-то — строит, или даже посуду моет, или подметает — и делает это ради Бога и с молитвой, дело это даёт благодать Святаго Духа.


( голосов: 10 )

Подробнее: Проповедь протоиерея Симеона Льва в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 2016 г. - Евангельское чтение о сёстрах Марфе и Марии (Лк., 10, 38-42; 11, 27-28)

   

Страница 1 из 4

<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 Следующая > Последняя >>