Проповеди
Проповедь протоиерея Симеона Льва в неделю о слепом, 21 мая 2017 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

08slepoy

Источник изображения — radiovera.ru

Прочитанное сегодня в храме Евангелие рассказывает нам о чуде исцеления Христом слепого от рождения. Евангелист Иоанн передаёт обстоятельства чуда с особой полнотой и обстоятельностью.

Из отрывка, во-первых, ясно, сколько скорби принёс в мир грех. Перед нами печальный случай: человек — слепой от рождения. Трудно вообразить более тяжёлое несчастье. Из всех физических неду­гов, быть может, нет большего, чем отсутствие зрения. Этот крест, возло­женный на человека, лишает его одной из самых великих радостей жизни. Он заключает нас в узком личном мире, делает нас болез­ненно беспомощными и ставит в зависимость от других. Люди не сознают полностью ценность зрения, пока не потеряют его. Слепота, как и всякая иная телесная немощь, является плодом греха. Если бы Адам не пал, люди никогда не стано­вились бы ни слепыми, ни глухими, ни немыми. Многочисленные недуги, постигающие плоть, неисчислимые страдания и болезни, физические недостатки, которыми мы все обладаем, вошли в мир, когда проклятие снизошло на землю. Нам надо научиться ненавидеть грех, как его ненавидит Господь. Для этого мы должны видеть в нём источник большей части наших забот и тревог. Церковь призывает нас бороть­ся с ним в себе и в других, умерщвлять его и питать к нему отвращение. Нет более основательного доказательства, что человек — падшее творение, чем тот факт, что он способен любить грех и наслаждаться им.

Отметим, во-вторых, в евангельском отрывке ценное наставление об использо­вании возможностей, которое Христос даёт нам. Он говорит ученикам, расспрашивающим Его о слепом: Мне должно делать дела..., доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Эти слова особенно справедливы в отношении Самого Спасителя. Он хорошо знал, что Его земное служение будет длиться всего три года, и, зная это, Он старался не тратить время попусту. Он не пропускал ни одного случая творить дела милосердия и заботиться о начинаниях Своего Отца. С утра и до вечера Он испол­нял труд, который Отец поручил Ему. Творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его было Его пищей (Ин 4, 34).


( голосов: 3 )

Подробнее: Проповедь протоиерея Симеона Льва в неделю о слепом, 21 мая 2017 г.

 
Проповедь иерея Георгия Максимова в неделю о cамарянке, 14 мая 2017 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

07samaryanka

Краткая проповедь на сегодняшнее евангельское чтение (на Ин. 4:6-14). Разговор Христа и самарянки — это разговор Бога, Который пребывает верен, и души, которая неверна. Он касается каждого, поскольку показывает, какое душевное устроение необходимо для встречи со Христом. Самарянка не была ни безгрешной, ни самой нравственной в своём городе. Но у неё были три душевных качества, которые сделали её достойными такой встречи.

Первое. Самарянка начала понимать, Кто перед ней, лишь после того, как кротко приняла от Спасителя обличение в её грехах, и признала их. Другие бы разгневались и ушли или стали спорить, а она ещё более расположилась к Учителю. Именно такие души достойны встречи со Христом, и именно через признание нами наших грехов мы встречаем Его. Так что ошибаются те, кто думает познать Бога без покаяния. Из нас же многие ли готовы снести обличение? Если слышат от священника на исповеди обличение, переходят к другому, такому, чтобы только кивал и жалел, а если слышат от мирянина — огрызаются, да ещё и воображают себя невинными страдальцами.

Второе. Поняв, что перед нею пророк, самарянка не спрашивает о житейских делах, но об истине. Такая душа, ставящая истину превыше всего, способна ко спасению. У нас же, увы, не так. В 1990-е годы были у нас всероссийские старцы, люди высокой духовной жизни, но о чём в основном спрашивали их посетители? Разменивать ли квартиру? Продать ли машину? Идти ли на эту работу? Делать ли операцию? Некоторые спрашивали о политике,— в общем, обо всём, кроме единого на потребу. Может быть, потому и не даёт нам Господь больше старцев.

Третье. Поняв, что перед нею Христос, самарянка оставляет водонос у колодца. Прервав обычное течение своих дел, она сделала своё сердце водоносом, зачерпнув «воду живую» из источника Господа. И она становится апостолом для сограждан, чтобы напоить их этой водой. Самарянка понимала, что после такой встречи нельзя продолжать жизнь, как прежде, будто ничего не случилось. И она резко меняет свою жизнь и в итоге сама становится святой. Увы, у нас же даже те немногие, кто готов принять обличение и поблагодарить за него, далеко не всегда исправляются и меняют свою жизнь. «Окаянный я грешник!» скажут и живут себе дальше в грехе, как прежде.

Почему благодать Божия, спасающую и очищающую человека, Господь назвал «водою живой»? Потому что она возвращает к жизни погибшие души. Будем же стараться стяжать те качества душевные, что имела самарянка, чтобы и нам получить живую воду от Господа, и спастись.


( голосов: 1 )
 
Слово перед исповедью иерея Георгия Максимова накануне недели Фоминой, 2017 г. - О небрежении к церковным службам и молитве

Внимание, откроется в новом окне. Печать

06molitva

На фото: Н. П. Богданов-Бельский. В церкви. 1939

Дорогие братья и сестры, сегодня я хотел бы перед исповедью упомянуть такой грех, в который многие верующие впадают, но, кажется, не особо сильно переживают на этот счёт. А именно – небрежение к церковным службам и к молитве.

Конечно, в христианской жизни бывают как подъёмы, так и спады, и это, в общем-то, естественно. Но нередко во время этих спадов человек начинает оказывать небрежение к службе. Например, одно воскресенье пропустил, другое… и вот, уже давно не ходил. Ну, а раз так, значит, можно ещё одно пропустить. И так далее. То же самое с молитвой.

С одной стороны, человеку кажется, что это не великий грех, так, мелочь. Не умер же никто от того, что я лег спать не помолившись. Но из этих мелочей складывается то, что наполняет нашу жизнь. И то, какие отношения у нас с Богом.

Господь Иисус Христос сказал о нас, верующих в Него: «никто не похитит их из руки Моей» (Ин. 10:28). Но сами мы можем отпустить Его руку. Поэтому первое, что диавол стремится украсть у воцерковленного христианина — это регулярная молитва. Если это удаётся, вовлечь в грехи будет несложно. Многие по опыту знают: оставил регулярную молитву, начал пропускать службы, и вот уже в жизни то здесь, то там разлад. Не сразу, не за один день, но проходит время, и душа уже напоминает какое-то болото, а то и помойку. Когда мы прекращаем молитву, забываем о службе, пренебрегаем исповедью и причастиеммы сами отпускаем руку Христа, удаляем Его из нашей жизни. И что же в ней тогда остаётся?

Любому священнику приходится посещать умирающих людей, исповедовать их. И знаете, часто при таких посещениях видишь, как человек уже на пороге смерти смотрит на свою жизнь и с горечью говорит, что жизнь его была наполнена ерундой. Даже если не говорить о грехах,— а вы все итак знаете, что грех это плохо,— многие вещи, которыми мы наполняем нашу жизнь, просто бессмысленные и пустые, и перед смертью приходится жалеть, что на них было потрачено время.

Но вот о времени, потраченном нами в храме, нам не придётся жалеть ни перед смертью, ни на Страшном Суде. Время, потраченное нами на молитву, на чтение Священного Писания, не будет временем, потраченном впустую. Через это мы показываем Господу, что любим Его больше, чем себя, держим крепко Его руку. И это делает нас людьми, которые являются своими Богу. А если каждый раз мы вместо молитвы делаем выбор в пользу того, чтобы заняться какими-то пустяковыми, бессмысленными делами, то это делает нас чужими для Бога.

Сейчас вы все стоите в храме, и можно сказать, что для вас нет нужды об этом напоминать. Но у каждого может прийти время охлаждения, время суеты, время, когда подступит леность или, наоборот, заботы, которые будут отвлекать вас от службы Божией, от молитвы. И я надеюсь, что тогда вы вспомните то, о чём мы говорили сегодня, и победите искушение, не отпустите руку Христа.

Храни вас Господь!


( голосов: 6 )
   
Проповедь протоиерея Симеона Льва в среду третьей седмицы Великого поста - О воздержании языка, 15 марта 2017 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

05yazik

Источник изображения — omo.io

Прошло около трети поста, но уже сейчас радостно видеть, что церковные молитвы и назидания приносят свои плоды. Большинство наших прихожан совершенствуется в благочестии, постится, чаще стали посещать храм, меньше стало сплетен и клеветы. Может ли что быть в духовных подвигах легче сдерживания языка, или что прекрасней молчаливых уст? Тяжело ли не клеветать на братьев и сестёр? Не тяжёлые труды нам нужно вынести, не тяжкие бдения нам, уставшим, нужно совершать в течение целого дня и ночи, не ров вырыть, не насыпь воздвигнуть, следует только держать язык за зубами, поучая не тотчас пользоваться им, особенно в делах, к нам совсем не относящихся.

Будем пользоваться языком для воспевания хвалебных песнопений во славу Творца, для тщательного исследования догматов, если нам это угодно и доступно, для потребностей, вызываемых жизнью, для добрых слов о своём ближнем, но при этом пользоваться не свыше меры, чтобы не впасть в позор лести: это — самая лучшая мера, а именно она вызвала на размышления некоторых, стоящих вдали от наших священнодействий. Злословие всегда появляется вследствие гордости по отношению к ближнему. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя (Притч. 4, 24), ибо Дом надменных разорит Господь (Притч.15, 25).

Какое обычное начало действий языка? «Такой-то живёт дурно и мне совершенно не нравится; мне следовало молчать и не осмеивать его, но дела его вызывают на это». Поистине, они умны на зло (Иер. 4, 22) и даже превосходят ухищрения лукавого: не достигнув цели посредством неправых замыслов, язык тайно вкрадывается посредством действий, кажущихся правыми.

«Такой-то живёт порочно?» — А ты живи хорошо, чтобы самому в свою очередь не подать повод другим говорить о тебе тоже самое и, таким образом,— грешить. Такой-то живёт порочно? — А этот живёт хорошо; итак, предоставь тому, как говорит ап. Павел, перед своим Господом стоять ему, или падать (Рим. 14, 4), а жизнь и деятельность его держи в памяти для подражания.


( голосов: 11 )

Подробнее: Проповедь протоиерея Симеона Льва в среду третьей седмицы Великого поста - О воздержании языка, 15 марта 2017 г.

 
Проповедь протоиерея Симеона Льва во вторую неделю Великого поста (образ Божий в человеке), 12 марта 2017 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

04sotvorenie

На фото: фрагмент иконы с изображением сотворения человека.

Во второе воскресенье Великого Поста Церковь направляет наш мысленный взор на учение святого Григория Паламы об образе Божьем в нас. Именно Палама отвечает на вопрос: "Что такое «образ Божий», вписанный Самим Богом в нас?

Григорий Палама начинает своё наставление замечательными словами, взятыми у апостола Павла. «Мы — причастники Божества»,— говорит он. Апостол Пётр сказал даже сильнее: «Мы — причастники Божественного естества». Даже ангелы Божьи не имеют в себе того, что дано человеку — образа Божьего, хотя по подобию (по непорочности, по духовности) они и превосходят нас. Утратив житие по божественному подобию после прародительского греха... мы не потеряли житие по образу Его. Вспомним кстати, что эта мысль проходит и в одном из наших заупокойных пений: «образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений». Но наиболее интересно то превосходство человека над ангелами, которое Палама видит в строении нашего познания. Только мы одни из всех созданий имеем кроме ума и рассудка, ещё и чувства. Только человек может заниматься наукой, исскуством, земледелием, строительством.

Безмолвник, подвижник не только не высказывал пренебрежения к земному и человеческому, но и прославлял плоть. Ту самую плоть, которая, казалось бы, служит помехою для монашеского равноангельного жития. То, чем люди в своём познании отличаются от ангелов, именно чувственное восприятие, восхваляется, как источник совершенно недоступных ангелам откровений в познании; как возможность создания новых форм и предметов. За много столетий до Паламы блаж. Феодорит еп. Кирский увидел образ Божий в человеке в способности творить. У Паламы в одной из его проповедей есть очень восторженное место, в котором он говорит о целях воплощения Слова Божьего. Длинное перечисление этих целей, он заканчивает небывалым в святоотеческой литературе, и непривычным для лжедуховной аскетичности прославлением святой телесности: «Чтобы почтить плоть и именно смертную плоть, чтобы высокомерные духи не смели считать и думать, что они честнее человека, и что они смогут обожиться вследствие своей бесплотности и кажущегося бессмертия...».


( голосов: 6 )

Подробнее: Проповедь протоиерея Симеона Льва во вторую неделю Великого поста (образ Божий в человеке), 12 марта 2017 г.

   

Страница 1 из 5

<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 Следующая > Последняя >>