Проповеди
Проповедь протоиерея Симеона Льва о святом апостоле Варнаве 24 июня 2020 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

04_varnava

Святой апостол Варнава

Сегодня Св. Церковь чтит память св. апостола Варнавы. В Деяниях св. апостолов рассказывается, как в языческий город Ликаон явились двое таинственных пришельцев, которые исцелили человека, хромого от рождения. Чудо совершилось силою Господа Иисуса Христа, но идолопоклонники решили, что это их боги сошли на землю и излечили хромца. Одного из пришельцев, имевшего спокойный и величественный облик, они сочли «верховным божеством» — Зевсом. Другой, худощавый, подвижный, красноречивый, показался им «вестником богов» Гермесом.

Впереди толпы язычников важно шествовал жрец Зевса. Следом несли венки, чтобы возложить их на головы «оживших кумиров», и вели жалобно мычащих волов, предназначенных им в жертву. Увидев такую встречу, чудотворцы пришли в ужас — они вовсе не искали своего, и языческие почести внушали им омерзение. Они разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: «Мужи! Что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и всё, что в них» (Деян. 14, 14-15).

В Ликаонию пришли не языческие боги или маги, а смиренные Благовестники Истинного Бога. Тот, кого невежды почли Гермесом, был великий просветитель народов, Апостол Павел. Второй пришелец, который показался ликаонцам «верховным» Зевсом, был святой Варнава, Сын Утешения.

Святые апостолы с трудом убедили толпу не приносить им жертв. Зеваки, охочие до языческих зрелищ, разошлись по домам. Остались те, кто желал услышать о Христе, и в их сердцах апостольская проповедь зажгла свет спасительной веры, рассеяв мрак невежества.

Праздная толпа всегда легкомысленна и непостоянна, часто предаёт поруганию тех, кому недавно поклонялась. В Ликаонию явилась группа иудеев, клеветавших на Христа. Подстрекаемая ими, та же толпа, которая хотела венчать чудотворцев Христовых и закалывать волов в их честь, побила камнями Апостола Павла. Его посчитали мёртвым и выбросили безжизненное тело за городские стены. Выхаживал его святой Варнава, которому не впервые доводилось врачевать душевные и телесные раны своего великого друга.

Прославляя людей, совершивших величайшие деяния, мы подчас забываем о тех, кто вдохновлял их на подвиг: верных соратников, мудрых наставников, надёжных друзей. Одним из таких земных ангелов-хранителей для Апостола Павла стал святой Варнава. Их дружба началась ещё в юности, когда оба они носили другие имена и учились в школе знаменитого раввина Гамалиила.

Лучшими учениками Гамалиила были двое друзей — Савл и Иосиф. Савл выделялся острым умом, схватывал всё на лету и тут же стремился поделиться знаниями с другими, применить Закон в жизни. Ум Иосифа был не так быстр, но он восполнял это редким прилежанием и послушанием, углубляясь в познание Божественной Премудрости. Родители Иосифа были из иудеев рассеяния: устав от постоянных иерусалимских смут, они переселились на Кипр. Однако семья была благочестива и достаточно богата, чтобы дать Иосифу лучшее образование — так он попал в школу Гамалиила. Среди гордых коренных иудеев юноша чувствовал себя неуютно, да и по природе был застенчив. Кроме школы он знал только одну дорогу – в храм Божий. Иосиф боялся греха, избегал общества буйных сверстников, и не желал слушать тех слов, которыми ум юноши мог бы помрачиться.

Хотя Савл и Иосиф имели противоположные по виду характеры, их обоих роднило общее устремление к Божественной Истине. Но затем пути двух друзей разошлись — резко и, казалось, навсегда.

Иосиф услышал, как Иисус Назарянин учит народ во храме, и слова Его явились для кроткого юноши слаще мёда. Он пал к ногам Христа, умоляя сделать его Своим Учеником, и удостоился от Сердцеведца Господа призвания в числе семидесяти апостолов, среди которых Предание называет его первым. Смиренный и кроткий, всегда готовый услужить собратьям, Иосиф пользовался в апостольском кругу общей любовью. За доброту и кротость апостолы прозвали его Варнавой — сыном утешения.

Совершенно иначе складывается судьба Савла. Он примкнул к фарисейским кругам, в которых имя Распятого Иисуса произносилось с ненавистью, о Нём говорили как о самозванце тёмного происхождения, враге народа и соблазнителе Иудеи. Слушая старших законников, Савл проникался гневом, который казался ему священным. Встречи друзей-однокашников стали редкими и неприятными. Святой Иосиф-Варнава пытался спорить с Савлом, но в отчаянии затыкал уши, когда тот начинал повторять фарисейскую клевету на Спасителя мира. Затем всякое общение между ними сделалось невозможным. Савл стал соучастником убийства святого первомученика Стефана, он «терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян. 8, 3).

Святой Варнава с ужасом слышал о злодеяниях, которые совершал друг его юности. Но не праведным гневом, а великим состраданием к Савлу переполнялось сердце Апостола Христова. Не месть беззаконнику, а любовь к несчастному грешнику заповедана сынам Нового Завета. Ополчаясь на Церковь Спасителя, Савл прежде всего губил собственную душу. Любовь к ослеплённому ненавистью другу не остывала в сердце святого Варнавы, и он неустанно молил Всемилостивого Иисуса: да дарует Он прозрение заблудшему Савлу. Молитва эта была услышана Господом.

Одержимый злыми замыслами против последователей Распятого, торопился Савл по дороге в Дамаск. Но внезапно Неизреченный Свет воссиял перед ним и кроткий голос Спасителя спросил: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9, 4). Господь призывал заблудшего на истинный путь. Савл оказался достойным призвания. В своих посланиях этот бывший гонитель с потрясающей искренностью кается в преступном прошлом.

Как гром с ясного неба, грянула в Дамаске проповедь новообращённого Савла, обличавшая совершённое фарисеями богоубийство и звавшая всех последовать Распятому и Воскресшему Иисусу. Ярость фарисеев против проповедника разжигало более всего то, что обвинение исходит из уст их недавнего сообщника. Опасаясь, что иудеи убьют Савла, христиане Дамаска отослали его в Иерусалим к Апостолам.

В Иерусалиме Бог послал Савлу встречу с другом его юности, святым Варнавой. Невольно содрогнувшись при виде Савла, святой Варнава испытал величайшую радость, когда тот припал к его коленям со словами: Прости меня, учитель правды! Всё сказанное тобою о Христе — истина. Того, Кого я раньше хулил, называя сыном плотника,— Того Самого исповедую Сыном Божьим.

Умиляясь, слушал святой Варнава это исповедание. Он поверил другу сразу, помня его пылкую искренность во всём и понимая, что Савл, столь горячо служивший своему заблуждению, теперь с ещё большей пламенностью обратился к служению Истине. Выслушав дивный рассказ Савла о явлении ему Света Божьего на пути в Дамаск, святой Варнава возблагодарил Господа, взял друга за руку и повёл его к старшим Апостолам.

Среди верных святой Варнава пользовался всеобщей любовью и уважением. Его свидетельства оказалось достаточно для того, чтобы раскаявшийся гонитель вошёл в апостольский круг. Чтобы стереть клеймо его тёмного прошлого, для новой жизни Савлу дали новое имя — Павел, что значит «малый». Так до конца земных дней первоверховный Апостол, смиренный Павел, считал себя меньшим и худшим из всех, недостойным апостольского звания.

Всевышний снова свёл вместе друзей юности, объединив их в служении Себе. Верным Дух Святой сказал: «отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13, 2). Вместе они странствовали по городам и странам, проповедуя св. Евангелие. Плечом к плечу противостояли они фарисейскому коварству и языческой свирепости, разделяли труды и страдания, неустанно возвещали миру о его Спасителе и радовались о людях, принявших их проповедь, вступивших на путь спасения. Апостол Павел первенствовал в слове — пламя его речей, в которых мощь разума сочеталась с пылким чувством, легко возжигало в сердцах святую веру. А Апостол Варнава, уже во всех церквах восхваляемый за благовествование (2 Кор. 8, 18) и совершенно чуждый всякой зависти, был счастлив успехами друга. Совместными трудами двух друзей и собратьев о Господе была просвещена родина Апостола Варнавы – остров Кипр.

В этих совместных странствиях у Апостолов был ещё один спутник, племянник святого Варнавы – Марк, совсем юный, изнеженный баловень из богатой семьи. Он не выдержал великих апостольских трудов, и в пути отстал от святых Павла и Варнавы. Потом он опомнился. Когда Апостолы сошлись в Иерусалим на Собор, Марк слёзно начал молить их взять его в новые странствия, обещая мужественно переносить любые лишения, страдания и даже смерть за Христа. Святой Варнава поверил своему племяннику и согласился взять его с собою, но Апостол Павел отказал наотрез. Беспощадный к себе, первоверховный Апостол был очень требователен к своим сподвижникам: всякое малодушие казалось ему изменой священному делу благовествования.

По поводу Марка между Апостолами произошла размолвка, в которой кроткий Варнава проявил необычную для себя твёрдость. Он не мог не снизойти к слабости юного Марка, не позволить ему вновь попробовать свои силы в служении Господу. Апостол Павел не смирился с этим и избрал себе нового спутника, святого Силу. А святой Варнава отправился в дорогу вместе с Марком.

Так пути друзей юности вновь разошлись. Всё это случилось по особому усмотрению Божьему, чтобы они, идя врозь, спасли большее число душ. В споре о юном Марке оказался прав не первоверховный Апостол Павел, а любвеобильный святой Варнава. Закалившись в совместных с ним трудах, святой Марк просиял несокрушимым христианским мужеством, подвигами, замечательными даже среди апостолов. Впоследствии и для первоверховного Апостола Петра любимым сподвижником являлся святой Марк. Этот бывший «робкий ягнёнок» предстал в истории как лев Александрийской Церкви. Перу святого Марка принадлежит одно из четырёх боговдохновенных Евангелий. И этот ярко горящий светильник зажжён кротким святым Варнавой — им воспитан великий Апостол и евангелист Марк.

Высоки и собственные апостольские заслуги святого Варнавы. Он проповедовал в Антиохии, Греции и Италии, первым явился возвестить о Христе в столицу империи Рим, где затем уступил место величайшим в силе и слове первоверховным Апостолам Петру и Павлу. Но более всего трудов святой Варнава положил на просвещение своей земной родины и по праву именуется Апостолом Кипра.

Здесь, в родном краю, Апостол Варнава принял и мученическую кончину от рук фанатиков синагоги. Бог открыл ему срок окончания его земного служения. Апостол позвал своего любимца, святого Марка, и сказал ему: В этот день я приму смерть от рук иудеев, как сказал мне Господь. Ты же похорони тело моё и иди к другу моему, Апостолу Павлу. Как и предсказал святой Варнава, в тот же день он был схвачен сонмищем иудеев и побит камнями. Убийцы хотели сжечь его тело, но оно осталось невредимым в пламени костра. Святой Марк похоронил Апостола, по его завещанию положив ему на грудь переписанное его рукой Евангелие от Матфея.

И после кончины Апостол Варнава продолжал благотворить своим землякам-киприотам. На могиле святого стали подаваться чудесные исцеления: хромые получали хождение, слепые прозрение, приводились сюда и бесноватые, и тотчас духи нечистые отбегали от людей с громкими воплями.

Сердечной молитвой и величайшей добротою, готовностью прощать и верить святой Варнава восставлял своих ближних из состояний тягчайших грехопадений. Будем же подражать ему в этом, как должно истинным сынам Нового Завета,— иначе вся вера наша выродится в пустое фарисейство, противное Христу Спасителю. Для каждого, чьё сердце начинает остывать в любви к ближнему, звучит предостережение: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец (1 Ин. 4, 20).

Научимся же и мы от великого Сына Утешения доброте и кротости, милосердию и братолюбию, воспевая ему не одними устами, но от чистого сердца: «Господень был всеистинный служитель, озарил ecи проповедь твою, всем возвещати Христа Спаса: сего ради песнопеньми Божественную память твою Варнаво, совершаем». Аминь.


( голосов: 0 )
 
Проповедь протоиерея Симеона Льва в День Святой Троицы (Пятидесятницы) 7 июня 2020 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

03_troitsa

На фото: икона Святой Троицы в нашем храме, 7 июня 2020 г.

Происхождение праздника Пятидесятницы относит нас на три тысячи лет тому назад на богошественную гору Синай, на которой пророк Моисей получил от Бога Закон, по которому надлежало жить народу, Богом усыновлённому. Закон этот не был изречён человеческими устами, но начертан огненным перстом на каменных плитах — скрижалях. Он должен был стать руководством народа Божьего, его путеводителем к Земле Обетованной, к тому месту, где народ-странник, народ-изгой должен был получить чаемое упокоение. Это произошло на пятидесятый день после драматического Исхода евреев из Египта, их чудесного избавления от рабства и погибели.

День дарования Закона, пятидесятый день после еврейской Пасхи, праздновался народом Божьим как праздник Кущей. Кущи – это шатры, палатки, в которых странствующий народ расположился у горы Синай в то время, как их вождь и пророк Моисей на вершине Синая получил от Бога Скрижали Завета. И вот, по установлению Божьему, в память о сорокалетнем странствии, люди покидали свои дома и поселялись в кущах. Кроме того, в знак благодарности за великие благодеяния Господа, израильтяне украшали свои жилища и Иерусалимский Храм ветвями растений и букетами цветов.

Сегодня православные храмы в России, как и в других странах мира, украшаются, как некогда украшался Иерусалимский Храм, и причина этого украшения всё та же: мы благодарим Бога-Спасителя за то, что мы, Народ Божий, Новый Израиль, Православная Церковь, люди, соединившиеся с Богом в Таинствах, обрели, как некогда древний Израиль, смысл нашего существования, мы получили возможность вечной жизни, возможность спасения. Сегодня день усыновления всех нас Богом, сегодня День рождения нового народа — Церкви Христовой.

Бог не отменил Своего Ветхого, т. е. древнего Закона после Воплощения Сына Божьего. Господь Иисус Христос исполнил Закон. Он так и сказал Своим ученикам: Не думайте, что я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить (Мф. 5,17). Слово «исполнить» имеет ещё одно значение, которое мы, в нашей эстрадной культуре, как-то забыли: исполнить — значит сделать полным, совершенным, восполнить.

Закон Ветхий дан был евреям для того, чтобы руководить их в землю Обетованную, в землю, текущую молоком и мёдом. Закон Христов призван руководить Новый Израиль, Церковь Христову на Небо, в Царство Небесное, ведь человеку, созданному по образу и по подобию Божьему,— тесна земля. Ему, как Сыну Божьему, нужно Небо.

И вот, по удивительному, непостижимому замыслу Спасителя нашего после Вознесения Господня, в день Пятидесятницы, произошло это окончательное исполнение Закона: Дух Святой сошёл на апостолов и силою Своей Благодати превратил слабых, маловерных, трусливых и неискушённых в Божественной Премудрости людей в то, что позже апостол Павел назовёт «столпом и утверждением Истины» — в Церковь Христову! И некогда дрожащие и косноязычные стали бесстрашными и пламенными проповедниками, некогда скрывавшиеся за стенами своих домов «страха ради иудейска» вышли на площади городов, предстали перед жестокими языческими правителями, ничего не боясь и ни в чём не сомневаясь, с проповедью радостной Вести о вечной жизни. «Евангелие» по-гречески — это и есть «радостная весть», «благая весть». Весть о примирении человека с Богом, весть о спасении от вечной смерти. Так действовала и действует благодать Духа Святого, «Иже от Отца исходящего» в Теле Христовом — Его Церкви.

Любовь, восполняющая Закон, не может совершаться человеческими усилиями. Ей мало формального запрета: не убий. Она говорит: «Возлюби врага». Любви мало юридической нормы: не укради. Она требует: «отдай последнее ближнему».

Кое у кого эти слова Св. Писания вызывают негодование: «Какие они двуличные эти христиане. Мы слышим от них: «отдай последнее ближнему», а попросишь у них: «Дай денежек на туфли, или на еду — фигу получишь. Не буду с ними общаться, а буду обличать их лицемерие». Что стоит за таким обличением? Желание манипулировать Св. Писанием в своих интересах, отсюда недолгий путь к сектанству, к людям, которые по одному выражению Писания, делают выводы о смысле всей Библии. Св. Церковь учит нас, что смысл любого выражения Слова Божьего можно понять, зная учение всего Писания. Что же касается «поделись последним с нуждающимся», то Господь действительно призывает нас быть милосердными, помогать нуждающимся, а не тем, кто не хочет трудиться, а жить на халяву. Причем, жить «красиво». Пример такого существования вспоминается мне из сельской жизни. В село, где я служил, часто захаживали отряды побирушек – женщин с кучей малолетних босоногих детей. Они жалобно просили дать им денежку детям на еду и обувку. Сочувствующие давали им что-то из еды и то, что осталось от своих детей, иногда практически новые вещи. Собрав всё это, заодно прихватив и зазевавшихся курочек, они шли до ближайшей помойки. Там эти побирушки снимали с детей грязную одежду, переодевали в чистую, а грязную выбрасывали на помойку. Не надо ни стирать, ни гладить.

Да, Церковь учит нас помогать нуждающимся: тем, у кого случилось несчастье: сгорел дом, потеряно здоровье, инвалидам детства, одиноким старикам, немощным. А не тем, кто вместо работы идёт дышать свежим воздухом, с твёрдым убеждением: «На наш век дураков хватит».

Продолжу беседу о сегодняшнем празднике. Любовь призывает нас совершить немыслимое: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

Разве сам человек своими силами способен совершить подобное? Но «Божественная Благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи» действует в Церкви с того великого дня Пятидесятницы и до сего дня. Дух Святой, а не мы сами, молится в нас. Дух Святой, а не священник, совершает Таинства Церкви. Дух Святой, Саму Церковь Христову создавший, хранит Её и доныне так, что не могут одолеть её и врата ада.

И если иудеи так благодарили Бога за Его благодеяния, если они так украшали дома свои и Храм цветами за Землю обетованную, то что же мы, христиане, должны воздать Ему сегодня за Небо, отверстое нам? Какие букеты принесём мы нашему Богу? Послушаем стихотворение нашей современницы Елены.

"Но, смутясь, скажу: «Прости!

Прости нас, Боже! Мы пришли оттуда,

Откуда и пойти-то было чудо.

Наш дар, он весь — в горсти». (Елена Пудовкина, «Сочельник...»)

В горсти, как у бедной вдовы, положивший две лепты в сокровищницу Храма, всё, что у нас есть, все наши скорби и радости, всё наше ещё не начатое покаяние, всю нашу надежду и веру, наши труды и таланты – вручим Господу, потому что это не наше, это — Его. Пусть Он распорядится этим, как Ему угодно. Аминь.


( голосов: 6 )
 
Проповедь иерея Петра Украинцева в Неделю о Закхее, произнесена в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове 2 февраля 2020 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

01_zakhei

Источник изображения — wikimedia.org

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение, в неделею о Закхее, начинает подготавливать нас к Великому посту. В течение подготовительных недель и седмиц Великого поста нам с вами предстоит пройти путем восхождения от Иерихона, как города, изображающего нашу повседневную жизнь, преисполненную страстями и грехами, до Иерусалима – святого города, Царства Божьего. Пост является для нас возможностью изменить себя, стать хоть немного, но поближе к Богу. Пост может стать для нас определенным стимулом в том, чтобы положить начало в изменении своей жизни. Но чтобы пост принес нам духовную пользу, Церковь показывает нам, как правильно его пройти, опираясь на примеры из Евангелия.

И первым таким добрым примером для нас является Закхей, житель города Иерихона. Этот человек был начальником мытарей, то есть сборщиков податей. В то время Иудея была подчинена Римской Империи, и именно мытари занимались сбором налогов в пользу оккупационной власти. Наверное, и без того понятно, что эти люди были ненавидимы своими соплеменникам. К тому же, мытари, пользуясь своей защитой от римской власти, безнаказанно грабили своих соплеменников, беря гораздо более, чем полагалось собирать. Примером ненависти иудеев к мытарям могут являться и слова из Евангелия от Матфея, в которых согрешившего человека пытаются вразумить. Попытки вразумления человека заканчиваются словами: «... А если и церковь не послушает, будет тебе как язычник и мытарь» (Мф 15:17). Само же имя Закхей в переводе с еврейского означало «чистый», «достойный». Наверное, сочетание его имени с профессиональной деятельностью не могло не вызывать горькой усмешки у людей, с которыми ему приходилось иметь дело.

И вот, этот человек Захей, начальник мытарей, очень хочет увидеть Иисуса Христа. И это было не простой прихотью скучающего человека. Это не было желанием получить определенное впечатление, которыми можно было бы жить несколько дней, а потом так же безмятежно и благополучно о нем забыть, уйдя с головой в свои повседневные дела и заботы. Это было желанием прикоснутся к святости. Возможно, он увидел в этом шанс измениться, вырваться из повседневной греховной жизни и наконец-то приблизиться к Тому, Кто сможет преобразить его. Но шансов пробиться к Иисусу Христу у него практически не было. Людей вокруг Спасителя было такое количество, что подойти к Нему было просто невозможно. Каждый из окружающих Господа знал Закхея и пытался хоть в этом малом отомстить ненавистному человеку, оттолкнув и не пустив его ближе. Обладая низким ростом, Закхей понял, что не имеет никакой возможности даже издали увидеть Господа. Не похоже ли это порой на нашу жизнь? Как часто Господь открывается человеку, но повседневные дела, окружающая обстановка не позволяют ему приблизится к Богу. Подобно тому, как плевелами заглушаются маленькие ростки пшеницы, стремящиеся к свету, заглушаются намерения человеческой души, стремящейся к Богу. Эта толпа как будто бы призывала Закхея отойти от его замысла, вернуться к той спокойной, сытой, богатой, но пустой жизни, к которой он так привык! Но Закхей не хотел терять свою возможность. «Праведника от грешника отделяет лишь одно — решимость»,— говорит преподобный Серафим Саровский, и именно этой решимости было преисполнено сердце Закхея. Он решился на действие, которое не соответствовало ни его возрасту, ни тем более его статусу. Он забежал вперед и залез на дерево, чтобы с него увидеть проходящего мимо Иисуса Христа. Сложно себе представить, что большой важный начальник, очень богатый, да еще и искренне ненавидимый своими земляками, способен на такое действие! Его поступок в глазах людей означал бы полную потерю авторитета, насмешки, шутки. И с этим ему предстояло жить дальше. Но Закхею это было уже не важно. Его сердца коснулась Благодать Святого Духа, и он не желал ее разменивать ни на что. Для него встретить Господа стало самым важным событием в жизни! И Господь, видя его стремление, видя направление его души, не оставил его. «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк 19:5) — говорит Иисус Христос. С точки зрения правоверного иудея поступок Господа был бы просто немыслим. С мытарями вообще запрещалось общаться, кроме случая уплаты налогов, а тут еще не только беседа, но и посещение дома! Однако Господь взирает не на лицо, но на душу человека. «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2:17) — говорит Иисус Христос. То, к чему стремился Закхей, в полноте исполнилось. Закхей меняется, и свидетельством этого являются его слова: «Господи, половину имения моего дам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк19:8). Это уже не жадный грабитель, не кровопийца, но преобразившийся человек. Вспомним, подобное преображение произошло и со св. равноап кн. Владимиром, и благоразумным разбойником. Сердце Закхея теперь преисполнилось любовью к ближним. Он готов половину своего имения раздать, а обиженным им людям не только вернуть то, что был должен, но отдать вчетверо больше! Для него, несомненно, это стало полным раззорением. Он совершенно добровольно лишал себя всего того, что копил всю жизнь! Но зато он приобрел главное сокровище своей жизни — Бога. Теперь этому главному сокровищу принадлежала его душа.

Господь Иисус Христос засвидетельствовал изменение его души словами «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк. 19:9). И сыновство Авраама вовсе не по плоти. «Авраам — отец верующих» (Рим 4:11), как скзано в Священном Писании, и эту веру, показанную Авраамом в своей любви к Богу, в полноте исполнил и Закхей всей дальнейшей жизнью. Согласно преданию Церкви он стал первым епископом в Кесарии Палестинской и сподвижником апостола Петра.

Это поучительное повествование служит прологом нашего духовного пути из Иерихона в Иерусалим, нашего шествия от подготовительных недель Великого поста к светлому празднику Пасхи. Нам, как и Закхею, предстоит возвыситься, чтобы Господь увидел нас. И это возвышение может быть в смирении, а также в стремлении подняться над нашими страстями и грехами: ленью, нерешительностью и малодушием, зависимостью от людского мнения. Как и Закхей, мы призваны стать «чадами Араама», чтобы, как он, ходить перед лицом Божиим, а не перед лицами людей. Чтобы не только внешне быть благочестивым, но внутренне быть исполненным любви к Богу и ближним.

Нам следует быть не толпой, окружающей Спасителя, ждущей чудес, ярких впечатлений и исполнений своих личных просьб и желаний. Мы призваны к большему: стать учениками Господа, любящими Его всем сердцем и живущими по Его святым заповедям.

Уже скоро мы с вами услышим слова великопостного тропаря: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Дай, Господи, и нам принять Тебя в дома наших душ, как некогда принял Тебя Закхей. Аминь


( голосов: 10 )
   
Проповедь протоиерея Симеона Льва в Неделю святых праотец 29 декабря 2019 г.

Внимание, откроется в новом окне. Печать

18lono_avaraamovo

Источник изображения — pokrov.mkk.ru

Сегодняшний воскресный день называется в богослужебных книгах Неделей св. праотец. Праотцами Церковь называет всех ветхозаветных праведников, патриархов и пророков, живших до Р. Х.

Первым из праотцев Христовых является Адам. Адам на древнееврейском языке означает – «человек». Бог поселил первого человека в Эдемском саду, в котором было всё, в чём нуждался Адам. Первый человек имел возможность беседовать с Самим Богом, Творцом Вселенной. Своё образование Адам получил у самого лучшего учителя, который был ему и лучшим другом. Человеку была дана лишь одна обязанность – заботиться о земле, возделывать её. В райском саду ждало Адама только одно испытание: воздерживаться от плодов дерева познания добра и зла. Поскольку в Эдеме фруктов было огромное изобилие, этот запрет был человеку не в тягость. Человек, имевший свободу выбора, оказывал почтение Богу своим послушанием. Безмятежная, счастливая жизнь Адама продолжалась до тех пор, пока он не встретился с падшим ангелом – сатаной. Сатана обратился к первой женщине – Еве с вопросом: Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю (Быт. 3, 1)? Этим вопросом Сатана внушал мысль Еве, что её обманывают и нельзя быть такой наивной, чтобы принимать слова Бога за непреложную истину: «Бог, наверное, хочет утаить от вас что-то хорошее. Откуда вы знаете? Может быть, Бог совсем не такой добрый и любящий, каким представляется?» Лукавый дух прикинулся добрым и заботливым, и сначала поставил под вопрос Слово Божье, посеяв в уме человека сомнение, а потом открыто заявил, что Бог является лжецом. Согласно его утверждению, Бог запретил людям вкушать плоды дерева познания добра и зла, потому что опасался, как бы они не узнали слишком много. Хитрый дьявол соединил правду с неправдой. Добро и зло люди, действительно познали, но Богу во всём не уподобились. Кроме того, сатана пообещал, что люди не умрут, а это была чистая ложь. Стоит заметить, что Адам, супруг Евы, находился рядом с ней в течение всего её разговора с дьяволом. Он мог бы помешать Еве вкусить плод, мог и сам отказаться есть его. Однако они его ели оба. Так были разорваны узы дружбы, связывающие Бога и человека. У них были все основания обвинить сатану во лжи, но они предпочли ему поверить. Адам перешёл в стан мятежников и стал врагом Богу.

Кто-то скажет: «Ведь это такая мелочь – всего лишь откусить кусочек от плода». Да, но с виду небольшое испытание затрагивало самые глубины человеческого существа, обладающего свободной волей. Но вот, пришло время дать Богу отчёт в своём поступке. Адам честно признался, что вкусил плод, но тут же добавил: я сделал так потому, что этот плод мне дала жена, да, та самая которую сотворил Ты. Все ясно: виноват Бог! И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела (Быт. 3, 13). Вот, если бы Бог не сотворил змея, тогда бы Ева не согрешила. Опять получается, что во всём виноват Бог… А змея Бог спрашивать не стал: у него нет ног, чтобы предстать перед Богом. Господь дал возможность Адаму и Еве покаяться в своей ошибке, но они предпочли свалить вину на другого. Вполне Адам мог сказать: «Боже, я очень виноват перед Тобой! Пожалуйста, прости меня! Мне очень хочется, чтобы наши отношения остались прежними. Скажи, как мне их восстановить?» Кто знает, если бы Адам искренне покаялся, вероятно, Бог тут же пожелал бы восстановить прежние отношения с ним. Мы знаем, что Бог не уничтожил Адама. И более того, Он пообещал когда-нибудь освободить человека от власти сатаны. Сделано это будет потомком Евы – Мессией, т. е. Спасителем. А пока что, последствием греха стали тяготы, борьба за выживание, и смерть. Смерть для тела, для отношений, смерть надеждам на будущее блаженство.

Далее из Библии мы узнаём, что следующим праотцем был сын Адама – Авель. Св. Писание говорит о нём так: Верою Авель принёс Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен (Евр. 11, 4).

Авель недолго жил в этом мире. Об особых делах его тоже ничего не сказано. Тем не менее, он особо отмечен Богом, поставлен во главу длинного ряда ветхозаветных праведников. Авель был первым верным свидетелем, и притом таким, который своею кровью запечатлел своё свидетельство о Боге. Что сделало Авеля таким великим? Это была его вера. Вера Авеля, прежде всего, выразилась в принесенной Богу жертве. Большинство из нас думает, что вера есть дело только головы, и она ничего не стоит. В действительности же, она начинается с приношения, жертвы, отречения. Вспомним отца всех верующих — Авраама. Придя к вере, он пожертвовал своей родиной, друзьями и домом отца своего. Он отдал Измаила, затем даже Исаака и свою любимую жену. Подобно этому было и у Моисея. Это то, чем всегда отличается истинная вера, она никогда не приходит к Богу с пустыми руками, но приносит Ему то, что Он желал бы видеть на Своем жертвеннике. К сожалению, немало в наших храмах верующих, которые готовы слушать проповеди о чём угодно, но только не об отдаче и жертве. У них сразу портится настроение, и рождается подозрение, что Церковь хочет их ограбить. Это и есть вера от головы, и она своему носителю, действительно, ничего не стоит, и никакой ценности в очах Божьих не имеет. Грешный человек знает, что такой, какой он есть, он не может быть приятен Богу, поэтому он старается принести Ему что-нибудь, что могло бы сделать его благоугодным перед Ним.

Вера так же есть то внутреннее отношение души к Богу, когда доверяешь Ему как дитя и вполне опираешься на Него. Это отношение души к Богу и дало перед Ним истинную цену принесённой Авелем жертвы. Если у человека в душе нет любви к Богу, то ему трудно понять, почему две  лепты евангельской вдовицы (Мк. 12, 42) ценнее  стоимости земельного участка Анании и Сапфиры (Деян. 5, 4).

Вера должна иметь некоторое откровение от Бога, на котором она основана. Например, Каину было открыто, что Господь пренебрёг его жертвою, а Авелю было открыто, что Господь принял дар его (Быт. 4, 2). Таким образом, Бог сообщил Свою волю относительно жертвы уже нашим первым прародителям. Возможно, это случилось, когда Бог сделал им одежду из шкур животных (Быт. 3, 21). Вряд ли могли эти кожи явиться как-либо иначе, чем от жертвенных животных, так как мясная пища была дозволена только спустя множества поколений после потопа (Быт. 9, 3). Так, в смиренном послушании, сообразно воле Божией, Авель мог поспешить к своему стаду, принести Богу лучшую жертву всесожжения и с нею приблизиться к Нему. Только жертва, назначенная Богом, есть жертва веры и благоугодна Ему, и только она пролагает нам путь к Его сердцу. Каин, очевидно, не заботился о том, чего хотел Бог, но думал, как в настоящее время ещё столь многие, что Бог должен быть доволен всем тем, что бы Ему ни приносили. С такими мыслями лучше к Богу вообще не приближаться!

Отдав вместо себя на смерть живого ягнёнка, Авель признал себя грешником, повинным в смерти, который должен погибнуть так же, как его жертва. В жертве Авеля выступало не только святое правосудие Божие в отношении греха, но и бесконечная милость к грешнику. Без пролития крови не бывает прощения,— читаем мы в Писании (Евр. 9, 22). Может быть, у него текли горькие слезы раскаяния и сожаления, слёзы глубокого сокрушения, когда нож смерти поразил его жертву, и кровь вытекала из неё, – этого мы тем более можем ожидать, так как смерть с её ужасом была ещё мало знакома человеку. Не должен ли был Авель сказать себе: «Как ужасен грех, если самое высокое и лучшее, что Бог даровал, должно пасть его жертвой».

Не так стоял Каин перед Богом со своей жертвой. У него не было никакой мысли о своём грехе и греховности. Его жертва была жертвой благодарения. Ею Каин говорил, подобно фарисею: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18, 11). Каин видел и считал себя достаточно хорошим. Он, смотря на Бога, не нуждался ни в какой милости. Он сам признал себя невиновным и оправдал себя.

Не бывает ли такого и нами? Не берёмся ли мы сами оценивать собственные достоинства, сравнивая себя с подонками человечества, и превозносясь над ними? Или, может, кто думает, что не он Богу, а Бог ему должен. Например, дать ему  небеса и блаженство? В таком расположении души Бог не примет ни нас, ни нашей жертвы. Бог действительно милосерд, но если я принимаю себя за сосуд, наполненный справедливой праведностью, в котором нет места для милости, – то Бог, усматривающий недостатки и в ангелах, вынужден будет обличить и отвергнуть меня.

Следующий праотец Христов, на которого хочется обратить внимание – праведный Енох. Всего две строчки Св. Писания посвящено ему. Попробуем, используя достижения богословской науки, восстановить его образ и житие.

Родословие Адама сохранило память множества людей, которые в те времена жили по восемьсот-девятьсот лет. Но ничего достойного в этих людях не оказалось, чтобы писать о них на страницах Библии. Конечно, их столетия не протекали в полном бездействии. Если бы мы могли наблюдать за ними, то увидели бы, в какой суете, в каком труде и ежедневных хлопотах протекала жизнь их! Одни из них были земледельцами, возделывавшими в течение многих лет большие пространства земли и собиравшими богатые жатвы! Другие были просто пастухами, в стадах которых насчитывались тысячи и десятки тысяч голов крупного скота и в десятки раз больше мелкого скота, верблюдов без числа, лошадей и ослов! Кого-то из них за прилежание ставили в пример другим пастухам-хозяевам. Другие возвели себе большие и красивые дома, приготовили хорошую будущность для своих сыновей и дочерей, были предприимчивы, так что соседи завидовали им. Но все их дела относились к миру, и исчезали под руками. Для вечности, для Бога, для собственной души во всём том не было ничего! Люди такого рода не имеют пред Богом истории жизни. Вот как говорит о них Библия: Сиф жил 105 лет и родил Еноса. По рождении Еноса Сиф жил 807 лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Сифовых было 912 лет; и он умер. Енос жил 90 лет и родил Каинана. По рождении Каинана Енос жил 815 лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноса было 905 лет; и он умер. Каинан жил 70 лет и родил Малелеила. По рождении Малелеила Каинан жил 840 лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Каинана было 910 лет; и он умер… и так далее.

Печально, если о нашей жизни будет сказано: жил столько-то лет, народил детей, и умер. Что нами сделано для Бога, для вечности, для братьев и сестёр во Христе, для близких и для погибающего мира? Находит ли Господь в нашей жизни то, что драгоценно для Него; то, что Он может занести в Свою книгу жизни? Или Он вынужден сказать о том, что мы делаем для Него: отвратится душа Моя от них (Зах. 11, 8). Если это так, то и у нас нет истории жизни перед Богом! Хотя, может случиться и так, что мы некогда найдем записанной такую жизнь, о которой вечно будем раскаиваться.

Так было со многими окружавшими Еноха. И лишь только его одного выделяет Библия: И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его (Быт. 5, 24). Жизнь Еноха началась точно так же, как и жизнь всех других. Шестьдесят пять лет после своего рождения, то есть более одной пятой части своей сравнительно короткой жизни, он шёл широким путем, в ногу с тогдашним миром. Конечно, сообразно с жизнью тех людей это не было слишком долго, но все-таки это было достаточно, чтобы наполнить порядочную меру греха. Как жаль каждого года, каждого дня нашей жизни, которые не принадлежат Богу и которые мы проводим по стихиям этого мира! На праотце Енохе каждый до сего дня может видеть, что для человека ещё не все потеряно, хотя он и грешник по рождению, грешник по делам, – и тем более, если этот грешник хочет обратиться к Богу. В Библии точно указано время обращения праотца: И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала. Что побудило Еноха к этой новой жизни, нам не сказано, но всё же можно предположить, что поворот в жизни Еноха был тесно связан с рождением его первенца. Может быть, Енох говорил себе: «Дорогая бессмертная душа, жизнь для вечности поручена моим рукам. Это дитя дано мне Богом, чтобы я снова возвратил его Ему, воспитал для Него». Однако в душе его могло звучать: «Если ты хочешь этого, то ты сам должен быть вполне Божиим; должен быть посвящён Ему и жить для Него». И Енох не медлил. Как хорошо, если бы всем родителям была понятна великая ответственность их за души детей! Тогда бы родители с каждым новым ребёнком получали новый толчок к более святой жизни, чтобы ни один из их детей не погиб по вине отца или матери, но все были спасены!

Древнее еврейское предание считает Еноха изобретателем письма, математики и астрономии («Пятикн. Моисеево, Вильна, 1914, с. 12). В Коране (Сура 28, 20) Енох назван Учёным. По-видимому, во втором периоде жизни Эноха им была написана пророческая книга, на которую имеется ссылка в Новом Завете, в послании апостола Иуды (14).

Посмотрим же, в чём состояла новая жизнь Еноха. Как уже было сказано, после великого поворота: ходил Енох пред Богом». Подобное выражение в Библии встречается неоднократно (Мих. 4, 8; Мал. 2, 6; и др.), и везде оно означает высшую степень нравственного направления жизни человека, когда он как бы постоянно видит Бога перед собою, и в соответствии с этим согласует каждый шаг своей жизни.  Важно заметить, при каких обстоятельствах проводил Енох свою новую жизнь. Многие говорят: «Да, те люди жили как раз в то доброе старое время, когда ещё можно было жить такой жизнью; теперь в мире совсем иначе!» Однако, посмотрим внимательно, когда жил Енох. Мы найдём, что Ной, который был очевидцем ужасного суда Божьего над тогдашним отпавшим миром, был его правнук. В следующей, шестой главе Бытия мы найдём картину жизни того времени. Достаточно несколько черт, чтобы определить то «доброе старое время». Вот обвинение Божие: И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил» (Быт. 6, 3). Так что, не в золотое время Енох проживал свою святую жизнь! Чего только не видел и не слышал этот верный раб Божий! Всеобщее отпадение от Бога и безбожная жизнь того времени могли подвинуть его хотя бы на волос к отступлению, но этого не произошло. Наоборот, если все это каким-либо образом влияло на Еноха, то, без сомнения, только так, что он ещё ближе становился к Богу. Вдобавок мы читаем, что в общественном отношении Енох жил в такой же обстановке, как и все другие и многие из нас. Он жил семейной жизнью в доме, полном сыновей и дочерей. Кто не знает, что в такой обстановке встречаются скорби, печали, затруднения и неприятности! Итак, не в монастыре, не где-либо скрытым от мира, но среди всех других людей с таким же жребием, какой является и нашей участью сегодня, проживал этот праотец свою жизнь в Боге. Замечательный пример для нас и одновременно – хорошая поддержка!

Не должно ли привлекать нас и то, что Енох без колебания и перерыва проводил свою жизнь пред Богом? Это не было так, как сегодня у многих, которые называют себя верующими, у которых можно наблюдать короткий порыв, а затем следует ослабление и далее – хождение и жизнь немногим лучшая, чем у детей мира сего. Нет, о Енохе мы читаем: И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет. Если бы люди дали о нём это свидетельство, то мы могли бы ещё спросить себя, верно ли они оценили его, ибо они могли видеть его только снаружи. Данное же свидетельство дал Бог. Подумать только – триста долгих лет, никогда не отклоняясь от Бога, никогда не уходя с Его глаз, жить непрерывной жизнью с Ним и в Нем! Это не может быть иным, как блаженной жизнью духовного торжества!

Не ужасно ли и не приходится ли призадуматься, когда бываешь вынужден сказать, что такая непрерывная жизнь веры совершенно незнакома великому множеству верующих настоящего времени?! Мало ли таких, которые сознают, что они не ходили даже трёхсот дней перед Богом и с Ним с тех пор, как обратились к Нему? И сколько существует таких, которые снаружи сохраняют ещё хороший вид, так что мы почти с радостью пошли бы с ними одним путём, однако, вдруг обнаруживается, что они годами позорно изъедались червём греха! Почему же это так в наши дни? Многие хотят быть православными, чтобы избежать ада, но не удалёнными от греха: без боли плоти, не имея стены между собой и миром. Отсюда – быстрое отделение и отчуждение от Христа, так как Он и жизнь, которою они хотят жить, не совмещаются.

Чем же окончилась эта славная жизнь Еноха? Это нечто, о чём ни я, ни вообще никто не может говорить, потому что эта славная жизнь не кончилась, она не прекратилась ещё до сего дня. Мимо смерти и могилы он перешёл отсюда в тот, другой мир. Он не был от мира сего, поэтому ничего и не осталось от него в этом мире; не осталось даже земной хижины. Енох пошёл туда, где царствует Бог, его общение с Ним сделалось неразрывным. Для нас драгоценно сообщение о конце жизни Еноха, как Бог передаёт это в Ветхом и Новом Завете. В первом сказано: И не стало его, потому что Бог взял его (24). В последнем читаем: И не стало его, потому что Бог переселил его (Евр. 11, 5). Какая совершенно иная история жизни в сравнении с той, которую мы рассматривали вначале. Как ни коротко по сравнению с другими странствовал Енох на земле, всё же жизнь его простиралась неизмеримо дальше, чем жизнь всех их. Вопрос, однако, в том, на кого мы хотим быть похожими. На тех, о долгой пустой земной жизнью которых Бог ничего не имеет сказать, или на эту короткую, которую Он поставил в пример другим, и которая простирается в вечность? Мы все без исключения должны бы жить теперь жизнью Еноха, так как она для нас более возможна, чем была для него. Итогом праведной жизни Эноха был день его восхищения на небо. И мы с вами идём навстречу дню восхищения на небо! Этот великий день очень близок для всех, а перед кем-то он уже рядом! Но мы только тогда будем иметь часть в восхищении, если наша жизнь будет подобна жизни праотца Еноха! Аминь.


( голосов: 2 )
 
Священник Георгий Максимов: как избавиться от злопамятности?

Внимание, откроется в новом окне. Печать


( голосов: 5 )
   

Страница 1 из 13

<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>